Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»





Скачать 46.84 Kb.
НазваниеУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Дата публикации16.07.2014
Размер46.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива…».

Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи»

Цели урока:

  1. Проанализировать языковые единицы в функциональном аспекте.

  2. Формировать у учащихся обобщённые, сквозные умения, в том числе умение писать рецензию на произведение.

  3. Развивать интерес к исследовательской лингвистической работе, глубокому и всестороннему анализу художественного произведения.

  4. Прививать любовь к языку и поэзии.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация с теоретическим материалом, обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза».
Ход урока.

Слайд №1 - титульный. Ознакомление учеников с темой и целями урока. Задача - проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова и подготовиться к написанию рецензии на это произведение.

1.Актуализация знаний о сложноподчинённом предложении. 1)Слайд №2 Сложное предложение, состоящее из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами и союзными словами.

2) Работа с обучающей программой-тренажёром по русскому языку «Фраза», вариант №315 (сложноподчинённые предложения)

3)Рецензия - Отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку художественного произведения

2. Знакомство с работой дореволюционного гимназиста
сЛ4 3)Язык произведения

Сл 5 Чтение стихотворения Лермонтова

3. Анализ стихотворения

- Значение каких слов не понятно?

- если обратится к лексическому уровню произведения, то какие слова использует автор? (устаревшие: чело, златой)

- объясните слова сага, лепечет

- Какая особенность есть в построении этого стихотворения, что сразу бросается в глаза? (Анафора) Перескажите стихотворение прозой

- какая картина природы предстаёт перед нами

- в первой строфе о каком времени года идёт речь?(осень: малиновая слива)

- во второй (весна: ландыш серебристый)

- какое время суток описано автором

Итак картина природы не является целостной. То есть ощущение жизни не зависит от времени года.

- в целом какой здесь предстаёт природа? (живой)

- Какие средства художественной выразительности использует автор, описывая природу? Выписать в тетрадь. И зачитать:

Эпитеты – сладостная тень, душистая роса, мирный край таинственная сага

Метафоры – румяный вечер, утра час златой

Олицетворения – волнуется нива, лес шумит, прячется слива, ландыш кивает голой, студёный ключ играет. СЛ Итак, какой вид тропа встречается чаще всего? С чем это связано?

- Только ли о природе это стихотворение. Чем это произведение отличается от ранее изученных нами стихотворений Лермонтова?

- Что характерно для лирики Лермонтова? (мотив трагизма и одиночества). Помните строчки «железный стих, облитый горечью и злостью»? Зрелый Лермонтов в ряде стихотворений утверждает гармонию на земле и на небесах.

- Как связаны картина природы и человек?

Какова основная мысль стихотворения. Правильно сформулируем и запишем её в тетрадь (Человек находится в гармонии с природой, она несёт ему покой и умиротворение). Слайд 6

- Как понять последнюю строчку стихотворения?

С каким состоянием души связан бог?

Что даёт человеку религия? Почему люди верят в бога?

- Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. На какое слово должно падать логическое ударение. Выразительное чтение стихотворения учеником.

Рассмотрим морфологический уровень стихотворения.

- Какой порядок слов в предложениях: прямой или обратный? Как называется этот приём? (инверсия) Какую часть речи выносит на первый план и делает главной автор?

- какие глаголы использует автор? Слайд 7. Какой вывод о роли глаголов в передаче основной мысли можно сделать?

- Как сформулируем особенность морфологического уровня этого стихотворения ? (Запись в тетрадях) С помощью инверсии на первый план автор выдвигает глаголы, несущие основную смысловую нагрузку стихотворения.

- Синтаксический уровень стихотворения. Сколько предложений в тексте? Из скольки простых предложений оно состоит? Пронумеруйте их

- Какое это предложение?

- Определим тип придаточного предложения. Составим схему предложения.

Запишем в тетрадь синтаксическую особенность этого стихотворения: Произведение представляет собой одно многочленное СПП с придаточными времени, характеризующееся смысловой законченностью.

- Какова же роль сложноподчинённого предложения в данном произведении? (Позволяет создать целостную картину)

Слайд №8

Размер стихотворения -пяти и шестистопный ямб. Способ рифмовки – перекрестный, а последняя рифма кольцевая.

Выводы: Что используете дома при написании рецензии?

Основная мысль. Лирика зрелого Лермонтова. Средства выразительности.

Особенности данного стихотворения в плане синтаксиса.

О чём можно порассуждать во вступлении? (о природе, о поэзии)

Анализ урока.

Интегрированный урок способствует осмыслению языка в функциональном ключе, приобретению учениками познавательного и ценностного опыта. При организации данного урока было тщательно и целенаправленно отобрано содержание изучаемого материала. В соответствии с образовательными программами в 9 классе по русскому языку идёт изучение сложноподчинённых предложений, а по литературе – творчества М.Ю. Лермонтова. Данный урок позволяет систематизировать и обобщить эти знания, так как предложенное для анализа на уроке стихотворение представляет собой многочленное сложноподчинённое предложение. Урок такого типа позволил осуществить систематизацию знаний о языке лирического произведения, его теме и основной мысли, увидеть функциональную особенность СПП. Интегрированные уроки позволяют осуществлять системность филологического знания и отвечают потребностям современного образования, стремящегося к формированию у учащихся системных знаний, целостного мировоззрения, единой картины мира.

На уроке применялись современные информационно – коммуникационные технологии. Была использована презентация с теоретическим и практическим материалом, способствующая привлечению внимания и организации наиболее эффективной актуализации знаний учащихся; дающая возможность отслеживать результаты своих действий. Также для проверки знаний была использована программа – тренажёр по русскому языку, которая охватывает весь школьный курс русского языка с 5 по 9 классы, и пользоваться ею можно на многих уроках.

В ходе урока учащиеся увидели, какую функцию играют СПП в поэтической речи, приобрели определённые навыки анализа лирического произведения и подготовки к написанию рецензии. Выбранные формы работы способствовали формированию интереса к лингвистическому исследованию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово...
Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока: Урок литературы «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На севере диком…»
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconЛермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м....
Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту)
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 1 полугод
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка в 4 классе на томош тема: «Словосочетание»
Оборудование: учебник, карточки с заданиями по теме урока, плакат по теме: «Словосочетание», Ступниченко В. И. Радуга жизни: стихотворения...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Листок» был проведен...
Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» iconАнализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 2012-2013 учебном год
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск