Скачать 46.84 Kb.
|
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи» Цели урока:
Оборудование: Интерактивная доска, презентация с теоретическим материалом, обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза». Ход урока. Слайд №1 - титульный. Ознакомление учеников с темой и целями урока. Задача - проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова и подготовиться к написанию рецензии на это произведение. 1.Актуализация знаний о сложноподчинённом предложении. 1)Слайд №2 Сложное предложение, состоящее из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами и союзными словами. 2) Работа с обучающей программой-тренажёром по русскому языку «Фраза», вариант №315 (сложноподчинённые предложения) 3)Рецензия - Отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку художественного произведения 2. Знакомство с работой дореволюционного гимназиста сЛ4 3)Язык произведения Сл 5 Чтение стихотворения Лермонтова 3. Анализ стихотворения - Значение каких слов не понятно? - если обратится к лексическому уровню произведения, то какие слова использует автор? (устаревшие: чело, златой) - объясните слова сага, лепечет - Какая особенность есть в построении этого стихотворения, что сразу бросается в глаза? (Анафора) Перескажите стихотворение прозой - какая картина природы предстаёт перед нами - в первой строфе о каком времени года идёт речь?(осень: малиновая слива) - во второй (весна: ландыш серебристый) - какое время суток описано автором Итак картина природы не является целостной. То есть ощущение жизни не зависит от времени года. - в целом какой здесь предстаёт природа? (живой) - Какие средства художественной выразительности использует автор, описывая природу? Выписать в тетрадь. И зачитать: Эпитеты – сладостная тень, душистая роса, мирный край таинственная сага Метафоры – румяный вечер, утра час златой Олицетворения – волнуется нива, лес шумит, прячется слива, ландыш кивает голой, студёный ключ играет. СЛ Итак, какой вид тропа встречается чаще всего? С чем это связано? - Только ли о природе это стихотворение. Чем это произведение отличается от ранее изученных нами стихотворений Лермонтова? - Что характерно для лирики Лермонтова? (мотив трагизма и одиночества). Помните строчки «железный стих, облитый горечью и злостью»? Зрелый Лермонтов в ряде стихотворений утверждает гармонию на земле и на небесах. - Как связаны картина природы и человек? Какова основная мысль стихотворения. Правильно сформулируем и запишем её в тетрадь (Человек находится в гармонии с природой, она несёт ему покой и умиротворение). Слайд 6 - Как понять последнюю строчку стихотворения? С каким состоянием души связан бог? Что даёт человеку религия? Почему люди верят в бога? - Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. На какое слово должно падать логическое ударение. Выразительное чтение стихотворения учеником. Рассмотрим морфологический уровень стихотворения. - Какой порядок слов в предложениях: прямой или обратный? Как называется этот приём? (инверсия) Какую часть речи выносит на первый план и делает главной автор? - какие глаголы использует автор? Слайд 7. Какой вывод о роли глаголов в передаче основной мысли можно сделать? - Как сформулируем особенность морфологического уровня этого стихотворения ? (Запись в тетрадях) С помощью инверсии на первый план автор выдвигает глаголы, несущие основную смысловую нагрузку стихотворения. - Синтаксический уровень стихотворения. Сколько предложений в тексте? Из скольки простых предложений оно состоит? Пронумеруйте их - Какое это предложение? - Определим тип придаточного предложения. Составим схему предложения. Запишем в тетрадь синтаксическую особенность этого стихотворения: Произведение представляет собой одно многочленное СПП с придаточными времени, характеризующееся смысловой законченностью. - Какова же роль сложноподчинённого предложения в данном произведении? (Позволяет создать целостную картину) Слайд №8 Размер стихотворения -пяти и шестистопный ямб. Способ рифмовки – перекрестный, а последняя рифма кольцевая. Выводы: Что используете дома при написании рецензии? Основная мысль. Лирика зрелого Лермонтова. Средства выразительности. Особенности данного стихотворения в плане синтаксиса. О чём можно порассуждать во вступлении? (о природе, о поэзии) Анализ урока. Интегрированный урок способствует осмыслению языка в функциональном ключе, приобретению учениками познавательного и ценностного опыта. При организации данного урока было тщательно и целенаправленно отобрано содержание изучаемого материала. В соответствии с образовательными программами в 9 классе по русскому языку идёт изучение сложноподчинённых предложений, а по литературе – творчества М.Ю. Лермонтова. Данный урок позволяет систематизировать и обобщить эти знания, так как предложенное для анализа на уроке стихотворение представляет собой многочленное сложноподчинённое предложение. Урок такого типа позволил осуществить систематизацию знаний о языке лирического произведения, его теме и основной мысли, увидеть функциональную особенность СПП. Интегрированные уроки позволяют осуществлять системность филологического знания и отвечают потребностям современного образования, стремящегося к формированию у учащихся системных знаний, целостного мировоззрения, единой картины мира. На уроке применялись современные информационно – коммуникационные технологии. Была использована презентация с теоретическим и практическим материалом, способствующая привлечению внимания и организации наиболее эффективной актуализации знаний учащихся; дающая возможность отслеживать результаты своих действий. Также для проверки знаний была использована программа – тренажёр по русскому языку, которая охватывает весь школьный курс русского языка с 5 по 9 классы, и пользоваться ею можно на многих уроках. В ходе урока учащиеся увидели, какую функцию играют СПП в поэтической речи, приобрели определённые навыки анализа лирического произведения и подготовки к написанию рецензии. Выбранные формы работы способствовали формированию интереса к лингвистическому исследованию. |
Урок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово... Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных... | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока: Урок литературы «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На севере диком…» | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы | ||
Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | Лермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м.... Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту) | ||
Урока. Постановка учебной задачи Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах... | Анализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 1 полугод Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Урок русского языка в 4 классе на томош тема: «Словосочетание» Оборудование: учебник, карточки с заданиями по теме урока, плакат по теме: «Словосочетание», Ступниченко В. И. Радуга жизни: стихотворения... | Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Листок» был проведен... | Анализ учебно-воспитательной работы мо начальной школы в 2012-2013 учебном год Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... |