Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока





Скачать 70.37 Kb.
НазваниеУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Дата публикации07.09.2014
Размер70.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М.А.

« Кислоты, их состав, действие на индикаторы. »
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их состав и принципы составления формул по соответствующим оксидам; уметь классифицировать кислоты по составу и называть их; уметь записывать общие способы получения кислот.

  • Эксперимент(ы) к уроку (можно провести в виде минилабораторной работы ):

(до урока на дем. столе) 3 комплекта штативов с промаркированными пробирками,

в которых растворы различных кислот (HCl, H2SO4 , HNO3 , H3PO4) ,

(на уроке) из капельницы Шустера добавляем поочередно в каждый комплект

кислот индикаторы лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Учитель:

Ученик:

Постановка проблемы и актуализация знаний

Два урока мы говорили об оксидах, в частности, об оксидах неметаллов. Какой способ получения оксидов неметаллов вам известен?
Что происходит при растворении оксидов неметаллов (не всех) в воде?

*уровень max

Что значит «соответствующего»?


Как определяли образование кислоты при растворении оксида в воде?

Что означает понятие «индикатор»?



Можно получить, сжигая простые вещества неметаллы. Если сжигать неметаллы с избытком кислорода образуются высшие оксиды (в них неметаллы проявляют максимальную валентность).

Образуется кислота соответствующего оксида.
Валентности неметалла в оксиде и валентность этого же неметалла в кислоте равны.
Использовали индикатор лакмус, который в растворах кислот краснеет.

Индикатор должен что-то показывать, в данном случае изменением окраски показывает наличие кислоты.

Поиск решения

(работа с учебником)

Проверим предположение по учебнику (стр.151, 2-ой абзац текста).

Существуют ли другие индикаторы?

Как с их помощью доказать наличие кислот в растворах?

1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Сформулируйте первую подтему, изучаемой сегодня темы.


( читают подтверждение) Все правильно.
Вероятно, да.
Нужно знать, как они изменяют свой цвет.


Понятие «индикаторы».

Постановка проблемы и актуализация знаний

Познакомимся с некоторыми из них.

эксперимент (а)

Обратите внимание, как изменяется цвет каждого индикатора в растворах различных кислот.


По маркировке пробирок видно, что состав кислот различен. Какой же элемент в составе кислот влияет на изменение окраски индикатора?

Какие правила нужно соблюдать при составлении формул кислот?



В растворе любой кислоты лакмус изменяет окраску с фиолетовой на красную; фенолфталеин остаётся бесцветным ; метилоранж становится красно-розовым.
В состав всех кислот входит водород, следовательно, его наличие вызывает изменение окраски индикаторов.

(учащиеся не высказывают предположений)

Поиск решения

(работа с учебником)

На стр. 152 таблица с молекулярными формулами и названиями кислот. Какие закономерности в написании формул вы видите?
2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Сформулируйте вторую подтему.


Водород в формулах кислот всегда стоит на первом месте. На втором ставится символ кислотообразующего неметалла, а затем – кислород, если он входит в состав кислоты.


Состав и молекулярные формулы кислот.

Постановка проблемы и актуализация знаний

Напишем небольшой химический диктант по составлению молекулярных формул кислот.

В состав кислоты входит:

1 атом водорода и 1 атом хлора;

1 – водорода, 1 – азота и 2 – кислорода;

1 атом серы и 2 атома водорода;

2 атома водорода, 4 – кислорода,1 – серы;

1 атом фтора и 1 атом водорода;

1 атом серы; 2 – водорода, 3 – кислорода;

3 атома кислорода, 1 – водорода, 1 – азота;

3 – водорода, 1 – фосфора, 4 – кислорода.

4 – водорода, 2 – фосфора, 7 – кислорода
Как, исходя из состава, можно классифицировать кислоты?



HCl

HNO2

H2S

H2SO4

HF

H2SO3

HNO3

H3PO4

H4 Р2O7
1-версия: По содержанию атомов одного и

того же неметалла.

2-версия: По содержанию атомов

кислорода.

3-версия: По содержанию атомов водорода.

Поиск решения

(работа с учебником)

Сверим версии с текстом учебника ( стр. 151 4,5 абзацы и стр.152 1 абзац)

Более правильно : (в схему классификации) бескислородные и кислородсодержащие.

3-ю версию проверим по учебнику (стр. 156 2-ой абзац текста)

3-тья подтема (на доске) в план открытия нового знания

Третья часть темы урока …



Кислоты подразделяются на бескислородные и кислородные.

(записывают в схему классификацию по основности)

Классификация кислот (по наличию кислорода и по основности).

Постановка проблемы

Предположите, как образуются названия кислот.
Попробуйте назвать кислоты : H2SO4 и H2SO3 , HNO3 и HNO2 .

По символу кислотообразующего металла, сера – серная, азот –азотная.

(учащиеся в замешательстве)

Поиск решения

(работа с учебником)

Ответ на этот вопрос мы можем найти на стр. 152 (с 4 абзаца текста до конца параграфа).

4-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Как выглядит формулировка четвертой подтемы урока?


(читают текст и сравнивают названия по таблице на стр. 152)


Названия кислот.


Актуализация

Сформулируйте определение кислот.


Посмотрите внимательно, один или несколько атомов водорода в формулах кислот – неизменная часть состава кислот. А как может называться часть формул кислот, которая остается, если из формулы кислоты убрать атомы водорода?

Вернее – кислотный остаток.
Уточните формулировку определения.


Сформулируйте тему урока?


Кислоты – это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и … (затруднение)

Остаток кислоты?

Кислоты – это сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода и кислотный остаток.
Кислоты, их названия, состав, действие на индикаторы, получение.

Самостоятельное применение знаний

Запишите уравнения реакций образования кислот из оксидов и назовите их:

SO2 ,

SO3 ,

N2O5 ,

N2O3 ,

P2O5 ,

CO2 .

Что общего в формулах кислот

H3PO4 и HPO3 ?

Назовите эти кислоты.

Объясните их образование (посредством уравнений реакций ).

*уровень max

Сходна ли с ними дифосфорная кислота? Какова ее молекулярная формула?
Запишите уравнение реакции ее получения.

Сравните эти реакции и на их примере

составьте (с объяснением) формулу дисерной кислоты.
Определите валентность хлора в кислотах:

HClO - хлорноватистая ,

HClO2 - хлористая ,

HClO3 - хлорноватая ,

HClO4 - хлорная .

Запомните валентность, связав их с названиями кислот, это поможет при составлении формул.



SO2 + H2O = H2 SO3 сернистая ,

SO3 + H2O = H2 SO4 серная ,

N2O5 + H2O = 2 H NO3 азотная ,

N2O3 + H2O = 2 H NO2 азотистая ,

P2O5 + 3 H2O = 2 H3PO4 фосфорная ,

СO2 + H2O = H2 СO3 угольная.
Валентность фосфора равна V.

Ортофосфорная и метафосфорная.

P2O5 + H2O = 2 HPO3

P2O5 + 3 H2O = 2 H3PO4
Да, валентность фосфора равна V.

H4P2O7
P2O5 + 2H2O = H4P2O7
H2S2O7 . Триоксид серы хорошо растворим в воде и если воды будет в недостатке, то вместо серной кислоты образуется дисерная кислота : 2SO3 + H2O = H2S2O7

Валентность I.

Валентность III.

Валентность V.

Валентность VII.

Обобщение темы.

  1. Классификация кислот по составу.

  2. Общие способы получение кислот.



  1. Какой элемент обязательно входит в состав кислот?

  2. Какие вещества помогают обнаружить кислоты в растворах, почему?



Кислородсодержащие и бескислородные.

Кислородсодержащие - растворением в воде соответствующего оксида, бескислородные - растворением в воде водородных соединений неметаллов (галогеноводородов).
Водород.

Индикаторы, т.к. они изменяют окраску в растворах кислот (лакмус – краснеет, м/о – становится красно-розовым, ф/ф – не изменяется) из-за наличия в составе кислот атомов водорода.

Домашнее задание: § 41 (стр. 151 – 153), вопросы после параграфа (№5 - письменно);

§42 (на стр. 156 2-ой абзац текста); из задачника стр.26 № 2, № 11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconУрок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»
Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconТема урока: Кислоты Цели урока
Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconУрок химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Аскорбиновая кислота в таблетках. Рас­творы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота....
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconУрок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды»
Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconКислоты, их состав и названия
Основная цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Знать состав кислот и солей; Определение кислоты и соли; Уметь составлять химические формулы солей, давать им название;...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconИнструкция по заполнению полей программы «opac»
Индикаторы меняются левой клавишей «мыши», встав на соответствующее поле и выведя табличку с режимом «индикаторы»
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconКонспект урока Тема: «Кислоты». Работу
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconСказка «Приключение Серной Кислоты» (9 класс)
Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода...
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока iconСказка «Приключение Серной Кислоты» 9 класс
Цели урока: Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск