Скачать 75.59 Kb.
|
Тема урока: Химические свойства кислот Химия 8 класс, программа О.С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства». Урок разработан и апробирован Е.Е. Куровой – учителем химии МБОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа. Образовательная цель: создать условия для осмысления учащимися блока информации о классе кислоты. Развивающие цели: помочь учащимся в раскрытии особенностей класса кислоты. Способствовать развитию у школьников навыков поставить химический эксперимент, проанализировать полученный результат и сделать выводы. Создать условия для развития у школьников умений выдвигать гипотезы, отвечая на основополагающий вопрос урока, доказывать свою точку зрения; способствовать развитию умений: работать с различными источниками информации, выделять в тексте главное, полученные сведения оформлять в виде таблицы, схемы. Воспитывающие цели: развитие навыков работать индивидуально, в паре, в группе, сообща приходить к единому мнению. Формирование культуры постановки химического эксперимента. Используемые педагогические технологии: технология постановки и решения учебной задачи, технология деятельностного обучения, информационные технологии обучения, химический эксперимент. Оборудование: оборудование для лабораторной работы, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал. Ход урока. Организационный момент: перекличка (Учитель предлагает учащимся помахать рукой: сначала помашут девочки, теперь мне помашут мальчики, а сейчас машут те ребята, у которых все готово к уроку) Учитель: Добрый день дорогие ребята. Все готово к уроку и мы начнем работать. А начать наш сегодняшний урок я хочу такими словами… Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, только в сообществе с другими он может сделать многое. А. Шопенгауэр Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с миром веществ, нам предстоит большая, серьёзная работа по изучению следующего класса соединений. Я, надеюсь, что вместе мы очень многого добьемся. Желаю всем успеха. Учитель: А какие вещества мы будем изучать, я думаю, вам подскажут некоторые картинки. Внимание на экран. Какие ассоциации у вас возникали при просмотре? Как вы думаете, о каком классе веществ пойдет речь? ( Обсуждение) Учитель: С классом кислоты мы немного знакомы. Давайте вспомним, что мы уже знаем о кислотах (химическая цепочка). Я предлагаю вам расширить наши представления о кислотах. Подумайте, чтобы вы еще хотели узнать о кислотах. (Обсуждение в парах, затем делимся мнениями) Учитель: Ну, а теперь давайте сформулируем тему урока. (Обсуждение). А я назвала наш урок: «Химические свойства кислот». Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока (запишите ту формулировку, которая вам больше понравилась). Основополагающий вопрос:
Подумайте, посоветуйтесь со своим соседом по парте и выскажите свои предположения. (Работа в парах, далее обсуждение) Решение проблемы: Кислоты являются электролитами. Давайте вспомним, каким образом происходит диссоциация кислот. (На примере соляной, серной и азотной показать диссоциацию. Все учащиеся работают в тетрадях, один человек у доски). Какие общие признаки выделим при диссоциации кислот? Сформулируйте определение кислот с точки зрения ТЭД. А теперь давайте вспомним, при помощи какого вещества, мы можем доказать наличие ионов водорода в растворах кислот. (Определить среди трех веществ кислоту, демонстрирует ученик) Задание: дополни предложение. При диссоциации кислот образуются катионы _____________________. Доказать наличие катионов водорода можно при помощи _____________. Сам лакмус цвета ___________, а в кислой среде _____________. Учитель: Думаю, уже настало время поближе познакомиться с классом веществ кислоты и выяснить все неизвестное. Работа в группах: Лабораторная работа: «Свойства кислот» Первая группа Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами” Порядок выполнения работы:
Оформление.
Вторая группа Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами” Порядок выполнения работы:
Оформление.
Третья группа Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основаниями” Порядок выполнения работы:
Оформление.
Четвертая группа Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями” Порядок выполнения работы:
Оформление.
После выполнения работы, один учащийся от каждой группы выходит к доске, записывает уравнения реакции и составляет схемы. В это время, второй учащийся представляет отчет о проделанной работе. Учитель: Пришло время рассказать классу о проделанной работе. После всех выступлений, вам предстоит выполнить небольшое задание, и подвести итог нашей совместной работы успешен будет тот, кто будет уважителен к выступающему, внимательно выслушает его сообщение. Вы готовы? Итак, мы начинаем. (Выступления групп) Учитель: Давайте подведем предварительные итоги. Какими свойствами обладают кислоты? (химическая цепочка) Закрепление:
Кислоты рядом с нами. Кислоты сопровождают нас всю жизнь. Назовите кислоты, которые мы используем в быту? 1. Мы с вами живем с очень важной кислотой. Желудочный сок, который помогает переваривать пищу в желудке человека, содержит в небольшом количестве соляную кислоту. Если по каким-то причинам выделяется больше соляной кислоты, чем это необходимо для пищеварения, то избыточная кислота вызывает изжогу или боль. Многие люди для снятия боли принимают ложку питьевой соды. Как это объяснить? (Проводится демонстрация опыта взаимодействия соды и соляной кислоты) 2. Некоторые разбавленные кислоты мы употребляем в пищу. Это уксус, лимонная кислота, а также угольная кислота, которая содержится в газированных напитках. (Опыты с лимонадом) Почему лимонад и минеральную воду нужно хранить в холодильнике, чтобы сохранить их вкусовые качества. Постарайтесь объяснить, почему не следует пить много газированной воды?
Рефлексия. Аплодисменты. Учитель задает вопросы. Если ученик отвечает да, то необходимо аплодировать. Например
Домашнее задание: п. 38, №4 стр.214 (обязательное задание) (Задание, выполняется по желанию. Оценивается дополнительно.) Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте (на выбор)
|