Дистанционный урок химии по теме "Кислородные соединения углерода" Бусарова Елена Васильевна, учитель химии
Сценарий урока по химии
Цели урока: Рассмотреть строение и свойства оксидов углерода, их физические и химические свойства.
Задачи урока:
1. Изучить строение, физические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
Формирование навыка применения полученных знаний в практической деятельности;
Создание условий для проявления самостоятельности в решении предложенных задач, дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения;
Формирование базовых компетентностей современного человека: – информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем); – самоорганизации (освоение новых видов деятельности, приобретение собственного опыта оценивания); – коммуникативной культуре (умению сотрудничать).
Тип урока: дистанционный.
Представленный учебный материал по неорганической химии предназначен для учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ, являющихся пользователями персональных компьютеров. Его могут также использовать абитуриенты. Приведен список литературы, ссылки на сайты дистанционного образования.
Область применения. Дистанционное обучение (факультативы, надомное обучение, персональные консультации).
Затрачиваемое на обучение время
В зависимости от степени владения компьютерными технологиями учениками, поиск информации в сети Интернет (1-2 урока)
На базе этой методики можно проводить уроки на различные темы в рамках подготовки учащихся к ГИА, ЕГЭ
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: Урок проходит в режиме ONLINE.
Оборудование:
Программно-техническое обеспечение, необходимое для УМП
o Техническое оснащение:
Компьютер с выходом в сеть Интернет
o Программное обеспечение
Приложение Word Office
Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/card
Настольная книга учителя химии 9 класс, Москва, Дрофа, 2002.
Материалы учебника О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс, Москва, Дрофа, 2011
Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся (умение пользоваться электронной почтой, скайпом)
Тип доставки учебного материала (форма доставки материала - диалог - специально организованная интерактивная беседа учащегося с преподавателем посредством электронной почты, скайпа; вид доставки - виртуальный источник (материал получается из сети Интернет), технологии доставки – локальные телекоммуникационные сети).)
План урока:
Организационный момент (подготовка учащихся к работе, определение целей, задач);
Этап усвоения новых знаний;
Рефлексия
Домашнее задание;
Подведение итогов урока.
Ход урока.
Содержание занятия
| Предлагаемые ресурсы
| Деятельность учащихся
| 1.Организационно-мотивационный момент:
Учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, приглашает обучаемого к общению.
Производится речевое общение через Web камеру с комментариями учителя. Вступительное слово учителя:
Учитель формулирует задачи урока – В произведении Одоевского В.Д. «Мороз Иванович» есть следующий отрывок: «…а я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно».
О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Учитель: В другом произведении В. Короткевича «Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «… - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?... есть такая пещера – яма. Человек войдёт и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…» Закончите фразу. Объясните « загадочную гибель животных»
ОТВЕТ: (А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остаётся внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?
Тема сегодняшнего урока «Оксиды углерода (II) и (IV)». Предложите план изучения данной темы (план заносится в таблицу) Учитель: Владеете ли вы всей необходимой информацией, чтобы сейчас заполнить данную таблицу??? I Состав молекулы, вид химической связи
Учитель. Мудрая китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю».
Учитель предлагает открыть ресурс ЦОР и с помощью конструктора анимации рассмотреть механизм образования третьей ковалентной связи Но вначале учитель предлагает посмотреть, как работает конструктор анимации, для этого нужно нажать в правом нижнем углу «?», выбрать механизм образования, например, молекулы водорода
(если не открываются
WMP video, для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов.
Установить проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows Установить проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1
Физические свойства угарного газа
Получение угарного газа Химические свойства угарного газа СО
Обобщить и сделать вывод о взаимодействии угарного газа с простыми и сложными веществами.
Какие свойства окислителя или восстановителя проявляет оксид углерода (II) при взаимодействии с простыми и сложными веществами?
Предлагается написать уравнения реакции и названия полученных веществ, расставить степени окисления и записать уравнения электронного баланса.
|
Ресурс Лекции
«Кислородные соединения углерода»
Учитель объясняет цель урока ученикам (используя Skype )
Найдите ответы на эти вопросы в сети ИНТЕРНЕТ
Признаки сравнения
| Оксид углерода (II)
| Оксид углерода (IV)
|
|
|
| I Состав молекулы, вид химической связи
|
|
|
|
|
| IIФизические свойства
|
|
|
|
|
| III Получение
|
|
|
|
|
| IV Химические свойства
|
|
|
|
|
| V Применение
|
|
|
|
|
|
I. Угарный газ — оксид углерода (II) Рассмотрение строения СО начните с определения степени окисления элементов С+2 О-2 и соответственно с вывода, сколько электронов передал в общее пользование атом углерода (два), а значит, и сколько электронов оттянул к себе более электроотрицательный кислород — два.
Однако дальнейшее рассмотрение строения СО показывает, что при таком раскладе сил у углерода не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне — четыре своих и два общих с атомом кислорода. Как быть? Очевидно, атому кислорода придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т. е. выступить в качестве донора. Акцептором, разумеется, будет атом углерода:
т.е. ковалентных связей будет три, а оттянутых от углерода к кислороду электронов — два (с. о. +2).
Связь в молекуле СО – ковалентная полярная. Число смещенных от углерода к кислороду электронов – два, значит степень окисления атома углерода +2.
У атома углерода в молекуле СО имеется два свободных электрона, значит СО может участвовать в реакциях, проявляя восстановительные свойства.
http://fcior.edu.ru/card/10397/konstruktor-animaciy-mehanizm-obrazovaniya-tretey-kovalentnoy-svyazi-v-molekule-oksida-ugleroda-ii.html
2. Физические свойства угарного газа
http://fcior.edu.ru/card/641/oksid-ugleroda-ii-svoystva-primenenie.html
3. Получение угарного газа
http://experiment.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12905
4. Химические свойства угарного газа СО
2CО + О2 = 2CO2,
Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2,
| Здоровается с учителем, говоря о готовности работы.
Задание к уроку получено по электронной почте, оно лежит перед учеником. Общение с учителем проводится через Web камеру. Ученик знакомится с целями урока.
Ученик отвечает устно на поставленные вопросы
Ученик изучает строение молекулы угарного газа Заносит основную информацию в таблицу
Ученик открывает ресурс http://fcior.edu.ru/card/10397/konstruktor-animaciy-mehanizm-obrazovaniya-tretey-kovalentnoy-svyazi-v-molekule-oksida-ugleroda-ii.html
Вначале смотрит, как работает конструктор анимации, для этого нужно нажать в правом нижнем углу «?», выбрать механизм образования, например, молекулы водорода. А затем сам конструирует молекулу СО. Если не открываются
WMP video, для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов.
Установить проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows Установить проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1 Ученик открывает ресурс
http://fcior.edu.ru/card/641/oksid-ugleroda-ii-svoystva-primenenie.html (физ. св-а угарного газа) Записывает физические свойства угарного газа в таблицу Ученик открывает ресурс
http://experiment.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12905 (получение угарного газа)
нажимает в левом нижнем углу ссылку: посмотреть, video/x-ms-wmv, 440731 байт
и смотрит эксперимент
Записывает свои ответы в таблице
| Углекислый газ
Учитель предлагает открыть ресурс ЦОР и просмотреть опыты(если не открываются
WMP video, для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов.
Установить проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows Установить проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1)
Физические свойства углекислого газа
|
Строение молекулы углекислого газа СО2 (оксида углерода (IV)
2. Физические свойства углекислого газа
http://fcior.edu.ru/card/9499/oksid-ugleroda-iv-svoystva-primenenie.html
|
Записывает схему строения углекислого газа в таблицу
Просматривает WMP video http://fcior.edu.ru/card/9499/oksid-ugleroda-iv-svoystva-primenenie.html
| Получение и свойства углекислого газа
Предлагается посмотреть видеоопыт «Получение и свойства углекислого газа».
Учитель обращает внимание на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта.
Предлагается написать уравнение реакции и названия полученных веществ.
| http://fcior.edu.ru/card/9972/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-ugleroda-iv.html
| Ученик открывает ресурс
http://fcior.edu.ru/card/9972/laboratornaya-rabota-poluchenie-i-svoystva-oksida-ugleroda-iv.html (получение и свойства углекислого газа)
Заносит свои ответы в таблицу
|
Применение углекислого газа
Предлагается посмотреть «Применение углекислого газа».
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fbc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_30_03.jpg
| Ученик открывает ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fbc-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_30_03.jpg (применение углекислого газа)
Заносит основную информацию в таблицу
| Подведение итогов урока.
Учитель предлагает сделать общий вывод о физических, химических свойствах оксидов углерода.
|
| Ученику предлагается дать ответ в любой удобной для Вас форме своими словами.
| Контроль знаний
| http://fcior.edu.ru/card/12824/testy-po-teme-oksidy-ugleroda.html )
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fba-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_30_01.swf
|
Ученик открывает ресурс
http://fcior.edu.ru/card/12824/testy-po-teme-oksidy-ugleroda.html )
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fba-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_30_01.swf (тест)
| Рефлексия:
Вопросы по восприятию урока:
- Что на уроке было новым?
- Что было главным?
- Что было интересным?
- Какие задания и почему вам показались наиболее сложными? На какие моменты при подготовке домашнего задания вам следует обратить внимание?
|
|
| Д/З
|
| Печатает свои ответы в текстовом редакторе (заполняет таблицу), сохраняет документ и отправляет его по электронной почте учителю после урока как домашнее задание.
| |