Скачать 85.76 Kb.
|
Разработка урока по химии «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» 1. Тема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации». 2. Результаты деятельности: 2.1. Личностные (ЛР) :
2.2. Метапредметные (МПР):
2.3. Предметные (ПР): * знание:
* умение:
Цель урока:
Оборудование: реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки - задания, рабочий лист, мультимедиа средства. Место урока в теме: Данный урок рассматривается в рамках темы ТЭД. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Этот урок является продолжением урока по теме «Соли как электролиты». На первом уроке по этой теме обучающиеся уже вспоминают определение и номенклатуру солей, а также знакомятся с классификацией солей и правилами номенклатуры кислых и основных солей. Кроме того с некоторыми свойствами солей обучающиеся уже познакомились при изучении химических свойств кислот и оснований, умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов и таблицей растворимости. Ход урока I.Актуализация знаний, мотивация Я хотела бы начать наш урок с письма. Учитель берёт письмо, вскрывает конверт и читает: Многоуважаемые коллеги-химики 9 класса! Недавно я познакомился с теорией электролитической диссоциации, а также занялся изучением химических свойств кислот, оснований и солей. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возник неразрешимый вопрос. Помогите мне, пожалуйста ответить на него. На днях в одной из книг я прочитал, что соли – с позиции теории электролитической диссоциации это электролиты, и в их водном растворе присутствуют катионы металла и анионы кислотного остатка. Объясните мне, пожалуйста, что означают эти заумные слова. С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи! С уважением сыщик – химик Шерлок Холмс» Ребята! Прежде чем вы дадите ответы на поставленные в письме вопросы, давайте расшифруем все химические понятия, упомянутые в письме: электролитическая диссоциация, электролит, катион, анион. (обучающиеся дают определения перечисленным понятиям, а затем отвечают на вопрос, заданный в письме). Я очень рада, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы. На прошлом уроке мы начали изучать тему «Соли с позиции ТЭД», а точнее поговорили о составе и строении, а также классификации и номенклатуре данного класса веществ. Конечно же, слово «соль» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и используете поваренную соль при приготовлении пищи, питьевая сода незаменимый помощник при изготовлении различных кулинарных изделий, и даже в школе одна из солей помогает вам получать хорошие оценки при ответе у доски. Солей достаточно много, а по какому признаку их классифицируют? Что входит в состав средних солей, кислых, основных? Учитель организует экспресс контроль на 2 варианта, работают – 5 минут (приложение № 1). Взаимопроверка, выставление отметок согласно критериям. Критерии оценок «3» - правильно выбраны все формулы солей из предложенных; «4» - правильно выбраны все формулы солей и даны им названия; «5» - правильно выбраны все формулы солей, даны им названия, составлена классификация. С последней парты на счет три передают свои карточки. Я вижу, что состав, классификацию и номенклатуру солей вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее их химические свойства. Да и на практике нам больше необходимы знания о химических свойствах веществ, чтобы правильно использовать их в быту. Знание свойств солей поможет нам ответить на многие вопросы в жизни. Например, зачем гасить соду при выпечке и стоит ли это делать? Почему кислотные дожди разрушают памятники культуры? и многие другие. Изучением химических свойств солей мы и займемся сегодня на уроке. II. Постановка учебной задачи Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (формулируют совместно с учителем). Записывают в тетради «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации». Исходя из темы урока, скажите, какая цель стоит перед нами? (охарактеризовать химические свойства средних солей в свете ионных представлений). Что нам необходимо сделать, что достигнуть данной цели? С какими химическими свойствами солей вы уже познакомились, при изучении других классов неорганических веществ? Чтобы ответить на вопрос с чем взаимодействуют соли как электролиты, вам всем предстоит на некоторое время стать наблюдателями и активными участниками урока. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будет таблица растворимости. Прошу вас использовать её в работе. У вас на столах лежит рабочий лист, в котором вы будете работать (приложение № 2). III. Решение учебной задачи Свойство № 1 – взаимодействие солей с металлами: Показ опыта на экране мультимедиа. Какой признак химической реакции вы наблюдали? Тип реакции? Записывают уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде в рабочих листах (взаимодействие р-ра сульфата меди (II) c железом). Свойство № 2 – взаимодействие солей с кислотами: Показ опыта на экране мультимедиа. Наблюдают и указывают признаки химической реакции, делают вывод. Записывают уравнения реакций взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой и хлорида бария с серной кислотой в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде в рабочих листах. Свойство № 3 – взаимодействие солей со щелочами: Что необходимо помнить при обращении со щелочами? (проговаривают правила по Т.Б.!) Какое уравнение взаимодействия средней соли со щелочью вы можете привести в качестве примера? Учитель проводит эксперимент названного примера. Обучающиеся наблюдают и указывают признак химической реакции, тип реакции, делают вывод, самостоятельно записывают в рабочий лист реакцию в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Свойство № 4 – взаимодействие солей с солями: Исходя из реактивов, обучающийся демонстрирует эксперимент, взаимодействие нитрата серебра с поваренной солью, записывает на доске уравнение. Обучающиеся наблюдают и указывают признак химической реакции, тип реакции, делают вывод. IV. Итог урока Сегодня на уроке мы познакомились с химическими свойствами средних солей. Какие признаки химический реакций наблюдали? В каких случаях реакции ионного обмена протекают до образования конечных продуктов? Обучающиеся формулируют общий вывод о свойствах солей. V. Первичное закрепление «Химический цветок» , домашнее задание В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с сульфатом меди? На лепестках формулы: Ag, Zn, CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2. Пойти к доске и оторвать ненужные лепестки, обосновывая свой выбор. Значит, с оставшимися веществами будет взаимодействовать сульфат меди (II). Составьте схемы реакций, запишите к себе в тетрадь и дома запишите полное ионное и сокращенное уравнение для каждой реакции § 11(стр. 44). VI. Рефлексия Оцените свою работу на уроке: Теперь я могу называть химические свойства солей и составлять уравнения реакций, на уроке мне было все понятно. Я могу называть химические свойства солей, но испытываю некоторые затруднения при составлении уравнений. Я могу называть химические свойства солей, но с трудом могу составлять уравнения реакций. Приложение №1
«Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации » Приложение № 2
|
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории... Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним | ||
Светлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль» Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства... | Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать... | ||
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служит для проверки знаний о свойствах солей, но понятие электролитической диссоциации раскрыто мало | Урок тема Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия.... | ||
Теория электролитической диссоциации 9 класс Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства | Электролитическая диссоциация ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать важнейшие химические понятия: электролит, неэлектролит электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации,... | Тема урока: Химические свойства железа ... |