Скачать 83.38 Kb.
|
ГООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие» Информационные технологии и химия Автор: Ширшина Наталья Владимировна, учитель химии в.к. Не секрет, что большинство учащихся считают химию одним из самых трудных предметов в школе. Чтобы преодолеть негативное отношение к предмету, повысить мотивацию и эффективность обучения, возникает необходимость поиска новых подходов в организации преподавания. Одним из таких путей является широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс. По данным социологического опроса всего лишь 20 - 25% учителей химии используют компьютер на своих уроках. Причём большинство из них делают это не системно, а эпизодически. Медленное внедрение в преподавание химии информационных технологий объясняется рядом причин. Не стоит говорить о таких причинах, как техническое оснащение кабинета и низкий уровень информационной культуры педагога (хотя и эти причины всё ещё актуальны). Стоит задуматься, почему учителя, имеющие навыки пользователя ПК и работающие в школах с хорошей компьютерной базой, мало используют ИТ в преподавании предмета? Причина – отсутствие методически грамотных, адаптированных к школьным условиям, электронных учебно-дидактических комплектов (ЭУДК) по химии. Проблемы методики – один из основных факторов, препятствующих проникновению компьютерных технологий в предметное обучение. Выпускаемые нашей промышленностью CD с мультимедийными курсами, виртуальными лабораториями и тестами по химии наряду с неоспоримыми достоинствами имеют ряд недостатков, которые препятствуют широкому использованию данных программных продуктов в практике учителя – предметника. Электронные учебники (СD) концептуально ориентированы на индивидуального пользователя, требуют самостоятельной работы учащегося в компьютерном классе или на домашнем ПК и не предусматривают фронтальные формы работы учителя с классом. К тому же, при выводе изображения на большой экран (через проектор) в поле зрения остаётся меню, выноски, да и само изображение часто не раскрывается на весь экран. Эти недостатки не дают возможности учителю использовать анимации, видео и иллюстрации, богато представленные на этих дисках, для демонстраций в ходе объяснения новой темы или систематизации знаний. К сожалению готовых программно-методических комплексов, рассчитанных на работу по конкретной учебной теме, учитывающих особенности школьных программ, предусматривающих не только индивидуальные, но и фронтальные виды деятельности, не существует. Поэтому учитель зачастую стоит перед нелёгким выбором - провести урок по старинке или создавать собственные электронные пособия? Для меня ответ на этот вопрос был решён давно, особенно после оснащения кабинета химии компьютерами и мультимедийным проектором. В настоящее время в преподавании химии я использую компьютер более чем в 90% уроков и внеклассной деятельности. Можно сказать, что обучение ведётся в компьютерной дидактической среде. Наряду с готовыми электронными изданиями и тестовыми оболочками, Интернет - ресурсами, чаще всего я использую собственные разработки в среде Power Point. Опыт показывает, что в данной программе наиболее эффективно создавать презентации учебных тем для объяснения нового материала (или для обобщения знаний), осуществлять контроль в занимательной форме (викторина), проводить заочные путешествия и экскурсии, а также защиту курсовых проектов. Приложение Power Point из компонента Microsoft Office является наиболее оптимальным инструментом для создания собственных образовательных электронных ресурсов. А интеграция с другими приложениями компонента позволяет быстро и качественно подготовить мультимедийный продукт. Отличие слайд - лекции, подготовленной учителем, от лекции на учебном CD в том, что:
Особенностью электронных УДК является вариативность их использования:
Мною разработаны Электронные учебно-дидактические комплекты по всем темам школьного курса химии 8-11 классов и ряда элективных курсов для профильной школы. 1. Слайд - лекции (презентации учебных тем). В каждом ЭУДК (8-11 классы) есть презентации всех основных тем курса. Независимо от того, по какому учебнику вы работаете, и как бы не формулировались темы, основное содержание их остаётся неизменным. А вот набор примеров, иллюстраций, тестов может варьировать. При составлении презентаций я использую тексты, видео, анимации и иллюстрации, скопированные из разных источников: учебники, энциклопедии, компакт-диски различных фирм, ресурсы Интернет. Добавляю авторский текст, схемы, таблицы, анимацию слайдов, вопросы для проверки знаний (или тест). 2. Электронные опорные конспекты. В отличие от презентаций учебных тем, которые содержат подробную информацию, видео, анимации и включающие от 15 до 30-50 слайдов, опорные конспекты – это краткое изложение темы в пределах 1-2 слайдов. Такие конспекты рассчитаны на краткое повторение тем в режиме недостатка времени. Например, перед зачётом или экзаменом. 3.Тренажёры для повторения основных типов расчётных задач, химических терминов и понятий. Особенностью этих продуктов является то, что в отличие от обычных справочников, электронная среда позволяет быстро переходить от одной формулы к другой и соответствующим примерам по системе гиперссылок. А в глоссарии сформулированы не только вопросы (термины и понятия), но и ответы. Что даёт возможность учащемуся самостоятельно проверить свои знания. 4. Контролирующие модули.
В зависимости от возможностей кабинета и структуры занятия можно провести тестирование всей группы индивидуально (например, в кабинете ИВТ, где много компьютеров), а можно – фронтально, используя всего один компьютер кабинета химии. Для этого раздаём учащимся карточки с номерами ответов (цифры 1,2,3,4). Один учащийся садится за первый стол и работает с клавиатурой компьютера. Остальные сидят у него за спиной (по одному). Через проектор на экране проецируются вопросы теста и варианты ответов. Сначала поднимают карточки с номером ответа ученики, сидящие сзади, затем – сидящие ближе к доске, и только потом даёт ответ ученик, работающий на компьютере. На экране появляется индикация «правильно» - «неправильно». Все ученики имеют возможность оценить свой ответ. Задача учителя зафиксировать ошибки и по окончании тестирования подвести итоги и выставить оценки. Опыт использования этого приёма показывает, что за один урок можно провести тестирование большой группы учащихся с помощью одного компьютера. Компьютерные технологии дали толчок появлению нового, стремительно развивающего вида ученического творчества – компьютерного. Сейчас школьники охотно осваивают новые программы, самостоятельно разрабатывают новые учебные и наглядные пособия, сайты. Задача учителя в этих условиях – быть не только руководителем, а стать партнёром, чтобы разрабатывать вместе с учениками интересные проекты. Проектная деятельность с использованием ИТ в нашей школе является одной из форм организации учебной деятельности учащихся. Работа над учебным проектом является обязательной для учащихся 9 классов (в рамках предпрофильной подготовки) и для старшеклассников (в системе профильного обучения). Тематику учебных проектов необходимо продумать так, чтобы увлечь как можно больше учащихся. Так для старшеклассников химико – биологического профиля предлагаю исследовательские работы: «Мониторинг состава воздуха различных помещений школы в течение дня», «Экологические проблемы моего района», «Качественный анализ пищевых продуктов» и т.п. Для учащихся гуманитарного и других профилей можно предложить проектные работы информационного, прикладного вида. Электронные версии таких проектов могут быть учебными модулями по изучаемой теме («Витамины», «Полимеры», «Катализаторы», «Кислоты» и т.п.) или их дополнением. Так, например, электронные энциклопедии и учебные модули по теме «Периодический закон», созданные старшеклассниками, стали победителями Всероссийского конкурса исследовательских работ по химии в 2006 и 2008 годах. В любом случае, курируя исследовательскую и творческую деятельность учащихся, помогая им в оформлении электронных презентаций своих работ, мы достигаем нескольких целей: не только совершенствование ключевых компетенций учащихся, приобретение опыта работы в проектной среде, но и пополнение базы электронных ресурсов кабинета химии. В настоящее время мною разработаны электронные дидактические комплекты: «Неорганическая химия» (8 класс), «Химия элементов» (9 класс), «Органическая химия» (10 класс), «Общая химия» (11 класс), «Подготовка к государственной итоговой аттестации по химии за курс основной школы» (УМК для учителя и учащихся), «Химия для гуманитариев» (элективные курсы), «Тесты по химии. 8-11 классы», «Химия. Сборник дифференцированных заданий. 10-11 классы». Все пособия выпущены на дисках издательством «Учитель» и распространяются в 56 городах России и Ближнего Зарубежья. В заключении хочется отметить, что все разработанные мною ЭУДК отвечают критериям оценки электронных изданий для школ: 1- соответствие государственному образовательному стандарту по химии; 2-мультимедийность; 3- психологическая привлекательность (за счёт среды Power Point); 4-открытость ресурсов (возможность экспорта и импорта объектов, изменение содержания, использование стандартных форматов); 5- направленность на определённый этап обучения. При желании электронные УДК могут быть творчески модернизированы и адаптированы к конкретным условиям работы конкретного учителя. Добавляя в любой комплект диски с виртуальными лабораторными работами и электронные учебники для работы на домашнем компьютере (CD по химии фирм 1С, КМ, «Просвещение» и др.) получаем полный дидактический комплект обучения химии в информационно – образовательной среде. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна | Компьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение... Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна | ||
А уроках и за пределами урока Автор: Евменова Наталья Владимировна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель мбдоу «Детский сад №10 Ладушки», город Торжок | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Елкина Наталья Николаевна, выпускница нашей школы 1987 года. Она же и была разработчиком программы непрерывного курса изучения информатики.... | Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской... Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail: miss obisowa2011@yandex... | ||
Тип работы Овсянникова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе | Семья и личность Зав кафедрой д м н., профессор, проректор по научно-исследовательской работе Доршакова Наталья Владимировна | ||
Попова Наталья Владимировна учитель физической культуры Образование – среднее специальное, Вилюйский педагогический колледж рс(Я), 2004г | Прививка: мифы и парадоксы Авторы: Черникова Наталья Владимировна, Трифонова Ольга Юрьевна, Ардышева Татьяна Станиславовна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева... | Автор: Казаринова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания... Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клюева Наталья Владимировна воспитатель, участник районного фестиваля педагогического мастерства в 2012г | Черникова наталья Владимировна формирование эстетической культуры... Работа выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» | ||
Тема: «Симметрия в живой природе красота, гармония, совершенство» Руководители: Богачева Наталья Владимировна учитель математики и Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине Сравнительная политология ... |