Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail





НазваниеОбысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail
страница1/8
Дата публикации16.07.2014
Размер1.11 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


  1. Обысова Наталья Владимировна, учитель МОУ «Милославская СОШ» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail: miss.obisowa2011@yandex.ru

  2. 391770, Рязанская область, Милославский район, п. Милославское, ул. Октябрьская, д. 35, кв. 1.

  3. Сборник рекомендаций по использованию исследовательского метода на уроках литературы в 7 классе. Программа В.Я. Коровиной.

Материал апробирован в 2011 – 2012 учебном году.

Сборник рекомендаций по использованию исследовательского метода на уроках литературы в 7 классе.

Подготовил учитель русского языка и

литературы Обысова Н. В. МОУ «Милославская СОШ» Рязанской области


Милославское 2011.

Содержание.

1. Введение. 2

2. Из древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 6

3. А.С.Пушкин «Выстрел». 9

4. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова». 14

5. И.С.Тургенев «Бежин луг». 17

6. М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил». 19

7. А.П.Чехов «Хамелеон». 22

8. Л.Н.Толстой «Детство». 24

9. Из русской литературы XX века. М. Горький «Детство». 29

10. Л.Андреев «Кусака». 34

11. Е.И.Носов «Кукла». 36

12. Из зарубежной литературы. Проспер Мериме «Маттео Фальконе». 38

13. Антуан де Сент–Экзюпери «Маленький Принц». 41

14. Заключение. 44

15. Список используемой литературы. 45

16. Примечания. 47

17. Приложения. 48

Введение.

Счастлив учитель, которому удаётся легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к сознательному и вдумчивому, а отсюда – к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое даёт человеку искусство.

С.Я.Маршак
Слова С. Я. Маршака определяют самую суть уроков литературы в школе, ибо они, взаимно дополняя друг друга, выражают смысл работы словесника, значение глубокого прочтения художественного произведения учащимися под руководством учителя . 1

Курс литературы в 7 классе составляет второй концентр в изучении этого предмета

и продолжает первый (5 и 6 классы). Названное деление (в отличие от принятого, где первое звено – 5-8 классы, а второе – старшие классы) представляется более верным, так как именно к седьмому классу качественно обогащается чтение учащихся ( беглость, выразительность ), в этом возрасте появляются большие возможности осмысления литературного текста, сознания позиции автора. В то же время можно рассчитывать на то, что именно в этом классе более осознанно формируются умения (выразительного чтения, пересказа, создания собственного рассказа), более активно приобретаются знания (о жизни и творчестве писателя, его времени, особенностях его стиля).

Нынешний 7 класс – это начало пропедевтического курса, готовящего школьника к монографическому изучению литературы в старших классах. Следовательно, целесообразно в 7 классе начать исподволь приучать подростков к большей «литературоведческой» самостоятельности, к активному использованию различных словарей, обращению к разделам и книгам по теории литературы, словари включены в справочный раздел учебника.

В учебник 7 класса по программе В. Я. Коровиной вошли тексты художественных произведений прошлых веков и нашего времени, высоко оцененные искушенными читателями ( критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами).Кроме того , в нем представлены размышления , оценки критиков и литературоведов , воспоминания современников писателей , чье творчество изучается в 7 классе. Воспоминания должны создать определенный эмоциональный настрой на понимание личности автора, его позиции, творчества.

Необходимо, чтобы изучение и анализ «образцов художественной литературы» прошли «без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство» . Во многом это будет зависеть от творчества учителя. Важно организовать работу так, чтобы школьники с интересом прочитали художественное произведение и с искренним сочувствием отнеслись к героям, их судьбам, чтобы их взаимоотношения, жизненные позиции, нравственный выбор стали предметом размышлений подростков; чтобы умом и сердцем поняли, например, трагическую судьбу «Русских женщин» Некрасова, глубоко осознали характер , смысл юмора и сатиры произведений Щедрина и Чехова , душевно откликнулись на горестную судьбу платоновского Юшки , вместе с героем Е. Носова возмутились бездумным отношением людей к природе – словом, не остались равнодушными там , где автор зовет их радоваться или горевать, сочувствовать или негодовать.

Темы и проблемы, поднимаемые авторами в художественных произведениях, включенных в учебник 7 класса, самые разные, но всегда современные, даже если это литература XVIII и XIX веков (проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношения взрослых и детей , человека и природы – эти вечные проблемы человечества не стали менее злободневны в наши дни). Без отклика детей на богатый мир художественного произведения, без осознания через литературу и своей причастности к окружающему миру мы обедняем наши уроки и, как следствие, наших воспитанников.

Обратим внимание семиклассников на то, что одна тема часто занимает и волнует писателей разных поколений и порой и разных эпох. Почему? В самом деле, в чем смысл «Поучений» Владимира Мономаха и каковы советы молодым ученого, специалиста по древнерусской литературе Д. С. Лихачева? Как воспитывались в дворянских семьях и каковы взаимоотношения между взрослыми и детьми в современном мире? Как об этом рассказывает нам русская и зарубежная литература? Поймут ли школьники высокую мысль писателей о необходимости сострадания всему живому?

Одна из важнейших задач учителя литературы – помочь учащимся увидеть, как непросто создается шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему ; научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир , и работу литературоведов, критиков, помогающих осваивать литературное произведение. Именно поэтому в учебнике, кроме рассказов о писателях , немало разнообразных материалов об их творческой лаборатории. Они содействуют большему пониманию личности автора и вместе с тем учат радоваться удачно и точно найденному слову, образу, а ведь это одна из ступенек формирования талантливого читателя. Учебник помогает увидеть особенности творческой манеры Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова, своеобразие их работы над текстом.

Работа с этим материалом помогает увидеть своеобразие каждого художника, почувствовать основной тон, свойственный произведению, на который отзывается душа читателя.

Рассказы о писателях в учебнике построены на материале статей и книг крупнейших литературоведов, художников слова. Здесь представлены воспоминания и высказывания родственников и друзей писателей. В разделе «Русская литература ХХ века» даны в основном автобиографии.

Художественные произведения, включенные в хрестоматию, предназначены для классного чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения, для внеклассного чтения.

Первая тема для изучения – устное народное творчество. Считая необходимым ввести фольклор во все средние классы, а в старшие курс «Фольклор и литература», автор учебника предлагает семиклассникам былины, пословицы и поговорки , изучавшиеся ранее в 6 классе. Семиклассники более осознанно постигают особый, торжественный склад былин, их богатое содержание и художественное своеобразие. Знакомство с пословицами и поговорками, постижение их мудрости, красоты, точности должно обогатить речь школьников, учебник подвигнет их к использованию пословиц и поговорок в собственной речи. Наряду с русскими, книга знакомит с пословицами других народов. В чем их особенности? Как выразилась в них народная мудрость? Как отразилось представление разных народов о любви и дружбе, мужестве и трусости, отношение к труду и мастерству? О таланте, мастеровитости поведала и былина «Вольга и Микула Селянинович». Обозначу эту связь

Древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков дают возможность осмыслить родную историю. Подростков привлекают темы чести, справедливости, долга. В их духовный опыт входят новые для них пушкинские произведения: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», которые откроют школьникам яркие характеры, значительные исторические события.

Произведения М.Горького и И.Бунина, Л.Андреева и А. Платонова, Ф.Абрамова, Е.Носова и Ю.Казакова рассказывают о человеческих взаимоотношениях, особом мире детства и наших меньших братьях, вводят школьников в переживания литературных героев – сострадания, восхищения, негодования. Учебник призван помочь подросткам увидеть прекрасное в природе, сострадать обездоленному платоновскому Юшке; посочувствовать и замереть от жалости к оставленной людьми Кусаке; оценить и восхититься живым пламенем маков в рассказе Е.Носова , понять смысл этого рассказа; почувствовать особую жизнь и силу неизвестного цветка в рассказе Платонова. Эстетическая ценность и эмоциональный заряд не должны пропасть в результате анализа текстов.

Великую Отечественную войну семиклассники считают далекой историей, знакомой им лишь по рассказам, фильмам. Учащимся предлагается интервью с участником войны, поэтом Юрием Григорьевичем Разумовским. Именно такой жанр дает подросткам возможность активно соучаствовать в разговоре о тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашей Родины. Семиклассникам предстоит попробовать взять интервью на эту тему у родителей, знакомых, родственников, друзей.

Более остро и глубоко, чем в предыдущих классах, семиклассники воспринимают юмор и сатиру А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, осознают роль гиперболы, повтора, детали, гротеска, сравнения. Вместе с учащимися думаем о том, почему не устаревают сатирические произведения Щедрина и Чехова, что делает их злободневными, современными.

Зарубежная литература в учебнике В.Я. Коровиной представлена гораздо шире, чем в предшествующих поколениях учебников для среднего звена. Школьники знакомятся и с новыми именами (Бернс, Дж. Гордон Байрон, О. Генри).

Вместе с открытиями, которые появляются у семиклассников в процессе чтения, происходит знакомство с особым миром художественной литературы и ее законами , постепенно совершенствуется умение анализа, умение обсуждать, оценивать прочитанное, давать отзыв , осмысливать особую жизнь слова в художественном произведении.

Какие же виды работ продолжаются для учащихся в 7 классе? Чтение рассказов о писателях и чтение художественных произведений, беседа (формулирование вопросов и ответов, составление диалогов), пересказ, характеристика, словарная работа. А ведущий метод обучения для учителя, на мой взгляд, исследовательский, который заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения, а также необходим для личностно-ориентированного обучения. Основные приемы: постановка проблемных вопросов, выполнение исследовательских заданий. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление.
Структура учебного исследования.

Проблема



Гипотеза по решению проблемы



Цели и задачи



Способы и средства достижения



Поэтапное выполнение задач



Результаты исследования


К функциям исследовательского подхода в обучении относятся: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование способов активной познавательной деятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) в организации поисково-творческой деятельности;

б) в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;

в) в усложнении содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;

г) в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения. Процессуальную основу его составляет научно – образовательная, поисково–творческая деятельность.

Ведущим в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, приемы и средства стимулирования учения, а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приема при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных видов.

Прием доказательства требует анализа явления и его причинно – следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально – политические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно – дедуктивных или дедуктивно – индуктивных рассуждений , позволяющих сформулировать правильный вывод.

Пием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно ( в виде таблиц , рисунков) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом).

Исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, отвечающей задачам развития творческих способностей, личностной успешности различных контингентов учащихся (одаренных, высоко- и низкомотивированных к учебной деятельности) и разных возрастов, что обеспечивает повышение эффективности и качества образования в соответствии с задачами модернизации российского образования. В начальной, основной, старшей школе исследовательская деятельность имеет свои особенности. Структура учебного исследования, изложенная выше, относится к среднему звену. И так как речь идет об исследовательском подходе на уроках литературы в 7 классе, то я остановлюсь на некоторых произведениях, изучаемых по программе В.Я.Коровиной.

Из древнерусской литературы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Трогательное сказание о Петре и Февронии Муромских – одна из жемчужин древнерусской литературы.

Г.П.Федотов

«Житие Петра и Февронии Муромских» - одно из самых распространенных произведений в Древней Руси. От традиционных житий его отличает занимательность сюжета и повествования. Своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Современному читателю – школьнику, чаще всего не имеющему опыта чтения житийной литературы, сложно воспринимать это произведение, читать его на притчевом языке древности. Отсюда вытекает главная цель первого урока – создание установки на чтение и восприятие произведения, формирование представления о житийном типе повествования.

Уроку в этой ситуации читательского недопонимания эстетической и духовной природы произведения должно предшествовать домашнее задание, выполнение которого позволит максимально приблизиться к авторской позиции.

Учащимся можно предложить, во-первых, используя читательский опыт, подумать, чем отличается житийная повесть от светской биографии, жизнеописания, а во-вторых, написать сочинение-миниатюру «Лики святых благоверных Петра и Февронии».

Выполняя это задание, ученики могут опираться на свой опыт интуитивного различения портрета и иконы. Кроме того предлагается подумать, что сближает и чем отличаются однокоренные слова «лицо», «личина», «лик», так как в разных ситуациях жития герои прячутся за личиной, обнаруживают свое истинное лицо и проявляют глубину лика.

В эпизоде состязания Петра и Февронии в мудрости герои прячутся за личиной, более того, Петр, готовый дать Февронии ложное обещание жениться на ней, «теряет» лицо. Любовь, связавшая Петра и Февронию, побудившая отказаться от княжеской власти, обнаруживает их человеческое лицо, а в финале повести смерть с последующим чудесным воссоединением проявляет их святые лики, так как в этом воссоединении символически и одновременно идеально реализуется христианское представление о семье как о малой церкви.

Как пишет Н.С.Демкова: «…В сказке испытания предшествуют свадьбе, в «Повести о Петре и Февронии» испытания также предшествуют свадьбе, но, согласно авторской воле, они продолжаются и далее – в соответствии с христианским осмыслением мотива свадьбы как окончательного духовного соединения героев, наступающего только после их смерти». 2 Вопросом, позволяющим учащимся увидеть динамику раскрытия образов, может быть следующий: когда мы видим личину героев, когда обнаруживаем их истинные лица, а когда сквозь них проступают и проявляются лики святых?

Итогом самостоятельных домашних размышлений и наблюдений семиклассников может стать разрешение проблемного вопроса : «Житие Петра и Февронии» - это развлекательное или душеспасительное чтение?

Предлагаю дополнительные задания.

«Культура средневековья утверждала в сознании людей абсолютно иное представление о женщине. Церковь всячески подчеркивала греховность женщины и потому предлагала в качестве идеала неравноправные отношения : мужчина – господин, женщина – его добровольная раба». Е.Н.Басовская.

1.Можете вы согласиться с тем, что героиню «Повести о Петре и Февронии» отличает мудрость, остроумие и гордость? Докажите это с помощью примеров из текста.

2.Каким представлен Петр в начале и в конце повествования?

3.Как бы вы охарактеризовали отношения Петра и Февронии?

4.Какие испытания преодолевают Петр и Феврония? (Испытания связаны не с дьявольскими искушениями, а с коварством людей. Испытания героев утверждают земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога).

С.Кайдаш считает, что в «Повести о Петре и Февронии» поставлены следующие вопросы: как правитель должен относиться к своим подданы; кто такие бояре и крестьяне; как приходит в этот мир зло, возможно ли с ним бороться и тем более одолеть его.

1.Согласны ли вы с тем, что отмеченные вопросы поставлены в «Повести…»? Если да, то какие в произведении даются ответы на них?

2.Какие еще вопросы поставлены в «Повести…»?

В исследовательской литературе, посвященной «Повести о Петре и Февронии», говорится, что в ней «воспеты просто достойные люди, чья величайшая задача – любовь», «прозвучал гимн земным человеческим чувствам, острому уму и живой душе»?

В сущности, все эти задания преследуют одну цель: они должны помочь школьникам отличить бытийное от бытового, притчевое от занимательного.

Отвечая на проблемный вопрос домашнего задания, может быть некоторые будут доказывать, что повесть имеет не столько поучительный смысл, сколько призвана развлечь читателя. Может быть, Феврония ловко все рассчитала, не излечив до конца Петра и, следовательно, получив над ним власть. Многих такая позиция возмутит, ребята будут аппелировать к тексту произведения, к изгнанию Петра и Февронии из Мурома, когда Феврония заботится не о власти и положении княгини, а о возможности быть вместе с мужем и укрепляет его веру в будущее. Поэтому бытовая сторона жизни, мирские блага не могут быть мерилом жизни святых.

Р.П.Дмитриева пишет: «В рассказе подводится итог взаимоотношений между Петром и Февронией. К концу своей жизни они пришли в полном согласии. Благодаря уму, такту и благородству Февронии их совместная жизнь оказалась счастливой»3. С ее точки зрения , отличие повести от жития определяется тем, что повесть выходит за рамки житийной тематики; в ней рассказывается о жизни Петра и Февронии в основном в аспекте их взаимоотношений. Я.С.Лурье фактически тоже ставит во главу угла взаимоотношения героев, но оценивает их совершенно иначе: «Феврония соглашается излечить князя , но с условием, что Петр возьмет ее в жены. Как понимать это условие? Читатель, который воспринимал повесть только как житие , а в Февронии видел прежде всего святую , мог видеть здесь проявление ее мудрости – она заранее знала , что Петр предназначен ей в мужья. Но люди, воспитанные на народных сказках, где часто встречается подобное условие, могли воспринять этот мотив иначе – в чисто бытовом плане. Живя в своей деревне Ласково, Феврония едва ли могла видеть Петра до того, как он обратился к ней за излечением. У читателя, естественно, создается впечатление, что к Петру Февронию влекла не любовь, а лишь желание не упустить свое счастье»4.

Обсуждение этого вопроса неизбежно обнаружит и недостаточность бытового прочтения повести. После выявление различий однокоренных слов – понятий «быт» и «бытие» никто из семиклассников, наверное, не скажет, что смысл житийной повести можно исчерпать формулами «повесть о счастливой любви и верности» или «повесть о браке по расчету». Наоборот, они отметят, что оба прочтения проецируют содержание житийной повести в сферу быта, тогда как она обращена к вечности, к бытию.

Результатом урока может стать определение жанровой принадлежности повести и, следовательно, продиктованного жанром способа ее интерпретации. Можно представить результаты проблемного задания в виде сравнительной таблицы.
Литературная биография и житийная повесть.






Биография.


Житие.

Этимологическое толкование жанра.

Слово «биография» происходит от греческих «биос» - жизнь и «графио» - писать, поэтому биография – это жизнеописание.

Житие – «агиография», происходит от греческого «агиос»-святой, следовательно, агиография – описание святости.

Герои произведения.

Исторические личности, вожди, герои.

Святые, явившие в своем образе подобие Христа.

Ценность факта.

Правда факта первична.

Важна не фактическая точность, а притчевая глубина описываемого события.

Временные характеристики повествования.

Конкретная историческая эпоха.

Вечность при условности исторического времени.

Цель повествования.

Правдивое описание жизненного пути героя.

Раскрытие глубинного вечного смысла человеческого бытия, раскрываемого в восхождении святого к Богу.

Таким образом, происходит расширение горизонтов читательских ожиданий, а наиболее естественным путем интерпретации становится путь толкования притчевых образов и сюжетных ситуаций жития.

А.С.Пушкин «Выстрел».

Повесть «Выстрел» словно бы сама наталкивает на исследование. О загадках «Выстрела» говорили все литературоведы, которые обращались к «Повестям Белкина». Атмосферу загадочности с первых строк чувствует и читатель. «Какая-то таинственность окружала его судьбу,- говорит о герое повести рассказчик – армейский офицер, - он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке…»

Далее таинственность нарастает. Штатский человек постепенно упражняется в стрельбе из боевого оружия. Блестящий стрелок и, кажется, не трус избегает дуэли с жестоко оскорбившим его человеком: в ссоре, вспыхнувшей за картами, поручик пустил в Сильвио шандал, а шандалами, по неписаному обычаю, игроки били шулеров.

Некоторые тайны по ходу повествования раскрываются: рассказчик передает нам исповедь Сильвио, мы узнаем историю его давней незавершенной дуэли, понимаем, что жизнь свою он посвятил мщению и потому не хочет подвергать ее опасности в новых дуэлях, что свое «ужасное мастерство» он совершенствует ради заветного выстрела.

И все-таки остается непонятным – за что мстить? Ведь из рассказа самого Сильвио, кажется, совершенно ясно, что мстить не за что. Не молодой граф оскорбил Сильвио, а Сильвио – молодого графа. Это Сильвио, опытный участник полковых скандалов, ловко подстроил дуэль: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, а особенно хозяйки , бывшей со мной в связи, я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, в ту же ночь поехали мы драться».

В самом деле, за что же мстить, да еще положить на это всю жизнь, все силы недюжинной натуры?

Цель, на достижение которой Сильвио убил годы жизни, утрачивает для него свою ясность в тот самый момент, когда она почти достигнута. Право на выстрел, которое казалось ему неоспоримым, теперь кажется ему правом на убийство. И даже снова начав дуэль, Сильвио не стреляет в своего противника.

Последнюю, самую трудную загадку читатель неожиданно получает, читая заключительные, скупые и беглые строки повести: «Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами».

Что привело этого бешеного себялюбца в ряды героев, восставших против османского ига?

Все частные вопросы в конечном счете приводят к главному: что же за характер создал Пушкин? Вопрос этот имеет серьезное научное значение.

Дело в том, что первой заслугой Пушкина-прозаика считается создание целостного характера. «Пушкин …не только ввел характер в русскую повесть, но и сделал выявление характера ее основной задачей. Этим он указал ей пути на многие десятилетия».5

Но характер Сильвио рассматривается в науке по-разному. Спорят о мотивах его поступков, спорят о замысле Пушкина и об отношении образа Сильвио к действительности и к литературной традиции.6 Этот образ считают пародией на романтического героя, реалистическим, но наделенным романтическим сознанием. Вдумываясь в эти споры, убеждаешься, что они порождены различным пониманием связей характера с историко-социальной почвой.

Раскрываются ли в самой повести истоки этого загадочного, противоречивого и несомненно живого единства человеческих свойств, намерений и поступков, именуемого Сильвио? Об этом думают и спорят ученые.

Итак, мы будем вести поиски в области, где науке еще далеко не все ясно. Не стоит преувеличивать возможности школьного исследования. Но перспектива прояснить хотя бы деталь пушкинского текста – заманчива и вдохновляюща.

Как организуется работа далее?

Из размышления над тайнами повести следует вывод, что основное направление поисков – соотнесение художественного повествования с действительностью. Это обширная и сложная задача. Делим ее на частные, более посильные для семиклассников:

1.История написания повести.

2.Загадка имени героя.

3.Исторические имена в тексте «Выстрела».

4.Дуэльные обычаи в России и дуэль в повести.

5.Примерная хронология событий «Выстрела».

6.Сражение под Скулянами.

Возможны, конечно, и другие темы. Интересно поглубже вникнуть в эпиграфы, в систему рассказчиков, сопоставить Сильвио с другими героями «Повестей Белкина», потолковать о предполагаемом прототипе Сильвио.

Что же может быть выяснено? Рассмотрим намеченные темы.

История работы Пушкина над «Выстрелом» тщательно изучена. Тут можно воспользоваться материалом книги «Болдинская осень».7 Но кое-что новое может дать сопоставление редакций текста. Пушкин правил болдинскую рукопись при подготовке повестей к печати.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconРезультаты мониторинга хода эксперимента по введению фгос ООО в 5...
Сош №3 г. Сасово, Сапожковская сош, Старожиловская сош, Клепиковская сош №1, Кадомская сош, Милославская сош, Рыбновская сош №1,...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Козлова Светлана Владимировна, г. Владимир, моу «сoш №29», учитель, e-mail: cvetlana1171@mail ru
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconВнукова Ольга Владимировна e-mail : оу: моу «сош п. Знаменский»

Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconКонспект открытого урока с использованием тестовых технологий по...
Перов В. Г. «Тройка», Архипов А. Е. «Девушка с кувшином», «Прачки», Пластов А. А. «Мама»
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПроекта: «Зрительные иллюзии в одежде»
Жуковская Наталья Юрьевна, учитель физики моу «сош №17 г. Вольска Саратовской области»
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconМосковский городской шахматный клуб мгшк
Гоголевский бульвар, дом 14, станция метро Кропоткинская. Контакты: Кузин Антон Валентинович руководитель спортивно-массового отдела,...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconРеферат по теме «Любимая сладость детей»
Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconРеферат по теме «Императоры льдов и снегов»
Учитель начальных классов моу «сош №6» г. Тында Амурской области Иванова Валерия Владимировна
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПедагогическая целесообразность использования икт на уроках
Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы моу «сош №2», e-mail: sh2
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconКонспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть»
Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПолитическое лидерство и борьба за власть после смерти
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов моу «Ульяновская сош №1» п. Ульяновка, Тосненского района, Ленинградской...
Обысова Наталья Владимировна, учитель моу «Милославская сош» Рязанской области, тел. 8-910-611-01-09, e-mail iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск