Скачать 61.46 Kb.
|
Тема урока "Культурные и дикорастущие растения" (урок № 4 в 1 классе) Авторы-разработчики (участники семинара в школе № 135 г.Перми, учителя г.Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева Елена Борисовна, Красных Ольга Аркадьевна, Реньжина Мария Владимировна , Садохина Наталья Георгиевна, Сурсякова Ольга Алексеевна, Подвозных Ольга Александровна Образовательные результаты: Предметные:
Метапредметные:
Личностные: 1) Уяснение правил групповой работы (показать готовность группы), опыт сотрудничества в решении предложенной задачи 2) Отработка знаков согласия/несогласия (опыт содержательной оценки действий другого ученика) Оборудование и материалы: Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растения, про которые можно загадать ученикам загадки); раскраски (10 изображений разных растений – 4 дикорастущих, 5 – культурных, 1 – кактус-опунция на каждую группу2). Клеящие карандаши, заготовки листов для групповой работы (лист А5, разделенный хорошо заметной издалека вертикальной линией пополам; одна часть обозначена буквой "К"- культурные, другая - буквой "Д" - дикорастущие); 2 морковки – маленькая и худосочная, большая и крепкая. Кукурузный початок и/или две головки подсолнуха - маленькая и большая (желательно, можно заменить другими овощами, плодами и пр., которые используются людьми). На доске: условный рисунок мелом. С одной стороны доски сад/поле/огород, с другой стороны доски - лес/луг/озеро. Они могут быть разделены забором. На стене: схема частей растения (см. в учебнике) Ход урока:
На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Посмотрите на доску. Слева у нас - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.
У: Давайте назовем растения, которые мы видим, по именам. Учитель показывает на значок "Хор": Как сейчас будем отвечать? Учитель показывает на изображение растения, хорошо знакомого ученикам, и явственно различимого на картинке. Добивается, чтобы хор звучал громко и слаженно. После этого показывает на изображения, продвигаясь от наиболее знакомых детям к менее им известным. Если хор звучит плохо (многие дети не знают или путают названия), учитель сам называет растение, а ученики повторяют его хором.
У: посмотрите, всё ли у нас верно размещено. Дети замечают ошибки и с помощью учителя исправляют, перевешивая изображения на нужные места3: Маша: Астра должна быть здесь, у дома, а не в лесу. У: Почему ты так думаешь? Маша: Я никогда не видела ее в лесу. Д: Я тоже не видел... У: Покажите, кто согласен, а кто не согласен с тем, что астра должна быть в лесу.... и т.д.
Учитель загадывает загадки о культурных растениях, см. методическое пособие (3-4 загадки). Кто угадал – молча – поднимает руку, и идёт к доске – показывает отгадку. Остальные – показывают, согласны они или нет. Попутно - правильно называются (с помощью учителя!) и показываются на схеме частей растения те части растения, которые используются человеком. Пример: У: Сидит красна девица в темнице, а коса - на улице. Ученик поднимает руку и, выйдя к доске, показывает помидор. Другие дети показывают знаки несогласия. У: Посмотри, Федя, все ли с тобой согласны? Давай спросим: "Оля, почему ты со мной не согласна?" Оля: Это морковка, а не помидор! У: Почему ты так думаешь? Оля: Помидор не в земле! У: Дети, вы согласны или нет, что отгадка - морковь? Дети показывают согласие. У: А какую часть растения моркови люди едят? Д: Нос, корнеплод, корень.... У: Правильное название этой части растения: корень. Давайте покажем его на схеме. Показывает.
У (ловушка!): Я думаю, потому что эти – красивые, а другие – не красивые. Кто со мной согласен? Кто – не согласен. Выявляются существенные признаки культурных растений: А) их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями - нужно помочь ученикам вспомнить и произнести эти слова) Б) человек использует их (например, в пищу) В) используются разные части у разных растений Г) отбор семян для посадки (растений с наиболее выраженными нужными свойствами) – кукуруза (раньше початок был с палец – теперь – вот какой) – морковь (семена какой моркови вы бы выбрали для посадки: этой или этой?)
Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.
Раскрасьте растения, посадите (разместите и приклейте) их в нужное место листа (где «Д» - дикорастущие, где «К» - культурные растения). На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Как вы покажете, что группа все сделала и готова отвечать? Учитель раздает заготовки для работы в группы (лист-заготовка на группу + картинки- раскраски по 2 шт. на человека). Ученики работают в группах. Учитель помогает распределить работу (а также готовит доску к следующей работе, см. ниже)
Первая группа, показавшая готовность, по разрешению учителя вешает свою работу. Если дети не показали готовность, а пошли сразу к доске, учитель сажает их и просит показать готовность группы. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому. Таким образом, ученики сразу производят оценку и группировку работ.
При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород - лес/луг/озеро. При этом уместно нарисовать на доске следующую классификационную схему: Р К Д На примерах-ошибках (например, кто-то поместил тыкву к дикорастущим растениям) дети тренируются в использовании знаков согласия-несогласия, а учитель еще раз вместе с ними вспоминает признаки культурных растений. 10. Почему не вышло одинаково в случае кактуса-опунции? Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак "?" У: Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком "?" Д.З. Узнать, выращивают ли люди кактусы, выводят ли сорта, как используют. Приготовить карточку с изображением знака "?" 1Т.н."регулятивные" учебные действия 2 См.приложение 3 Чтобы это удалось, при подборе изображений следует избегать двусмысленностей. Например, яблоню можно встретить и в саду, и в лесу. |