Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок»





Скачать 248.1 Kb.
НазваниеКонкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок»
страница1/2
Дата публикации17.08.2013
Размер248.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
  1   2
Конкурсная работа

муниципального конкурса «Лучший урок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия


Тема урока

«Алканы: строение, номенклатура, изомерия» (Химия 10 класс)

Программа курса химии для 8 - 9 и 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автор Н.Н. Гара. Издательство «Просвещение», 2008 к учебнику химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана Химия 10 класс.
Урок с применением модульной технологии

Автор: Лизина Антонина Александровна
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение "Атемарская средняя общеобразовательная школа" Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Должность: учитель химии

Категория: высшая

Стаж работы:28 лет

2011 год
Тема урока. «Алканы: строение, номенклатура, изомерия». (10 класс)
Тип урока. Урок формирования новых знаний и способов действия.

Цель: организация деятельности учащихся, направленной на прочное усвоение знаний по строению, номенклатуре, изомерии алканов.

Задачи урока.

Обучающие:

- дать понятие класса алканов, их общую формулу, гомологический ряд, рассмотреть строение метана и  sp3-гибридизацию;

- способствовать усвоению гомологии, изомерии и номенклатуры, характерной для класса алканов;

- проверить уровень усвоения учебного материала по теме урока.

Воспитывающие:

- воспитывать мировоззрение и единую химическую картину мира;

- воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду;

- вырабатывать  личностные качества: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов;

- показать тесную связь химии с жизнью;

- формировать умение работать самостоятельно.

Развивающие:

- развивать творческую активность и самостоятельность учеников, показав пути самостоятельного освоения материала;

-  развивать умения  выделять главное, существенное;

- развивать химически грамотную речь, образное и логическое мышление;

- развивать объективную самооценку.

 

Метод обучения: информационно-развивающий.

 

 Средства обучения.

 Данный урок проводится в кабинете химии, оснащенном мультимедийной техникой. На компьютерах учащихся установлена программа «Краб 2», а также авторская презентация «Алканы».

Наглядные: таблицы «Гомологический ряд алканов», «Изомерия алканов», модели молекул метана, этана, бутана, элементы шаростежневых моделей молекул. Технологические карты для учащихся, «Лист оценивания ».

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин)

1. Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

2. Подведение учащихся к теме урока.

Учитель предлагает отгадать вещество.

В названии, какого кисло-молочного продукта нужно убрать крайние буквы, чтобы получить название органического вещества, состоящего из углерода и водорода. (Сметана – метан)

О метане и веществах, сходных по строению и свойствах с ним пойдет речь на уроке.

3. Сообщение темы урока и эпиграфа к уроку (Слайд 1,2).



Все новое в науке является

простым скоплением уже

известных вещей.

Л. Мейер, 1867 г.

II. Инструкция по работе с модулем (Слайд 3). (1 мин)

    1. У вас должно быть в наличии: «Технологическая карта» Приложение 1, «Лист оценивания» Приложение 2.

    2. При выполнении данной работы необходимо переходить от одного блока модуля к другому последовательно, выполнив все задания блока и оценив свою работу по предложенным критериям.

    3. Если при выполнении каких - либо заданий возникают затруднения – обратись за помощью к учителю.

III. Работа с содержанием модуля по Технологической карте урока
1. УЭ0 Постановка комплексной дидактической цели и требований к уровню обученности. (2 мин)

Комплексная дидактическая цель (Слайд 4)

Усвоить знания об особенностях строения, изомерии и номенклатуре алканов, а также выработать умения составлять структурные формулы по образцам, называть соединения по систематической номенклатуре

Требования к уровню

обученности (Слайд 5)

Знать: особенности электронного и пространственного строение молекулы алканов на примере метана, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерию и номенклатуру алканов.

Уметь: объяснить тетраэдрическое строение молекулы метана на основе представлений о гибридизации;

различать гомологи и изомеры, составлять формулы и называть их;

конструировать модели молекул алканов;

Владеть: терминологией по теме «Алканы»; способом составления формул гомологов, изомеров и называть предельные углеводороды по систематической номенклатуре.



2.УЭ1 История открытия и происхождение названий алканов. (4 мин)


Дидактическая цель

Усвоить знания об истории открытия и происхождении названий алканов.

Выполните задание: по материалам вашего учебника и http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm - учебник по органической химии

  1. проанализируйте материал об исторической логике исследования и открытия алканов.

  2. Работайте парами. Проговорите друг к другу причины образования различных названий данного класса углеводородов.

  3. Запишите определение и общую формулу алканов в тетрадь.

  4. Выпишите все названия данного класса.

  5. Сверьте свои записи с эталоном ответа (На слайде 6).

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

  1. если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»:

  2. если вы не выполнили одно задание, поставьте себе отметку «4»,

  3. если вы не выполнили два задания, поставьте себе отметку «3»
4. если вы не выполнили более чем два задания, перечитайте текст еще раз, проанализируйте его, выполните задание повторно.

3. УЭ2 Состав и строение алканов (7 мин)

Дидактическая цель

Усвоить материал о составе и строении алканов.

1. Внимательно прослушайте объяснение учителя.

Химическое строение (порядок соединения атомов в молекулах) простейших алканов – метана, этана и пропана – показывают их структурные формулы. (Слайды 7,8) Из этих формул видно, что в алканах имеются два типа химических связей: С–С и С–Н.

Связь С–С является ковалентной неполярной. Связь С–Н - ковалентная слабополярная, т.к. углерод и водород близки по электроотрицательности (2.5 - для углерода и 2.1 - для водорода). Образование ковалентных связей в алканах за счет общих электронных пар атомов углерода и водорода можно показать с помощью электронных формул: электронные и структурные формулы отражают химическое строение, но не дают представления о пространственном строении молекул, которое существенно влияет на свойства вещества.

Пространственное строение, т.е. взаимное расположение атомов молекулы в пространстве, зависит от направленности атомных орбиталей (АО) этих атомов. В углеводородах главную роль играет пространственная ориентация атомных орбиталей углерода, поскольку сферическая 1s-АО атома водорода лишена определенной направленности.

Пространственное расположение АО углерода в свою очередь зависит от типа его гибридизации. Насыщенный атом углерода в алканах связан с четырьмя другими атомами. Следовательно, его состояние соответствует sp3-гибридизации (часть I, раздел 4.3.1) http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm - учебник по органической химии.

1. Атом углерода находится в 1-ом валентном состоянии sp3

2.Четыре σ-связи углерода направлены в пространстве под углом 109°28'.

3. Молекула метана СН4 – имеет форму правильного тетраэдра

4. Длина углеродной связи — 0,154 нм.

Рекомендации по усвоению материала:

  1. В ходе объяснения учителя сделайте в тетради записи молекулярной, электронной и структурной формул метана.

  2. Изобразите пространственное строение молекулы метана и запишите в тетрадях:

  1. атом углерода находится в 1-ом валентном состоянии sp3 ;

  2. четыре σ-связи углерода направлены в пространстве под углом 109°28';

  3. молекула метана СН4 – имеет форму правильного тетраэдра;

  4. длина углеродной связи — 0,154 нм.

3) Поясните соседу по парте, почему молекула метана имеет тетраэдрическую форму. Будьте готовы к ответу на вопросы учителя.

2. Изучите содержание Слайда 9, демонстрационные шаростержневые модели молекул метана, этана и выясните принцип построения шаростержневых моделей млекул.

4) Лабораторный опыт. Постройте шаростержневую модель молекулы пентана, сравните с изображением этой молекула (Слайд10), покажите учителю.


Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

  1. если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»:

  2. если вы не выполнили одно задание, поставьте себе отметку «4»,

  3. если вы не выполнили два задания, поставьте себе отметку «3»

  4. если вы не выполнили более чем два задания, обратитесь к учителю и выполните задание повторно.


4. УЭ3 Гомологический ряд алканов (8 мин)

Дидактическая цель

Выяснить принцип составления гомологического ряда алканов.

  1. По материалам учебника найдите информацию о радикалах и способе их образования.

  2. Изучите содержание таблицы 1 на стр. 19 учебника «Гомологический ряд алканов» и выясните сходство и различие гомологов.

Рекомендации по усвоению материала:

Работайте самостоятельно с последующей коллективной проверкой:
1. Запишите в тетради определение радикала.

2. Заполните таблицу по форме:

№ п/п

Формула

Название

Радикал

Название

3. Составьте формулы ближайших гомологов для состава С5Н12.

4. Составьте молекулярные формулы углеводородов ряда метана, в молекулах которых содержатся:

а) 12 атомов углерода;

б) 30 атомов водорода.

5.Определите молекулярную формулу алкана, молекулярная масса, которого 30 г/моль.

Выполнив упражнения, будьте готовы к коллективной проверке (Слайд 12, 13). Если возникли трудности, обратитесь к соседу по парте или к учителю.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

  1. если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»:

  2. если вы не выполнили одно задание, поставьте себе отметку «4»,

  3. если вы не выполнили два задания, поставьте себе отметку «3»
4. если вы не выполнили более чем два задания, возьмите записи у соседа по парте, проанализируйте их, найдите собственные ошибки и дайте им объяснение.

5. УЭ4 Номенклатура алканов (8 мин)



Дидактическая цель

Усвоить знания и систематическую номенклатуру алканов.

1. Используя материал учебника стр. 20 и (Слайды 13 -15), проанализируйте алгоритм составления названий алканов по систематической номенклатуре.

2. Прослушайте объяснение учителя о порядке действий составления формул алканов по их названиям.

Написание структурных формул.

Сначала записывают открытую цепь, затем нумеруют атомы углерода и расставляют заместители. В заключение дописывают атомы водорода, чтобы каждый атом углерода оказался четырехвалентным. Рассмотрим на примере 2,5,6-триметилоктан.

1. Главная углеродная цепь и нумерация

1 2 3 4 5 6 7 8

С - С - С - С - С - С - С - С

2. Расстановка заместителей (радикалов)

1 2 3 4 5 6 7 8

С - С - С - С - С - С - С - С

|  | |

СН3 СН3 СН3

3. Дополнение атомами водорода

1 2 3 4 5 6 7 8

СН3 - СН - СН2 - СН2 - СН - СН - СН2 - СН3

|  | |

СН3 СН3 СН3

Рекомендации по усвоению материала:

1. Если вы усвоили номенклатуру алканов, то сможете самостоятельно назвать каждый из них. Перепишите в тетрадь структурные формулы алканов, приведенные в задании и назовите эти вещества.



Сверьте свой ответ с эталоном ответа (Слайд16).

2. Напишите структурные формулы следующих веществ:

а) 2,3 – диметилбутана,

б) 2,4 – диметил - 3 – этилпентана

в) н – пентана

Сверьте свой ответ с эталоном ответа (Слайд17).

3. Составьте структурные формулы предельных углеводородов по приведенным углеродным скелетам и назовите их по систематической номенклатуре:

а) С – С – С – С ;

С
б) С – С – С – С – С ;




С С
в) С – С – С – С – С;

С С
г) С – С – С – С – С;
С С

Выполнив упражнения, покажите их учителю. Если возникли трудности, обратитесь к учителю и алгоритмам действий.

Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

  1. если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку «5»:

  2. если вы не выполнили одно задание, поставьте себе отметку «4»,

  3. если вы не выполнили два задания, поставьте себе отметку «3»
4. если вы не выполнили более чем два задания, обращайтесь к правилам систематической номенклатуры или учителю.
6. УЭ5 Изомерия алканов (5 мин)


Дидактическая цель

Усвоить понятия «изомер» и «изомерия», дать характеристику структурному виду изомерии алканов, научиться составлять структурные формулы изомеров алканов.

По материалам учебника и справочного материала (часть I, раздел 2.2) http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm - учебник по органической химии

найдите определения «изомер», «изомерия» и выявите виды изомерии алканов.

Рекомендации по усвоению материала:
1. Выучите определения «изомер», «изомерия».

2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:

а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3;

б) СН3 – СН – СН– СН3;




СН3 СН3

в) СН3 – СН2 – СН– СН3 ;




СН3
СН3

г) СН2 – С – СН3 ;
СН3 СН3

СН3




д) СН3 – СН – СН3.

Дайте всем веществам названия. Сверьте свой ответ с эталоном ответа (Слайд 18)

3. Напишите структурные формулы 3 изомеров пентана. Дайте им названия.

Покажите свои ответы учителю.

4. если вы не ответили более чем на два вопроса, обратитесь к учителю.


Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):

  1. если вы ответили на все вопросы полно и правильно, поставьте себе отметку «5»:

  2. если вы не ответили на один вопрос, поставьте себе отметку «4»,

  3. если вы не ответили на два вопроса, поставьте себе отметку «3»



7. УЭ6 Итоговый контроль. (Работа с тестом) (5 мин)

Дидактическая цель

Проверить уровень усвоения знаний и умений по теме «Алканы»

Рекомендации по итоговому контролю:

1. Используйте на своем компьютере тестовую оболочку «Краб 2», прочитайте внимательно информацию и следуйте по инструкции.

Выполните тест по теме «Алканы»

1. Гомологический ряд алканов описывается общей формулой

а) СnH2n-2

б) CnH2n

в) СnH2n+2

г) CnH2n+1

2. В пропане связи углерод-углерод:

а) одинарные

б) двойные

в) полуторные

г) -связи

3. Молекула метана имеет форму

а) пирамиды

б) параллелепипеда

в) тетраэдра

г) конуса

4. Для алканов характерна гибридизация:

а) SP

б) SP2

в) SP4

г)SP3

5. Угол между атомами углерода в алканах составляет:

а) 120º 28'

б) 90º

в) 109º 28'

г) 110º

6. Радикал – это ...

а) группа атомов с неспаренными электронами

б) группа атомов, отличающаяся от метана на СН2-

в) группа атомов, имеющая положительный заряд

г) группа атомов, которая называется функциональной

7. Установите порядок для определения названия углеводорода

а) Определяют местонахождение радикалов

б) Выбирают самую длинную цепь и нумеруют атомы углерода в ней

в) Определяют корень названия по числу атомов углерода в длинной цепи

г) Составляют приставку в виде цифр и греческих числительных

8. Установите соответствие:

1. Пропан а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2- СН3

2. Пентан б) СН3-СН2-СН3

3. Бутан в) СН3-СН2-СН2-СН3

4. Октан г) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

9. Среди данных формул найдите 2 изомера:

а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3

б) СН3-СН2-СН2-СН3

в) СН3-СН-СН2-СН3

|

СН3

10. Формулы только алканов записаны в ряду:

а) С3Н6, С2Н4, С6Н14

б) С4Н10, С2Н6, С3Н8

в) С2Н2, С3Н8, С6Н6

г) С6Н6, С4Н8, С2Н6



Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):


Полученную вами отметку за тест поставьте в «Лист оценивания».
8. УЭ7 Оценивание уровня усвоения материала (2 мин)

Дидактическая цель

Оценить уровень усвоения знаний, умений по теме «Алканы»

Рекомендации по оцениванию усвоения материала:

1. Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь. В какой степени? Подходит ли эпиграф к теме урока? Проанализируйте свою работу и сделайте вывод.

2. Работайте вместе с классом.

3. Проанализируйте отметки на всех этапах урока и определите среднюю арифметическую отметку и поставьте ее в «Лист оценивания». Сдайте тетрадь и «Лист оценивания» на проверку.



Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:

1. Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому.

2. Я понял(а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.

3. Я понял(а) материал частично.

4. Я ничего не понял(а).

IV. Объяснение домашнего задания (1 мин)


Выберите домашнее задание (Слайд 21)

Обязательная часть

Стр. 16-20 (читать), упр. №5, 6, 10 на стр. 27

Дополнительная часть (повышенной сложности)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconРиказ
Администрации г. Апатиты №108-1/о от 01. 07. 2011 г. «О проведении муниципального этапа VI всероссийского конкурса профессионального...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconО районном конкурсе «Лучший интерактивный урок» Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса «Лучший интерактивный урок» (далее – Конкурс)...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconВсероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России», зао «Редакция «Учительской...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПоложение о региональном этапе XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconО региональном этапе конкурса «Лучший урок письма – 2014»
Учредителями XII всероссийского конкурса «Лучший урок письма 2014» являются фгуп «Почта России», Московский государственный университет...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» Общие положения
Ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» является составной частью корпоративной политики фгуп «Почта России»
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПосвящена 70-летию Великой Победы
Областной конкурс «Лучший урок письма-2014» проходит в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014» и является...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На основании приказа отдела образования №01-11/115 от 09. 2013 года «Об организации и проведении муниципального этапа конкурса профессионального...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconДепартамент образования администрации г. Саров прика з
«Лучший урок smart»» с 13 декабря 2012 по 25 января 2013 года проведен муниципальный конкурс «Лучший урок smart» (далее конкурс)....
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об организации и проведении муниципального этапа VIII всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconКонкурс региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Областной конкурс – региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconОбъявление о проведении районного конкурса «Лучший муниципальный служащий» в 2014 году
Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края проводит районный конкурс «Лучший муниципальный служащий»...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconПоложение о районном фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Мой лучший мастер-класс»
«Открытый урок», «Мой лучший мастер-класс» (далее Фестиваль) проводится управлением образования администрации Балахнинского муниципального...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconО конкурсе «Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального...
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения конкурса «Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconО конкурсе «Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального...
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения конкурса «Лучший сотрудник контрольно-счетного органа муниципального...
Конкурсная работа муниципального конкурса «Лучший урок» iconНаучно-исследовательская работа студентов за 2010 г. №
Проведение конкурса на лучший реферат по курсу «История фортепианного искусства» – I, II курсы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск