«Химия»





Скачать 207.41 Kb.
Название«Химия»
Дата публикации24.05.2015
Размер207.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСCИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

Проректор по УР

_____________ А.В. Мышлявцев

«____» _________ 2011 год

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по дисциплине

«Химия»

направление подготовки бакалавриата

131000.62 Нефтегазовое дело

по профилю «Эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового оборудования»
Форма обучения – заочная

Год набора 2011

Омск 2011

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО, ООП по направлению подготовки бакалавриата 131000.62 Нефтегазовое дело

по профилю «Эксплуатация и обслуживание технологических объектов нефтегазового оборудования»

Программу составил:

к.х.н., доцент ___________ О.П. Чжу

Обсуждена на заседании кафедры от «__»__________20 г. №
Зав. кафедрой ___________С.И. Артюхова

«_____»__________20__г.

Согласовано:
Председатель секции математической

и ЕН подготовки Ю.А.Бурьян «_____»__________20__г.

Начальник УМУ А.Н. Жаневров

«_____»__________20__г.

1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Химия» являются дать знания основных теоретических положений химии, дать первоначальные навыки работы в лаборатории химии, внести вклад в формирование у студента целостной системы химического мышления, химического образования.

Основные задачи дисциплины: усвоение студентом определённой системы знаний, формирование на основе этих знаний практических навыков, полученных в области химии и их применение в профессиональной деятельности.
2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студент, завершивший изучение данной дисциплины должен:

  • иметь представление о месте химии среди других естественнонаучных дисциплин и ее вкладе в развитие современной цивилизации, о значении и сферах применения основных классов соединений, о мерах безопасности при работе с химическими веществами.

  • знать: химические свойства элементов и их соединений ряда подгрупп периодической системы Менделеева, типы химической связи в соединениях и типы межмолекулярных взаимодействий, строение и свойства комплексных и кластерных соединений, газовые гидраты, термодинамические и кинетические условия протекания химических реакций, равновесие в гомогенных и гетерогенных системах, свойства важнейших классов неорганических и органических соединений, основы номенклатуры органических соединений, виды изомерии, типы реакций органических соединений различных классов, методы качественного и количественного анализа, понятие о наиболее распространенных ВМС;

  • уметь: определять концентрации растворов различных соединений, термодинамические характеристики химических реакций, равновесные концентрации веществ, скорость реакции и влияние различных факторов на нее, проводить очистку веществ в лабораторных условиях, определять основные физико-химические характеристики органических веществ;

  • владеть: навыками выполнения основных химических лабораторных операций, методами синтеза неорганических и простейших органических соединений, методами качественного и количественного анализа многокомпонентных систем.

  • сформированы следующие компетенции:

  • Общекультурные компетенции: обобщать и анализировать, воспринимать информацию, ставить цели, и выбирать пути достижения (ОК-1), стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • Профессиональные компетенции:

  • Общепрофессиональные способности: самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1), использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

  • Экспериментально-исследовательские способности: планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-18), использовать физико-химический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19), выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов (ПК-20).



3. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах и зачетных единицах


Вид занятий

Всего

(час./

зач.ед.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

семестры

Всего аудиторных занятий:

8




8

























Лекции

4




4

























Практические занятия (семинары)


































Лабораторные работы

4




4

























Самостоятельная работа:

100




100

























Курсовой проект (работа)


































Расчетно-графические работы


































Перевод теста / Рефераты


































Домашнее задание

10




10

























Проработка лекций, подготовка к лекциям

90




90

























Подготовка к экзамену


































Всего по дисциплине

108/3




108/3

























Вид аттестации за семестр (зачет, экзамен)

Зач.




Зач.


























4. Содержание дисциплины по разделам

Наименование разделов данной дисциплины

4.1. Периодическая система и строение атомов элементов

4.2. Основы химической термодинамики

4.3. Химическая кинетика и катализ, химическое равновесие.

4.4. Химическая связь и строение молекул

4.5. Основные классы неорганических соединений

4.6. Учение о растворах. Равновесие в растворах электролитов.

4.7. Окислительно-восстановительные реакции

4.8. Электродвижущие силы и электродные потенциалы
5. Содержание разделов данной дисциплины по видам учебных занятий:

5.1. Содержание курса лекций


Номер

раздела

Содержание лекционного курса


Часы




2 семестр




1

Введение. Место химии в ряду естественных наук. Значение химии в фундаментальной подготовке инженеров для различных отраслей техники. Роль химии в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Периодическая система и строение атомов элементов. Квантово-механическая модель атома. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип Паули. Правила и порядок заполнения атомных орбиталей. Строение многоэлектронных атомов.

2

2

Основы химической термодинамики. Энергетические эффекты химических процессов и фазовых переходов. Внутренняя энергия, энтальпия и их изменение в различных процессах. Термохимические уравнения. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него. Термохимические расчеты.

Химическая кинетика и катализ, химическое равновесие. Скорость химической реакции в гомо- и гетерогенных системах. Ее зависимость от концентрации реагирующих веществ. Константа скорости реакции. Кинетическое уравнение. Молекулярность и порядок реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации. Понятие об активированном комплексе. Каталитические системы и катализаторы. Принцип Ле-Шателье. Смещение равновесия изменением концентрации, рации, температуры и давления.

3

Химическая связь и строение молекул. Основные типы химической связи. Ковалентная связь с позиций метода валентных связей. Понятие о методе молекулярных орбиталей. Образование ковалентной связи по обменному и донорно-акцепторному механизму. Особенности ковалентной связи. Ионная, металлическая, водородная, молекулярные связи, их особенности.

4

Основные классы неорганических соединений. Классификация неорганических соединений. Металлы и неметаллы, оксиды, гидроксиды, кислоты, соли. Номенклатура соединений. Способы получения и химические свойства неорганических соединений.

5

Учение о растворах. Равновесие в растворах электролитов. Законы идеальных растворов. Электролиты и неэлектролиты. Константа диссоциации слабых электролитов. Ионные равновесия. Сильные электролиты, теория сильных электролитов. Химический потенциал. Активность и коэффициент активности.

2


6

Окислительно-восстановительные реакции. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Составление и уравнивание реакций окисления-восстановления. Влияние природы и концентрации реагентов, среды и других условий на глубину и направление протекания окислительно-восстановительных процессов.

7

Электродвижущие силы и электродные потенциалы. Гальванический элемент. Химические источники энергии. Возникновение скачков потенциалов на границе раздела фаз. Двойной электрический слой. Медно-цинковый гальванический элемент. Электродвижущая сила. Сравнение электрохимических свойств металлов. Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные и окислительно-восстановительные потенциалы. Ряд напряжений металлов. Зависимость величины электродных потенциалов от концентрации растворов. Уравнение Нернста.

8

Электролиз. Понятие электролиза. Электродные процессы протекающие на электродах. Электролиз растворов и расплавов на инертных и неинертных электродах. Правила электролиза.

Коррозия металлов. Методы защиты металлов от коррозии. Термодинамика и механизм протекания коррозионных процессов.

Химическая коррозия металлов. Газовая коррозия. Обезуглероживание черных сплавов. Электрохимическая коррозия с кислородной и водородной деполяризацией. Влияние различных факторов на скорость электрохимической коррозии. Типы коррозионных разрушений. Коррозионная стойкость металлов и сплавов. Виды электрохимической коррозии: атмосферная, в морской и речной воде, в растворах электролитов, почвенная коррозия. Коррозия под действием блуждающих токов, аэрационная коррозия, биокоррозия.

Защитные покрытия: металлические (анодные, катодные) и неметаллические. Химические покрытия. Электрохимическая защита: протекторная, катодная и анодная.




Итого

4



5.2. Содержание практических (или лабораторных) занятий

5.2.1. Содержание лабораторных работ

Номер

раздела

Содержание лабораторных работ


Часы




2 семестр




1

1 лабораторная работа. Строение атома и периодическая система элементов.

-

2,3

2 лабораторная работа. Химическая термодинамика. Закон Гесса. Тепловые эффекты химических реакций.

3 лабораторная работа. Химическая кинетика и равновесие.

2
-

4

4 лабораторная работа. Основные классы неорганических соединений.

2

5

5 лабораторная работа. Растворы. Приготовление растворов заданной концентрации.

6 лабораторная работа. Гидролиз солей.

-

-

6

7 лабораторная работа. Окислительно-восстановительные реакции.

-

7,8

8 лабораторная работа. Электрохимические реакции. Гальванический элемент. Электролиз.

-




Итого

4


5.2.2. Содержание практических (семинарских) занятий

Практические (семинарские) занятия не предусмотрены по учебному плану.
5.3. Самостоятельная работа студентов (указываются все виды работ в соответствии с учебным планом)

Самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение следующих видов занятий: домашние задания, самостоятельная проработка отдельных разделов лекций, рефераты.

5.3.1.Темы курсовых работ (проектов)

Не предусмотрены по учебному плану

5.3.2. Темы домашних заданий

5.3.2.1. Свойства важнейших классов органических соединений

5.3.2.2. Основы номенклатуры органических соединений, виды изомерии

5.3.2.3. Типы реакций органических соединений различных классов

5.3.2.4. Методы качественного и количественного анализа

5.3.2.5. Понятие о наиболее распространенных ВМС

5.3.3. Самостоятельная проработка отдельных разделов лекций

Самостоятельная проработка отдельных разделов дисциплины с написанием рефератов

5.3.4. Темы рефератов

5.3.4.1. Распространенность химических элементов. Радиоактивное превращение химических элементов.

5.3.4.2. Синтез элементов. Ядерные реакции в природе.

5.3.4.3. Электронная оболочка атома химического элемента. Исходные представления квантовой механики.

5.3.4.4. Периодическая система Д.И. Менделеева как естественная классификация элементов по электронным структурам атомов.

5.3.4.5. Ионная связь. Невалентные типы связи.
5.4. Контрольные вопросы по дисциплине.

        1. Ядерная модель атома. Атомные спектры.

        2. Внутренние противоречия теории Бора.

        3. Исходные представления квантовой механики.

        4. Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева.

        5. Химическая связь основные типы и характеристики химической связи.

        6. Ковалентная связь. Метод валентных связей.

        7. Ионная связь. Металлическая связь.

        8. Межмолекулярное взаимодействие. Водородная связь.

        9. Основы химической термодинамики. Внутренняя энергия, энтальпия, энтропия.

        10. Термохимические уравнения. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него.

        11. Законы идеальных растворов.

        12. Химическая теория растворов Д.И. Менделеева.

        13. Электролитическая диссоциация. Константа и степень диссоциации.

        14. Диссоциация воды. Показатель водорода.

        15. Способы выражения состава растворов.

        16. Окислительно-восстановительные реакции и их классификация.

        17. Влияние различных факторов на глубину и направление протекания ОВ реакций.

        18. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ, от температуры.

        19. Гомогенный и гетерогенный катализ.

        20. Химия s-элементов. Общие закономерности.

        21. Химия p-элементов. Общие закономерности.

        22. Химия d-элементов. Общие закономерности.

        23. Химия f-элементов. Общие закономерности.

        24. Бинарные соединения металлов с неметаллами.

        25. Бориды. Их применение.

        26. Карбиды. Их структура.

        27. Нитриды. Применение в технике.

        28. Гидриды. Атомная промышленность и применение гидридов.

        29. Силициды. Структура силицидов.

        30. Применение бинарных соединений в промышленном производстве.


6. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ.

6.1.Технические средства обучения и контроля. Могут применяться в следующих формах:

6.1.1. Демонстрация учебных кино- и видеофильмов (находятся в фонде ТСО):

6.1.1.1. Химия и ее применение в народном хозяйстве (кинофильм);

6.1.1.2. Безопасность работы в химической лаборатории (кинофильм);

6.1.1.3. Тепловые процессы в химической промышленности (кинофильм);

6.1.1.4. Учебные фрагменты по курсу “Общая химия” (кинофильм);

6.1. 1.5. Скорость химической реакции (кинофильм);

6.1. 1.6. Механизм действия катализаторов (кинофильм);

6.1. 1.7. Уравнения окислительно-восстановительных реакций (кинофильм);

6.1. 1.8. Основы электрохимии (кинофильм)

6.1. 1.9. Общая химия (кинофильм);

6.1. 1.10. Процессы электролиза (кинофильм);

6.1. 1.11. Электрический ток в химии. Электролиз и его промышленное применение. Электрические и электрохимические методы обработки (кинофильм);

6.1. 1.12. Коррозия металлов. Ингибиторы коррозии (кинофильм);

6.1. 1.13. Защита химической аппаратуры от коррозии (кинофильм);

6.1. 1.14. Великий русский ученый Д.И. Менделеев. Создание периодической системы элементов (диафильм);

6.1. 1.15. Производство лаков, красок и технология покрытия (диафильм).

6.1.3. Комплект плакатов по темам лекционного курса(находятся на кафедре

Физическая химия):

6. 1.3.1. Химическая кинетика и равновесие.

6. 1.3.2. Растворы.

6. 1.3.3. Окислительно-восстановительные реакции

6. 1.3.4. Гальванические элементы, электролиз, коррозия металлов.

6. 1.3.5. Строение атома.

6. 1.3.6. Химическая связь и строение молекул.

6. 1.3.7. Комплексные соединения.

6. 1.3.8. Общие и химические свойства металлов.

6. 1.3.9. Элементы d-семейства.

6.1.5. Лекционные демонстрации по темам (находятся на кафедре

Физическая химия):

6. 1.5.1. Классификация и номенклатура неорганических соединений;

6. 1.5.2. Растворы электролитов и неэлектролитов;

6. 1.5.3. Окислительно-восстановительные реакции;

6. 1.5.4. Химическая кинетика и равновесие;

6. 1.5.5. Комплексные соединения;

6. 1.5.6. Гальванические элементы. Электролиз.

6.1.6. Карточки программированного и непрограммированного контроля

(находятся на кафедре Физическая химия):

6.1.6.1. Основные классы неорганических соединений;

6.1.6.2. Стехиометрические расчеты. Химические эквиваленты;

6.1.6.3. Энергетика химических процессов;

6.1.6.4. Химическая кинетика и равновесие;

6.1.6.5. Способы выражения концентрации растворов;

6.1.6.6. Растворы электролитов. Ионные уравнения. Гидролиз солей;

6.1.6.7. Окислительно-восстановительные реакции;

6.1.6.8. Гальванические элементы. Электролиз;

6.1.6.9. Коррозия металлов;

6.1.6.10. Строение атома. Химическая связь;

6.1.6.11. Комплексные соединения;

6.1.6.12. Химические свойства металлов и их соединений.
7. Материальное обеспечение дисциплины.

Лабораторные работы по химии проводятся в специализированных лабораториях

( Г-419, Г-422).

Используется следующее оборудование: весы технохимические, денсиметры, аппараты Киппа, потенциометры, потенциостаты, источники постоянного тока, электролизеры, установки для определения ЭДС гальванического элемента, диализаторы, термометры Бекмана, установки для титрования, рН-метры, установки для определения электропроводности, электроплитки (закрытые), набор мерной и лабораторной посуды, химические реактивы.
8. Литература

8.1. Литература по лекциям (по видам работ в соответствии с учебным планом)

  1. Вольхин В.В. Общая химия. Осн. курс: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Из-во «Лань», 2008. - 464 с.

  2. Балецкая Л.Г. Неорганическая химия для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.

  3. Артеменко А.И. Органическая химия. – М.: Высшая школа, 2005. – 536 с.

  4. Глинка Н.Л. Общая химия: Уч. пос. д. /Вузов.-М.: Интеграл-Пресс.2005.-728 с.

  5. Коровин И.В. Общая химия д/Втузов.-М.: Высшая школа, 2005.-557 с.

  6. Ахметов Н.С.Общая и неорганическая химия для/Вузов химико-технол. спец. – М: Высш.шк., 2005-743 с.


8.2. Литература для лабораторных занятий

      1. Котова Л.Н. Общая и неорганическая химия: лаб. практикум. - Омск. Из-во ОмГТУ, 2006. – 72 с.

      2. Кононова Т.Л. Растворы, гидролиз, окислительно-восстановительные реакции. Мет. указания. – Омск: Из-во ОмГТУ, 2006. – 70 с.

      3. Практикум по неорганической химии/ под ред. Третьякова. Уч.пос. д/Вузов. –М.: Академия, 2004.-384 с.

      4. Новиков Г.И., Орехова С.Е. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии. – М.: Высш.шк., 2004.-160с.


8.3. Литература для выполнения курсовых работ (проектов)

Курсовые работы не предусмотрены по учебному плану
8.4. Литература для выполнения домашних заданий

8.4.1. Пузаков И.С. Пособие по химии: Вопросы, упражнения, задачи. М.: Высшая школа,

2004 . – 624 с.

8.4.2. Скрипко Т.В. Общая и неорганическая химия: практикум. 2-е изд., перераб. и доп. - Омск. Из-во ОмГТУ, 2011. – 224 с.

8.4.3. Кировская И.А., Скрипко Т.В Химия. Физ.химия (тестовые задания): Учеб пособие. - Омск. Из-во ОмГТУ, 2002. – 68 с.

8.4.4. Скрипко Т.В. Программированные задания по неорганической химии: Мет. указания к сам. раб. - Омск. Из-во ОмГТУ, 2008. – 24 с.

8.4.5. Азарова О.П., Шубенкова Е.Г. Физическая и коллоидная химия. Метод. указания к самостоятельной работе студентов. - Омск. Из-во ОмГТУ, 2009. – 42 с.
8.5. Периодическая литература

  1. Журнал «Неорганические материалы» [Текст]/РАН. – М.: Наука, 1965 - . – ISSN 0002337Х. – Выходит ежемесячно

  2. Журнал «Известия Академии наук СССР. Неорганические материалы [Текст]: науч. журн./ АН СССР.-М.: Наука, 1965- . – Выходит ежемесячно

  3. Журнал «Известия Академии наук». Сер. Химическая [Текст]/РАН. Отд-ние общ. и техн. химии, Ин-т орган. химии им. Н.Д. Зелинского.- М.: Изд-во РАН, 1936- . – Выходит ежемесячно

  4. Журнал «Сибирский химический журнал» (Известия СО АН СССР) [Текст]: всесоюз. науч. журн.- Новосибирск: Наука, 1957 - . – ISSN08692793. – Выходит раз в два месяца

  5. Журнал «Химия и жизнь» - XXI век [Текст]: ежемес. науч.-попул. журн./ РОСПРОМ и др. – М.: Химия и жизнь. – Выходит ежемесячно

  6. Журнал «Успехи химии» [Текст]/ Академия наук СССР. – М.: Наука, 1932 - . – Выходит ежемесячно.


8.6. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Химия» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
«Химия» iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
«Химия» iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
«Химия» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
...
«Химия» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
«Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия»
«Химия» iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
«Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
«Химия» iconУтверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г
...
«Химия» iconМоу голубинской сош на 2011-2012 учебный год
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений
«Химия» iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
«Химия» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
«Химия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010
«Химия» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...

«Химия» iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
«Химия» iconРабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия
Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла...
«Химия» iconБытовая химия, бытовая химия оптом в Новосибирске, бытовая химия...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск