Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов





Скачать 146.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов
Дата публикации07.03.2016
Размер146.78 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов-

но, важнейшим. Именно с него начинается олимпиадное движения, он самый массовый и от-

крытый. Его цели – популяризация олимпиадного движения, повышение интереса к химии,

демонстрация значимости химических знаний в различных областях жизни.

Основным назначением данных материалов является помощь организаторам школьно-

го этапа в определении принципов отбора химического содержания и разработки олимпиад-

ных заданий, в подготовке инструктивных материалов, в определении подходов к оценива-

нию заданий.

«Рекомендации…» включают в себя 8 содержательных разделов и приложение.

Содержание и структура данного материала позволит предметной методической ко-

миссии (ПМК) организовать проведение школьного этапа олимпиады на высоком научно-

методическом уровне.

Содержание школьного этапа учитывает уровень школьного химического образования.

Авторы настоятельно рекомендуют включать экспериментальные задачи. Введение хи-

мического эксперимента дает возможность школьникам пополнить свои экспериментальные

знания и умения.

Важной особенностью школьного этапа является участие в нем школьников 5-7 клас-

сов, которые еще не приступили к систематическому изучению химии. Авторы предлагают

задания, опирающиеся на химическую составляющую курсов «Окружающий мир», «Приро-

доведение», «Естествознание».

Не менее важным является доступность для школьников развернутых решений олим-

пиады. На это обращается особое внимание в «Рекомендациях…».

Авторы приводят различные источники для использования при составлении заданий

школьного этапа и призывают активно использовать богатый опыт, накопленный в области

внеклассного образования по химии.

В приложениях даются примеры оформления различных отчетных документов и необ-

ходимые справочные таблицы.4

§1. Характеристика содержания школьного этапа

Материал, на котором в большинстве случаев базируется содержание олимпиадных

задач теоретического тура, целесообразно разбить на пять основных блоков:

1) Неорганическая химия: основные классы (оксиды, кислоты, основания, соли); их

строение и свойства, получение неорганических соединений; номенклатура; периодический

закон и периодическая система (основные закономерности в изменении свойств элементов и

их соединений);

2) Органическая химия: основные классы органических соединений (алканы, цикло-

алканы, алкены, алкины, арены, галогенпроизводные, спирты и фенолы, карбонильные со-

единения, карбоновые кислоты и их производные – сложные эфиры, полимерные соедине-

ния); номенклатура; изомерия; строение, свойства и синтез органических соединений.

3) Физическая химия: строение вещества (строение атома; химическая связь); зако-

номерности протекания химических реакций (основы химической термодинамики и кинети-

ки).

4) Аналитическая химия: качественный и количественный анализ веществ.

В программу экспериментального тура включены следующие лабораторные операции

и экспериментальные методы:

1. Практические умения, необходимые для работы в химической лаборатории

Взвешивание (аналитические весы).

Измерение объемов жидкостей с помощью мерного цилиндра.

Приготовление раствора из твердого вещества и растворителя. Смешивание и

разбавление, выпаривание растворов.

Нагревание с помощью горелки, электрической плитки, колбонагревателя, на

водяной и на песчаной бане.

Измерение объемов жидкостей с помощью пипетки, бюретки, мерногоцилинд-

ра

Смешивание и перемешивание жидкостей. Использование магнитной мешалки.

Использование капельной и делительной воронок.

Фильтрование через плоский бумажный фильтр. Фильтрование через свер-

нутый бумажный фильтр.

Промывание осадков на фильтре. Высушивание осадков на фильтре.

Перекристаллизация веществ из водных растворов.5

Высушивание веществ в сушильном шкафу. Высушивание веществ в эк-

сикаторе.

2. Синтез неорганических и органических веществ

Синтез в плоскодонной колбе. Синтез в круглодонной колбе. Соединение и ис-

пользование промывной склянки.

Работа с водоструйным насосом. Фильтрование через воронку Бюхнера.

Аппаратура для нагревания реакционной смеси с дефлегматором. Аппарат для

перегонки жидкостей при нормальном давлении.

3. Качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ

Реакции в пробирке. Обнаружение катионов и анионов в водном растворе.

Групповые реакции на катионы и анионы.

Идентификация элементов по окрашиванию пламени.

Качественное определение основных функциональных групп органических со-

единений.

Титрование. Приготовление стандартного раствора.

Кислотно-основное титрование. Цветовые переходы индикаторов при кис-

лотно-основном анализе.

4. Специальные измерения и процедуры

Измерение рН-метром

5. Оценка результатов

Оценка погрешности эксперимента (значащие цифры, графики)

Центральная предметная методическая комиссия по химии настоятельно рекомендует

включать на школьном этапе пусть даже простой химический эксперимент. Это крайне важ-

но для того, чтобы учащиеся овладели основными лабораторными операциями и отработали

экспериментальные навыки. Понимание теоретических основ экспериментальных методов

синтеза и анализа, безусловно, необходимо, но важны и практические умения работы в хи-

мической лаборатории. Химия – наука экспериментальная!6

§2. Описание подходов к разработке заданий муниципальными ПМК

Сегодня невозможно проводить полноценные исследования только в одной области

науки, неизбежно будут затронуты смежные дисциплины, поэтому немаловажную роль при

разработке олимпиадных задач играют межпредметные связи. В различных областях химии

необходимы знания по физике, биологии, геологии, географии и, конечно же, математике.

Введение в содержание заданий материала из других наук ни в коем случае не умаляет «хи-

мичности» задач, а, напротив, способствует расширению кругозора участников олимпиады, ,

творческому развитию знаний школьников. Такие «межпредметные» задачи усиливают хи-

мическую составляющую и показывают тесную взаимосвязь естественных наук.

Олимпиадная задача – это система, в которую входит:

I. условие;

II. развернутое решение;

III. система оценивания.

Рассмотрим эти составляющие.

I. Условия олимпиадных задач могут формулироваться по-разному:

- условие с вопросом или заданием в конце. При этом вопросов может быть несколь-

ко.

- тест с выбором ответа.

- задача, в которых текст условия прерывается вопросами (так зачастую строятся за-

дачи на высоких уровнях олимпиады).

Основные группы олимпиадных задач по химии:

1. Качественные задачи:

объяснение экспериментальных фактов (например, изменение цвета в резуль-

тате реакции);

распознавание веществ;

получение новых соединений;

предсказание свойств веществ, возможности протекания химических реакций;

описание, объяснение тех или иных явлений;

разделение смесей веществ.

Классической формой качественной задачи является задание со схемами (цепочками) 7

превращений. Схемы превращений веществ можно классифицировать следующим образом:

1) По объектам:

а) неорганические;

б) органические;

в) смешанные.

2) По типам или механизмам реакций (в основном это касается органической химии).

3) По форме «цепочки» (схемы могут быть линейными, разветвленными, в виде квадрата или

другого многоугольника (тетраэдра, куба и т.д.)).

а) Даны все вещества без указаний условий протекания реакций.

б) Все или некоторые вещества зашифрованы буквами. Разные буквы соответствуют

разным веществам, условия протекания реакций не указаны.

(В схемах стрелки могут быть направлены в любую сторону, иногда даже в обе сторо-

ны (т.е. привести 2 различных уравнения реакций)).

в) Вещества в схеме полностью или частично зашифрованы буквами и указаны усло-

вия протекания реакций или реагенты.

г) В схемах вместо веществ даны элементы, входящие в состав веществ, в соответст-

вующихстепенях окисления.

д) Схемы, в которых органические вещества зашифрованы в виде брутто-формул.

Другой формой качественных задач являются задачи на описание химическогоэкспе-

римента.

2. Расчетные (количественные) задачи:

расчеты состава смеси (массовый, объемный и мольный проценты);

расчеты состава раствора (способы выражения концентрации, приготовление

растворов заданной концентрации);

расчеты с использованием газовых законов (закон Авогадро, уравнение Кла-

пейрона-Менделеева);

вывод химической формулы вещества;

расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические соотношения);

расчеты с использованием законов химической термодинамики (закон сохра-

нения энергии, закон Гесса);

расчеты с использованием законов химической кинетики (закон действия масс,

правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса).8

Чаще всего олимпиадные задания бывают комбинированными, т.е. сочетающими в се-

бе несколько типов задач.

В олимпиадной задаче может быть избыток данных (тогда школьник должен выбрать

те данные, которые необходимы для ответа на поставленный в задаче вопрос). Напротив, в

олимпиадных задачах может не хватать данных. Тогда школьнику необходимо показать

умение пользоваться источниками справочной информации и извлекать необходимые для

решения данные.

3. Задачи экспериментального тура школьного этапа должны быть составлены так,

чтобы у учащихся появился интерес к экспериментальной химии. Освоение учащимися про-

стейших лабораторных операций необходимо для достижения этой цели. Примерами таких

задач являются небольшие практические работы на различение веществ или на простейший

синтез.

Методические требования к олимпиадным задачам.

Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания ВсОШсоот-

ветствующей возрастной параллели.

В задачах необходимо активно использовать различные способы названий веществ, кото-

рые используются в быту, технике.

Для успешного решения задачи необходимо не только и не столько знание фактического

материала, сколько умение учащихся логически мыслить и их химическая интуиция.

Задача должна быть познавательной, будить любопытство, удивлять.

Задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и рас-

четного характера; желательно, чтобы в задаче содержался и материал из других естествен-

нонаучных дисциплин.

Задача должна быть интересна (не только с точки зрения занимательности). В ней должна

быть «изюминка». По возможности и задачи, и вопросы должны быть составлены и сформу-

лированы оригинально.

Условие должно быть сформулировано четко.

Условие не может занимать больше одной страницы печатного текста. Причем вопросы

следует четко выделять.

Вопросы задачи должны быть сформулированы четко. На основе вопросов строится сис-

тема оценивания.

II. Решение задач. Написание решения задач является не менее трудным процессом, чем 9

создание самого задания. Решение должно ориентировать школьника на самостоятельную

работу: оно должно быть развивающим, обучающим (ознакомительным). Важно, чтобы за-

дачи имели ограниченное число верных решений, а эти решения были понятны, логически

выстроены и включали систему оценивания.

III. Система оценивания. Ее разработка - процесс не менее «энергоемкий» и такой же

творческий, как написание условия и решения задачи. Система оценивания решения задачи

опирается на поэлементный анализ. Особые сложности возникают с выбором оцениваемых

элементов, т.к. задания носят творческий характер и путей получения ответа может быть не-

сколько. Таким образом, перед авторами-разработчиками ставится сложная задача выявле-

ния основных характеристик ответов, не зависящих от путей решения. Система оценок

должна быть гибкой и сводящей к минимуму субъективность проверки. При этом она долж-

на быть четко детерминированной. Как правило, составляется рекомендательная система

оценивания, учитывающая, по возможности, многообразие подходов к решению.

Рекомендации по разработке системы оценивания:

1. Решения задачи должны быть разбиты на элементы (шаги).

2. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

4. Шаги, требующие продемонстрировать умение логически рассуждать,

творчески мыслить, проявлять интуицию оцениваются выше, чем те, в которых показаны

более простые умения – владение формальными знаниями, выполнение тривиальных

расчетов и др. За выполнение более сложных действий начисляются «бонусные баллы» и

они (бонусные баллы) должны присутствовать в каждом задании.

5. Балл за каждое задание («стоимость» каждого задания) не обязательно

должна быть одинаковым.10

§3. ОПИСАНИЕ СПЕЦИФИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ РАЗРА-

БОТКИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ПО ХИМИИ В

СУБЪЕКТАХ РФ

Первый этап Всероссийской олимпиады школьников по химии – школьный. Он явля-

ется открытым (в нем могут участвовать все желающие школьники), таким образом, в пол-

ной мере реализуется принцип равнодоступности и добровольности участия в олимпиадном

движении.

Форма проведения школьного этапа

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников школьный этап олим-

пиады проводится образовательная организация в октябре по олимпиадным заданиям, разра-

ботанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с учетом методиче-

ских рекомендаций центральной методической комиссии по химии. Задания могут быть ав-

торскими или выбраны из литературных источников. За основу могут быть взяты задания

олимпиад прошлых лет, опубликованные на портале “Мир олимпиад” и портале Всероссий-

ской олимпиады школьников. Ссылка на источник обязательна. В школьном этапе могут

участвовать школьники 5-11 классов. Целесообразно разрабатывать задания по 5 воз-

растным параллелям (5-6, 7-8, 9, 10, 11 класс или 5-7, 8, 9, 10, 11 класс).

Информационная поддержка школьного этапа олимпиады заключается в широком

оповещении через сайт образовательного учреждения, социальные сети и другие средства

информационно-коммуникационных технологий, а также через методические объединения

учителей и преподавателей естественнонаучного цикла.

Школьный этап Олимпиады по химии для старших возрастных параллелей желатель-

но проводить в 2 тура (теоретический и экспериментальный) в сроки, установленные в По-

ложении о Всероссийской олимпиаде школьников. Длительность теоретического тура со-

ставляет не более 4 (четырех), а экспериментального тура – не более 2 (двух) астрономиче-

ских часов. Если проведение экспериментального тура невозможно, то в комплект теорети-

ческого тура включается задача, требующая мысленного эксперимента, и время проведения

тура увеличивается до 5 (пяти) астрономических часов с учетом возрастных особенностей

участников.

Особое внимание следует уделить первым двум возрастным параллелям. Для

учащихся 5-8 классов олимпиада по химии должна быть в большей степени занима-

тельной, чем традиционной: в отличие от классической формы проведения олимпиады

(теоретический и экспериментальный тур), в данном случае рекомендуется игровая

форма: олимпиада может быть проведена в виде викторин и конкурсов химического 11

содержания, вместо комплекта заданий для индивидуального выполнения она может

стать групповой игрой, включающей:

1. элементарные лабораторные операции (кто точнее взвесит или измерит объ-

ем, кто точнее и аккуратнее отберет необходимый объем жидкости, кто быстро, при

этом аккуратно и точно приготовит раствор заданной концентрации или разделит

смесь на компоненты);

2. простые химические опыты, связанные с жизнью: гашение соды уксусной

кислотой, разложение хлорида аммония, изменение цвета природных индикаторов в

кислой и щелочной среде.

К подготовке туров для 5-8 классов необходимо активно привлекать старше-

классников.

Теоретическому туру школьного этапа может предшествовать проведение заочной

олимпиады. На сайте и на информационно-тематических стендах образовательных учрежде-

ний публикуются задания, и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои ре-

шения. Заочный тур школьного этапа олимпиады может быть сопряжен с подготовкой

и защитой реферата на заданную тему. При этом при оценке необходимо учитывать

корректность цитирования, полноту сбора информации, умение обобщать, сравнивать,

анализировать, делать выводы.

Проведению теоретического тура должен предшествовать инструктаж участников о

правилах участия в олимпиаде. Участник может взять с собой в аудиторию письменные при-

надлежности, инженерный калькулятор, прохладительные напитки в прозрачной упаковке,

шоколад. В аудиторию категорически не разрешается брать бумагу, справочные мате-

риалы, средства сотовой связи.

Перед началом экспериментального тура учащихся необходимо кратко

проинструктировать о правилах техники безопасности (при необходимости сделать

соответствующие записи в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте) и дать

рекомендации по выполнению той или иной процедуры, с которой они столкнутся при

выполнении задания. Все учащиеся должны работать в халате и, если необходимо, в очках и

перчатках. При выполнении экспериментального тура членам жюри и преподавателям,

находящимся в практикуме, необходимо наблюдать за ходом выполнения учащимися

предложенной работы.12

Порядок проведения туров школьного этапа Олимпиады

Участники Олимпиады допускаются до всех предусмотренных программой туров.

Промежуточные результаты не могут служить основанием для отстранения от участия в

Олимпиаде.

I. Теоретический тур

1. Задания каждого из комплектов составлены в одном варианте, поэтому участ-

ники должны сидеть по одному за столом (партой).

2. Вместе с заданиями каждый участник получает необходимую справочную ин-

формацию для их выполнения (периодическую систему, таблицу растворимости – прил. 7 и

8).

3. Во время выполнения задания участник может выходить из аудитории. При

этом работа в обязательном порядке остается в аудитории. На ее обложке делается пометка о

времени выхода и возвращения учащегося.

Инструкция для дежурного в аудитории.

1) раздать тетради;

2)проследить за правильным заполнением обложки: фамилия, имя, отчество (ФИО)

участника

3)на первую страницу (не обложку!) каждой тетради прикрепить бланк для оценивания

работы:

№ задачи Баллы подписи

1.

2.

3.

4.

5.

4)раздать задания;

5)записать на доске время начала и окончания теоретического тура;

6)по окончании тура каждому участнику раздать решения.

4. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать

комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих

мест, температуру 20-22оС, влажность 40-60%.13

II. Экспериментальный тур

Экспериментальный тур проводится в специально оборудованных практикумах или

кабинетах химии. Для выполнения экспериментального тура участники получают необходи-

мые реактивы, оборудование и тетради для оформления работы.

Процедура оценивания выполненных заданий

1. Перед проверкой работ председатель жюри раздает членам жюри решения и систе-

му оценивания, а также формирует рабочие группы для проверки.

2. Выполнение задач экспериментального тура оценивается в ходе самого тура. В ходе

итоговой беседы по результатам выполнения экспериментального тура члены жюри выстав-

ляют оценку каждому участнику.

3. Для каждой возрастной параллели члены жюри заполняют оценочные ведомости

(листы):

Лист проверки теоретического тура ___________ класс

Шифр 1 2 3 4 … …

Процедура разбора заданий и показа работ

1. По окончании туров участники должны иметь возможность ознакомиться с развер-

нутыми решениями олимпиадных задач.

2. Основная цель разбора заданий – объяснить участникам Олимпиады основные идеи

решения каждого из предложенных заданий на турах (конкурсах), возможные способы вы-

полнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. Раз-

бор задач заложен в подробных решениях, предлагаемых на олимпиаде задач. Основная цель

показа работ – ознакомить участников с результатами выполнения их работ, снять возни-

кающие вопросы.

3. Разбор олимпиадных заданий и показ работ проводится после проверки и анализа

олимпиадных заданий в отведенное программой проведения соответствующего этапа время.

4. Разбор задач и показ работ может быть объединен.

5. Показ работ проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

6. В ходе разбора заданий представляются наиболее удачные варианты выполнения

олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками Олим-

пиады.14

При подготовке к разбору задач и показу работ необходимо привлекать старше-

классников. Можно организовать дискуссионную защиту решения задачи, мастер-

класс от победителя.

Порядок подведения итогов школьного этапа

Подведение итогов проводится согласно принятому Положению о Всероссийской

олимпиаде школьников.

1. Победители и призеры соответствующего этапа Олимпиады определяются по ре-

зультатам решения участниками задач туров (конкурсов). Итоговый результат каждого уча-

стника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой

задачи на теоретическом и экспериментальном турах.

2. Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в ито-

говой таблице (по каждой возрастной параллели отдельной), представляющей собой ранжи-

рованный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов.

Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании ито-

говой таблицы и в соответствии с квотой, установленной оргкомитетом, жюри определяет

победителей и призеров соответствующего этапа Олимпиады.

3. Председатель жюри передает протокол (приложение 5) по определению победите-

лей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров соответст-

вующего этапа Олимпиады по химии.

4. Список всех участников соответствующего этапа Олимпиады с указанием набран-

ных ими баллов и типом полученного диплома (победителя или призера) заверяется предсе-

дателем Оргкомитета соответствующего этапа Олимпиады.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников
Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап, 2013– 2014 учебный год) 6 класс
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 уч год

Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconМинистерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconВсероссийская олимпиада внимание! Проводится школьный тур Всероссийской олимпиады школьников!
Учитывая специфику школы, в олимпиаде по английскому языку участвуют все учащиеся 5-11 классов. Все классы (за исключением 9а) пишут...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников
При выполнении тестовых заданий выберите один или несколько ответов из предложенных вариантов, который является, по Вашему мнению,...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов icon1 этап проекта «Нас много »
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconВсероссийская олимпиада внимание! Проводится школьный тур Всероссийской олимпиады школьников!
Школьный тур олимпиады по биологии в 5-7 классах пройдет во время уроков по биологии
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconМетодические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconВсероссийская олимпиада школьников по химии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconО проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников
Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconТесты по предмету «Современная Глобалистика»
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике
Управления образования, информационно- методического центра на 2012/ 2013 учебный год, в целях профилактики детского дорожно- транспортного...
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconМониторинг 11. 11. 2013
В абакане в понедельник стартует муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников 22
Пояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии является, безуслов iconСтатья «воспитание экологической культуры школьника» «Для ребенка...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск