Скачать 106.44 Kb.
|
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛИЦЕЙ № 10КИРОВСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДАВнеклассное мероприятие «Человек есть то, что он ест». Работу выполнила: учитель химии МОУ лицея № 10 Токарева Наталия Владимировна. Волгоград 2011г. Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Человек есть то, что он ест». Цели: - способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию; - расширять представления учащихся о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах; - показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания. Мероприятие проходит в виде телепередачи «О самом главном». Ход мероприятия. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашей студии! Говорят здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест». Вот мы говорим: правильное питание, рациональное питание. А зачем вообще нужна пища? (Вопрос к аудитории) Для ответов на этот вопрос я хочу предоставить слово учёному – биохимику. Учёный биохимик: Организм человека – это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химически МОУ лицей №10 Токарева Н.В. реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры. Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности. Энергию даёт практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов. Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основные структурные компоненты всех живых тканей. Кожа, волосы, глаза, ногти – это белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме представляют собой белки. Жиры – обладают низкой теплопроводностью, поэтому играют важную роль в теплорегуляции живых организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях. Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона. Другие вещества – витамины, минеральные соли не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах. Ведущий: Таким образом, для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека. Неправильное питание играют ведущую роль в развитии многих заболеваний. Здоровое питание выражает, определяет степень выраженности защитной функции организма. Каким основным требованиям должно соответствовать питание человека, что бы его можно было назвать рациональным?(Вопрос к аудитории) МОУ лицей №10 Токарева Н.В. Врач – диетолог: Что бы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам: 1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так суточная потребность подростков следующая:
2. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. Знаете ли вы, ребята, какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания? (Ответы учащихся) Правильно, но вы назвали не все продукты. Вот примерный набор продуктов: Молоко, творог, сметана, сыр, мясо, рыба, яйцо, хлеб ржаной и пшеничный, крупа макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты. 3. пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ. 4. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности детей. 5. Большое внимание должно уделяться режиму питания. Ведущий: В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши – минутки, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки……. И эти продукты стали столь популярны среди подростков, что порой вытесняют все остальные продукты из их рациона. Так что же они из себя представляют? (Ребята а как часто вы потребляете эти продукты?) МОУ лицей №10 Токарева Н.В. Врач- диетолог: (о чипсах и сухариках) Учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры содержат такое количество канцерогенов, что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания. Речь идет о канцерогене акриламид. Раньше считали, что он содержится лишь в воде, поэтому максимально допустимая концентрация этого вещества установлена лишь для нее. Но оказалось, что в обычном пакетике с чипсами «доза» акриламида тоже водится. И причем превышает максимально допустимую концентрацию в 500 раз! Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда углеводы - один из основных компонентов таких продуктов, как рис, картофель и мучные изделия - нагревают до высокой температуры, то происходит процесс образования вещества под названием акриламид. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно замедляются процессы их окисления и распада с образованием гидрокислот, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать далее с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов. Кроме того, в чипсах и сухариках содержится большое количество вкусовых добавок. Главный усилитель вкуса – глутаминовая кислота. Поначалу ее применяли в психиатрии как стимулирующее и возбуждающее средство, поскольку она способствует более быстрой передаче нервных импульсов. И только значительно позже обнаружили, что глутаминовая кислота действует на вкусовые рецепторы. Вскоре было замечено, что 30% людей, часто употребляющих пищу с глутаматом натрия, жаловались на МОУ лицей №10 Токарева Н.В. головную боль, повышенное сердцебиение, затрудненное дыхание, слабость в мышцах и жар. Поскольку глутамат особенно активно применяется в восточной кухне, все эти симптомы объединили термином "синдром китайского ресторана". Кроме того, пищевые добавки добавляют для маскировки низкого качества и пищевой ценности продукта. Глутамат активно используют в изделиях из низкосортного и мороженого мяса и в продуктах долгого хранения.. Люди, систематически употребляющие продукты с глутаматом, существенно чаще страдают от лишнего веса. Ведущий: В днепропетровской школе учитель химии вместе с учениками решили провести необычный эксперимент с любимой едой школьников — чипсами и сухариками. В качестве подопытных выбрали 12 грызунов. Их разделили на четыре группы: одних кормили чипсами, вторых — сухариками, третьим в еду насыпали усилитель вкуса глутамат натрия (Е621), который производители добавляют в колбасы и в фастфуд, а четвертых кормили зернами, овощами и фруктами. Крысы, которых кормили сухариками, на двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала — животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза. «Печень этих животных стала желтоватой. Это значит, что ее клетки стали наполняться жировыми капельками и погибать», — объяснил кандидат ветеринарных наук Валентин Ефимов. Не лучшее состояние было и у тех крыс, которые ели сухарики. Грызуны из третьей группы, уплетающие еду, сдобренную глутаматом натрия, стали агрессивными и зависимыми. И лишь те, кто питался зерном и овощами, чувствовали себя прекрасно. После эксперимента школьники сообщили, что чипсы и сухарики больше никогда МОУ лицей №10 Токарева Н.В. не будут есть. «Мне очень жалко крыс, но продукты, которыми мы их кормили, употребляют и люди, а людей мне жалко еще больше», — рассказала школьница Мария Каширина. А сейчас давайте обратимся к представленным образцам чипсов и сухариков. Перед Вами находятся распечатки со значением «Е», давайте проверим, что же присутствует в наших образцах?! Врач – стоматолог: Вред газированной водыЗдоровому человеку не повредит небольшое количество газировки. Но частое употребление вызовет ухудшение состояния здоровья. Сладкая газ вода содержит очень большое количество сахара. Например, в составе 0,33 литровой баночки есть 8 кусочков сахара. Один грамм сахара дает около 4 килокалорий, большинство из которых откладываются в качестве жира. Еще один вредный ингредиент в составе газированных напитков - кислота. Часто применяют лимонную и яблочную кислоты. От них страдают прежде всего зубная эмаль и кости. Они становятся хрупкими. При частом питье газировки могут пострадать органы пищеварения. Из-за углекислого газа может возникнуть метеоризм, начинает обильно выделяться желудочный сок. Газированную воду не рекомендуется давать детям младше 5 лет. Ведущий: Не только чипсы и сухарики могут принести вред нашему здоровью, но это могут сделать продукты «полезные», такие как фрукты, МОУ лицей №10 Токарева Н.В. овощи, молоко. Фрукты и овощи могут нанести вред нашему организму большим содержанием нитратов. А молоко наличием в его составе крахмала. (Как вы думаете, чем опасны нитраты?) Учёный – химик: Нитраты – соли азотной кислоты, например NaNO3, KNO3, NH4 NO3, Mg(NO3)2. Они являются нормальными продуктами обмена азотистых веществ любого живого организма. Но почему же говорят об опасности нитратов? При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), а последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образоваться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей). При приеме высоких доз нитратов с питьевой водой или продуктами через 4–6 ч появляются тошнота, одышка, посинение кожных покровов и слизистых. Сопровождается все это общей слабостью, головокружением, болями в затылочной области, сердцебиением. Первая помощь – обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных, свежий воздух. Ведущий: Давайте проверим наличие нитратов в представленных образцах. Для этого обратимся к экспертам. Эксперты проводят исследование. Для проведения качественной пробы на присутствие нитритов в растениях на поверхность свежего среза наносят несколько кристалликов дифениламина и смачивают их двумя каплями концентрированной серной МОУ лицей №10 Токарева Н.В. кислоты. Интенсивное синее окрашивание среза указывает на наличие большого количества нитритов, розовое – на небольшое их содержание и отсутствие окрашивания – на отсутствие нитритов или на очень незначительное их содержание. Для определения нитритов и нитратов можно воспользоваться доступными аптечными препаратами: антипирином (пирамидон) и стрептоцидом, которые выполняют функцию восстановителя, при этом появляется характерное окрашивание. Ведущий: и проверим наличие крахмала в молоке. (Чем вреден крахмал, входящий в состав молока) Эксперты проводят исследование с молоком. В молоко добавляют 2-3 капли раствора йода. Наличие синего окрашивания свидетельствует о наличии крахмала. Ведущий: Конечно же, питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечёт за собой тяжёлые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, развитие заболеваний пищеварительного тракта, тормозит физическое нервно – психическое развитие подростков. В завершении конференции мы хотим дать вам несколько рекомендаций относительно здорового питания. Основные принципы здорового питания.
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
Организму необходимы свежие овощи, но как быть ведь может подстерегать опасность перебрать "химии". Тем не менее риск хронического отравления солями азотной кислоты (нитратами) можно свести к минимуму, если вы знаете, как от них избавится. Помочь может правильный выбор овощей и их кулинарная обработка. " Ничего не покупайте в местах несанкционированно торговли. " Запомните: нитраты накапливаются в определенных частях плода: в корнях, стеблях, черешках или кочерыжках. Более того, разные овощи накапливают разное количество "химии". Наиболее "жадные" в этом плане редис, свекла, шпинат, сельдерей. Зато томаты, огурцы, горох содержат минимальное количество нитратов. Еще одна особенность: в тепличных овощах солей азотной кислоты в несколько раз больше. " При обработке с целью уменьшения содержания в них нитратов, без жалости обрезайте у свеклы, редиса примерно на четверть верхушку и хвостик - именно в них находится три четверти вредных веществ. А вот капуста любит скапливать нитраты в верхних листьях кочерыжке. Выход прост - удалить эти части. " В картофеле "с грядки" нитратов гораздо больше. Огурцы и кабачки накапливают нитраты в основном около у хвостика и в тонком слое под шкуркой. " Даже предварительная обработка овощей - мытье и чистка - уменьшают содержание нитратов на 10 - 15 %. Хорош и такой прием - замачивание в холодной воде. В этом случае овощи теряют до 30 % вредных для нас веществ. МОУ лицей №10 Токарева Н.В. Спасибо всем, кто принял участие в нашем разговоре. Всегда помните о том, что здоровье в ваших руках, а правильное питание – залог вашего долголетия. Будьте здоровы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОУ лицей №10 Токарева Н.В. |
Классный час на тему: «правильное питание или «человек есть то, что он ест»» Основная цель – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, путем оптимизации их питания в маоу гимназии №32 | Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | ||
Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2007» Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано... | ||
Внеклассное мероприятие Пока есть жизнь – есть надежда. Цель игры Я решил писать данную работу, чтобы узнать побольше об истории появления тригонометрии, способах решения тригонометрических уравнений... | Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | ||
Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | ||
Ожгихина Н. В. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек это …» | Внеклассное мероприятие по истории Комбарова Валентина Николаевна Они хороши тем, что в них могут участвовать разновозрастные команды, то есть каждый класс формирует свою команду. Это особенно актуально... | ||
Внеклассное мероприятие Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ||
Внеклассное мероприятие по информатике "Турнир знатоков" Игра проводится между командами 10 классов. В каждой команде по 7 человек. В игре задействованы помощники из учеников четырех классов,... | Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в... При этом заболевании параллельно протекают воспалительные экссудативные, пролиферативные и дистрофически-дегенеративные процессы... |