Скачать 75.02 Kb.
|
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык - самое удивительное, что есть на свете!» Начальная школа. Чегодаева Вера Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Цели: - развивать интерес к школьному курсу «Русский язык»; - прививать интерес к слову; - раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке; - преподнести научные сведения о языкознании в доступной и занимательной форме; - воспитывать любовь к родному языку, к слову. Оборудование: - таблица с основными разделами языкознания на плакате в виде торта; - музыкальная открытка; картинка с солнышком; - чистые листочки у обучающихся. Ход занятия.
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) Многозначность слова: - язык во рту; - русский язык, как учебный предмет; - язык у пламени; - язык у башмака, у колокола; - взять в плен «языка». Узнаем интересное о слове, о его загадках и тайнах, научных секретах, попробуем «почувствовать вкус слова».
Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», «ячеек», где в определенной системе хранятся различные средства. Ими пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной «полке» по разным «ячейкам» разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания, на другой – слова, отдельно имена существительные (кто? что?), отдельно имена прилагательные (какой?, какая?, какое?, какие?), глаголы (что делать?, что сделать?) и др. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить… предложение. Для устной речи в этой «кладовой» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Взяв нужные звуки и выстроив их один за другим, мы получаем звучащее слово. Эта огромная, сложноустроенная «кладовая» и есть язык. А мы с вами изучаем русский язык, получаем знания о языке (языкознание). «Полочки» и «ячейки» этой богатой кладовой будем считать разделами родного языкознания, которые записаны у нас на кусочках праздничного торта. Они очень близко, по-родственному (как братья) между собой связаны. Учитель читает разделы и поясняет их. - фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог; - орфоэпия – правила произношения слов; - графика – буквы русского алфавита (как пишутся); - орфография – правила написания слов; - лексикология – словарный состав (лексику) в его историческом развитии; - фразеология – устойчивые сочетания слов (фразеологизмы); - этимология – историю происхождения слов; - морфология – слово как часть речи; - синтаксис – словосочетание и предложение; - пунктуация – раздел, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме; - морфемика – состав (строение) слова; - словообразование – способы образования слов. Вывод: язык «живет» по законам разных разделов языкознания и представляет собой сложную, но очень интересную систему. 2.Предметно – речевая тема занятия: «Почувствуйте вкус слова!» а) вводная беседа – диалог с детьми: - Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. Нам будет интересно. б) настроение: - Как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твое настроение?) Проблемный вопрос: - Что же это за такой интересный , удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощутить, почувствовать? Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого и одновременно очень загадочного слова – настроение? - (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа.) Проблемный вопрос: -Как вы считаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника? -(Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен к разговору.) - А сейчас каждого из вас я попрошу выразить свое настроение в данные минуты. Какое? -(Приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, светлое, уютное, непонятное.) в) образ (музыкальная открытка): -Послушайте. Поделитесь своим настроением. -(Приподнятое, веселое, бодрое, звонкое.) -Какие же образы вызывает у вас эта музыкальная мелодия? -(Образ тающей сосульки, журчание ручья,…) г) жесты: -А теперь давайте немного пофантазируем. Вы – юные художники, и вам предлагается оригинальное задание изобразить свое слово – настроение жестами. -(Дети изображают.) д) общение: -Люди общаются друг с другом, каждый о чем-то думает. Проблемный вопрос: -Как вы считаете, какая форма речи и почему возникла раньше других? -(Раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя.) Вывод: Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос его души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться. е) язык: -Благодаря чему становится возможным наше с вами общение? -(Языку, речи.) Язык – это важнейшее средство общения, благодаря которому мы выражаем свои мысли, чувства. - Что, по-вашему, должен помнить каждый человек, вступая в речевое общение? - (Правила для говорящего и для слушающего). ж) сравнение: В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. (Никитин «Встреча зимы») - Что использовал автор в стихотворении? -(Сравнение). - Мы живем и постоянно что-то с чем-то (кого-то с кем-то) сравниваем. А с чем бы вы сравнили слово? - (С живым человеком, другом и врагом, добрым и злым волшебником). Физминутка. 3.Основная часть. Работа со словом «солнце» по таблице. Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это (солнце). - Что вы почувствовали? 1) Правильно произношу слово (орфоэпия). 2)Правильно записываю слово (орфография), (сонце), а если ласково его назовем (солнышко). 3) Записываю фонетическое слово (фонетика). - Определим количество звуков (5 звуков, а букв 6, почему?) - (Не слышно звука л ). Это непроизносимый согласный звук. 4) Проникаю в тайну слова (смысл – лз), (морфология). 5) Определяю слово: - по количеству ЛЗ (лексикология) - по происхождению (этимология), словарь - по употреблению (активное). 6) Выделяю части (морфемы) слова (морфемика), слова – родственники (словообразование) солнышко, солнце, солнечный, имеют общую часть и сходны по смыслу. 7) Составьте предложение (синтаксис). - (Улыбнулось ласковое солнце.) - Каким членом предложения является слово солнце? 8) Размышляю о характере (душе) слова. -(Светлое, доброе, теплое, лучистое). 9) Слово и рифма – солнце – крыльцо, оконце. - Я начну, а вы продолжите. Яркое солнце -(Светит в оконце. - Загляни в оконце). 10) Слово и образ (улыбка, яркий свет), показать солнышко-картинку. 11) Слово – магнит. Слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить. Слово в моем представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Воображаю, что СОЛНЦЕ(+) – слово-магнит. Доброе оно или злое? Оно притягивает к себе другие слова. Какие? Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же светлому, доброму. Называйте: птицы, деревья, радость, день, звери, весна, доброта, улыбки, золотое, красивое, любимое. Составьте текст, используйте данные слова, озаглавьте его. Т Проснулось золотое солнышко. Е Улыбнулось всем: зверям, птицам, людям. К Весь день освещало поля, леса и горы. С Всех радовало своей красотой и улыбкой. Т На пороге весна! -Какой это текст? Назови главную мысль текста. Прочитайте еще свои тексты. 1. Солнце в небе высоко. 2. Солнце лучистое светит, До него нам далеко. Каждый заметит его. От тепла его лучей Всех согревает на свете Всем становится светлей. Яркого солнца тепло. Солнце. 3.Утром, когда я выглянула в окно, меня встретило яркое солнце. Оно было красивое, радостное и лучистое. Обобщение: солнце своей теплотой и добротой согревает людей. И нам надо учиться быть добрыми, с теплотой относиться ко всем окружающим. 4. Итог занятия. Путь к слову долгий. Чтобы по – настоящему почувствовать слово, необходимо хорошо знать его путь от произнесения до включения в текст. Древняя пословица права: Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, Да, язык – великое богатство. Введет тебя в мир красоты. Только надо записать слова, А не то бесследно разлетятся. Спасибо вам за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. |
Внеклассное мероприятие по русскому языку Раздел: внеклассная /внеурочная... Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям | Внеклассное мероприятие «Ты + я = 7 Я» «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы.... | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели... | Ожгихина Н. В. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек это …» | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку журнал «в мире слов» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | Внеклассное мероприятие «Человек есть то, что он ест» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект урока музыки для 2 класса на тему: Песня «Настоящий друг» Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,... | Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Музыка в нашей жизни» Средняя общеобразовательная школа №2№ Амурская область г. Тында (с указанием региона и населенного пункта) | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку Учитель: Письменова Наталия... Игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из обучающихся 5-6 классов | Конспект урока по технологии на тему : «Бумагопластика» Цель урока:... Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,... | ||
Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11 | ||
Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 2-4 классов на тему За лучшую визитку команда получает банан (Для травоядных) или кость (для хищников) | ||
Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Внеклассное мероприятие Пока есть жизнь – есть надежда. Цель игры Я решил писать данную работу, чтобы узнать побольше об истории появления тригонометрии, способах решения тригонометрических уравнений... |