Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!»





Скачать 75.02 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!»
Дата публикации20.07.2013
Размер75.02 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
100-bal.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык - самое удивительное, что есть на свете!» Начальная школа.

Чегодаева Вера Викторовна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

Цели:

- развивать интерес к школьному курсу «Русский язык»;

- прививать интерес к слову;

- раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке;

- преподнести научные сведения о языкознании в доступной и занимательной форме;

- воспитывать любовь к родному языку, к слову.

Оборудование:

- таблица с основными разделами языкознания на плакате в виде торта;

- музыкальная открытка; картинка с солнышком;

- чистые листочки у обучающихся.

Ход занятия.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Многозначность слова:

- язык во рту;

- русский язык, как учебный предмет;

- язык у пламени;

- язык у башмака, у колокола;

- взять в плен «языка».

Узнаем интересное о слове, о его загадках и тайнах, научных секретах, попробуем «почувствовать вкус слова».

  1. Работа над новым материалом:

  1. Знакомство с понятием системы языка (языкознанием).

Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», «ячеек», где в определенной системе хранятся различные средства. Ими пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной «полке» по разным «ячейкам» разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания, на другой – слова, отдельно имена существительные (кто? что?), отдельно имена прилагательные (какой?, какая?, какое?, какие?), глаголы (что делать?, что сделать?) и др.

Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить… предложение.

Для устной речи в этой «кладовой» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Взяв нужные звуки и выстроив их один за другим, мы получаем звучащее слово.

Эта огромная, сложноустроенная «кладовая» и есть язык. А мы с вами изучаем русский язык, получаем знания о языке (языкознание). «Полочки» и «ячейки» этой богатой кладовой будем считать разделами родного языкознания, которые записаны у нас на кусочках праздничного торта. Они очень близко, по-родственному (как братья) между собой связаны.

Учитель читает разделы и поясняет их.

- фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог;

- орфоэпия – правила произношения слов;

- графика – буквы русского алфавита (как пишутся);

- орфография – правила написания слов;

- лексикология – словарный состав (лексику) в его историческом развитии;

- фразеология – устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);

- этимология – историю происхождения слов;

- морфология – слово как часть речи;

- синтаксис – словосочетание и предложение;

- пунктуация – раздел, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме;

- морфемика – состав (строение) слова;

- словообразование – способы образования слов.

Вывод: язык «живет» по законам разных разделов языкознания и представляет собой сложную, но очень интересную систему.

2.Предметно – речевая тема занятия: «Почувствуйте вкус слова!»

а) вводная беседа – диалог с детьми:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

б) настроение:

- Как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи?

(Как твое настроение?)

Проблемный вопрос:

- Что же это за такой интересный , удивительно важный предмет, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощутить, почувствовать? Попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение этого всем знакомого и одновременно очень загадочного слова – настроение?

- (Настроение – внутреннее душевное состояние, состояние духа.)

Проблемный вопрос:

-Как вы считаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника?

-(Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен к разговору.)

- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить свое настроение в данные минуты. Какое?

-(Приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, светлое, уютное, непонятное.)

в) образ (музыкальная открытка):

-Послушайте. Поделитесь своим настроением.

-(Приподнятое, веселое, бодрое, звонкое.)

-Какие же образы вызывает у вас эта музыкальная мелодия?

-(Образ тающей сосульки, журчание ручья,…)

г) жесты:

-А теперь давайте немного пофантазируем. Вы – юные художники, и вам предлагается оригинальное задание изобразить свое слово – настроение жестами.

-(Дети изображают.)

д) общение:

-Люди общаются друг с другом, каждый о чем-то думает.

Проблемный вопрос:

-Как вы считаете, какая форма речи и почему возникла раньше других?

-(Раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом не вслух, а про себя.)

Вывод: Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос его души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему нужно прислушиваться.

е) язык:

-Благодаря чему становится возможным наше с вами общение?

-(Языку, речи.)

Язык – это важнейшее средство общения, благодаря которому мы выражаем свои мысли, чувства.

- Что, по-вашему, должен помнить каждый человек, вступая в речевое общение?

- (Правила для говорящего и для слушающего).

ж) сравнение:

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок. (Никитин «Встреча зимы»)

- Что использовал автор в стихотворении?

-(Сравнение).

- Мы живем и постоянно что-то с чем-то (кого-то с кем-то) сравниваем. А с чем бы вы сравнили слово?

- (С живым человеком, другом и врагом, добрым и злым волшебником).

Физминутка.

3.Основная часть. Работа со словом «солнце» по таблице.

Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это (солнце).

- Что вы почувствовали?

1) Правильно произношу слово (орфоэпия).

2)Правильно записываю слово (орфография), (сонце), а если ласково его назовем (солнышко).

3) Записываю фонетическое слово (фонетика).

- Определим количество звуков (5 звуков, а букв 6, почему?)

- (Не слышно звука л ). Это непроизносимый согласный звук.

4) Проникаю в тайну слова (смысл – лз), (морфология).

5) Определяю слово:

- по количеству ЛЗ (лексикология)

- по происхождению (этимология), словарь

- по употреблению (активное).

6) Выделяю части (морфемы) слова (морфемика), слова – родственники (словообразование) солнышко, солнце, солнечный, имеют общую часть и сходны по смыслу.

7) Составьте предложение (синтаксис).

- (Улыбнулось ласковое солнце.)

- Каким членом предложения является слово солнце?

8) Размышляю о характере (душе) слова.

-(Светлое, доброе, теплое, лучистое).

9) Слово и рифма – солнце – крыльцо, оконце.

- Я начну, а вы продолжите.

Яркое солнце

-(Светит в оконце.

- Загляни в оконце).

10) Слово и образ (улыбка, яркий свет), показать солнышко-картинку.

11) Слово – магнит.

Слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить. Слово в моем представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа.

Воображаю, что СОЛНЦЕ(+) – слово-магнит. Доброе оно или злое? Оно притягивает к себе другие слова. Какие? Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же светлому, доброму.

Называйте: птицы, деревья, радость, день, звери, весна, доброта, улыбки, золотое, красивое, любимое.

Составьте текст, используйте данные слова, озаглавьте его.

Т Проснулось золотое солнышко.

Е Улыбнулось всем: зверям, птицам, людям.

К Весь день освещало поля, леса и горы.

С Всех радовало своей красотой и улыбкой.

Т На пороге весна!

-Какой это текст? Назови главную мысль текста.

Прочитайте еще свои тексты.

1. Солнце в небе высоко. 2. Солнце лучистое светит,

До него нам далеко. Каждый заметит его.

От тепла его лучей Всех согревает на свете

Всем становится светлей. Яркого солнца тепло.

Солнце.

3.Утром, когда я выглянула в окно, меня встретило яркое солнце. Оно было красивое, радостное и лучистое.

Обобщение: солнце своей теплотой и добротой согревает людей. И нам надо учиться быть добрыми, с теплотой относиться ко всем окружающим.

4. Итог занятия.

Путь к слову долгий. Чтобы по – настоящему почувствовать слово, необходимо хорошо знать его путь от произнесения до включения в текст.

Древняя пословица права: Пусть слово живое твой разум и душу разбудит,

Да, язык – великое богатство. Введет тебя в мир красоты.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

Спасибо вам за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку Раздел: внеклассная /внеурочная...
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие «Ты + я = 7 Я»
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели...

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconОжгихина Н. В. Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек это …»
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку журнал «в мире слов»
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие «Человек есть то, что он ест»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconКонспект урока музыки для 2 класса на тему: Песня «Настоящий друг»
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,...
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по английскому языку на тему «Музыка в нашей жизни»
Средняя общеобразовательная школа №2№ Амурская область г. Тында (с указанием региона и населенного пункта)
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку Учитель: Письменова Наталия...
Игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из обучающихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconКонспект урока по технологии на тему : «Бумагопластика» Цель урока:...
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,...
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери»
Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов
Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное...
Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я)
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconОткрытое внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 2-4 классов на тему
За лучшую визитку команда получает банан (Для травоядных) или кость (для хищников)
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» iconВнеклассное мероприятие Пока есть жизнь – есть надежда. Цель игры
Я решил писать данную работу, чтобы узнать побольше об истории появления тригонометрии, способах решения тригонометрических уравнений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск