ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ________________Водород____
(Тема урока)
| ФИО
| Орловская Марина Николаевна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ №31
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Химия
|
| Класс
| 9 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| Тема : « Неметаллы»
Урок №2 Водород.
|
| Базовый учебник
| О.С. Габриелян
|
8. Цель урока:
изучить особенности положения водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева;
сформировать знания о водороде как простом веществе;
развивать умение записывать уравнения химических реакций; рассматривать их в свете окислительно-восстановительных процессов;
воспитывать аккуратность в обращении с химическими веществами.
9. Задачи:
Обучающие:
рассмотреть причину двойственного положения водорода в Периодической системе;
изучить физические, химические свойства, способы получения , собирания и распознавания водорода его применение .
Развивающие:
развивать умения выделять главное, обобщать, анализировать, сравнивать, наблюдать.
Воспитательные:
воспитывать умения работать в коллективе,
воспитывать умение оценивать свои знания;
прививать интерес к предмету химия, к процессам, происходящим в природе.
10.Тип урока:
урок комбинированный
11.Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование :
Аппарат Киппа, прибор Кирюшкина , гранулы цинка, соляная кислота, спички, пробирки,1ПК учителя, индивидуальные компьютеры у учащихся, проектор, портреты ученых Г. Кавендиш, Р. Бойль, А. Лавуазье.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. М. “Дрофа”, 2007.
2. Габриэлян О.С. Настольная книга учителя химии.
3. Давыдова М.Н., Савинкина Е.В.. Водород – получение, свойства, соединения. Сценарии уроков. 8 класс. М. “Чистые пруды”, 2007г.
4. Крицман В.В., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. М. “Педагогика”, 1999.
5. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия. М. “Химия”, 1978.
6. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. “Водород в природе”, “Водород способы получения и физические свойства”, “Водород. Химический элемент и простое вещество”. 13. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность ученика
( с указанием действий с ЭОР)
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Актуализация знаний.
|
| Учитель отмечает , что на предыдущем уроке мы познакомились с общей характеристикой неметаллов, с их положением в п.с.х.э., с особенностями строения их атомов, с химическими свойствами неметаллов, дали их сравнительную характеристику с металлами . Рассмотрели их окислительно-восстановительные свойства. И сегодня на уроке будем знакомиться с первым представителем неметаллов .
Загадка
Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете, Превращаюсь в лёгкий гелий, Зажигаю солнце в небе. Гость из космоса пришёл, В воде приют себе нашёл. Я, газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду
На доске написан план ( делая необходимые записи по ходу урока, составляем опорный конспект по теме) по которому будем изучать водород.
|
Учащиеся отгадывают загадку и записывают тему урока в тетрадь
| 2 мин.
| 2.
| Изучение нового материала
| 1. Водород в природе http://fcior.edu.ru/card/6434/vodorod-v-prirode.html
2.Водород в природе.
http://fcior.edu.ru/card/6434/vodorod-v-prirode.html
3. Получение и применение водорода. http://fcior.edu.ru/card/11385/poluchenie-i-primenenie-vodoroda.html Лекция, интерактивная схема ,
сцена 4,5,
4.Химические свойства водорода. http://fcior.edu.ru/card/5616/himicheskie-svoystva-vodoroda.html Лекция , интерактивная схема, видеоопыты
| 1.История открытия водорода Учитель предлагает учащимся совершить путешествие в историю и познакомиться с открытием водорода
2 .Характеристика водорода по положению в п.с.х.э., особенности строения его атома. Учитель в ходе фронтальной беседы обращает внимание на двойственное положение водорода в п.с.х.э. Д. И. Менделеева, особенности строения его атома , рассматривает его возможные степени окисления в соединениях и окислительно-восстановительную способность.
3. Водород в природе. - водород на Земле
- водород в космосе
Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
4. Водород - простое вещество. - строение молекулы водорода.
Учитель в ходе фронтальной беседы предлагает учащимся рассмотреть строение молекулы водорода, определить вид химической связи, составить схему образования молекулы водорода, используя шаростержневые модели молекул, сконструировать модель молекулы водорода, зарисовать модель водорода в тетради. - получение водорода, способы его собирания и распознавания.
физические свойства водорода. -Учитель предлагает учащимся указать химические реакции в ходе которых может быть получен водород .
Учитель демонстрирует аппарат Киппа , который необходим для получения водорода в большом количестве и его маленький аналог прибор Кирюшкина, а так же обращает внимание на рис. 47 учебник. Демонстрационный опыт: демонстрирует
получение водорода в приборе Кирюшкина .
В ходе фронтальной беседы рассматриваются физические свойства водорода и способы собирания водорода ( методом вытеснения воздуха рис. 43 –учебник, методом вытеснения воды рис. 44 –учебник ), его распознавание . Особое внимание учитель обращает на правила техники безопасности при работе с водородом .
Учитель вспоминает слова Козьмы Пруткова «Всегда держитесь на чеку».
Рассматриваются и промышленные способы получения водорода .
- химические свойства водорода. Учитель предлагает познакомиться с химическими свойствами водорода , напоминая восстановительную способность водорода в реакциях с более э.о. элементами(неметаллами) и окислительную -в реакциях с менее э.о. (металлами). Предлагает работу с ЭОР.
-применение водорода.
Учитель предлагает вниманию учащихся сообщения одноклассников
| 1. Сообщение учащегося , заранее приготовленное с использованием материала учебника , дополнительной литературы, ЭОР((Интерактивная схема ,сцена 1.
0,5 мин.
учащиеся работали дома)
2.По плану учащиеся дают характеристику ( можно организовать ответы по цепочке) химического элемента по его положению в п.с.х.э.
Д. И. Менделеева , и с точки зрения строения его атома.
3. Сообщения учащихся, работавших в группах, заранее приготовленные , с использованием материала учебника, дополнительной литературы, рисунков, фотографий, ЭОР (Интерактивная схема,
сцены 2-4.
1 мин.
учащиеся работали дома)
4.
Учащиеся отвечают на вопросы,
делают необходимые записи на доске и в тетрадях, используя шаростержневые модели молекул ,изготавливают модель молекулы водорода, делают рисунок его молекулы в тетради.
-Учащиеся записывают на доске и в тетрадях уравнения химических реакций ,в ходе которых в лабораторных условиях можно получить водород
1) из кислот
2) из воды
3) из щелочей
-Учащиеся отвечают на вопросы.
- Учащиеся смотрят ЭОР ,
Записывают уравнения химических реакций промышленных способов получения водорода
1)из воды
2)из метана
3) конверсией водяных паров с углем
Учащиеся смотрят ЭОР.
При просмотре ЭОР учащиеся отмечают признаки химической реакции взаимодействие водорода с оксидом меди (II) ,сцена 3.,
затем (на доске сильные учащиеся , а остальные в тетрадях ) записывают, предложенные учителем уравнения химических реакций и рассматривают их в свете окислительно-восстановительных процессов, отмечают условия протекания химических реакций
1) взаимодействие с металлами
2) взаимодействие с неметаллами;
с кислородом ( отметить количественную сторону этой химической реакции)
3) взаимодействие с оксидами металлов
делают выводы ,отмечая двойственную природу водорода. - Сообщения учащихся ,заранее подготовленные с использованием материала учебника, дополнительной литературы, рисунков, фотографий
|
3 мин
3 мин.
3 мин.
3 мин.
.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
3 мин.
| 3.
| Закрепление изученного материала
| 5. Тест по теме: «Водород-физические и химические свойства-получение.» http://fcior.edu.ru/card/6831/testy-po-teme-vodorod-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-poluchenie.html
|
Учитель предлагает перейти к индивидуальным компьютерам и выполнить тест по теме : «Водород»
|
Учащиеся выполняют тест
| 10 мин .
| 4.
| Подведение итогов урока.
Оценки.
Задание на дом.
|
| П. 17., упр. 1-5 учебник. Написать оду. стих, сказку о водороде. Учитель комментирует оценки.
|
| 2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
_____________Водород_____________________________
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Водород в природе
| информационный
| Интерактивная схема, лекция, сцена 1.
| http://fcior.edu.ru/card/6434/vodorod-v-prirode.html
| 2.
| Водород в природе
| информационный
| Интерактивная схема,сцены2-4.
| http://fcior.edu.ru/card/6434/vodorod-v-prirode.html
| 3.
| Получение и применение водорода
| информационный
| Интерактивная схема , лекция, схема 4,5.
| http://fcior.edu.ru/card/11385/poluchenie-i-primenenie-vodoroda.html
| 4.
| Химические свойства водорода
| информационный
| Интерактивная схема,лекция, видеоопыт
| http://fcior.edu.ru/card/5616/himicheskie-svoystva-vodoroda.html
| 5.
| Тест по теме: «Водород-физические и химические свойства-получение.»
| контролирующий
| тест
| http://fcior.edu.ru/card/6831/testy-po-teme-vodorod-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-poluchenie.html
| |