Скачать 50.92 Kb.
|
Е.А. Моисеев МБОУ «Гимназия № 8», г. Глазов МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Ответ очевиден – поскорее сесть за компьютер и оставаться там до самого звонка или даже чуть больше. Но у нас с вами есть четкое требование – время работы за компьютером не более 15 минут. И за столь короткий промежуток времени, необходимо решить две задачи: во-первых, поддержать устойчивый интерес к предмету, а во-вторых, осуществить деятельность, направленную на формирование предметных умений. К сожалению для многих обучающихся, задачка поиграть в игры на уроке информатики не решается. Как известно курс информатики включает в себя две составляющие – теоретическую и практическую. В данной статье рассмотрим вопрос о преподавании практической части. Что же ученик начальной школы должен уметь делать на компьютере и как проверить, научился ли он чему то? На мой взгляд, в начальной школе необходимо: во-первых, на простом уровне изучить техническое устройство компьютера; во-вторых, детально изучить клавиатуру, как основной инструмент ввода информации; в-третьих, освоить работу с устройством мышь; в-четвертых, овладеть программами из вкладки Стандартные (Блокнот, Paint); в пятых, сформировать начальные навыки работы в среде Ms PowerPoint, в-шестых, сформировать начальные навыки работы в программе Windows Movie Marker. Выбор данного комплекса программных средств обусловлен следующими причинами: 1) работа с ним задействованы устройства мышь и клавиатура, поэтому, учащийся получает возможность изучить какую-либо программу, а также формирует умения работы с устройствами ввода информации; 2) данный программный комплекс присутствует на каждом компьютере; 3) Ms PowerPoint продолжает оставаться основным офисным пакетом для создания презентаций, актуальными практически для любого человека. В изучении данного программного комплекса предлагаю воспользоваться методом проектов. Один из основоположников метода проектов Дж. Дьюи к особенностям данного метода относил не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов. Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. [1] Рассмотрим конкретный пример – изучаем программу Блокнот. Предположим, что уже пройдена стадия знакомства с клавиатурой, и у обучающихся уже сформировано представление о том, что это такое. Три урока мы используем для того чтобы познакомить обучающихся с приёмами ввода информации. В частности: ввод заглавных и строчных букв, перемещение по тексту, нумерация, знаки препинания, вставка и замена символов, разрыв и слияние строк. Следующие два урока отводим на создание проектов. Так, обучающиеся должны будут составить проекты по следующим темам: «Немного о себе», «Моя семья», «Мой любимый супер герой». Изначально предлагаем план будущего проекта, который распечатываем и предоставляем каждому ученику. В проекте «Немного о себе» учащийся должен отразить следующее: имя, фамилия, возраст, хобби, любимый предмет, любимый праздник, любимый мультик. Информацию для своего проекта каждый из учеников готовит дома. На этапе реализации проекта (набора текста в программе «Блокнот»), перед учащимися ставится задача нумерации каждого предложения, а также набора каждого предложения с новой строки. Тем самым мы можем контролировать степень сформированности базовых навыков в работе с клавиатурой. Данный вид задания вызывает у учащихся гораздо больший интерес, чем простой набор текста, заготовленного учителем. В проектах «Моя семья» и «Мой любимый супер герой» учащиеся сами определяют содержание, но необходимо соблюсти один критерий – не менее 7 предложений. Выполняя данные проекты, учащиеся формируют навык поиска информации, а также продолжают формировать навык работы с клавиатурой. Учитель же получает возможность контроля предметных умений. Используя на уроке информатики метод проектов, необходимо помнить, что данный метод базируется на субъект – субъектных взаимоотношениях между участниками образовательного процесса, т.е. учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. [2] Итогом изучения программы Paint должны стать проекты учащихся по темам «Новогодняя открытка» и «Моя школа». Учитель в данном случае имеет возможность контроля степени сформированности навыков по работе с графическими примитивами, а также инструментами копирования. Перед началом работы, сообщаем ученикам, что каждый элемент рисунка должен быть закрашен. Тем самым, мы можем отследить, научился ли ученик использовать палитру цветов и инструмент «заливка». Работая над данными проектами, учащийся развивает творческую составляющую личности. Изучение программы Ms PowerPoint в большей степени подходит для учащихся 4-ых классов, потому как работа с данными программами предполагает наличие уже сформированных навыков работы с клавиатурой и мышью. Так, изучая программу PowerPoint, предлагаем учащимся сделать проект-презентацию на тему «Русские писатели и их произведения». Изначально ставим условие, что количество слайдов должно быть не мене десяти, должен быть использован слайд типа «заголовок и объект». Кроме того, для каждого слайда должны быть установлены эффекты анимации. Учащиеся, во-первых, формируют навык самостоятельного поиска информации, а во-вторых, продолжают формирование навыков по работе с программойt. Информацию к данному проекту учащиеся ищут дома, а реализуют его непосредственно на уроке. Учитель, выполняя функции консультанта, подсказывает учащимся то или иное решение, в случае возникновения трудностей, а также анализирует степень сформированности предметных умений. Другие темы проектов для программы PowerPoint: «Известные русские актеры (актрисы)», «Города России», «Мой родной город», «Памятники архитектуры». Проекты в Windows Movie Maker подходят для учащихся 3-их, 4-ых классов и предоставляют широкий спектр для развития творческой стороны обучающихся. Так, первым проектом может обычная «Картинная галерея». Каждый из учащихся готовит свою коллекцию картин, дополняет её соответствующим музыкальным сопровождением, а также комментариями в виде титров. Последующие проекты усложняются. В качестве базовых проектов можно взять проекты, для программы Power Point, указанные выше. Спектр тем проектов обучающихся очень широк и зависит от фантазии педагога. Кроме того, можно предложить учащимся самим придумать тему и содержание проекта, но в данном случае может возникнуть ситуация, когда ученик ничего не сможет придумать. Поэтому, необходимо сформировать свою методическую копилку с темами проектов. В данной статье приведены некоторые проекты, которые уже осуществлены учениками. В заключении стоит отметить, что образование сейчас направлено на формирование личности, готовой к самообразованию и самообучению. Перед школой ставится задача сформировать у учащихся способность самостоятельно определять траекторию своего дальнейшего обучения. Данная задача должна решаться комплексно через все учебные предметы, а также внеклассную деятельность. Метод проектов, основная идея которого заключается именно в самостоятельной деятельности ученика, может быть эффективным средством для решения данной задачи. Кроме того, с помощью данного метода мы можем контролировать степень усвоения предметных результатов по дисциплине «информатика», а также поддерживать устойчивый интерес к предмету, как один из ключевых факторов успешного обучения. Список литературы
|
Уроки фио учителя, класс, тема, кабинет Левченко Л. И., 4Б, «Работа в графическом редакторе» (урок информатики), кабинет №18 | Моноблоки для кабинета информатики В 2012 году впервые проведена государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме. Из более, чем полутора... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»: кабинет начальной... | Тема: «Вложенные условные операторы» Задача. Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами X, y попадает в заштрихованную область | ||
Философия Аристотеля И скорее форма является природой, чем материя: ведь каждая вещь скорее тогда называется своим именем, когда она есть энтелехиально,... | Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» Мудрость: гласит, что народ, который думает на один год вперёд выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд выращивает... | ||
Клиника зла Психоанализ греха Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом... | Джон фишер о чём думает ваша собака Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | ||
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного... На сколько часов рассчитана рабочая программа 70 часов, выполняю программу за 67 часов. Урок №10 попадает на праздник Курбан- байрам,... | Реферат на тему «История развития математики на Земле» Но кто и когда придумал цифры, стал выполнять над ними арифметические действия, кто дал им имена, кем и когда были придуманы дроби,... | ||
Правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса... | Уроки физической культуры Цпмсс- центра психолого- медико- социального сопровождения : комната психологической разгрузки, массажный кабинет, комната песочной... | ||
Ландер Кени «О чем думает Стив»» Гений цифровой эры, придумавший компьютерную мышь, айфон и многое другое, без чего наша жизнь была бы совсем другой | Брюс фогл «О чём думает собака» ЛЕ: a weatherman, a rainbow, a rainstorm, a barometer, a shower, a forecast, to forecast, to expect, daily, calm, mist, misty, changeable,... | ||
Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? | Когда и почему появилась психолингвистика? Чем отличаются и в чём сходятся западноевропейская и американская традиции трактовки психической деятельности человека? |