Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии»





Скачать 90.37 Kb.
НазваниеТема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии»
Дата публикации27.06.2014
Размер90.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Районные педагогические чтения «Инновации в обучение»

ТЕМА

«Использование элементов технологии

«Развитие критического мышления» на уроках географии»

(из опыта работы)

Дербина Вера Ивановна

учитель географии

МБОУ «Терменгская основная общеобразовательная школа»

Верховажского муниципального района

2012 год

1 слайд. Представление

2 слайд. Мудрость: гласит, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Исходя из концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, социально-правовой. Соответственно, это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.

3 слайд. В этом году я взяла тему по самообразованию Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии.

Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, критического мышления.

4 слайд. Цель выступления –

- познакомить с технологией критического мышления, её структурой, приемами и применением данной технологии как средства для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках географии.

5 слайд. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
6 слайд. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.

7 слайд. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.

8слайд. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
9 слайд. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Данная стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используемые приемы технологии

  • мозговой штурм

  • кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

  • Игра-упражнение «Веер»

  • Прием «Поясните цитату»

  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»

  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

  • Прием «Верите ли вы, что…»

  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

10 слайд. Например Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные географические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Я использовала данный прием в 7 классе по теме « Страны Северной Америки. США.»

Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост

положительный.

6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.

8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
11 слайд. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Данная стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Используемые приемы на стадии «Осмысления»:

  • Прием инсерт (пометки на полях)

  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

  • Чтение со стопами

  • Прием «Сводная таблица»

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

  • Прием «Зигзаг»

  • Прием «Мое мнение»

  • Прием «Мозговой штурм»

  • Прием «Фишбоун»

  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

  • Стратегия решения проблем «Идеал»

12 слайд. Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:


? тонкие

? толстые

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...




Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Я использовала данный прием в 7 классе по теме « Природные зоны Северной Америки».


13 слайд. 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Данная стадия позволяет учащемуся:

- целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- присвоить новое знание;

- сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:

  • Написание эссе

  • Рефлексивный экран вопросов

  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

  • Что нового вы узнали на уроке

  • Написание синквейна

14 слайд. Синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

1. Существительное; тема, главная мысль
2. Прилагательные; два; качества этого слова
3. Глаголы; три; действия этого слова
4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

15 слайд Урок в 8 классе, тема «Русская равнина». В конце урока учащимся было предложении написать синквейн. Результаты вы можете посмотреть на слайде.
16 слайд В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

Результатами технологии РКМ являются:

- развитие мышления, творческих способностей;

- развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;

- активное участие в учебном процессе;

- умение с уважением выслушивать различные мнения.



17 слайд На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

    1. Оценка (Где ошибка)

    2. Диагноз (В чем причина)

    3. Самоконтроль (Каковы недостатки)

    4. Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).

    5. Прогноз (Постройте прогноз).

На основе данных показателей провела анкету «Критичность мышления». Анализ результатов показывает, что по всем показателям наблюдается рост.

18 слайд По результатам анкетирования «Карты интересов» учащимся на уроках географии нравится больше всего:

-объяснение учителя, четкость изложения материала- 100%

- познавать новое - 80%;

- интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления) - 70%;

- общение на уроке – 90%;

- нравятся необычные творческие задания по географии- 70% учащихся.

- будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по географии – 60 %.

- нравится решать проблемные вопросы по географии – 70 % учащихся.

- захотят повозиться со сложным заданием по географии, вместо того, что бы выполнить несколько простых заданий – 45%.

Вывод: самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconТема публикации, адрес
Мастер-класс «Культура речи учителя. Использование элементов методики развития критического мышления на уроках русского языка» сайт...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гвардейского района. Тема семинара «Развитие критического мышления на уроках в начальных классах». Одиннадцать педагогов начальной...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconМетодические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы"
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
Тема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии» iconОтчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на...
В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск