Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 68.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер68.34 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы (по рассказу И.А. Бунина «Красавица»)
Цели урока: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста, учить размышлять, прогнозировать, делать выводы, обобщать.
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование, синквейн.
Эпиграф: «Красота спасёт мир» (Ф.М. Достоевский)

Ход урока:


  1. Стадия вызова.

Обращение к личному опыту.
- Ребята, на экране слова известного русского писателя Ф.М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Согласны ли вы с этим утверждением?
- А что же такое красота? Как вы понимаете значение этого слова?
- Посмотрим, что сказано о красоте в Толковом словаре С.И. Ожегова.
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Прогнозирование по назначению.
- Ребята, наш урок сегодня посвящен рассказу И.А. Бунина «Красавица». Но прежде чем анализировать рассказ, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.
Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду, среди его предков - В. А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина. Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин дебютировал как поэт в 1887 г. В 1891 г. в Орле вышла первая книга стихов.

Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы писателя - "Перевал", "Новая дорога", "Святые Горы", "На край света", "Сосны", "Антоновские яблоки" - исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей окружающей его действительности.

В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию. Подлинных вершин художественного мастерства он достигает в новеллистическом творчестве 1910-х гг. Шедевры его новеллистки этой поры (рассказы "Господин из Сан-Франциско" (1915), "Братья" (1914), "Легкое дыхание" (1916), "Сны Чанга" (1916) и другие) События 1917 г. писатель встретил откровенно враждебно. Он считал, что в России "вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование ". Размышлениям над ходом революционных событий посвящен дневник "Окаянные дни".

В 1920 г. Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Здесь им был написан роман "Жизнь Арсеньева" (1930). Вскоре после выхода романа, в 1933 г., Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе "за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер".

В 1943г. вышел в свет сборник рассказов "Темные аллеи". В него вошёл и рассказ «Красавица» (1940)

В последние годы жизни писатель создал книги воспоминаний - оригинальное философское сочинение "Освобождение Толстого" (1937) и книгу об А. П. Чехове (опубликована посмертно, 1955). Скончался 8 ноября 1953 в Париже.

Итак, рассказ «Красавица». Название всегда что-то подсказывает читателю. Как вы думаете, о чем это произведение? (варианты)

2. Стадия осмысления.

(текст разбит на 5 смысловых частей)

Читаем 1 часть текста

- Ваши предположения, о чем рассказ, изменились?

- С кем из героев мы знакомимся в начале рассказа?

- Какие слова и словосочетания использует автор для создания портретной характеристики чиновника?
Чиновник –“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета йода” (отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её), “говорил несколько сипло, срывался в фистулу", “казался не интересен во всех отношениях”.

- Что значит «фистула»? Обратимся к словарю.
- Какой вывод мы можем сделать об этом человеке?

(Заурядный, ничем не примечательный, но вроде бы порядочный)

- Что говорит Бунин о красавице?
Красавица –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

- Какой вывод можно сделать?

(Образ красавицы пока не прояснён).

(прогноз) - Как вы думаете, что может произойти дальше?

Читаем 2 часть текста

- Оправдался ли наш прогноз?

- Что вас насторожило в поведении красавицы?

- Какими словами автор характеризует мальчика?
“Семилетний”, “живой”, “ласковый” (положительная, одобрительная окраска).
- Что можно сказать о поведении отца мальчика?

Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Сходство: и отец “притворился” (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына). Почему? (От страха перед нею).
(прогноз) - Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Читаем 3 часть текста

- Точен ли был наш прогноз?

- На какие слова вы обратили внимание?

(«перевели» – это решение и мачехи, и отца; синий цвет мебели – символ спокойствия, а сон у мальчика был беспокойным). Почему?
(прогноз) - Как вы думаете, что будет дальше и почему?
Читаем 4 часть текста

- Почему прямая речь есть только у красавицы?

(Она хозяйка).

- Прямая речь соответствует персонажу. Докажите это, найдя ключевые слова.

( «Стелите», «велела» – старинное, высокое, то же что «приказала».

(прогноз) - Ваше предположение, чем закончит автор свой рассказ?
Читаем 5 часть текста.

- Предположение оправдалось?

- Назовите, пожалуйста, ключевые слова этого абзаца.
(“круглое одиночество” (сравнить: круглый сирота), “совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь”).

- Обратите внимание на такие слова: “уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко” (ранее: “диванчик”, “тюфячок”). Существительные с какими суффиксами преобладают в этом словесном ряду?

(Существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами)

- Почему автор использует их?

(передает свое доброе отношение и жалость к мальчику)
- Есть ли в этом абзаце художественная деталь?

(Пальма – символ тепла. “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то цветёт, растёт, радует.)
- А какой еще смысл в этом образе? Посмотрите на это растение (показать ухоженное комнатное растение). Как вы думаете, почему это растение такое пышное и здоровое, т.е. полно жизни? Как можно соотнести этот образ с судьбой мальчика в рассказе Бунина?

(Дети – символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием. Детей часто называют цветами жизни. Без внимания и заботы они, быть может, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут.)
Итак, в рассказе Бунина огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.
3. Стадия рефлексии.

  1. Так о чем же рассказ И.А. Бунина «Красавица»:

- об одиночестве мальчика;

- о равнодушии взрослых;

- о подлинной и мнимой красоте.

2. Вернемся к эпиграфу урока и названию рассказа. Действительно красота спасет мир? Какая? (Если это красота искренняя, добрая, красота души, а не только красота лица и тела. Ведь красота бывает обманчивой). Значит название рассказа “Красавица”- ирония.
А теперь оформите ваши мысли после прочтения рассказа И.А.Бунина «Красавица» в синквейне. Напоминаю схему составления синквейна.


1 строка

1слово, обычно существительное или местоимение

обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

2 строка

2 слова, чаще всего прилагательные или причастия

описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта

3 строка

3 глагола или деепричастия

описывают характерные действия объекта

4 строка

фраза из 4 слов

выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка

1 слово

существительное

характеризующее суть предмета или объекта


Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга.

Дарите людям радость, любите своих ближних!

Спасибо за урок!

Равнодушие – это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?

Гордость

Эгоизм

Сребролюбие

Карьеризм
Когда-то ученики задали Иисусу Христу вопрос о признаках конца света, и он ответил, что конец света наступит по причине умножения беззакония, и когда во многих охладеет любовь. Охлаждение любви и есть равнодушие.
Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (американский поэт Ричард Эберхард)
Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности (Бернард Шоу)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск