Методическая разработка
по теме:
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы».
Выполнила: учитель русского языка
и литературы МОУ Плещеевской оош
Гаврилов-Ямского района Ярославской
области Бахарева Светлана Валентино-
вна, I квалификационная категория.
Ярославль, 2004.
План. Введение.
Глава1. Психолого-педагогические основы технологии РКМЧП.
1)что такое критическое мышление;
2)общая характеристика технологии;
3)стадии технологии;
4)методы и приемы;
5)принципы обучения;
6)требования к ученику и учителю.
Глава 2. Описание опыта внедрения технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы.
1)Возможности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы;
2)этапы работы по использованию технологии;
3)планирование уроков русского языка и литературы;
4)перспективы работы по применению технологии;
5)анализ деятельности учителя в рамках технологии РКМЧП.
Заключение.
Введение.
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие ( интеллектуальное, творческое, нравственное).
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач специально- экономического и культурного развития общества, ибо именно школа готовит человека к активной деятельности в различных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования, чрезвычайно важна. Американский педагог Ф.С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.
Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, а именно: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; быть коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Добиться означенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии. Другими словами, школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Наше дело – искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. В этом нам могут помочь новые педагогические технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: 1.Обучение в сотрудничестве; 2.Метод проектов; 3.Разноуровневое обучение; 4.«Портфолио»; 5.Технология РКМЧП.
В своей работе мы будем рассматривать технологию РКМЧП.
Первой целью технологии РКМЧП является формирование у школьников аналитического мышления. Эта технология решает задачи образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности; повышения социальных компетентностей: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Второй целью технологии РКМЧП является возможность научить школьников такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Цели моей работы следующие:1)Обобщить и систематизировать весь научный материал по данной теме; 2)Попытаться апробировать на практике методы и приемы технологии РКМЧП; 3)Наработать методические разработки уроков как возможные варианты.
Задачи работы:1)изучить и систематизировать литературу; 2)отобрать тексты для анализа; 3)наметить темы и разделы работы; 4)составить планирование уроков; 5)осуществить разработки уроков; 6)апробировать свои уроки на практике; 7)провести анкетирование учащихся; 8)провести мониторинг учащихся; 9)подвести итоги работы.
Новизна моей работы заключается в следующем: 1) представлен опыт работы в данной технологии; 2) представлено планирование уроков русского языка и литературы; 3) разработаны и представлены разработки собственных уроков; 4) проведено анкетирование учащихся; 5) проведен мониторинг учащихся; 6) подведены итоги работы в данной технологии и намечены дальнейшие пути освоения технологии РКМЧП. Теоретические основы технологии РКМЧП.
В основу теоретической части методической разработки легли научно-исследовательские материалы Д.Клустера. Д.Хапберна, Д.Эстоса, Э.Поппера и др., а также материалы с курсов повышения квалификации при Ярославском институте развития образования под руководством кандидата педагогических наук Калмыковой И.Р.
В данной работе мы будем говорить о развитии критического мышления, и прежде должны выяснить, что же мы будем понимать под критическим мышлением.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает». Д.Дьюи.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных формах учебной деятельности, но самая лучшая - письменная работа учащихся. На письме процесс мышления ребенка становится видимым и, следовательно, учитель может получить представление о сформированности мыслительных операций обучающегося. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него запасом знаний. В хорошей письменной работе содержится поиск решения некой проблемы и предлагается найденный ответ, поэтому письмо - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.
Авторы технологии РКМЧП, Д. Эстос и К. Поппер, предлагают такое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а есть сочетание многих умений».
Технология РКМЧП представлена как система стратегий, методических приёмов, предназначенных для использования на различных уровнях образования, в различных предметных областях, т.е. как технология универсальная, «надпредметная ».
Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение следующих результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно ) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе. В процессе долговременного слушания или чтения теряется внимание, слабеет интерес и, как результат, снижается уровень понимания, технология РКМЧП имеет приемы, с помощью которых можно интенсифицировать процесс чтения текстов или прослушивания лекции.
Для данной технологии также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать для партнера свою мысль – перевести ее из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.
Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее (личности) развития. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (ученика и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект – субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учеником, между учениками.
Технология ориентирована на воспитание у ребенка социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных фаз: 1)фаза вызова; 2)фаза реализации смысла; 3)фаза рефлексии.
1)Фаза вызова предусматривает:
Актуализацию и обобщение имеющихся у учащихся знаний;
Пробуждение интереса к изучаемой проблеме;
Побуждение ученика к активной деятельности.
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
2)Фаза осмысления предусматривает:
Получение новой информации;
Осмысление новой информации;
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
3)Фаза рефлексии предусматривает:
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
Выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
Анализ всего процесса изучения материала.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Технология РКМЧП предлагает оригинальные стратегии и приемы. Элементы новизны содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На стадии вызова используются следующие приемы:
Прием модерации, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний», подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм».
На стадии осмысления текста используются следующие приемы:
Прием «пометки на полях или инсерт», таблица ЗХУ, лекция со стопами, двухчастный дневник, толстый и тонкий вопросы.
На стадии рефлексии используются следующие приемы:
Кластер, синквейн, эссе, 6 шляп мышления, центры, пирамида смысла (приложение 8) Использовать все эти методы и приемы нам помогут принципы построения уроков.
1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.
Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других.
2.Принцип максимальной активности в процессе обучения.
Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.
3. Принцип максимальной достоверности информации.
Он обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников.
4.Принцип активной исследовательской позиции.
Он должен обеспечиваться мастерством и профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося, предоставляется каждому возможность высказаться, рассуждать, анализировать.
5.Принцип партнерского общения.
Он тесно связан с предыдущим принципом. Он также обеспечивается мастерством учителя. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.
Обоснование возможности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы.
Уроки русского языка и литературы представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. После долгих наблюдений за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы я пришла к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Почему? Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена технология РКМЧП, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.
Во-вторых, на уроках русского языка и литературы мы работаем с текстами. В стандартах образования 2004 года заложен анализ текста, но приемы его анализа в технологическом плане разработаны слабо. Возникает противоречие, мы знаем, над чем работать, но не знаем, как работать. И возникают бесконечные вопросы. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМЧП ликвидирует бреши, имеющиеся в нашей методике, и предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМЧП.
В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к художественному тексту, ученик вступает в новый диалог – диалог с писателем, временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и переживанием. На уроках русского языка и литературы применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке, что не всегда позволяют уроки естественно-математического цикла.
В-четвёртых, главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого учащегося, атмосферу творчества. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это, прежде всего, поиск таких методов работы, которые позволили бы создавать на уроках атмосферу мыследеятельности и творчества. Я часто задумывалась над тем, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли. Я понимала, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ученику понять то или иное произведение. Применение на уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому работа на уроках в рамках этой американской технологии мне показалась интересной.
Этапы работы по использованию технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы.
Впервые с технологией РКМЧП я познакомилась в 2004 году на курсах повышении квалификации учителей русского языка и литературы в Ярославском ИРО, которые вела кандидат педагогических наук Калмыкова И.Р. Я прослушала курс лекций по технологии РКМЧП, попробовала себя в роли учащегося на таких занятиях, и поняла, что именно с помощью приёмов, предложенных технологией РКМЧП, можно «расшевелить» ленивое мышление учащихся. Можно приучить их думать, размышлять, принимать взвешенные решения.
В ходе курсовой подготовки необходимо было представить разработки собственного занятия, в котором использовались приёмы технологии РКМЧП. И здесь появились затруднения. Русский язык очень богат и предоставляет большие возможности, как в плане подбора материала к занятиям, так и в плане используемых методик. Именно с выбором материала к занятию и возникли первые трудности, т.к. было очень сложно отобрать из « моря» информации то, что нужно. Вторая трудность состояла в выборе используемых приёмов. Казалось бы, всё просто, бери готовые приёмы, суть которых уже ясна, подбирай к ним нужный материал, и занятие готово. Но на практике всё оказалось не таким уж лёгким. В итоге моё первое занятие получилось похожим на традиционный урок, но с элементами технологии РКМЧП.
Далее я попыталась сравнить предложенные нам на курсах модели занятий с традиционным опытом проведения уроков. В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает наши проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вызова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.
Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.
После же прочтения текста всегда возникают противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения учащихся.
Вызов способствует появлению у учащихся мотивации в познании нового. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап – рефлексия – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы:
1)какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия?
2)как правильно организовать осмысление учебного материала?
Первая проблема тесно связана со второй. Учитель в процессе участия в обучении учится определять: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. А, значит, благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения.
После того, как мною было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что с помощью методов и приемов технологии критического мышления, можно значительно повысить эффективность уроков русского языка и литературы.
Поэтому следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов технологии РКМЧП, таким образом, учащиеся имели возможность познакомиться с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая форма работы на уроках учащимся очень нравится. Мною было принято решение разработать собственное занятие.
Закономерно, что следующим шагом стало тематическое планирование занятий по русскому языку в 6 и 7 классах и литературе в 5 и 9 классах с использованием технологии РКМЧП. Данное планирование составлено по следующей схеме: общая тема, количество часов, № занятия, тема отдельного занятия, тип занятия, количество часов на занятие, цель занятия, приемы. Наиболее полно разработаны и апробированы занятия по литературе в 9 классе, которые подчинены общей теме «Тема любви – вечная тема мировой художественной литературы». Занятия по этой тематике идут в рамках изучаемой темы. Частота проведения этих занятий зависит от времени изучения материала. В 5 классе по литературе были взяты всего две большие темы: «Возлюби ближнего своего» и «Литературная сказка» и по ним составлено поурочное планирование. Затем были спланированы уроки русского языка в 6 и 7 классах (приложение 9)
На основе составленного тематического планирования были разработаны конспекты уроков русского языка и литературы, структура которых опирается на базовую модель технологии критического мышления, т.е. состоит из 3 фаз технологии и опирается на основные принципы построения уроков (приложение 10, 11).
Важную роль в организации таких занятий играет групповая работа. От ее организации зависит учебное сотрудничество учащихся и педагога. Работу в группах наиболее целесообразно использовать на повторительно-обобщительных уроках, когда пройденная тема дает обширный материал для анализа, а также на уроках первоначального изучения темы. На своих занятиях я использую разные принципы организации разновозрастных групп: свободный, т.е. по желанию учащихся и не свободный, т.е. по отбору учителя (см. приложение 2). Результативность деятельности учителя по внедрению технологии РКМЧП.
Для отслеживания действенности применяемой технологии, был проведен мониторинг и анкетирование учащихся.
Мониторинг проводился по тексту Н.В.Гоголя, к которому был предложен ряд вопросов. В процессе выполнения заданий учащимися выявились следующие результаты обучения: правильно определили тему текста – 6 чел (80%), озаглавили текст и обосновали свое мнение – 6 человек (80%), определили тип речи – 5 человек (70%), выделили ключевые слова и словосочетания в тексте – 5 человек (70%), объяснили лексическое значение нужных слов – 4 человека (60%), смогли подобрать ассоциативный ряд – 5 человек (70%), смогли определить художественные приемы и их роль в тексте – 4 человека (60%). В целом можно сказать, что класс с заданиями справился. Материал усвоен, а также заметно продвижение учащихся в развитии (приложение 12).
По результатам анкетирования у обучающихся наблюдается: 1)Возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие их мыслительных возможностей, гибкости мышления. 2)Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков, а именно возросли: умение определять тему текста; ставить вопрос; выявлять авторскую позицию; аргументировать свою позицию; выделять главное; выделить и сформулировать проблему; сформулировать свою точку зрения.3)Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией (приложение 13).
Предложенная технология позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной оценки и принятия решений. При организации обучения в этой технологии создаются условия, направленные на веру в успех. Учебная деятельность учащегося в этой технологии – это деятельность по самоизменению личности.
Литература. 1.Д.Клустер «Что такое критическое мышление».
2.О.Громова «Критическое мышление – как это по-русски».
3.Д.Халперн «Психология критического мышления».
4.И.Загашев «Умение задавать вопросы».
5.С.Заир-Бек «Технологияразвития критического мышления посредством чтения и письма».
6. «Технология развития критического мышления в зарубежных педпоисках» журнал «Учитель».
7.Н.П.Майорова «Обучение жизненно важным навыкам».
8.Г.Ю.Ксензова «Перспективные школьные технологии».
9.Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
10.Е.В.Любичева «Диалог с художественным текстом».
11.А.П.Чернявская «Образовательные технологии».
|