Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо)





Скачать 69.64 Kb.
НазваниеПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Дата публикации14.09.2013
Размер69.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Методы и приёмы работы с текстом учебника


Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Из опыта работы учителя географии МОУСОШ № 37 г. Буя

Смирновой Ларисы Владимировны
Одной из развивающих технологий, которую я активно использую в работе, является технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработанная учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. В России технология РКМЧП начала апробироваться с 1997 года в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, т.к. позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Ценность уроков, проведённых в технологии РКМЧП, я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».

Уроки географии, разработанные мною по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показывают достоинства данной технологии. Приведу подробный пример фрагмента урока географии в 8 классе по теме «Кавказ» (учебник Бариновой И.И.)

Цели урока:

а) образовательные: формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о географическом положении, особенностях природы Северного Кавказа;

б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;

в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.

На первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, пробуждения познавательной активности в связи с изучаемой темой, - использую приём «Кластер».

Кластер (анг. duster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Приём можно применить на стадии вызова. Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит в свою очередь учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Кавказ



Благодаря полученным знаниям из предыдущих курсов географии, средств массовой информации, ученики сказали, что Кавказ – это высокие, молодые горы с живописной и необычайной природой и др.

Следующий этап урока - стадия реализации смысла, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. На представленном уроке этот этап  посвящён организации вдумчивого чтения текстов «Географическое положение Северного Кавказа», «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые», работе с номенклатурой. При чтении текста учебника «Географическое положение Северного Кавказа» я попросила учеников делать на полях пометки "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки стали заголовками граф таблицы.

V

+



?

я это знал(а)

новое для меняя

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

В результате такой работы ученики «свернули» текст в конспект, совместно выяснили, что такое Тмутаракань. Изучая текст (стр. 169) «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» ученики составляли вопросы, пользуясь таблицей «Тонких и толстых вопросов».

? (тонкие вопросы)

? (толстые вопросы)

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Сначала ребята сами учатся записывать вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые", которые после чтения задают своим товарищам. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На данном уроке ученики составляли синквейн по теме занятия. Приведу пример синквейна, составленного учениками, -

Горы

Высокие, молодые

Возвышаются, белеют, лечат

Кавказ - молодое горное сооружение

Эльбрус.

Синквейн

Это стихотворение, состоящее из 5 строк.

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна
Приём «Сводная таблица» раскрою на примере урока в 8 классе по теме «Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны».

Приём «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица так: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить..

Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике на странице 60 параграфа 9. Заполните таблицу «Основные признаки циклонов и антициклонов».



Циклон

Линия сравнения

Антициклон




Вертикальное движение воздуха в центре







Общее направление ветра







Круговое движение воздуха







Характер погод




Использование приёма «таблица-синтез» раскрою на примере изучения климатических особенностей Западной Сибири (параграф 35, учебник Бариновой И.И.). Учащимся было предложено подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно заполняли верхнюю часть первой графы таблицы, далее им был предложен сам текст в учебнике с описанием климатических особенностей. После прочтения текста таблица была заполнена полностью.

Фрагмент таблицы:

Причины, определяющие климат

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Мысли, рассуждения

Равнина расположена в умеренных широтах, а северная часть заходит за северный полярный круг

(до прочтения)

1……………. 2…………….
(во время чтения)
1…………….. 2……………..







Удалённость от Атлантического океана

(до прочтения)

1……………. 2…………….
(во время чтения)
1…………….. 2……………..








Таким образом, применение приёмов технологии РКМЧП на уроках географии позволяет формировать у учащихся навыки самообразования.
Литература:

www.bryanskedu.net/metodik/geo/pedtehnolod

www.nach.doruo.kostanay.kz

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология ркмчп)
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconМетодические разработки педагогов маоу «Лингвистический лицей №25»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии в 6-м классе. Тема: "Население мира. Расы"
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в начальной школе
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке?
Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) icon«Словосочетание»
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная дидактическая цель: Используя приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, стимулирующие мыслительную...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок был проведен в 2011 году в целях освоения положительного опыта по Технологии «Развитие критического мышления через чтение...
Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск