Скачать 37.91 Kb.
|
Глеб Мочалов: Я сам выпустил джинна из глиняного горшка 22:26 20 января 2014 Занятия керамикой позволяют вглядеться в себя. Глеб Мочалов держит свой скульптурный портрет, изваянный одной его бывшей ученицей (с натуры, без снятия гипсовой маски). Когда она его делала, у Глеба Александровича были еще длинные волосы. Фото: Вечерняя Москва 0 doc6dnt454hpiwkduwglr8 Мария Раевская Глеб Мочалов преподает технологию (труд) и информатику в школе № 293. Десять лет назад он одним из первых cоединил древнейшее ремесло — керамику — с новейшим — программированием. Только вот теперь Глеб Александрович и сам не рад, что подал коллегам такой пример. — Глеб Александрович, как же вам удалось «подключить» компьютерную мышку к гончарному кругу? — А у них есть много общего (смеется). Глина — природный силикат, в ее основе — соли кремния. А что используется в сердце компьютера — процессоре? Тоже кремний. Но это я так отшучиваюсь, конечно. Просто в институте я получил достойную подготовку по информатике, увлекся программированием и решил соединить два своих увлечения. Тогда, в начале нового тысячелетия, компьютерные технологии только проникали в учебный процесс. Как применять их в преподавании математики, физики, других точных наук, было понятно. Но научных исследований о том, как использовать их в обучении художественной работе, практически не было. А ведь эскизы изделий, например, создавать зачастую удобнее не на бумаге, а в графическом векторном редакторе. Электроника позволяет делать проектирование, моделирование, расчеты, анимированные презентации, проверять знания. А зная программирование, можно чудесные пособия сделать… К тому же компьютер, тогда еще не всем доступный и немного загадочный, как я писал в диссертации, сам по себе «является существенным мотивационным средством». Изучать информатику было особенно полезно и почетно. На самом деле керамика и программирование противоположны друг другу. Работа с глиной позволяет реализовать себя с эмоциональной точки зрения. А информатика — в чистом виде занятие для разума. — Почему же плохо их сочетать? Получается упражнение и для рук, и для ума, и для сердца. Гармоничное развитие! — Так если бы их сочетали! У нас ведь страна крайностей. Работа на компьютерах стала подменять, а то и вытеснять собой ручной труд. Урок технологии стал превращаться по сути в дополнительный урок информатики. Во многих школах мастерские пришли в упадок. Легче поставить там компьютеры и нанять студента-практиканта, чем купить современные станки и найти толкового преподавателя с инженерной подготовкой. Ученики все меньше занимаются обработкой материалов. Не буду говорить, как это вредно для подросткового развития. И речь не только о мелкой моторике. Это еще и создает пробелы… в воспитании. Да-да. Пока ты разминаешь глину, ты отрешен от мира и погружен в себя. Твоя мысль свободна, она может улететь далеко. Другого занятия, которое дало бы такую возможность, в современной городской жизни нет. Мы все время в бегах, а в свободную минуту даже в метро утыкаемся в телефоны, планшеты и прочие гаджеты: читаем, играем. Так можно получить поколение людей со слабо развитыми ценностями и интеллектом, у которого нет опыта самосозерцания и осознания себя. — Надо же, какого джинна вы выпустили из глиняного горшка! — Ну, я не столь тщеславен, чтобы приписывать эту заслугу (или это негодяйство?) одному себе (смеется). Но я действительно много сделал для пропаганды использования компьютеров. Произносил об этом доклады в разных городах. Слушатели, бывало, со мной спорили: говорили, что это подорвет основы преподавания нашего предмета. И ведь как в воду глядели! Но я верю в то, что жизнь развивается по синусоиде — волнами. И может произойти перекос в другую сторону: придется снова доказывать, что применять компьютерные технологии в определенных — подчеркиваю — дозах на уроке полезно. — Неужели от компьютера могут отказаться? — Я все чаще слышу от учеников: «Можно, мы сегодня не будем его вообще включать?» Им хочется отдохнуть от электроники, которая в их жизни и так повсюду. Конечно, есть и такие, которым трудно отключиться от привычного ритма. Помесят глину пять минут — и хватаются за мобильник. Я шучу: мол, не жалко тебе его пачкать? Ты его лучше вылепи! — А что там лепить? Они же сейчас в форме плоского кирпичика. И разве на уроках керамики делают не горшки? — Здесь не супермегабогатый район, и многие ребята ходят в школу с дешевыми, старыми телефонами — чтобы не жалко было, если расколотят. В них кнопки есть. В крайнем случае можно предложить: «А ты слепи телефон, как тот, что у твоей бабушки!». У нас операционно-комплексный подход: не так важно, что ты лепишь, главное, чтобы выполнялся определенный набор действий и чтобы работать было интересно. Девочки любят делать конфетки, вазочки, гамбургеры. Мальчики — самолеты, корабли, книжки. А еще — надкусанные яблоки (внутрь прилепляют червячка, ведь надо же чем-то пугать девчонок!). Причем за основу берут изображение с компьютерного логотипа. Видите, без электронных технологий все-таки не обойтись. СПРАВКА Глеб Мочалов родился в 1977 году в Москве. Окончил Московский педагогический государственный университет (1999). Кандидат педагогических наук (2003). Учитель года Москвы (2004). Лауреат премии президента (2007). Подробнее: http://www.vm.ru/news/2014/01/20/gleb-mochalov-ya-sam-vipustil-dzhinna-iz-glinyanogo-gorshka-231718.html |
Рабочая учебная программа по физике для 7 класса 2014-2015 учебный... Ни учебник, ни учитель недостаточны, чтобы научить физике. Учащийся хоть немного должен работать сам. Он должен хоть поверхностно,... | В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках | ||
Протокол № заседания комиссии по формированию и подготовке резерва... Члены комиссии: Савенков А. И., Козодёров А. В., Мочалов Д. В., Коробейников А. С., Колобаев В. Ф., Малышев С. А., Пивовар Г. А.,... | Протокол №2 заседания комиссии по формированию и подготовке резерва... Члены комиссии: Савенков А. И., Козодёров А. В., Мочалов Д. В., Коробейников А. С., Колобаев В. Ф., Малышев С. А., Пивовар Г. А.,... | ||
Доклад докладчик Глеб Овсянников, «Шлюмберже-Россия» Позвольте начать с темы энергосбережения, поскольку вместе с инновациями это, наверное, одна из самых актуальных тем. В том числе,... | Каледа Глеб, прот. Библия и наука о сотворении мира (Опыт естественнонаучного... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждый класс выпустил стенгазету с поздравлениями и объяснениями в любви к своим учителям. Вместо обычных звонков звучали веселые... | Перевод Ю. Яхниной и Л. Зониной Шарль решил стать преподавателем немецкого языка. Он защитил диссертацию о Гансе Саксе, сделался приверженцем "прямого метода", объявив... | ||
Суперпамять для всех Вот это да! Сам от себя не ожидал! Голова такая светлая, легкая! Ответ сам всплывает из памяти, без усилий, успевай только записывать!... | Суперпамять для всех Вот это да! Сам от себя не ожидал! Голова такая светлая, легкая! Ответ сам всплывает из памяти, без усилий, успевай только записывать!... | ||
Патрик Зюскинд. Человек и Знание Патрик Зюскинд – сам, может быть, того не желая – написал одну из самых интертектстуальных книг прошлого столетия. Здесь ему мог... | Мы посчитали, возможным, предложить Вашему вниманию этот реферат,... Но отчаиваться не надо! Принцип остается один. Не можешь сам объять необъятное – найми специалистов! Не можешь сам организоваться... | ||
Классный час на тему: «Серьезный разговор о пагубной привычке (курение)» Мультимедийная доска, презентации, плакаты с пословицами: «Кто курит табак – тот сам себе враг», «Курильщик – сам себе могильщик»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителю, работающему с начинающими, приходится труднее, чем отцу Моцарта, потому что Моцарт-мальчик сам шел к роялю, сам радостно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня разыграл всех в доме: влез под кровать, открыв входную дверь, как будто бы ушел сам в детский сад. Затем наговорил на брата,... | Наполеоновские войны на рубеже XVIII-XIX веков Наполеоном. Луи Мадлен выдал на-гора 12 томов. Швейцарец Кирхейзен – 9 томов подробнейшей биографии Наполеона. Многотомники о Наполеоне... |