Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки





Скачать 118.56 Kb.
НазваниеНализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки
Дата публикации13.07.2014
Размер118.56 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
Дистанционное обучение

Клявлинская ЦБС

Данилова Т.В.
Модуль 5

Электронные издания. Особенности текущего комплектования

2010 г.

2011 г.

Источники поступления

Поступило всего электронных изданий

Поступило всего

электронных изданий




Экз.

названий

Экз.

Названий

Культурная инициатива

2

1

-

-

Аналитическая справка.

Анализ потока электронных изданий и первичный

отбор в фонд библиотеки

На первом этапе комплектатору необходимо иметь представление о том, какие издания имеются в продаже и какие планируются к выходу в свет. Информация в “Книжном обозрении” и “Книжных летописях” опаздывает, страдает неполнотой, не носит оценочного характера.

Пока максимальный объем информации о состоянии российского рынка электронных изданий мы можем получить на сайте «Информрегистра» (http://www.inforeg.org.ru). В соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном экземпляре документов" НТЦ "Информрегистр" выполняет функции федерального депозитария электронных изданий.

На основании поступлений по системе обязательного экземпляра “Информрегистр” выпускает каталог электронных изданий в машиночитаемой форме.

Анализировать у нас пока нечего, а почему видно из таблицы. Компьютеров у нас фактически не было, анкетирование читателей на предмет приобретения и использования электронных изданий особых пристрастий не выявило – в основном просили фильмы да компьютерные игры. Поэтому их и не приобретали.

Всего на учёте в Клявлинской ЦБС состоит 166 электронных изданий. Из них: 108 экз. в Бор-Игарской сельской библиотеке, получены в рамках проекта «Модельная библиотека». 32 эл. издания приобретены для «Теремка» в районную детскую библиотеку и 26 экз. находятся в центральной районной библиотеке.

Анализ потока электронных изданий и их отбор в библиотечный фонд взаимосвязанный процесс. Технология отбора электронных изданий, во многом следует традиционной. Тем не менее, есть своя специфика. На уровне отбора изданий в фонд мы решаем, какие именно произведения, в каком виде, на каком носителе будут включены в фонд.

Основным критерием отбора электронных изданий для фондов библиотек является содержание зафиксированной в них информации. На отечественном рынке (следовательно, и в общероссийском депозитарии – Информрегистре) сегодня преобладают кинофильмы, компьютерные игры и развлекательные программы, но мы ими не увлекаемся.

Кроме того, комплектатору необходимо ориентироваться в современной типологии электронных изданий. В основу данной типологии положена вещественная природа электронного издания, т.е. каким образом информация фиксируется на автономном (локальном) носителе - синтетической пленке, гибком или жестком полимерном диске (компакт-диск, CD-ROM, DVD, жесткие магнитные диски винчестера компьютера, принадлежащего данной библиотеке и т.п.).

Имеются ещё различные типы и виды электронных документов без индивидуального материального носителя, так называемые сетевые. С точки зрения функционального и целевого назначения, в качестве сетевых электронных изданий могут быть рассмотрены: отдельные произведения (оригинальные и электронные представления печатных, сборники (в том числе материалы конференций), компьютерные средства обучения, базы данных, географические информационные системы и сайты.

Общим критерием отбора для сетевых электронных изданий является наличие в библиотеке технического оснащения и возможность эффективного использования.

Другим критерием является определение потребности читателей в информации.

Основным принципом комплектования фондов всегда был отбор литературы, обуславливающий качество фонда и его информационную емкость. Это может быть полностью отнесено и к сфере формирования онлайновой ресурсной базы. Существует комплекс общепринятых критериев оценки и отбора онлайновых ресурсов. Это:

  • Критерии качества ресурсов (их содержание, языковая принадлежность, страна-производитель),

  • технологически обусловленные критерии (возможности сохранения результатов поиска, время ответа, обновляемость, наличие обучающих программ для пользователей),

  • бюджетно-стоимостные критерии (разнообразие в ценовой политике производителей или распространителей, возможности финансирования библиотекой закупки ресурса, соответствующего оборудования и программного обеспечения)

Дополнительными считаются лицензионные и организационные критерии.

В фонд Библиотеки могут войти как бесплатные ресурсы в Интернете, так и коммерческие.

Основной проблемой на этапе комплектования коммерческих онлайновых ресурсов является необходимость принятия решения, будет ли отобранный ресурс приобретаться и станет собственностью библиотеки, или более предпочтительным вариантом явится приобретение прав на временно ограниченный доступ. Преимуществом комплектования онлайновых ресурсов является возможность подписки на экспериментальное тестирование ресурса для изучения возможности использования в процессах обслуживания.

Проводя анализ электронного потока и решая вопрос о выборе того или иного издания на первое место мы ставим запросы читателей в помощь учебному процессу и самообразованию, а также возможность восполнения пробелов в фонде путем получения электронных копий печатных изданий.

Но важное место занимают также документы для расширения кругозора читателей. Чтобы увидеть наиболее красивые и значимые места нашей необъятной Родины вовсе не надо никуда ехать, да это не всякому и по карману. Все можно сделать у экрана монитора или телевизора. Для этой цели были приобретены мультимедийный альбом «Санкт-Петербург», экскурсия «По улицам старой Самары», экскурсия по Эрмитажу. В плане: приобретение мультимедийных альбомов старинных русских городов, обучающих дисков в помощь школьной программе.

В 2011 году по совету Самарской областной детской библиотеки мы заказали в Издательском Доме «РАВНОВЕСИЕ» 21 экз. электронных изданий (получили в середине января 2012 г.). В их числе Большая энциклопедия Брокгауза и Эфрона, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Всемирный биографический энциклопедический словарь, энциклопедический справочник «Все страны мира». В заказ также вошли аудиокниги по русской детской классике, сказок мира, DWD- диски для подготовки малышей в школу. Почему мы их заказали? Про энциклопедии и справочники объяснять я думаю не надо. А вот почему в электронном варианте, объясняю: если, например, заказать Большую энциклопедию Брокгауза и Эфрона в печатном варианте, это -

  • во-первых, за 86 томов пришлось бы заплатить несколько тысяч рублей

(а диск стоит 877 руб., значит налицо экономия денежных средств)

  • во-вторых, для её размещения потребовался бы целый стеллаж

(для диска стеллаж фактически не нужен, значит налицо экономия денежных средств и в то же время экономия места)

  • в-третьих, быстрый поиск по словосочетаниям с учётом вариативности русской лексики(а это в бумажной форме невозможно, значит налицо экономия времени)

  • в-четвёртых, нужную информацию можно быстро скачать и распечатать (значит опять экономия времени)

Вывод такой: по всем параметрам отличная оценка!

Почему мы выбрали аудиокниги?

Читать стали меньше!? Это конечно так. Но, посмотрите, сколько подростков и молодых людей ходят с наушниками. Что они слушают?

Многие музыку, но те, кто учится, прослушивают лекции и другие материалы необходимые в учёбе. Очень удобно! Книжку на ходу не больно почитаешь-нос расквасишь! И во время поездки на транспорте это тоже проблематично. А так, включил плеер или телефон и слушай на здоровье и материал усвоишь и никакие погодные катаклизмы не страшны.

Привить малышу интерес к познанию и подготовить его к школе – задача нелёгкая, но выполнимая. А если обучение проходит в увлекательной игровой форме, этот процесс доставит удовольствие и малышу и родителям. Поэтому мы приобрели серию дисков «Весёлая школа», которая предназначена для обучения малышей в форме занятия – игры. Фильмы разработаны с учётом психологии детей дошкольного возраста, их способности усваивать и запоминать информацию в комплексе: зрительно, на слух, активно участвуя в игре. Главная задача таких занятий – научить ребёнка концентрировать и удерживать внимание, проявлять смекалку и направлять фантазию в нужное русло. Кроме того, эти упражнения развивают логическое мышление, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

Кроме того, у нас в помощь учащимся имеется аудиокомпакт-диск «Радионяня. Весёлая грамматика», который был приобретён в 2009 году. Русский язык не только великий и могучий, но и очень трудный. Пол-яблока пишется через чёрточку, а полгруши – вместе. А «Радионяня» поможет запомнить такие сложные правила легко и весело. Опыты, проведённые во Франции, показали, что весёлые уроки «Радионяни» в 4-5 раз эффективнее обычных школьных уроков.

Есть у нас в фонде и мультимедийные издания. Это в основном мультфильмы, игры по правилам дорожного движения. Есть диски, знакомящие с основами православной культуры, рассказывающие о профессиях. Есть записи песен и праздников для детей, обучающие рисованию, лепке, танцам.

В настоящее время приобретать электронные издания предпочтительнее. А причины указаны выше на примере энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Кроме того, электронная цветная экскурсия в сопровождении гида и замечательной музыки во много раз интереснее, чем чтение печатного текста и просмотр иллюстраций.

А кому-то наоборот нужен только текст. И здесь электронные издания получают приоритет перед печатными, особенно у молодёжи. И главным пунктом в нем числится быстрый поиск по словосочетаниям с учётом вариативности русской лексики.

В заключение:

Решая вопрос о приобретении электронных документов нельзя отдавать предпочтение только одному их виду. Каждому пользователю библиотеки -свой вид электронного документа, да и не только электронного. Ведь сколько пользователей столько и интересов, вкусов и запросов.
Заказ и приобретение электронных изданий.

Источники комплектования, способы, формы комплектования (покупка, торги, аукцион, приобретение у единственного поставщика, другое)

Технология заказа и приобретения электронных изданий ненамного отличается от книжной. Оптические диски можно выбрать по прайс-листам издательства или книготорговой фирмы и заказать по электронной почте , что мы и сделали. В 2011 году в ИД «Равновесие» заказали, а после оформления документов и оплаты, получили 21 компакт-диск.

А можно выбрать непосредственно в специализированном магазине или книготорговой фирме (В 2009 году в книжном магазине «Чакона» выбрали и купили 30 дисков). То есть у нас в основном покупка электронных изданий. Ни в торгах, ни в аукционах мы не участвовали, так как электронные издания закупались на небольшую сумму и фонды библиотек пополнялись в основном традиционными печатными документами. Сейчас с приобретением компьютеров положение изменится и электронные издания будут приобретаться вместе с печатными. А о единственном поставщике мы и не думаем: ни один поставщик не сможет на сто процентов выполнить все запросы библиотеки.

Источниками комплектования будут и книготорговые фирмы, в которых есть фонды электронных документов, а также издательства, специализирующиеся на выпуске именно электронных документов. Лишь бы они были надёжными. А именно: не имели претензий со стороны налоговой инспекции, имели соответствующую лицензию, высокий уровень ответственности и выполняли договорные соглашения. Надёжная фирма гарантирует уровень и достоверность предоставляемой информации и качество услуг.

Что касается приобретения сетевых электронных документов, то для нас это пока тёмный лес. Когда приспичит – научимся (извините, но если об этом мало что знаешь, в голове вначале полная каша)
Прием новых поступлений и их учет

Учёт электронных документов, безусловно, опирается на методические решения, принятые в библиотечной практике. К объектам учёта относятся все электронные издания, поступающие в фонд библиотеки, а именно дискеты, оптические компакт-диски (CD–ROM, DVD–ROM и т.д.), и хранящиеся непосредственно на жестком диске компьютера.

Эти документы физически имеются в библиотечном фонде и если первые две группы имеют индивидуальный материальный носитель, то для третьей он тоже присутствует, хотя и в виде общей их основы.

Дискеты (о них правда уже не стоит говорить) и компакт-диски технического назначения в библиотечные фонды поступают в двух видах: как приложения к печатным изданиям и как самостоятельные документы. В первом случае в силу вступают известные положения «Инструкции об учёте библиотечного фонда», согласно которым приложение на технотронном носителе отдельно не учитывается. Если же на приложении поступает самостоятельное издание (законченное или кумулируемое), то, как правило, имеется в виду, что содержание будет перенесено на жёсткий диск компьютера для пополнения или начального формирования какой-либо базы данных. Таким образом, дискета выступает не более чем в качестве технического устройства для переноса данных.

В действующем варианте Инструкции учет изданий на оптическихкомпакт-дисках описан по аналогии с аудиовизуальными материалами, однако практика работы с ними выявила существенные различия. В зарубежных издательствах встречаются случаи, когда издание поступает в библиотеку на срок, ограниченный подпиской или лицензионным соглашением. Это может выражаться либо в требовании вернуть CD–ROM в подписное агентство или непосредственно владельцу основной базы, либо в наличии встроенного в программную оболочку диска таймера, который выключает программу через указанный в соглашении срок пользования. В последнем случае в библиотеке остается физический объект, который теряет способность функционировать в качестве документа, примерами чему могут служить такие издания, как ArcticandAntarcticRegions или EconLit фирмы SilverPlatter.

Таким образом, издания на оптических компакт-дисках учитываются в библиотеке в зависимости от условий их получения. Если это стабильное издание (энциклопедия, полнотекстовый документ или база данных, срок пользования которой не ограничен специальными условиями), то библиотека действует согласно общим положениям Инструкции об учете библиотечных фондов. В случае получения издания на определенный срок библиотека, строго говоря, может его не учитывать (конечно, можно его и учесть, но как потом списывать, в отчётных бланках ведь не указывается какого срока хранения это издания)

Что касается большого числа программных продуктов, которые сейчас, как правило, распространяются на CD–ROM, то в Инструкции (п. 4.1) указано, что они не включаются в библиотечный фонд как вспомогательные продукты и, следовательно, учету не подлежат.

Электронные документы, не имеющие индивидуального материального носителя, т.е. хранящиеся на жестком диске компьютера являются объектами учета при условии их постоянного нахождения в библиотеке (что выражается в их записи в память компьютера), поскольку объектами учёта библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку и выбывающие из неё, независимо от вида документа и его материальной основы.

Инструкция определяет в качестве единицы учёта фонда электронных изданий дискету и оптический диск.

Наибольшую сложность представляет собой учет документов, не имеющих индивидуального материального носителя, т.е. хранящихся на жестком диске компьютера.

В этом случае объектом учета является название, поскольку проблема экземплярности просто отсутствует. Традиционно объектом библиотечного учета является не произведение, а издание, решение о структуре, наполнении, компоновке материала которого принимается издающей организацией. Поэтому и в электронной среде целесообразно следовать решению производителя документа и учитывать документ в таком виде, в каком он опубликован.То есть за единицу учета признается каждый физически обособленный объект – это может быть ксерокопия отдельной статьи из какого-либо журнала, при условии, что сам журнал в библиотеке отсутствует.

Сетевые электронные документы можно учитывать только в двух случаях: если библиотека перенесла их на свой сервер (жесткий диск компьютера) или имеет устойчивый доступ (в соответствии с лицензионным соглашением либо участвуя в консорциуме по корпоративной подписке на электронные журналы).

В первом случае учет осуществляется в зависимости от того, на какой срок электронный документ оказался в фонде библиотеки – на длительное или временное хранение. Учитывать сетевые электронные документы мы можем только в названиях и в таком виде, в каком документ существует в своей целостности (это может быть и отдельный файл, и группа файлов), т.е. исходя из его реального содержания.

По отношению к документам, получаемым по удаленному доступу или корпоративной подписке, возможны два методических подхода. Первый основывается на Инструкции об учете библиотечных фондов, где говорится о том, что объектом учета являются документы, поступившие в фонд библиотеки, и заключается в том, чтобы рассматривать доступ во все удаленные базы как прямой аналог МБА, при котором проблемы учета не возникает.

Все электронные документы, поступающие в библиотечный фонд, подлежат учету и подразделяются на документы постоянного, длительного и временного хранения.

К объектам длительного хранения относятся издания на оптических компакт-дисках с устойчивыми потребительскими свойствами и документы, не имеющие индивидуального материального носителя, при условии, что они находятся на сервере библиотеки. Эти документы учитываются по соответствующей технологии с присвоением инвентарных номеров.

Без присвоения инвентарных номеров осуществляется учет дискет, изданий на оптических компакт-дисках временного пользования и электронных журналов, к которым библиотека осуществляет легитимный долговременный доступ.

Учету не подлежит основной массив документов, имеющих обращение в Интернете, поскольку отношение к ним библиотеки равно отношению ко всему массиву печатных документов, находящихся вне ее фондов, даже тех, к которым ее пользователи имеют доступ посредством МБА.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconБиблиотека
В списке представлены библиографические описания научных, учебных, учебно-методических с 1970 года и периодических с 2005 года изданий,...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconО порядке подготовки и государственной регистрации электронных учебных и научных изданий
Федеральным законом от 29. 12. 1994 (в ред. 11. 07. 2011) №77-фз «Об обязательном экземпляре документов», регламентирующим порядок...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconНовые поступления в фонд библиотеки Ноябрь 2010
Если раздел знаний выделен красным цветом, то документов по данной тематике в фонд библиотеки не поступило
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнструкция по подготовке материалов для разработки электронных изданий
Для изготовления электронных изданий (ЭИ) учебного назначения автором должны быть представлены следующие первичные материалы
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
В библиотеке гбоу нпо ро пу №7 ведется электронный каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconСписок электронных изданий, имеющихся в фонде библиотеки ммц
Афоризмы [Электр ресурс].— М.: Директ Медиа Паблишинг, 2005.—1 электрон опт диск (сd-rom)
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнформационный бюллетень №2: статьи из периодических изданий, поступивших...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconПлан работы библиотеки школы №8 на 2012 2013 учебный год Общие сведения
Из 756 учащихся школы читателями библиотеки являются 611 учащихся. Читателями библиотеки являются 62 из 68 учителей. Библиотечный...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнструкция по подготовке и передаче перечня электронных ресурсов...
«О создании Республиканской межвузовской электронной библиотеки», вузы должны создавать свои полнотекстовые базы электронных библиотек...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconРабота с фондом учебной литературы
Оу на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети)
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наименование, производитель электронных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (электронных изданий и информационных...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconИнформация об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconГбоу спо «Казанском авиационно-техническом колледже им. П. В. Дементьева»....
Справка по информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым...
Нализ потока электронных изданий и первичный отбор в фонд библиотеки iconАвтоматизированная система смысловой обработки текстов при создании...
Работа выполнена на кафедре информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск