Министерство образования и науки
Российской Федерации
Алтайский край
Быстрый Исток
УМК «Перспективная начальная школа»
Предмет: литературное чтение
Класс:3
Тема: знакомство с произведением А.И. Куприна «Слон»
Учитель начальных классов
Ерина Елена Глебовна Быстрый Исток
2013г
Ерина Елена Глебовна, учитель начальных классов МБОУ « Быстроистокская общеобразовательная средняя полная школа».
Предмет: литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: изучение нового
Тема: знакомство с произведением А.И. Куприна «Слон»
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся
3 «Б» класса через включение их в технологию РКМЧП
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения;
формирование коммуникативных умений.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
продолжить знакомство учащихся с произведением А.И. Куприн «Слон»;
освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
Оборудование:
Н.А. Чуракова учебник «Литературное чтение» часть 1; УМК «Перспективная начальная школа»
Компьютер, презентация, карточки для работы в группе.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Результаты формирования УУД
| I. Организационный момент.
Стадия вызова
Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
|
Учитель: Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны. Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Слайд 2) “Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
|
Пожимают друг другу руки.
Высказывают разные варианты ответов
|
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами, учителем.
Познавательные
(построение рассуждения, доказательство личной точки зрения)
Личностные
(оценивание содержания исходя из социальных и личностных ценностей)
Коммуникативные
(постановка вопросов, оценка ответов партнера) Коммуникативные
(определение способов взаимодействия, сотрудничество в отборе вариантов ответов, контроль, коррекция действий партнера)
Познавательные
(выдвижение гипотез) Регулятивные
(постановка учебной задачи)
Личностные
(мотивация учения) Познавательные
(поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений
|
Стадия осмысления Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Организация диалога, основанного на рассуждениях учащихся
|
(Слайд 3) Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста. Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили? Учитель: Кто он может быть по профессии? Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных? Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? Слайд 4, 5, 6, 7,
|
Учащиеся отвечают на вопросы
|
Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в сборе информации)
Коммуникативные
(планирование, сотрудничество, разрешение конфликтов, контроль, коррекция действий партнера)
Личностные
(осознание ответственности за будущий результат)
Познавательные
(анализ, синтез, сравнение,
создание устных и письменных высказываний, самостоятельно создание способов решения проблем творческого характера)
Регулятивные
(целеполагание, планирование, коррекция, оценка качества выполненной работы)
|
Система
проблемных вопросов
|
Рассказ учителя о некоторых фактах биографии А.Куприна
Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
|
Ответы учащихся
Когда Александр Иванович стал писателем, он начал писать о животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви.
В его рассказах животные объединяют семью.
| Коммуникативные
(умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задаче
|
Слайд14
физкультминутка
| С каким произведением А. Куприна вы познакомились дома?
Что вы знаете о слонах? Где живут слоны?
| Ответы учащихся
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.(Слайд 9) Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 10) Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. (Слайд 12) На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
Слайд13
| Познавательные
(анализ, синтез, сравнение,
создание устных и письменных высказываний, самостоятельно создание способов решения проблем творческого характера)
| Работа над темой урока Проблемные вопросы
|
Работа с пословицами и поговрками.
Учитель: Слайд15
Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл. Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Учитель:
Ребята, прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на слайде. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».
|
Дети объясняют значение пословиц и поговорок Они подходят к рассказу «Слон».
1.В первой говорится, что за ребенком в детстве
ухаживают, о нем заботятся.
2.В рассказе показаны заботливые родители, которые готовы сделать
для своей дочери даже невозможное.
3.Еще о здоровье: здоровье
уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала»
с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.
|
| Проблемный анализ. Работа в группах.
| Организует презентацию каждой группы, обобщает и резюмирует результаты работы.
| 1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние. 2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение? 3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его. 4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
| Коммуникативные
(умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задаче
работать в группе на общий результат
|
Итоговые вопросы
Рефлексия.
| В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.
- Что же дороже всего на свете?
- Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам?
Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли?
- Какое настроение вызвало произведение?
- Кому из героев сочувствовал?
- Как поняли замысел автора?
- Какие мысли запомнили?
- Чем обогатил рассказ?
- Чему научил?
Составить синквейн
Какую тему синквейна мы возьмём? Вспомните, о чём мы сегодня говорили.
|
Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей.
Надо любить и беречь своих родных, свою семью.
(Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн.
слайд 26,27,28
| Познавательные
(построение рассуждения, доказательство личной точки зрения)
Личностные
(оценивание содержания исходя из социальных и личностных ценностей)
Личностные
Регулятивные
(осознание и оценивание качества своей деятельности)
|
|
|
| Личностные
Регулятивные
(осознание и оценивание качества своей деятельности)
| |