Скачать 53.46 Kb.
|
Методическая разработка итогового урока по обществознанию: Социальные группы и их классификация Цель урока: 1.Обобщить знания обучающихся по данной теме. 2.Развивать умения по систематизации социальной информации по данной теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать соответствие между чертами и признаками, переносить приобретенные знания. 3.Формировать отношения к проблемам социального неравенства, вырабатывать активную гражданскую позицию. Форма урока: контрольная работа по материалам ЕГЭ. В контрольную работу включены задания: Часть А содержат задания с выбором ответов: №1- анализ двух суждений об одном понятии и оценку их с позиций истинности; №2-5-соотнесение известных из курса понятий с относящимися только к нему признаками; Часть Б: №1-проверка умения классифицировать понятия путем установления соответствия понятий и их признаков; №2-задание на проверку умения определять термины и понятия на основе контекста содержания текстового фрагмента, используя заданный перечень возможных терминов Часть С №1, 2,4- проверка умения применять обществоведческие понятия в заданном контексте. №3- проверка умения, связанное с осуществлением анализа, интерпритации и оценки социальной информации. Содержательные элементы, подлежащие проверке ( по Кодификатору ЕГЭ): Код раздела -3 Код контролируемого элемента: 3.1-Социальная стратификация и мобильность; 3.2- Социальные группы ; 3.3- Молодежь как социальная группа Контрольная работа: Социальные группы и их классификация (по материалам ЕГЭ -11 класс) 1.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп? а) для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. б) размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 2.Компания друзей - это 1) формальная группа 2) первичная группа 3)вторичная группа 4) профессиональная группа 3. Политическая партия -это 1)неформальная группа 2)первичная группа 3)вторичная группа 4)демографическая группа 4.Для характеристики разделения общества на социальные группы используют понятие: А) социальная стратификация Б) социальная мобильность В) социальная интеграция Г) социальная дискриминация 5. Какие из перечисленных ниже групп относятся к большим, а какие - к малым: 1.студенчество 2.пенсионеры 3.семья 4.молодежь 5.бригада 6.горожане 7.школьный класс 8.нация 9.студенческая группа 10. спортивная команда Часть Б 1.Установите соответствие между социальными группами и критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце , подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2.Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой__________(1). Это явление получило название социальной____________(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещение, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют_________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую,т.е._________(4). ________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п. А) миграция Б) мобильность в)горизонтальная г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация Часть С 1.Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп. 2.Назовите три типа социальных групп, к которым можно отнести спортивную команду. 3.Прочитайте определение, данное молодежи И.С.Коном, и назовите две характерные черты молодежи, как социальной группы, зависящие от общественного строя. "Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза. этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономернойтей социализации". 4.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "маргинал"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о маргиналах. Ответы: 1.1 2.2 3.3 4. а 5.большие группы-1.2,4,6,8 Часть Б 1. 1221 2.ДБВАЕГ Часть С 1.Первичные основания для выделения отличающихся друг от друга социальных групп кроются прежде всего в естественных факторах, разделявших людей по полу, возрасту, расовым признакам. Для К.Маркса основным критерием выделения социальных групп было отношение к средствам производства, к собственности. М.Вебер включил в основные критерии типологизации социальных групп, помимо отношения к собственности и уровня доходов, отношение к власти и социальный престиж. в качестве критериев отнесения к среднему классу выделяют образование, социально-профессиональный статус и уровень благосостояния. 2.А)Это малая социальная группа, объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединены совместной деятельностью, осознают свою принадлежность к группе. Б) Это формальная группа, структура и деятельность которой рационально организована и стандартизована в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. В)Это первичная группа, поскольку представляет собой небольшую груупу людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающиеся на индивидуальные особенности. 3.От общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации зависят следующие черты молодежи как социальной группы: 1.конкретные возрастные рамки 2.социально-психологические особенности. 4.Маргиналы-прмежуточное положение между социальными группами. а) К маргиналам можно отнести иностранцев. б) Значительное увеличение числа маргиналов может привести к дисбалансу в обществе. |
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая... Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» | ||
Рабочая программа дисциплины «социальная психология» Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки личности,... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Коллективизация сельского хозяйства» «нового курса» в деревне; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | ||
Методическая разработка итогового урока по истории Основные понятия: номенклатура, культ личности, «триумвират», «оттепель», диссидент, десталинизация, «кукурузная эпопея», целина,... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка итогового занятия по предмету: «Основы религиозных... | ||
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Конспект итогового занятия по изодеятельности в подготовительной Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2 | Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 |