Информатизация образования – это комплексное системное внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности.
Создание единой информационной образовательной среды необходимо для обеспечения согласованного доступа к информации и эффективной работы с ней всеми участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками, родителями).
Единое информационное пространство школы – это совокупность информационных образовательных ресурсов, средств их хранения и передачи, которая обеспечивает любому пользователю возможность полного информационного обеспечения своей деятельности, получения любых образовательных услуг, а также возможность обмена между пользователями.
Ресурсное обеспечение реализации программы № кабинета
| Название кабинета
| Кол-во компьютеров, оргтехники
| Цели использования
| 1
| Информатика
| 1 ПК учителя
11 ученических мест
2 принтера
| Уроки информатики, других учебных дисциплин.
Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы, методические объединения учителей.
Методическая работа с учителями (анализ программного обеспечения, оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков), работа методического совета и методических объединений.
Администрирование
| 2
| Кабинет русского языка и литературы
| 1 ПК учителя, принтер, проектор
| Хранение и размножение дидактического и методического материала. Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы, методические объединения учителей.
|
| Библиотека
| 1 ПК, сканер, принтер
| Представление информационных ресурсов на электронных носителях, создание банка педагогической информации на электронных носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий.
| 3
| Кабинет начальных классов
| 1 ПК учителя, принтер, демонстрационный экран
| Хранение и размножение дидактического и методического материала. Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы, методические объединения учителей.
| 4
| Кабинет начальных классов
| 1 ПК учителя, принтер.
| Хранение и размножение дидактического и методического материала. Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы.
| Информатика в школе преподается с 8 класса. Курс ведется 4 года. В 8 класс 1 час в неделю, в 9 классе 2 часа в неделю, в 10, 11 классах по 1 часу в неделю. В школе проводятся компьютерные уроки по различным предметам (математика, русский язык, окружающий мир, биология, физика, литература), наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу, новые методы обучения и интеллектуального развития.
На сегодняшний день, несмотря на положительные результаты в области информатизации, имеется ряд ключевых проблем, которые необходимо решать для повышения эффективности работы школы в направлении информатизации:
требование постоянной модернизации компьютерной техники;
отсутствие сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
отставание в использовании новых информационных технологий в управлении школы;
недостаточная ИКТ-компетентность педагогов.
Цель программы: повышение уровня образования через формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Задачи:
приобретение оборудования для широкого использования информационных и интерактивных технологий;
развитие информационных образовательных ресурсов;
создание условий для развития ИКТ-компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы;
интеграция компьютерных и Интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой;
создание единой информационной образовательной среды школы.
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
Совершенствование материально-технической базы.
Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах).
Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и работникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение компьютерных программ в психолого-педагогический мониторинг.
Предполагаемые результаты реализации программы:
для школы:
повышение качества образования;
создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса;
автоматизация системы документооборота и отчетности;
открытость школьного информационного образовательного пространства;
для учителя:
оптимизация рабочего времени;
применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ;
для ученика и родителей:
повышение мотивации учения;
расширение ресурсов для обучения;
возможность более полного самовыражения,
повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры.
Механизм управления реализацией Программы информатизации школы
1. Разработка диагностических материалов, используемых для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов (приложения №5). 2. Мониторинг:
повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ – компетентности;
критерии формирования и развития информационно-коммуникационных умений, навыков и способов деятельности школьников.
3. Контроль качества и эффективности процесса информатизации. 4. Система совместной мыследеятельности педагогов, учащихся и родителей для анализа, планирования и коррекции путей реализации Программы. Рефлексия всех субъектов образовательного процесса (в малых группах, рефлексивно-программирующих семинарах).
Критерии эффективности реализации программы
Эффективность результатов реализации Программы информатизации школы предполагается отследить по следующим критериям:
Интерактивность.
Эффективность методов, используемых педагогами в процессе обучения.
Эффективность организации процесса информатизации.
Эффективность результатов обучения.
Уровень готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях информатизации.
Программа составлена на основе документов:
Закон РФ “Об образовании”.
Федеральная целевая программа “Электронная Россия” 2002-2010 гг.
Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
Национальный проект “Образование”.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Приложение 1
Компьютеры, оборудование и программное обеспечение
№
| Данные по ИКТ
| Количество
| 1.
| Количество ПК
-всего
|
12
|
| - в кабинете информатики
|
11 ученических мест, из них
1 ПК учителя (2 подключенный к Интернету)
|
| - в учительской
| 0
|
| - в кабинете начальных классов
| 2 (один подключенный к Интернету)
|
| - в кабинете русского языка и литературы
| 1, подключенный к Интернету
|
| -в библиотеке
| 1, подключенный к Интернету
| 2.
| Состав компьютерного парка:
|
|
| - ноутбуки учителей
| 18
|
| - ПК ниже класса Pentium 2
| 4
|
| - ПК класса Pentium 2
| 3
|
| - ПК класса Pentium 3
| 6
|
| - ПК класса Pentium 4
| 2
| 3
| Дополнительная техника:
|
|
| - проектор
| 1
|
| - принтеры
| 5
|
| - сканер
| 1
| |