«Основные логические элементы»





Скачать 129.8 Kb.
Название«Основные логические элементы»
Дата публикации12.09.2014
Размер129.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Автор работы: Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна

Учитель информатики МОУ СОШ № 129 Орджоникидзевского района ГО г.Уфы РБ

Краткая аннотация урока

Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану, в котором изучение информатики рассчитано на 1 час в неделю, так и для профильных классов.

Данный урок является частью темы «Алгебра логики». Необходимость изучения данной темы обусловлена значением переключательных схем для усвоения логических основ работы компьютера.

В ходе урока используется мультимедийное сопровождение в виде презентации. Презентация содержит блок повторения (тест), блок изучения нового материала, план физкультминутки, домашнее задание. Также при изучении данной темы нами используется компьютерный тренажер «Логика», разработанный К.Поляковым для проведения практических занятий в рамках курса «Математическая логика».

Урок комбинированный, способы организации учебной деятельности: совместная деятельность «учитель –ученик», «ученик – ученик».

Идеальный результат: учащиеся должны усвоить основные базовые элементы логических схем и правила составления логических схем, освоить запись и составление логических схем по выражением, упрощение логических схем через упрощение выражений.
Урок информатики

по теме "Основные логические элементы"

10 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных логических элементах компьютера.

Образовательные:

  • сформировать представление об устройствах элементной базы компьютера;

  • сформировать навыки построения логических схем.

Развивающие:

  • развивать алгоритмическое мышление;

  • развивать мировоззрение;

  • развивать умение сотрудничать и работать в группе,



Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к информатике;

  • воспитывать личностные качества:

  • активность,

  • самостоятельность,

  • аккуратность в работе;

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные базовые элементы логических схем;

  • правила составления логических схем.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять логические схемы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая.

Программно-дидактическое обеспечение:

ПК, программа-тренажер «Логика», презентация по теоретическому материалу.

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1.Организационный момент

1 мин

Приветствие

2.Актуализация знаний

5 мин

Использование слайдов. Тест. Взаимоконтроль.

3.Целепологание и мотивация

3 мин

Постановка цели урока. Беседа

4. Этап создания нового знания

15 мин

Лекция. Использование слайдов, теоретические сведения, записи в тетрадях.

5. Физкультминутка

2 мин

Упражнения на слайдах

6.Этап систематизации, обобщения изученного

15 мин

Совместная деятельность: компьютерный тренажер «Логика»

7. Подведение итогов. Рефлексия деятельности

5 мин.

Совместная деятельность: «учитель – ученики»

8. Домашнее задание

2 мин. 

В дневник



Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Изучая тему «Алгебра логики», мы познакомились с логическими высказываниями, основными логическими операциями, правилами упрощения и преобразования логических выражений.

Повторим основные понятия. Вопросы появляются на экране. Вы самостоятельно записываете букву правильного ответа в тетради.

Вопросы теста:

1. Наука, изучающая законы и формы мышления, называется:

А) алгебра;

Б) геометрия;

В) философия;

Г) логика.

2. Выберите высказывания:

А) Миша много знает.

Б) Сколько человек в классе?

В) Ты устал или болеешь?

Г) Не будь букой.

3. Какое из следующих высказываний является истинным:

А) Идет урок информатики или физики

Б) 3+5=2+4;

В) II + VII = VIII;

Г) Надо учиться плохо и трудно!

4. Конъюнкция истинна, если:

А) оба высказывания ложны;

Б) хотя бы одно высказывание истинно;

В) оба высказывания истинны.

5. Логическая операция «импликация» ракрывается как:

А) не (А и неВ)

Б) не А и В

В) А или В

6. Логическая функция (неА или В) эквивалентна:

А) неА и В;

Б) не(А и В);

В) А или неВ;

Г) не А и не В.

7. Таблица истинности для функции, содержащей 4 логические переменные, будет содержать:

А) 4 строк;

Б) 8 строк;

В) 12 строк;

Г) 16 строк.

8. Значение какой функции равно 0:

А)Х или неХ

Б) Х и 1;

В) Х или не0;

Г) (Х и 1) и (0 или 0).

Тест окончен, поменяйтесь тетрадками с соседом, проверяем правильность ответов: 1 – Г, 2 – А, 3 – А, 4 - В, 5 – А, 6 – Б, 7 – Г, 8 - Г

Оцените работы друг друга (взаимооценка): 7-8 баллов – оценка «5», 5-6 балов – оценка «4»,4 балла – оценка «3», меньше 4 баллов – оценка «2».
III. Целеполагание и мотивация.

В конце урока вы узнаете ответы на два важнейших вопроса:

1. Как алгебра логики связана с компьютером? Почему она изучается в курсе информатики, а не математики?

2. Какие факторы стали предпосылкой изобретения прототипа современного компьютера?

Алгебра логики имеет прямое отношение к принципу работы современных компьютеров. Чтобы шагнуть от теоретических положений алгебры логики, необходимо решение технической задачи: сопоставление логической функции конкретному техническому элементу. Если все данные, которые необходимо обработать посредством компьютера, представить в двоичном коде, а также закодировать команды управления, то электронная схема должна реализовывать все необходимые логические операции.

Задача разделяется на две независимые подзадачи:

- обеспечить решение технического вопроса, связанного с созданием технического устройства, в которое на входе поступают сочетания 0 и 1, а на выходе сигнал преобразуется в соответствии с элементарной логической функцией.

- разработать принципы кодирования и управления обработкой информации с помощью логических схем.

Техническая часть является физической задачей. Четко сформулированная, она была вполне решаема еще в 30-е годы XX века. Дальнейшее развитие техники, особенно в области использования полупроводникового эффекта, позволило сделать такие элементы очень маленькими, сравнимыми по размеру с микрометрами.

Однако сегодня нас волнует не физическая или техническая сторона создания микросхем, а принципы реализации логических функций, позволившие создать компьютер.
IV. Этап создания нового знания.

Впервые задача в похожем виде была поставлена голландским физиком Паулем Эренфестом (1880-1933), кстати, тесно сотрудничавшим с советскими учеными и являвшимся иностранный членом-корреспондентом АН СССР. (слайд № 13)

Ещё в 1910 году Эренфест сформулировал задачу управления автоматической телефонной станцией (слайд № 14). «… Надо определить:

  • будет ли она правильно функционировать при любой комбинации, могущей встретиться в ходе работы станции;

  • не содержит ли она излишних осложнений. Каждая такая комбинация является посылкой, каждый маленький коммутатор есть логическое “или-или”, воплощённое в эбоните и латуни; всё вместе система чисто качественных … “посылок”, ничего не оставляющая желать в отношении сложности и запутанности… правда ли, что, не смотря на существование алгебры логики, своего рода “алгебра распределительных схем” должна считаться утопией?” …»

Созданная позднее Михаилом Александровичем Гавриловым (1903-1079) (в 1925 г. Закончил МВТУ им.Н.Э. Баумана в звании инженера – электрика) теория релейно-контактных схем показала, что это вовсе не утопия. (Эта работа была опубликована АН в 1950 году.) (слайд № 15)

Дорогу к созданию микросхемы проложило изобретение полупроводникового транзистора в 1947 году работавшими в Bell Laboratories американскими учеными Джоном Бардином, Уильямом Шокли и Уолтером Браттейном. До этого большинство электронных устройств строилось на базе громоздких электронных ламп. Компьютеры занимали большие площади и потребляли огромное количество электроэнергии. Транзистор позволил усилить электрические сигналы и стал удобной, дешевой и эффективной заменой вакуумным приборам.

Компьютерные микросхемы выглядят абсолютно плоскими керамическими пластинками, (кремний является самым распространенным на земле элементом после кислорода и используется в производстве микросхем, поскольку он является естественным полупроводником.) на них может находиться более 20 уровней сложных электрических цепей и транзисторов.

Для применения логических элементов принято за основу следующее (слайд № 17):

- если значение напряжения в электрической цепи меньше определенного, то принимается за основу положение, что тока в проводе нет, значит, на данный контакт подается 0.

- если значение напряжения в электрической цепи больше определенного, то принимается за основу положение, что ток в проводе есть, значит, на данный контакт подается 1.

Теперь рассмотрим конкретные ситуации:

Схемы и соответствующие им логические выражения записываем в тетрадь.

1 схема: Конъюнктор. (слайд № 17)



1) Оба контакта в положении “включено”. Тогда ток через лампочку идёт и она горит.

2) Первый контакт в положении “включено”, второй – в положении “выключено”. Ток не идёт, лампочка не горит.

3) Первый контакт в положении “выключено”, второй – в положении “включено”. Ток не идёт, лампочка не горит.

3) Оба контакта в положении “выключено”. Тока нет. Лампочка не горит.

Вывод: первая схема реализует логическую операцию “И”.

2 схема: Дизъюнктор. (слайд № 18)



1) Оба контакта в положении “включено”. Ток через лампочку идёт и она горит.

2) Первый контакт в положении “включено”, второй – а положении “выключено”. Ток идёт, лампочка горит.

3) Обратная ситуация. Первый контакт в положении “выключено”, второй – в положении “включено”. Ток идёт, лампочка горит.

4) Оба контакта в положении “выключено”. Тока нет. Лампочка не горит.

Вывод: вторая схема реализует логическую операцию “ИЛИ”.

3 схема: Инвертор. (слайд № 18)



В этом устройстве в качестве переключателя используется автоматический ключ. Когда тока в нём нет, пластинка замыкает контакты и лампочка горит. Если на ключ подать напряжение, то вследствие явления электромагнитной индукции пластинка прижимается и цепь размыкается. Лампочка не горит.

Вывод: третья схема реализует логическую операцию “НЕ”.

Контактные схемы вследствие своей ненадежности, громоздкости, высокого энергопотребления и невысокой скорости работы не позволяли создать сколько-нибудь надежное устройство для длительной работы. Вакуумные приборы частично сняли существующие проблемы, однако подлинный прорыв осуществили полупроводники.

Изобретение полупроводников совершило революцию в компьютерной технике. Всего за 50 лет с момента создания первого полупроводника компьютеры размером с заводской цех преобразовались в компьютеры, которые можно носить в сумочке и даже в кармане. Быстродействие увеличилось в миллион раз, а энергопотребление значительно снизилось.

Однако в основе работы электронных схем осталась теория, изложенная для контактных схем. Элементы, реализующие базовые логические операции, назвали базовыми логическими элементами или вентилями и характеризуются они не состоянием контактов, а наличием сигналов на входе и выходе элемента. Их названия и условные обозначения являются стандартными и используются при составлении и описании логических схем компьютера.
Принцип построения логической схемы рассмотрим на примере выражения:

F=(( неA и B) или A) и неB (слайд 20)

Алгоритм построение логических схем (запись в тетрадь).

  1. Определить число логических переменных (2 переменных)

  2. Определить количество базовых логических операций и их порядок (5 операций)

  3. Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль.

  4. Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.

Чтобы определить результат работы схемы, нужно подать на вход логических переменных значения, например, 0 и 1.

Чтобы перебрать все варианты выходных сигналов, следует составить таблицу истинности выражения.

Можно ли упростить данное выражение?

К доске – желающий ученик. Выражение упрощается до: А или неВ.

Строим схему:


Схема получается значительно экономичнее (меньше элементов и соединений, меньше ресурсов, электроэнергии, нагрева).

Обратная задача (слайд № 21): Составьте логическое выражение, упростите его.



не((неА или В) и В)

Выражение упрощается до: В или неА



V. Физкультминутка для глаз (слайды № 22 – 25)

VI. Закрепление изученного материала

В качестве тренировки вы приступаете к работе с тренажером «Логика».



Принцип работы следующий: кристалл, находящийся на верхней полке, нужно опустить на нижнюю, выдвигая и вдвигая полки по очереди. Если кристалл упадет с высоты более чем одна полка, то он разобьется.

Кроме успешного выполнения квеста, вы должны составить логическое выражение по схемам, которые видите на экране, отдельно для каждой полки.

VI. Подведение итогов

Выставление оценок:

Оценка

Критерии

5

Прошли 3 уровня и правильно записали выражения для всех полок

4

Прошли 3 уровня, но ошиблись в выражениях (записали не все 14 выражений), ошибок не более 25 %.

3

Прошли менее 3-х уровней, допустили ошибки в выражениях более 25 %


Сформулируйте ответы на вопросы, которые были поставлены в начале урока:

1. Как алгебра логики связана с компьютером?

2. Какие факторы стали предпосылкой изобретения прототипа современного компьютера?

Выводы по изученному сегодня материалу (учащиеся формулируют выводы):

    1. Логические схемы, реализованные с помощью технических элементов – транзисторов – являются основой работы компьютера.

    2. Алгебра логики является мощным средством разработки, анализа и совершенствования логических схем.

    3. Изучение свойств и доказательство правильность работы схемы через выражающую её формулу эффективнее, быстрее и качественнее, чем создание по данной схеме реального технического устройства.

Общая характеристика работы класса на уроке:

  1. хорошо, продуктивно, так как …

  2. недостаточно продуктивно, так как …

  3. материал не усвоен, так как …


Домашнее задание:

Читать § 3.7.1

1.Построить логические схемы по формулам, предварительно упростив:

1) неА и А или В и (А и В или В)

2) не((неА или В) и (не В или С))или неА или С

2.Составить логические выражения по схемам:



Список литературы

  1. Угринович Информатика и информационные технологии:10-11 класс. – М:БИНОМ, 2002.

  2. Шауцукова Л.З. Информатика: 10-11 класс. – М:БИНОМ. – 2004. – 416с.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  4. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. Угриновича. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Основные логические элементы» iconМетодические рекомендации по использованию. Урок на тему «Основные логические элементы»
Урок на тему «Основные логические элементы» разработан для учащихся 10 класса, изучающих информатику как по основному учебному плану,...
«Основные логические элементы» iconТематическое планирование по информатике в 11 классе, Угринович Н....
Знать законы алгебры логики, логические выражения; логические операции, функции, элементы
«Основные логические элементы» iconРабочая программа разработана на основе государственного образовательного...
Знать законы алгебры логики, логические выражения; логические операции, функции, элементы
«Основные логические элементы» iconАнтикоррупционное образование на уроках истории и обществознания
Основные элементы Государственного стандарта среднего ( полного) общего образования по истории и обществознанию ( базовый уровень)...
«Основные логические элементы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотивы, которые побудили выбрать тему «Алгебра логики и логические элементы персонального компьютера» для создания данного комплекса...
«Основные логические элементы» iconПрограммируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные...
Программируемые логические интегральные схемы. История вопроса. Основные параметры. Сравнительные характеристики плис фирм Actel,...
«Основные логические элементы» icon«Основы логики»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические...
«Основные логические элементы» iconНеклассические логические элементы и квантовые компьютеры керп А....
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
«Основные логические элементы» iconКачкин А. В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей Учебное пособие
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: учебное пособие /Т. Б. Качкина, А. В. Качкин...
«Основные логические элементы» iconПри подготовке к занятию изучить вопросы: Основные функциональные...
Получить задание у преподавателя и построить сценарий (см. Табл 1), на схеме расставить основные процедуры пакетной обработки речи,...
«Основные логические элементы» iconРеферат на тему: "Внешние носители информации. Iomega, zip, jazz,...
Основные внутренние элементы дисковода дискетная pама, шпиндельный двигатель, блок головок с приводом и плата электроники
«Основные логические элементы» icon«Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Основы логики и логические основы компьютера в профильном курсе «Информатика и икт» / Разработка уроков. Автор-составитель Войтикова...
«Основные логические элементы» iconСамостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов
Восточно-Европейская платформа: рельеф, геофизические поля, границы, основные структурные элементы. Основные черты строения фундамента....
«Основные логические элементы» iconОсновные элементы содержания
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Основные логические элементы» iconВ. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем...
В настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные...
«Основные логические элементы» iconМ еждународный банковский институт
Потребление и сбережения: сущность, основные элементы и функции. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск