МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
г. Череповца.
Методическая разработка
урока основы мировых религиозных культур в 4 классе
Учитель: Авдеева Ольга Борисовна
телефон рабочий: (8202) 55-46-46
телефон домашний: (8202) 29-32-26
г. Череповец
2011
Тема урока:
Семья. Семейные ценности.
Цели:
расширение и обогащение знаний обучающихся о семье и семейных ценностях;
воспитание уважительного отношения к семье и семейным ценностям;
воспитание моральной ответственности личности перед семьей;
воспитание ответственного отношения к своей семье, родителям, активизация семейных нравственных ценностей (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).
обучение самостоятельному получению знаний из текста;
План урока.
I.Организационный момент.
II.Подготовка к восприятию нового учебного материала.
Игра «Отгадай загадку»
Беседа осемье, с опорой на знания детей.
III. Основной этап.
Представления обучающихся генеалогического древа своей семьи.
Беседа о семейных ценностях.
Игра «Вырастим деревце»
Семья в христианстве.
Чтение рассказа «Сердце матери» и работа над содержанием рассказа.
Знакомство с семейными заповедями.
III. Закрепление материала.
Работа с пословицами
Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье.
IY. Итог урока. Рефлексия.
-
Структурные части занятия.
| Ход занятия.
| Примечание
| Деятельность педагога.
| Деятельность учащиеся
| 1.Организационный момент.
| Что будем делать на уроке?
| Учащиеся различают фразы на слух.
| Фраза дается за экраном.
| II.Подготовка к восприятию нового материала.
1. Отгадывание загадки.
| Отгадайте загадку.
Вот ведь дело - то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы —
Правильно – это семья.
| Ребята отвечают.
| На слайде текст загадки.
Слайд № 1.
| 2. Беседа о семье, с опорой на знания детей.
| Что такое семья?
Кто есть в вашей семье?
| Ребята отвечают.
|
| III. Основной этап.
Учитель обобщает знания детей о семье.
| Слово семья можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Семья – единое целое. Как раз в семье должен действовать принцип – все за одного и один за всех.
|
|
| 1. Представления обучающихся генеалогического древа своей семьи
| А сейчас ребята расскажут нам о своих семьях.
| Обучающиеся представляют проекты генеалогического древа своей семьи.
|
| 2.Беседа о семейных ценностях.
| Семья- мама и папа, братья и сестры. В семье дети узнают о традициях своего народа об основах веры.
Что такое ценности?
Ценности - это что-то важное, значимое, полезное. Но купить эти ценности нельзя.
Что такое семейные ценности?
Какие вы знаете семейные ценности.
У каждого дерева сначала появляются листочки, потом цветы, а потом плоды. Так и семья: сначала знакомятся, потом создают семью, затем появляются дети. Отношения в семье должны строиться на основе ценностей.
| Ребята отвечают.
Ребята отвечают.
| Слайд № 2
Слайд № 3
| 3.Игра «Вырастим деревце»
| Это дерево семейных ценностей.
Напишите , какие наиболее важные семейные ценности и прикрепите их на дерево семейных ценностей.
(Такая же работа происходит на доске на большом дереве)
| На листочках ребята пишут семейные ценности и прикрепляют на дерево в том порядке, каком они считают более важными.
| Детям раздали рисунки с яблоньками и листочки.
Слайд № 4
| 4.Семья в христианстве.
| Семья – это школа любви. Учиться любить могут все: папа, мама и дети. Нельзя научиться любить бога, если не любишь
тех, кого видишь каждый день.
Во всех религиях огромное значение придается почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Вспомните, что говорят нам Десять заповедей. Как нужно относиться к другим людям?
|
Ребята отвечают.
|
Слайд № 5
| 5.Чтение рассказа «Сердце матери» и работа над содержанием рассказа.
| А сейчас прочитайте рассказ «Сердце матери» и ответьте на вопросы.
1.Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце? 2.Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети. 3.Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? 4.Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
5.Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
| Учащиеся различают фразу на слух.
Дети читают рассказ и отвечают на вопросы.
| Фраза дается за экраном.
Слайд № 6
| 6.Знакомство с семейными заповедями.
| О каких семейных ценностях говорится в рассказе?
А сейчас я назову вам семейные заповеди.
Запомните семейные заповеди:
· любите свою семью и делайте её лучше;
· будьте внимательными и добрыми, всегда готовыми прийти на помощь членам своей семьи;
· подарите родителям радость;
· умейте найти и выполнять дело на пользу и радость членам своей семьи;
Сравним церковные и семейные заповеди.
В православии семью называют малой Церковью.
Первые христиане свои храмы устраивали в жилищах. Царство божие сравнивают со свадьбой. Во время брака любящие люди соединяются, как по вере христиан в Царстве Божием человек соединяется с Богом.
|
Дети добавляют заповеди на дерево ценностей.
| Слайд № 7
| III. Закрепление материала.
1.Работа с пословицами
| А сейчас ребята нам расскажут пословицы и поговорки о семье.
| Дети рассказывают пословицы и поговорки о семье, подобранные и выученные самостоятельно.
| Слайд № 8
| 2.Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье.
| Что, на , клад, в, когда, лад, семье.
| Ребята составляют пословицу.
| Слайд № 9
| IY. Итог урока.
Рефлексия.
| Что делали на уроке?
Что нового вы узнали?
Вам понравился урок?
| Учащиеся различают фразы на слух.
| Фраза дается за экраном.
| СЕРДЦЕ МАТЕРИ
М.Скребцова
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу». Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
Пояснительная записка.
Урок основы мировых религиозных культур проводился в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 1 вида (школе глухих детей).
Тема урока. Семья. Семейные ценности.
К уроку были поставлены цели: расширение и обогащение знаний обучающихся о семье и семейных ценностях;воспитание уважительного отношения к семье и семейным ценностям;воспитание моральной ответственности личности перед семьей;воспитание ответственного отношения к своей семье, родителям: активизация семейных нравственных ценностей (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение); обучение самостоятельному получению знаний из текста. На уроке было использовано оборудование;карточки, таблицы, картинки, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, индивидуальные слуховые аппараты. Выбор темы обусловлен тем, что традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Перед уроком проводилась предварительная работа. Дети совместно с родителями составляли проекты генеалогического древа своей семьи, подбирали и учили пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях.
На уроке применялась мультимедийная презентация.Презентационные программы созданы в среде MicrosoftOfisePowerPoint, позволяют изучать процессы и явления, показ которых невозможен или описание их затруднено ограниченным словарным запасом глухих обучающихся и могут быть использованы при проведении занятий в школах 1 и 2 видов. Комментарии к слайдам можно использовать как развернутые, так и сжатые, в зависимости от возможностей учащихся.
Учебный материал на данных уроках предлагается дозировано (учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами-слайдами).
Работа с применением компьютерных технологий дает возможность учителю управлять процессом обучения и выбирать темп подачи информации, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Во избежание перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, работа со слайдами на уроках не превышала 10-12 минут и на уроке проводилась зарядка для глаз.
Материал этого урока можно использовать на других уроках: развития речи, ознакомления с окружающим миром, чтения, внеклассных мероприятиях, посвященных семье.
Приложение
1.Слайды мультимедийная презентация к уроку основы мировых религиозных культур в 5 классе.
2. Работы учащихся. |