Технологическая карта урока — игры «Моя семья — мое богатство».
Класс: 2
Тема: «Семья и семейные ценности».
Цель: Формирование понятия «семья» и «семейные ценности» у учащихся 2 класса.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
Формирование чувства любви к своей семье и близким.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
Формирование умения выделять семейные ценности и традиции (познавательные УУД);
Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
Формирование умения работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Освоение знаний по теме: «Семья и семейные ценности».
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемое УУД
| Время
| 1
| Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока. Постановка учебных задач.
| Включает Гимн семье. Загадывает загадку.
| Слушает гимн. Отгадывают загадку.
| Регулятивные, коммуникативные
| 5
| 2
| Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):
- Отгадывание загадок про членов семьи
- Собирание пословиц о семье
- «Постройка дома»
- Чтение легенды - Работа с текстом «Традиции»
|
Загадывает загадки
Организует работу в группах
Организует работу в группах
Читает легенду Организует работу в группах
|
Отгадывают загадки
Выполняют задание
Выполняют задание
Слушают Читают текст, делают пометки (!)
|
Познавательные, коммуникативные
Познавательные, личностные, коммуникативные
Познавательные, коммуникативные
Познавательные
Познавательные, коммуникативные
|
10
10
7
3 5
| 3
| Первичное закрепление
| Организует «Мозговой штурм»
| Участвуют в «Мозговом штурме»
| Познавательные, коммуникативные
| 10
| 4
| Подготовка к выполнению домашнего задания
| Консультирование по выполнению домашнего задания
| Слушают
| Познавательные
| 10
| 5
| Самостоятельная работа
| Побуждает к выполнению задания
| Делают рисунки
| Регулятивные, коммуникативные
| 25
| 6
| Рефлексия деятельности (итог урока)
| Дает инструктаж
| Оценивают свое настроение
| Регулятивные
| 5
| Прогнозируемый результат: Учащиеся узнают понятие «семья, семейные ценности, традиции семьи», научатся ценить и уважать старших членов семьи.
Конспект урока — игры «Моя семья — мое богатство».
1. Звучит Гимн Семье.
Учитель загадывает загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Учитель:
Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть. И не важно, большая семья или маленькая. Главное, что она есть.
2. В каждой семье есть члены семьи.
Загадывает загадки (за каждый правильный ответ команда получает фишку):
Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз?
Колыбель кто вам качает, Кто вам песни напевает, Кто вам сказки говоpит И игpyшки вам даpит?
(Мама)
Кто пришёл ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора»? Кашу кто успел сварить? Чаю — в пиалу налить? Кто косички мне заплёл? Целый дом один подмёл? Кто цветов в саду нарвал? Кто меня поцеловал? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? (Ответ: Мама)
На работу он идет, Меня в садик заведет, А придет с работы, Расскажет про охоту
Мы с ним сядем на диван, Книжку почитаем. Сварим маме суп-шулюм, Все поубираем.
То в кино меня ведет, То на горку в парке, Только в баню не берет, Говорит - там жарко.
(Ответ: Папа)
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый?
(Папа) Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки) Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения( не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. В них говорится о семье.
Я приготовила вам пословицы , связанные с семьёй, давайте подберём их продолжение. Начала пословиц лежат у вас на столах в конверте, а продолжения у меня на столе. Один участник из команды подбегает к столу, берет одно продолжение. Команда собирает одну пословицу, затем другой участник подбегает к столу и берет еще одно продолжение и так далее.
В гостях хорошо, а дома лучше. Дом без хозяйки- сиротка. Не нужен клад, когда в семье лад. Чем богаты, тем и рады. Когда семья вместе, так и душа на месте.
4. Учитель: -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь некоторых качеств:
Учитель: - У вас на столах кирпичики со словами из них нужно собрать дом:
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Искренность Умение прощать Терпимость Нежность
-Прочтём названия этих качеств. Это семейные ценности. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой , А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО , ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
5. Учитель: - В каждой семье есть свои традиции.
Традиция – это передача духовных ценностей жизни от поколения к поколению.
Выберите из списка те высказывания, которые вы считаете традициями.
«Традиции русских семей»
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Не слушаться родителей;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
Заниматься одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Раскидывать вещи.
6. Учитель:
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники,но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).
7. Домашнее задание «Создание эмблемы семьи». - Давайте попробуем создать эмблему семьи. Символом рода, семьи принято считать дерево. (Слайд с деревом)
- Как вы думаете, что символизируют корни?
- А ствол?
- Крона – это мама, которая заботится обо всех.
- А плоды – это дети, которых мама оберегает.
- А все вместе – это дружная семья! 8. Учитель: - А в закреплении нашего урока я хочу, чтобы вы нарисовали свою семью. 9. Учитель: -А сейчас я хочу, чтобы вы выразили свое настроение, которое было у вас на уроке. На листах вы видите смайлики. Они все разные. Раскрасьте те смайлики, которые соответствовали вашему настроению.
- А родители в это время напишут пожелания своим деткам на будущее. Эти пожелания мы положим потом в портфолио. |