Рабочая программа предмета «Информатика и икт»





Скачать 239.64 Kb.
НазваниеРабочая программа предмета «Информатика и икт»
Дата публикации19.09.2014
Размер239.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа



муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»


Рассмотрено на заседании методического совета

ЗД по УВР Савочкина Ю.П.

Протокол № 1 от «27» августа 2013 г.


Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.




«Утверждаю»

Директор МОБУ «ООШ № 14» ___________ О.Г.Рутчина

Приказ № 01-10/154 б от 30.08.2013 г.


Рабочая программа

предмета

«Информатика и ИКТ»

4 класс

Программа разработана учителем

Рутчиной О.Г. на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 кл./сост.М.Н.Бородин-5-е изд., испр.-М.:Лаборатория знаний, 2008./авторы: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак.

Оренбург, 2013


Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации процесса обучения информатики в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 14» в 4 классе.

Главная идея программы по информатике - формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, изучение информационных процессов, методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, развитие области практической деятельности человека, связанной с использованием информационных технологий.

«Информатика и ИКТ» - учебный предмет в начальной школе, фундаментом которого являются научные знания о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

В процессе изучения информатики в начальной школе школьники целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на уроке информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Данный учебный предмет входит в образовательную область математика. Предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочивание информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если..., то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение информатики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и при практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.


задач:

  • развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об­щении между собой и пр.);

  • формируется умение описывать объекты реальной действи­тельности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.


Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год (1 сентября 2013 г.- 31 мая 2013 г.).

Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Рабочая программа по информатике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно- тематический план, основное содержание с распределением учебных часов по темам курсов; требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы разнообразной деятельности (в том числе с использованием компьютера).

Изучение окружающей действительности. Наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью (ответ на вопрос «Удалось ли достичь цели наблюдения?»). Проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач.

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы: «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Способы объединения предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как.., такой же, как…).

Использование простейших готовых предметных, знаковых, графических моделей для изучения и описания свойств и качеств предметов.

Речевая деятельность. Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопроса, построение ответа, доказательства (объяснения). Построение простейших логических выражений с использованием связок «и», «для всех», «или», «не». Элементарное обоснование высказываемого суждения.

Планирование и организация деятельности. Выполнение инструкций и простейших алгоритмов. Табличные формы представления материала. Установление последовательности действий для решения задачи, ответ на вопросы: «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?». Определение способов контроля и оценки деятельности; ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»; определение причин возникших трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в чужой и своей учебной работе и их устранение.

Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад. Правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Работа с информацией. Передача, поиск, преобразование, хранение информации; поиск информации в словарях, каталогах библиотеки. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Формами контроля уровня достижений учащихся являются контрольные работы, проверка выполнения заданий в рабочей тетради, текущие оценки, итоговые оценки

Виды контроля:

  • промежуточный: выполнение проверочных работ, тестирование;

  • итоговый (по итогам изучения раздела): контрольная работа.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. Элементарное изложение содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В начальной школе «Информатика и ИКТ» в 4 классе изучается за счет регионального компонента. Отводится 34 часа для изучения данного предмета, 1 час в неделю.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

учебного курса

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

Лабораторные работы и т.д.

1

Повторение

7

1







2

Понятие, суждение, умозаключение

9

1







3

Модель и моделирование

7

1







4

Информационное управление

9

1







5

Обобщающее повторение

2

1










Итого

34











Основное содержание тем учебного курса


  1. Повторение (7 ч)

Человек и информация. Действия с информацией

Объект и его свойства. Отношения между объектами.

Компьютер.

  1. Понятие, суждение, умозаключение (9 ч)

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь».

Суждение.

Умозаключение.

  1. Модель и моделирование (7 ч)

Модель объекта. Модель отношения между понятиями.

Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.

  1. Информационное управление (9 ч)

Цели и основа управления. Управление собой и другими. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики выпускники должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником, и приемником информации;

знать:

  • что данные- это закодированная информация;

  • что тексты и изображения- это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;

  • как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);

  • осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;

  • называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);

  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);

  • запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

4 класс


п/п

Тема урока

Цели урока

Кол-во часов

Дата

Повторение

ЦОРы, оборудование

Д/з

по плану

факт

I. Повторение (7 ч)

1.

Человек и информация. ТБ и организация рабочего места

Вспомнить и повторить понятие информация. Повторить правила ТБ и работы в компьютерном классе



02.09, 05.09

 

Информация

Проектор.

§ 1, рт.

2.

Действия с информацией.

Повторить возможные действия с информацией.



09.09,12.09

 

Данные, действия с информацией: сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка..

Программа "Текстовый конструктор", "Конструктор чисел".

§ 2, рт.

3.

Объект и его свойства.

Повторить, что такое объект и назвать его свойства.



16.09,19.09

 

Объект, отличительные свойства объекта.

Проектор.

§ 3, рт.

4.

Отношения между объектами.

Повторить какие отношения могут быть между объектами.



23.09,26.09

 

Отношение, описание отношений.

Схема

§ 4, рт.

5.

Компьютер.

Вспомнить и повторить, что такое компьютер.



30.09,03.10

 

Компьютер, его состав, программа.

Компьютер.

§ 5, рт.

6.

Повторение, компьютерный практикум.

обобщение и повторение пройденного



07.10,10.10

 

Информация, компьютер, объект.

Карточки с заданиями.

рт.

7.

Контрольная работа № 1 по теме «Повторение"

Контроль качества знаний.

1 ч

14.10,17.10

 

Информация, компьютер, объект.

тексты к/р

 

II. Понятие, суждение, умозаключение (9 ч)

8.

Понятие.

Объяснить термин понятие, ознакомить с содержанием понятия.



21.10,24.10

 

Объект, образ.

Схема

§ 6, рт.

9.

Деление и обобщение понятий.

Объяснить действия с понятием деления и обобщения.



28.10,31.10

 

Понятие, компьютер.

Схема

§ 7, рт.

10.

Отношения между понятиями.

Рассмотреть определенные отношения между понятиями.



11.11,14.11

 

Деление понятия и обобщение.

Схема

§ 8, рт.

11.

Совместимые и несовместимые понятия.

Рассмотреть два вида отношений между понятиями: совместимые и несовместимые.



18.11,21.11

 

Отношения между понятиями.

Проектор

§ 9, рт.

12.

Понятия «истина» и «ложь».

Разъяснить суть понятий истина и ложь.



25.11,28.11

 

Совместимые и несовместимые понятиями. Истина, ложь.

Таблица

§ 10, рт.

13.

Суждение.

Ознакомить с понятием суждение, его видами.

1 ч

02.12,05.12

 

Истина, ложь.

Таблица

§ 11, рт.

14.

Умозаключение.

Ознакомить с понятием умозаключение, его видами.



09.12,12.12

 

Заключение, суждение.

Проектор

§ 12, рт.

15.

Повторение, компьютерный практикум.

Контроль качества знаний.

1 ч

16.12, 19.12

 

Понятие, суждение, умозаключение, истина, ложь.

Карточки с заданием.

рт.

16.

Контрольная работа № 2 по теме "Понятие, суждение, умозаключение"

Контроль качества знаний.



23.12, 26.12

 

Понятие, суждение, умозаключение, истина, ложь.

тексты к/р

 

III. Модель и моделирование (7 ч)

17.

Модель объекта.

Ознакомить с моделью объекта и видами.



13.01, 16.01

 

Модель.

Иллюстрации

§ 13, рт.

18.

Модель отношений между понятиями.

Рассмотреть текстовую и графическую модель отношений между понятиями



20.01,23.01

 

Модель объекта, цель моделирования.

Проектор.

§ 14, рт.

19.

Алгоритм.

Объяснить понятие алгоритм, ознакомить с условиями алгоритма



27.01,30.01

 

Текстовая и графическая модель отношений, алгоритм.

Таблица

§ 15, рт.

20.

Исполнитель алгоритма.

Определить исполнителя алгоритма, рассмотреть систему команд исполнителя.



03.02,06.02

 

Текстовый и графический алгоритмы, линейный и алгоритм с ветвлением.

Проектор

§ 17, рт.

21.

Компьютерная программа.

Рассказать о компьютерных программах и языках программирования.



10.02,13.02

 

Программа, алгоритм.

Проектор

§ 18, рт.

22.

Повторение, компьютерный практикум.

Контроль качества знаний.



17.02,20.02

 

Модель и моделирование.

Карточки с заданием.

рт.

23.

Контрольная работа № 3 по теме "Модель и моделирование"

Контроль качества знаний.



24.02,27.02

 

Модель и моделирование.

тексты к/р

 

IV. Информационное управление (11 ч)

24.

Управление собой и другими людьми.

Рассказать для чего нужно уметь управлять собой, и другими людьми.

1 ч

03.03,06.03

 

Управление.

Проектор

§ 20

25.

Управление неживыми объектами.

Рассказать о том, как происходит управление неживыми объектами.



10.03,13.03

 

Управление, управлять.

Схема

§ 21

26.

Схема управления.

Ознакомить со схемой управления собой.

1 ч

17.03,20.03

 

Информационное управление.

Схема

§ 22

27.

Управление компьютером.

Ознакомить со схемой управления компьютера.

1 ч

31.03,03.04

 

Управляющий объект, управляющее воздействие.

Компьютер.

§ 23

28.

Повторение, тестирование, игры и эстафеты.

Повторение ранее изученного материала.

1 ч

07.04,10.04

 

Понятие, суждение, умозаключение, модель и моделирование.

Варианты тестов.

рт.

29.

Работа со словарём, тестирование.

Контроль качества знаний.

1 ч

14.04,17.04

 

Понятие, суждение, умозаключение, модель и моделирование.

Тесты.

рт.

30.

Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум.

Повторение ранее изученного материала.

1 ч

21.04,24.04

 

Информационное управление.

Компьютер.

рт.

31.

Предварительная контрольная работа, работа над ошибками, игры и эстафеты.

Провести работу над ошибками.

1 ч

28.04,08.05

 

Информационное управление.

Карточки с заданием.

 

32.

Итоговая контрольная работа.

Контроль качества знаний.

1 ч

05.05,15.05

 

Понятие, суждение, умозаключение, модель и моделирование.

тексты к/р

 

33-34.

Обобщающее повторение

обобщение и повторение пройденного

2 ч

12.05, 19.05,22.05,29.05

 

 

 

 

ИТОГО: 34 часа


Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Тетрадь для контрольных работ. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Учебник «Информатика и ИКТ» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.


Для учителя:

  • Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2- 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Тетрадь для контрольных работ. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Учебник «Информатика и ИКТ» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Электронное пособие.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Икт. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф изучение предмета «Информатика и икт» предполагается в 8-9 классах, но с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета: «Информатика и икт»
Представленная рабочая программа предназначена для изучения курса «Информатика и икт» на профильном уровне в 10-11 классах
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа направлена на изучение предмета регионального компонента «Информатика (Информатика и икт)» в профилях, где изучение предмета...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»
Икт для уровня основного общего образования, опубликованной в Сборнике нормативных документов. Информатика и икт / сост. Э. Д. Днепров,...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по Информатика и икт (наименование учебного предмета,...
Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и икт» на базовом уровне...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета информатика и икт моу «Средняя...
Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и икт (Базовый уровень) от 2004 г
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа по информатике и икт (наименование учебного предмета \ курса)
...
Рабочая программа предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт в 9 классе составлена на основе...
Н. В. Макаровой 5-11 класс, спб.: Питер, 2007., с использованием рекомендаций инструктивно-методического письма моин челябинской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск