«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов





Скачать 109.24 Kb.
Название«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов
Дата публикации21.09.2014
Размер109.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Педагогический опыт

«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы»

учителя начальных классов

МБОУ «Ковылкинская средняя

общеобразовательная

школа №2»

Ермохиной Галины Алексеевны


г.Ковылкино

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

С.Я. Маршак (слайд 1)
Введение

Сегодня ученик становится субъектом образовательного процесса, то есть не столько пассивно получает знания, передаваемые учителем, сколько учится сам добывать знания и пользоваться ими в жизни. (cлайд 2)

I.Актуальность и перспективность опыта.

можно подтвердить требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом 2011года:

«Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества». (слайд 3)

Это значит, что главной задачей становится обучение и воспитание успешного выпускника, который умеет организовать свою жизнь, анализировать результаты деятельности и готов творить, то есть может быть:

(cлайд 4)

  • информированным специалистом,

  • способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности,

  • мог находить выходы из создавшихся ситуаций,

  • решать жизненные проблемы.

II.Ведущая педагогическая идея.

Из вышесказанного вытекает тема моего педагогического опыта: «Методы решения учебной проблемы на уроках в начальной школе» (cлайд5)

Цель педагогического опыта: (слайд 6)

  • учить детей самостоятельно добывать знания;

  • создавать мотивацию к дальнейшей успешной учебной деятельности;

  • развивать умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

III. Наличие теоретической базы опыта.

Педагогические основы (слайд 7) для достижения поставленных целей я нашла в разработанных исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и в методологии развивающего и проблемного обучения А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова.

И в установленных требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы, которые делятся на: (слайд8)

предметные - освоение школьниками специфическими предметными умениями,

метапредметные - освоение обучающимися универсальными учебными действиями,

личностные – это готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Этих результатов возможно добиться, реализуя проблемно-диалогическое обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.(слайд 9)

Особенности технологии проблемно-диалогического обучения (слайд 10) заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Эту технологию использую на этапе введения нового знания и его воспроизведения на уроке.

Методические основы. (слайд 11)

Что понимать под учебной проблемой?( слайд 12)

Учебная проблема, с одной стороны - это форма реализации принципа проблемности в обучении, с другой стороны, некоторая учебная задача, которую учащийся должен решить сам.

Решение учебной проблемы (слайд 13) даёт ученику возможность активно мыслить, отбрасывать неверные гипотезы и выбирать правильные, обоснованные. Это приводит к прочности и глубине знаний, к формированию умения самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Существует три вида решения учебной проблемы:(слайд 14)

Первый вид решения. Сюда относятся случаи решения таких задач,

относительно, которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.

Второй вид решения. Ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания одной из имеющихся схем.

Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется некоторый опыт, но опыт этот не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.
IV.Концептуальность педагогического опыта.

Методы и приёмы решения учебной проблемы. (слайд 15)

На этом этапе используются методы, которые, являются наиболее оптимальными в решении учебной проблемы. Это проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения. (слайд 16)

Сначала обозначается проблемная ситуация, затем аргументируется учащимся каждый шаг к решению проблемы.

Эвристическая беседа - это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся. (слайд 17)

Эвристическая беседа способствует непроизвольному формированию памяти и навыков анализа и преобразования понятий, а также желания общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

Самым высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является исследовательский метод решения учебной проблемы.(слайд 18) Его используют при организации практических занятиях, обобщающих уроках, когда учащиеся достаточно хорошо знают материал, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

Для решения учебной проблемы на уроках я применяю метод проблемного диалога. (слайд 19) Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. (Приложение 1) (слайд 20)

Приёмы, используемые для решения учебной проблемы: (слайд 21)

Для решения учебной проблемы на уроках я применяю следующие приёмы:

1.Игры-драматизации. (слайд 22)

Игры-драматизации формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка.

2.Групповая работа. (слайд 23)

При использовании метода групповой работы формируются навыки построения внутриколлективных отношений.

3.«Мозговой штурм». (слайд 24) Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга.

Позволяет получить максимальное количество новых идей за минимальное время. Запрещается критика, поощряется любая идея, даже шуточная.

4.Демонстрационно-тренировочный прием. (слайд 25)

Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.

5.Приём самооценивания. (слайд 26)

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на содержательную оценку.(слайд 27) Для этого использую карточки со знаками “+” и “-”. , смайлики. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей.

6.Приём «Знаю – Не знаю». (слайд 28)

Ответы детей записываются в таблицу: «Знаю - Не знаю»

Знаю – что уже дети знают по данной теме. Не знаю – что не знают и хотят узнать. (Приложение 2) (слайд 29)

7.Приём «Верно – Неверно».(слайд 30)

Во время чтения текста учителем, ученики отмечают в таблице – верные утверждения знаком +, неверные - знаком -. (Приложение 3) (слайд 31)

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

V.Оптимальность и эффективность технологии:

Оптимальность и эффективность применения методов решения учебной проблемы (слайд 33) имеет следующие преимущества:


  • повышение интереса к учебе;

  • обеспечение развивающего эффекта и мотивации в учении;

  • обеспечение атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

  • развитие речи, логического мышления;

  • развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам ( участие в конкурсах и предметных неделях)

  • повышение уровня обученности;

  • повышение организованности.

VI.Результативность педагогического опыта(слайд 32)

Показатели результативности: (слайд 34)уровень обученности класса составляет 100 % по всем предметам, качество обученности – от 60 % до 80%.У моих детей к концу 4 класса повысился интерес к учёбе. (слайд 35)

График качества обученности по предметам

2 – 4 класс (2011 – 2013 г)


Как видно из графика, что качество обученности заметно возрастает. По русскому языку увеличилось на 13%, по математике – на 10%, по окружающему миру – на 14%, по литературному чтению – на 19%. Это всё свидетельствует о том, что у моих учеников повысился интерес к учёбе.

Мои ученики ежегодно становятся победителями и призёрами школьных предметных олимпиад: (слайд 36)

год

фамилия, имя

предметы

место

2011 – 2 класс

Чекашкина Юля

Махмудова Альбина

Бычкова Женя

русский язык

русский язык

математика

1 место

3 место

2 место

2012 – 3 класс

Кузина Лера

Канайкина Таня

Бычкова Женя

Жевлаков Андрей

русский язык

русский язык

математика

математика

2 место

3 место

2 место

3 место

2013 – 4 класс

Кузина Лера

Махмудова Альбина

Бычкова Женя

Шульмин Андрей

русский язык

русский язык

математика

математика

2 место

3 место

2 место

3 место

Благодаря тому, что я использую различные методы решения учебной проблемы на уроках и во внеурочной деятельности , дети становятся активнее и с удовольствием участвуют в творческих конкурсах и имеют хорошие результаты. (слайд 37)

(слайд 38) Моя работа была замечена и я награждена грамотой Главы администрации Ковылкинского района за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения,

Благодарственное письмо главы РМ за личный вклад в проведение избирательной кампании по выборам Президента РФ.

Заключение (слайд 39)

(слайд 40) «Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления».

Реализация моей педагогической идеи позволяет мне не только хорошо учить детей, но и подготовить их к успешной жизни в этом быстроменяющемся и взаимозависимом мире. Помочь разбудить и развивать творческие способности у детей – это и есть моя основная цель в образовании.
VII. Наличие числа приложений.

Приложение 1

Приём «Проблемно-диалогическая технология»

Урок русского языка: 4 кл. « Мягкий знак после шипящих на конце сущ. Ж.р. - постановка проблемы


УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительых .


Приложение 2.

Приём «Знаю – Не знаю»

Урок «Окружающий мир»:

К приему «Знаю – Не знаю» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении темы «Мастера печатных дел» детьми была заполнена таблица.

Знаем

Не знаем

И.Гутенберг

Кто в России первым напечатал книгу?

Литеры(метал.буквы)

Когда это было?

Печатный станок

Какую первую книгу издали?

Кирилл и Мефодий (кириллица)




монах Нестор





Приложение3.

Приём «Верно – Неверно»

При выполнении мною приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов и проверить их понимание.

Утверждения

Верно/Неверно

А.С. Пушкин – великий русский писатель.




Первые сказки А.С. Пушкину читала его няня Арина

Родионовна




“Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.




Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер







Ермохина Галина Алексеевна


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconДля учителя начальных классов (копилка опыта)
Разработки Натальи Рубиной по использованию теории решения изобретательских задач в начальной школе
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов icon«Использование игровых форм обучения на уроках в начальной школе...
Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconУчителя начальных классов
Педагогический коллектив учителей начальной школы в 2011-2012 учебном году решал следующие учебные задачи
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconГоркун Ирины Владимировны, учителя начальных классов мбоу сош с....
Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез, что завершается нахождением решения, то есть открытием нового...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение предметной недели в начальных классах стало традицией в нашей школе. Впервые в этом учебном году проводилась «Неделя по...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconП лан проведения декады начальных классов в 2013-2014 учебном году
Круглый стол «Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности начальной школы. Особенности педагогической диагностики в начальной...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconМетодическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо...
Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
«Методы решения учебной проблемы на уроках начальной школы» учителя начальных классов iconИнтерактивные средства обучения на уроках младшей школы. Лихачева...
Работать с ид просто. Её использование даёт возможность творчески подходить к процессу обучения. И только от креативности учителя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск