Программа «Семь шагов»





Скачать 370.73 Kb.
НазваниеПрограмма «Семь шагов»
страница1/4
Дата публикации26.09.2014
Размер370.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4
6.1. Школа без табака, алкоголя и наркотиков

Программа «Семь шагов»
Программа профилактики табакокурения

Программы действий по профилактике табакокурения (или злоупотребления психотропными веществами) предполагают осуществление в школе различных мероприятий и разработку рекомендаций, затрагивающих учеников, персонал школы и родителей учеников. Данное руководство содержит идеи и рекомендации, необходимые для создания программы действий в рамках школы.

Программа профилактики табакокурения отражает желание школьного сообщества двигаться в направлении будущего, в котором не будет табачного дыма. Программа содержит различные правила, касающиеся табакокурения, и они являются обязательными для всех тех, кто учится и работает в школе. Помимо правил, программа включает меры поддержки данных правил и формы активной деятельности, а также включение профилактической работы в учебные программы. Программа в целом должна быть составлена таким образом, чтобы она учитывала права и потребности и курящих, и некурящих.

В данном руководстве вы найдете много информации о возможном содержании программы действий и о процессе ее составления, осуществления и оценки. Ее целью является помочь школе и предоставить новые идеи при создании школой собственных планов, рассчитанных на собственные потребности, имеющуюся ситуацию и ресурсы. С помощью программы профилактики табакокурения можно оказать разнообразное воздействие на школу и условия учебы и работы. Программа профилактики табакокурения имеет своей целью создание в школе условий, благоприятных для здоровья, путем уменьшения количества табачного дыма; прекращение курения в школе оказывает благоприятное воздействие на здоровье и школьного персонала, и учеников. Кроме того, снижается количество пропусков занятий, вызванных причинами, связанными с табакокурением. Это касается и тех, кто курит, и тех кто пассивно вдыхает табачный дым. Отказ от курения в школе приводит к снижению расходов на уборку и снижению рисков возникновения несчастных случаем и пожаров, связанных с курением.

Эффективность проводимых в школе и посвященных табакокурению профилактических уроков и других активных форм воздействия возрастет, если получаемая в ходе уроков информация будет находить поддержку и вне класса. Для подростков территория школы является тем местом, которое предлагает бесчисленное количество возможностей учиться новому. В школе учатся не только на уроках, но за пределами класса, на территории школы дети впитывают в себя множество разных влияний. Поэтому важно, чтобы о вредном воздействии табака и пользе отказа от курения не только говорилось в теории, но и в школе, и у школьников дома проводилась последовательная линия в отношении прекращения курения. Влияние на социальные нормы школы и ясная, постоянная и последовательная позиция окружающих подростка людей на запрет табака являются основными с точки зрения успеха профилактической работы.

Данное руководство основано на пятилетнем проекте ESFA (European Smoking Prevention Framework), который осуществлялся с 1997 года в Нидерландах, Испании, Великобритании, Португалии, Финляндии и Дании. В результате проекта для оказания школам помощи в разработке программы профилактики табакокурения было составлено руководство ”Towards a smoke free school. A step-by-step guide on how to create a smoke free school” (van der Goot 1998, Maastrich University. European Smoking prevention Framework Approach Contract nr 96/I.T./13), которое и было использовано при написании данного руководства. Целью является его функционирование в качества банка идей, и оно содержит большое количество подробных советов, хотя не имеется в виду, что всем им нужно обязательно следовать.

В следующей главе данного руководства речь идет о влиянии табакокурения на здоровье. В третьей главе представлены семь шагов, с помощью которых каждая школа может создать собственную программу действий. С точки зрения создания действенной программы может оказаться полезным то, что каждый из описанных в третьей главе шагов достижения школы без табачного дыма будет сделан на каком-либо уровне. В четвертой главе собраны различные возможные цели, на которые могут быть направлены школьные программы действий, что поможет каждой школе определиться с собственными целями. В пятой главе рассматриваются другие формы активной поддержки отказа от курения, а последняя глава посвящена способам участия школьников и их родителей в совместной работе и способам их мотивации.
Табакокурение

Люди учатся образу жизни в детстве и юности, и курение табака начинается обычно в раннем подростковом возрасте. Чем раньше начинается табакокурение и чем больше количество выкуриваемых сигарет, тем большее влияние оказывает табак на длительность жизни курящего. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курящего примерно на четыре минуты. Прежде чем привести к преждевременной смерти, табакокурение оказывает многообразное влияние на жизнь курящего человека. Среди причин смертности табак занимает второе место в мире. В настоящее время одна из десяти смертей связана с табакокурением. От курения умирает ежегодно около пяти миллионов человек. По прогнозам к 2020 году курение будет приводить ежегодно к смерти 10 миллионов человек.

Курение табака оказывает различное влияние на здоровье, самым известным фактом является то, что табак приводит к возникновение рака легких. Табакокурение усиливает сердцебиение, учащает дыхание и снижает температуру кожи. Длительное воздействие табака сказывается в основном на органах дыхания и сердечнососудистой системе. Табакокурение связано с увеличением риска раковых заболеваний. Кроме того, оно снижает иммунитет. Некоторые негативные последствия курения проявляются сразу, а другая их часть обнаруживается только через некоторое время. Из всех случаев возникновения рака легких в более, чем в 80 % можно проследить связь с табакокурением.

Содержащийся в табаке никотин вызывает сильную зависимость, которую можно сравнить с зависимостью от героина или кокаина. При прекращении курения возникает длящийся от нескольких дней до нескольких недель абстинентный синдром, симптомами которого являются, например, раздражительность, беспокойство, головная боль, проблемы со сном, трудности концентрации внимания, замедленное сердцебиение, повышенный аппетит и пристрастие к никотину. Зависимость часто бывает многообразной и влияет по-разному на жизнь человека. Прекратить курение бывает очень сложно.
Пассивное табакокурение

Табакокурение является пассивным, если человек вынужден вдыхать табачный дым, содержащийся в окружающем его воздухе. Табачный дым попадает в воздух в качестве т.н. побочного дыма в случае, когда курильщик сам не втягивает табачный дым в легкие, и в качестве т.н. основного дыма, выдыхаемого курильщиком.

При курение только незначительная часть табачного дыма попадает в легкие курильщика, большая его часть распространяется в окружающем воздухе, при этом посторонние люди вынуждены вдыхать этот дым.

Пассивное табакокурение является значительным риском для здоровья нерожденного плода. У детей, подверженных влиянию табачного дыма окружающей среды, чаще чем у взрослых, появляются проблемы с органами дыхания. Работа в табачном дыму ухудшает здоровье. Пассивное табакокурение вызывает, например, раздражение дыхательных путей, затрудненность дыхания, кашель, головную боль, тошноту и нарушения концентрации внимания. Табачный дым, имеющийся в окружающем воздухе, оказывает особенно вредное воздействие на людей, страдающих от заболеваний дыхательных путей, аллергий и сердечнососудистых заболеваний.
Семь шагов к школе без табачного дыма

С помощью представленных здесь семи шагов можно перейти от составления школьной программы действий по прекращению курения к ее осуществлению, и в результате к этапу ее оценки и поддержания. Возможно, не все этапы будут пройдены именно так, как это описано в данном руководстве, но при планировании действий и их осуществлении нужно в любом случае учитывать совокупную ситуацию в школе и имеющиеся у нее ресурсы.

Тщательная подготовка важна с точки зрения успешного прохождения процесса разработки программы. Внутри школы в качестве первого важного шага является то, что отказ от курения становится нормой. Это достигается с помощью постепенно осуществляемого процесса. В этом случае возможности достижения успеха более вероятны, чем тогда, когда внедряются поспешно разработанная и навязанная сверху программа и рекомендации. Конечный результат будет лучшим, если все стороны, которые затрагивает программа действий по отказу от курения, участвуют в ее разработке. Участие в этом всех заинтересованных лиц гарантирует их мотивацию и реальное участие в процессе.
Шаг 1: Развитие просвещения

Информированность о будущих и осуществляемых в настоящее время проектах важна и для всего сообщества, и особенно для школы. В сообществе и внутри школы нужно стремиться обсуждать вопросы, связанные с прекращением курения, чтобы утвердиться в готовности и желании придерживаться здорового образа жизни. Используя местные средства массовой информации можно обсудить, например, законодательство в сфере употребления алкоголя и табака и важность выполнения законов. Если у школы есть собственный печатный орган, в нем стоит публиковать материалы по данной теме (например, программа действий по прекращению курения и ее польза, закон о табакокурении и его осуществление на местах, пассивное табакокурение).

Для возникновения дискуссии внутри школы можно использовать различные методы, например, организовать обсуждение проблем на собраниях родителей и собраниях школьного персонала. Для возникновения дискуссии можно развесить в школе на стенах относящиеся к данной теме высказывания разных людей. Для школьников и школьного персонала можно дать возможность комментировать тексты на плакатах.

С точки зрения успешной реализации процесса существенно и важно, чтобы все вместе взяли на себя обязательство действовать, в том числе и на уровне руководства школы. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо хорошо знать мотивы предпринимаемых действий и ту пользу, которую они должны принести в будущем.
Шаг 2: Организация рабочей группы

Информация об организации рабочей группы по прекращению курения в школе доводится, например, до школьного персонала на собрании.

Для работы в рабочей группе приглашают волонтеров. Возможных добровольных участников рабочей группы можно поддержать и мотивировать, подчеркивая полезность их работы для школы.

В рабочей группе должны участвовать некурящие, курящие, а также бывшие курильщики, чтобы можно было гарантировать, что при планировании деятельности будут учтены мнения всех заинтересованных сторон. Было бы хорошо иметь в рабочей группе максимальное количество представителей различных профессий, представленных в школе, и, возможно, представителей сообщества, находящегося за пределами школы. В идеальной рабочей группе представлены основные навыки работы в сфере поддержания здорового образа жизни, то есть руководство, планирование, оценка, коммуникация, обучение, маркетинг, а также создание социальных сетей поддержки. Также учащимся стоит принять участие в этой работе. Нужно стремиться к тому, чтобы в рабочей группы были представлены все те, кто работает и учится в школе. Решения рабочей группы должны быть согласованы с руководством школы, поэтому важно участие представителей школьной администрации в рабочей группе. При планировании важно обращать внимание не только на профессиональные роли участников процесса; также важны мнения родителей, жителей муниципального образования, детей и волонтеров.
Определение деятельности рабочей группы

Цели: Определяют краткосрочные и долгосрочные цели деятельности (собственно основной целью является обеспечение для всех пространства без табачного дыма) и договариваются с руководством школы о сроках проведения мероприятий.

Организационные меры: Договариваются о личном трудовом вкладе каждого члена рабочей группы. Следует договориться о времени, которое будет потрачено на выполнение необходимой работы, о количестве встреч и времени их проведения, о разграничении ответственности, о длительности совместной работы и пр. Все члены рабочей группы должны быть заинтересованы в достижении цели и выполнять работу таким образом, какой предполагается поставленной целью.

Способы деятельности и роли участников: Внутри рабочей группы договариваются о ролях и распределении обязанностей, и выбирают председателя и секретаря. Следует договориться, например, о следующем:

Как часто стоит организовывать встречи?

Где встречаться?

Как работать?

Кто собирает группу?

Кто ведет протокол и записывает принимаемые решения?

Как рассказать другим о работе группы?

Информирование: О деятельности рабочей группы регулярно сообщают школьному персоналу, школьникам и их родителям. Каналы передачи информации должны быть постоянно открыты, чтобы те, кого затрагивает «процесс развития», знали, что могут при желании связаться с рабочей группой. На собраниях рабочей группы в протокол записываются все обсуждаемые вопросы и принимаемые решения, а также присутствовавшие участники рабочей группы, которые рассматривали вопросы / принимали решения.

Консультирование и участие школьников: Рабочая группа проводит совещания и консультации с учителями и другим персоналом школы по вопросам запланированных мероприятий и перемен. Об осуществлении такого консультирования договариваются в рабочей группе. Нужно проконсультировать и представителей учащихся.

Приобщение учащихся к деятельности, связанной с прекращением курения: Кроме того, нужно сообщать всем школьникам о продвижении процесса и дать возможность участвовать в деятельности и обсуждать вопросы, связанные с табакокурением и прекращением курения в школе.

Мониторинг: Мониторинг совместной работы помогает поддерживать и гарантировать мотивированность деятельности членов рабочей группы. Регулярная оценка деятельности может быть одной из тем, обсуждаемых на встречах рабочей группы. В качестве одного их инструментов стоит использовать описание процесса, то есть вести учет всей проделанной работы и, кроме того, описывать, как проходили те или иные этапы деятельности. С помощью описания процесса можно идентифицировать особые проблемы и проанализировать то, что удалось сделать.

Назначение координатора: Рабочая группа должна назначить координатора, который будет отвечать за обмен информацией между всеми участниками и за разработку плана действий по прекращению курения с помощью рабочей группы. Координатор не должен сам выполнять всю основную работу, он должен работать вместе с рабочей группой.

Участие школьников в деятельности рабочей группы: Для подростков табакокурение является одним из самых больших факторов риска для здоровья. Просвещение подростков, получение информации для формирования у учащихся знаний, установок и навыков антинаркотического поведения, предоставление возможности изучить различные точки зрения на проблему, а также формирование социальных навыков важны с точки зрения развития подростков.

Участие в деятельности рабочей группы дает подросткам хорошую возможность активно влиять на решение этих вопросов в школьном сообществе и задуматься над собственной позицией и знаниями. Участие в деятельности расширит знание учеников об осуществляемых в школе мерах. Информация, полученная в ходе официального участия, вызывает больше доверия, чем та, что получена из неофициальных источников, так как она может исказить цель деятельности рабочей группы.

Способами привлечения учащихся к деятельности рабочей группы могут быть, например, организация дискуссий, публикации мнений подростков в школьной или местной газете, а также различные задания, включенные в курс изучения школьных предметов.
Шаг 3: Изучение ситуации в школе

Координатор и рабочая группа дают оценку ситуации в школе, и на основе этой оценки принимается решение о целях и способах деятельности. В ходе оценки существующей в школе ситуации стоит определиться с «политикой по отношению к табакокурению», с тем, насколько распространено курение, а также с отношением к табакокурению и его профилактике. Изучение ситуации позволит выявить проблемные зоны. При оценке ситуации в школе важно выяснить, каковы потребности и желания всех сторон, и заинтересовать все эти стороны в профилактической работе.

Изучение ситуации можно провести, например, с помощью анкетирования или интервьюирования. Для школьников и школьного персонала можно также дать возможность отвечать в свободной форме (анонимно) на вопросы о необходимости проведения в школе профилактической работы. Кроме того, учащиеся могут сами провести подобное исследование в своих классах, предварительно спланировав и осуществив проведение опроса и обсуждение его результатов. Результаты исследования можно обсудить на уроках. Кроме того, можно войти в контакт со школами, которые уже осуществили программу по прекращению курения или занимаются этим в настоящее время для получения поддержки и советов. Во время изучения ситуации можно также использовать уже имеющуюся информацию о положении с табакокурением в школе или регионе. При проведении исследования важно подчеркнуть, что у каждого есть возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу и что в школе есть человек, ответственный за организацию консультирования. Результаты исследования используются при разработки целей школьной программы профилактики курения и способов достижения целей на ближайший период и долгосрочных целей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Семь шагов» iconСемь лучей бога на семь дней недели
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Программа «Семь шагов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русские народные сказки: Гуси-лебеди. Морозко. Два мороза. Снегурочка. Иван-царевич и серый волк. Сестрица Аленушка и братец Иванушка....
Программа «Семь шагов» iconПредставление цвета в компьютерных системах
Эти цвета уже не раскладывались на составляющие. Ньютон разбил весь спектр на семь участков, соответствующих ярко выраженным различным...
Программа «Семь шагов» iconПоложени е о городском конкурсе мультимедийных проектов Семь чудес Новоуральска
Настоящее Положение определяет условия организации и проведения конкурса мультимедийных проектов «Семь чудес Новоуральска» (далее...
Программа «Семь шагов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый признак равенства треугольников к тип Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности исследовательского типа...
Программа «Семь шагов» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Программа «Семь шагов» iconНеделя труда и профориентации «7 шагов к профессии»
Самарской области от 23. 08. 2013 № мо-16-03/537-ту с 23 по 29 сентября 2013 года в рамках проекта «Открытый урок» при поддержке...
Программа «Семь шагов» iconИсследовательская работа по теме «Семь чудес света»
Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем. Они описаны древними историками и путешественниками, в том числе и «отцом...
Программа «Семь шагов» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Программа «Семь шагов» iconИнструкция по Т. Б. на уроках физической культуры. Ходьба с изменениями длины и частоты шагов

Программа «Семь шагов» iconРабочая программа дисциплины «микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Программа «Семь шагов» iconПримерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Программа «Семь шагов» iconКандидатская диссертация: от первых шагов до защиты
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения
Программа «Семь шагов» icon«Семь чудес света»
Тип урока интегрированный (история и математика) с элементами дидактического театра
Программа «Семь шагов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Воспитание дошкольников средствами дополнительного образования (От первых шагов до школы)»
Программа «Семь шагов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимодействие пользователя с системой (не только компьютерной) состоит из семи шагов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск