Скачать 227.04 Kb.
|
МОУ Мирная средняя общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края Программа курса по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» Автор-составитель Морозова Ирина Александровна, учитель истории высшей квалификационной категории Мирный 2010 Пояснительная записка Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека. Кузнецов В.И. В рамках реализации РКПМО понятие «качество образования» претерпевает значительное трансформацию и означает изменение представлений субъектов образовательного процесса об условиях, процессах и результатах образования и раскрывается как достижение такого состояния образовательной системы, которая обеспечивает формирование способности обучающихся и выпускников образовательных учреждений всех типов, в том числе и сельских школ:
Неотъемлемой частью в достижении этого результата я вижу организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учебное исследование развивает интеллект, учит мыслить, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для юного начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Программа курса по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» на 2009-2010 учебный год является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – краткосрочной, рассчитанной на 1 год, 30 часов, рассчитана на учащихся основной школы (5-9 класс). Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-ориентационного выбора, личностного развития, ценностных установок. В связи с этим главная цель курса по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» заключается в следующем: приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Программа курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» предназначена для обучающихся в основной школе (5-9 классы), интересующихся историей, краеведением и исследовательской деятельностью. Направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способности осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение. Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов при обучении в старших классах, вузах, колледжах, техникумах. Программа данного курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: – приобретение не только исторических знаний, но и знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; – овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; – освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная учебно-исследовательская и проектная деятельность и проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном, архивном, музейном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка (5 – 9 класс) выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах (создание минигрупп). При этом необходимо оставить возможность выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и районного, краевого и регионального уровней (олимпиады, конкурсы, конференции). Содержание программы курса объединено в 3 тематических блока:
Все образовательные блоки предусматривают не только теоретические знания, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по созданию учебно-исследовательских работ и проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены контрольные занятия-дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого образовательного блока. В результате работы по программе учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебными продуктами могут выступить отчеты о проекте, презентация исследовательской работы, публичная защита проекта. Содержание учебных тем 1. Введение (2 ч). Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: 1. Определение рабочих микрогрупп, индивидуальных исследователей. 2. Разработка замысла учебно-исследовательской работы, проекта по истории краеведению, МХК, праву, обществознанию. Формы контроля: устная презентация замысла проекта. 2. Структура учебно-исследовательской деятельности (5 ч).
Формы контроля: защита плана исследовательской работы, проекта. Оборудование: памятки для учащихся, блокнот для учащихся по планированию работы. 3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (13 ч). Поиск информации (8 ч).
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта или учебно-исследовательской работы. Оборудование: блокнот для учащихся, компьютеры, подключение к Интернет. Организация и проведение эксперимента (5 ч).
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка, ПК 4. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (7 ч).
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций, научно-практическая конференция учащихся. Оборудование: компьютеры, проектор Учебно-тематический план
Дидактические условия реализации программы Занятия по изучению курса по выбору «Основы учебно-исследовательской деятельности» проводится в кабинете истории, используется оборудование: компьютер, подключенный к Интернет, сканер, проектор. Имеются энциклопедии, справочная литература, настенные карты, атласы, разработаны памятки для учащихся, блокноты для планирования работы. Литература для учащихся.
Литература для преподавателя.
Памятка для учащихся Этапы организации исследовательской работы учащихся
Памятка для учащихся Оформление исследовательской работы Требования к оформлению исследовательской работы 1.Текст печатается на стандартных листах формата А-4 с одной стороны через 1,5 - 2 интервала; слева оставляется поле в 3 см, справа –в 1см; сверху и снизу по 2 см; размер шрифта – 12-14, Times New Roman, обычный. Если сноска оформляется на той же странице, то через интервал более мелким шрифтом. 2.Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, цифру номера страницы ставят сверху по центру; на титульном листе номер страницы не ставится. 3.Каждый новый раздел – с новой страницы. Расстояние между названием раздела, заголовками глав или параграфом и последующим текстом равен трём интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Библиографическое описание
Маркуша А.М. Мозаика для делового человека. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 224 с. 2. Описание книги, написанной 2-3 авторами Граник Г.Г. Как учить школьников работать с учебником/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
Ильенков Э. Школа должна учить мыслить//Наука и жизнь. – 1984. - №8. – С. 14-20. 4. Описание многотомного издания Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / Гл. ред. К.С. Горбачевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1993. – Т.4.- 576 с.
Краткий отчёт «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся», http: // www. centeroko.ru. Памятка для учащихся Подготовка к защите исследовательской работы Составление выступления 1.О чём говорить? (Что же конкретное и важное я скажу? О чём совершенно необходимо сказать?) 2.Сколько говорить?( обычно 6-8 минут) 3. Как говорить? (Отработка навыков устной речи во время выступления: тембр, темп, паузы, акценты) 4. Подготовиться к возможным вопросам Памятка для учащихся Оформление мультимедийных презентаций
Памятка для учащихся Поиск информации в Интернет 1. Прежде чем начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию, записать ее на листок бумаги и положить его перед собой, это поможет «не сбиться с курса». 2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени. В этом поможет будильник или таймер. 3. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо: - подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, - составить список используемых поисковых систем и каталогов, - составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме, - подобрать информацию по данной теме, - предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме. 4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их. 5. Лучше изучать интересующий документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети. Помните! 1. Обратите внимание на то, что, не вся информация направлена на рекламу и продажу тех или иных продуктов. Также часть информации может быть заведомо ложной, негативной, доверять в сети можно не всем. Для того чтобы избежать манипулированием сознанием, необходимо критически оценивать смысл информационных сообщений. 2. Для того чтобы самостоятельно сформулировать то, что хотел преподнести нам автор конкретного сайта, подберите дополнительную информацию из трех источников для иллюстрирования материала, представленного на нем. 3. Для того чтобы использовать информацию с конкретного сайта, продумайте, вся ли информация, представленная на нем может быть использована для цитирования, реферирования. Опишите в общих чертах смысл данных информационных сообщений. 4. Для того чтобы научиться систематизировать предложенную информацию по заданным признакам, вспомните, какие сайты вы посещали на этой неделе? Назовите три самых лучших. Выбор обоснуйте. 6. Для того, чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей вас теме, но представленной на разных сайтах, используйте для анализа данной темы учебники, книги для чтения, художественные произведения. Памятка для учащихся План работы над проектом в микрогруппе, команде
2. Распределение обязанностей в команде.
|
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | Программа курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности... Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:... | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,... | Тематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности | ||
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Журнала, издания Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Тема Модуль Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Магистрам об аспирантуре в лэти Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Учебно-методический комплекс по уд основы учебно-исследовательской деятельности студентов Составитель: Поливара Т. О., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Город Верхний Тагил тема заседания Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
1 Акт Компания ххх. Медиа центр Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Министрліктерге, ведомстволарғы және қарамағындағы ұйымдарға Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Учебные пособия жизни. Научно-литературное издание Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. N 2 Положение Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... |