Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»
(ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава)
Проректор по учебной работе
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
проф. Никулина С. Ю.
«_____» _____________2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по СД в семейной медицине (заочная форма обучения)
для специальности 060109 Сестринское дело факультет ВСО
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
кафедра Сестринское дело
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ курс 4
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ семестр 7-8
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ лекции 10 (час.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экзамен нет в учебном плане
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(семестр) Практические
занятия 22 (час.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зачёт 8
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(семестры)
Лабораторные занятия нет в учебном плане (час.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего часов 90
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа 58 (час.) 2007 год
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего проф.образования по специальности 040600 «Сестринское дело», квалификация менеджер (Москва, 2000), программы по сестринскому делу в семейной медицине для факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов по специальности 040600 «Сестринское дело», утвержденной Департаментом научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений МЗ России (Москва, 1999), с учётом стандарта КрасГМА по составлению учебно-методического комплекса дисциплин, СТА 4.2 01-07, Красноярск 2007. Индекс ОПД. Ф. 07______________________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1)
«_1_» ____09__________ 2007 год Заведующая кафедрой доц. Мудрова Л.А____________________ Согласовано: декан факультета доц. Пац Ю.С «__» _________ 2007 год Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол № ) «__» ______________ 2007 год Председатель методической комиссии по _ специальности_сестринское дело доц. Мудрова Л.А ___________________
Председатель ЦКМС проф. Самотёсов П.А _________
Автор: к.м.н., доцент кафедры сестринского дела Турчина Ж..Е
Рецензенты: 1.Ким Ю.О.- д.м.н., проф. заведующий кафедрой сестринского дела Новосибирского Государственного Университета. 2. Петрова М.М.- д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической терапии
и семейной медицины с курсом ПО КрасГМА.
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО 5
ДИСЦИПЛИНЕ " СД в СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ". 5
5. Содержание учебной программы дисциплины 8
«СД в семейной медицине » 8
5.1. Перечень и тематический план лекций дисциплины 13
« СД В семейной медицине » 13
5.2. Перечень и тематический план практических занятий 16
дисциплины « СД в семейной медицине » 16
5.2. Тематический план и карта самостоятельной работы 21
обучающихся по дисциплине «СД В семейной медицине» 21
6.Учебно-методическое обеспечение 24
учебной программы дисциплины «СД В семейной медицине » 24
(методы и средства обучения) 24
6.1. КАРТА МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ 26
дисциплины «СД В семейной медицине » 26
6.2. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ТЕХНИЧЕСКИЕ 28
И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 28
6.3. Карта обеспечения учебно-методической литературы 30
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ " СД в СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ". Семейная медицина - эта особая академическая дисциплина, которая обеспечивает первичную, непрерывную и всестороннюю помощь населению. Это единственная область медицины, которая заботится не только о пациенте, но и о его семье и рассматривается в единстве с точки зрения влияния на здоровье. Главная задача и направление работы семейного врача и семейной медицинской сестры - первичная медико-санитарная помощь населению
Проводимая реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан и переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) вносят значительные изменения в профессиональную подготовку медицинских кадров. Это требует подготовки медицинской сестры, ориентированной на сохранение здоровья, профилактику болезней, качественную и эффективную медицинскую помощь больным, владеющей современными методиками реабилитации и паллиативной помощи, обучающими навыками, умениями привлечь пациента и его семью к процессу ухода. Учитывая также основные составляющие национального проекта « Здоровье» - укрепление ПМСП , профилактическая работа и др. требования к знаниям и умениям семейной медсестры требуют достаточно высокой подготовки.
Значимость дисциплины « СД в семейной медицине» заключается в расширенной подготовке медицинской сестры в теоретических и практических вопросах. Тематический план лекций и практических занятий включает вопросы с различных дисциплин терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии. Семейная медицина, как наука интегрирована с различными теоретическими и клиническими дисциплинами.
Региональный компонент характеризуется увеличением доли пациентов пожилого и старческого возраста в Красноярском крае, а также увеличением заболеваемости по следующим нозологиям (туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания ) , что требует подготовки квалифицированных кадров в сестринском деле.
В связи с вышеизложенным цикл «Сестринское дело в семейной медицине » для студентов ФВСО является актуальным.
Дисциплина СД в семейной медицине включает 32 ч. аудиторных занятий(10 ч. лекции и 22 ч. практических занятий, 58 ч. самостоятельной работы), занятия проводятся на базе МСЧ № 96 и посещение клиник семейной медицины.
Результаты обучения:
В результате изучения дисциплины "Сестринское дело в семейной медицине" выпускник ФВСО должен:
знать:
- цели и задачи реформирования организации первичной медико-санитарной помощи здравоохранения РФ по принципу врача общей практики (семейного врача);
- законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность врача общей практики (семейного врача) и медицинской сестры общей практики;
- учетно-отчетную документацию общей врачебной практики (семейной медицины);
- особенности профессиональной деятельности медицинской сестры общей практики при различных формах организации работы общей врачебной практики (семейной медицины).
уметь:
- использовать требования законодательных актов РФ и нормативных документов, регламентирующих работу общей врачебной (семейной) практики, при организации ее работы;
- организовать совместную работу врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер общей практики (семейных медсестер);
составить программу медицинской, психологической и профессиональной реабилитации пациентов общей врачебной (семейной) практики;
- проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия среди населения, обслуживаемого по территориальному и производственному принципам;
- проводить комплексную оценку семьи в различные периоды ее развития;
- проводить по назначению врача общей практики (семейного врача) оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия в пределах своей компетенции.
быть ознакомлен:
- с новейшими достижениями в области организации оказания первичной медико-санитарной помощи службой общей врачебной (семейной) практики в России и за рубежом;
- с методикой научных исследований в области организации работы общих врачебных (семейных) практик. Контроль и учёт результатов усвоения материала осуществляется путем:
устного (безмашинного) опроса
клинического разбора больных
письменного (тестированного) контроля
решения клинических ситуационных задач
По окончании цикла студенты сдают зачёт.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Целью обучения студентов факультета высшего сестринского образования на цикле «Сестринское дело в семейной медицине» является получение полного объема систематизированных теоретических знаний и практических навыков по всем разделам программы, необходимых для работы в должности медицинской сестры (главной, старшей), а также менеджера в подразделениях общей врачебной практики.
Задачи обучения:
Изучить цели, задачи реформирования первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по принципу общей врачебной практики (семейной медицины); законодательные акты, нормативные документы, учётно-отчётную документацию в работе семейной медицины.
Изучить особенности профессиональной деятельности семейной медсестры при различных формах организации работы.
Изучить основные направления работы семейной медсестры в реализации национального проекта « Здоровье».
Научить методологии построения сестринского диагноза, составлению индивидуального плана ухода и наблюдения за больными различного возраста, умению оценить эффективность терапии.
Отработать навыки доврачебной неотложной помощи и тактику медицинской сестры при развитии состояний, угрожающих жизни.
Научить студентов проводить обучение пациентов, родителей, родственников приёмам само и взаимопомощи с учётом настоящих и потенциальных проблем.
4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН изучения
дисциплины « СД в СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ» В ЧАСАХ.
№ раздела
| Наименование разделов и их содержание
| Общая трудоёмкость
| Всего часов аудиторных
| Количество аудиторных часов
| Внеаудиторная
| лекционных
| практических
| семинаров
| (самос-тоят.)
работа
| 1
| 2.
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| Реформа по переходу к организации первичной медико-санитарной помощи
(ПМСМ) по принципу общей врачебной практики (семейной медицины), организационно-правовая основа, использование информационных технологий и оргтехники в семейной медицине.
| 8
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2.
| Социальные и психологические аспекты работы медицинской сестры с семьёй.
| 5
| -
| -
| -
| -
| 5
| 3.
| Клинические аспекты деятельности семейной медсестры.
| 19
| 6
| 2
| 4
| -
| 13
| 4.
| Профилактические аспекты деятельности семейной медсестры .
| 10
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 5.
| Сестринский процесс в работе семейной медсестры. Документирование сестринского процесса.
| 16
| 6
| 2
| 4
| -
| 10
| 6.
| Работа семейной медсестры в амбулаторно-поликлинических условиях. Работа семейной медсестры на дому.
| 15
| 7
| 1
| 6
| -
| 8
| 7.
| Работа семейной медсестры с детьми.
| 6
| 2
| -
| 2
| -
| 4
| 8.
| Работа семейной медсестры по производственному принципу.
| 5
| -
| -
| -
| -
| 5
| 9.
| Региональная специфика семейной медицины.
| 6
| 1
| 1
| -
| -
| 5
| 10.
| ИТОГО:
| 90
| 32
| 10
| 22
| -
| 58
| |