Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография»





Скачать 231.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография»
Дата публикации24.10.2014
Размер231.73 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\скан\полев_геоин_тех_вдз.jpg

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

института математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра картографии и геоинформационных систем

Пупырев М.А.
полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020500.62 «География и картография» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Пупырев М.А. Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500 «География и картография» очной формы обучения. Тюмень, 2011г., 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В.


© Тюменский государственный университет, 2011.

© Пупырев М.А., 2011.


1. Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч. – лекций, 18 ч. – лабораторных занятий, 14 ч. – самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» и разработан в соответствии:

- требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки направления;

- учебному плану направления «География и картография»

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании» является базовой в общей профессиональной подготовке направления в области географии и картографии. Понимание общих положений, владение навыками технологий обработки и интерпретации данных аэрокосмического зондирования необходимо будущим специалистам для выполнения комплекса картосоставительских и научно-исследовательских работ по разработке и актуализации топографических и тематических карт, формированию картографических баз данных и специализированных геоинформационных продуктов, решению прикладных географических и экологических задач. Дисциплина дает фундаментальные знания и умения по геометрически и географически корректной интерпретации данных аэрокосмического зондирования. Курс является одним из ведущих в подготовке картографов в современных условиях.

Для освоения материала дисциплины необходимы знания основ географии, физики и математики, топографии, владение информационными технологиями.

Освоение дисциплины «Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании» необходимо в качестве предшествующих для всех дисциплин, оперирующих данными дистанционного зондирования Земли, курсов географического картографирования, а также для прохождения учебных и производственных практик.

Требование к уровню освоения содержания

Освоение дисциплины «Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании» необходимо в качестве дисциплины, изучение которой требуется после изучения основных географических дисциплин, так как подразумевает наличие умения у студентов работами с картами, умение их читать и оперировать пространственно распределённой информацией, как эколого-географического, так и экономико-географического направления.
Цель курса

Цель дисциплины «Полевые геоинформационные технологии в дистанционном зондировании», как одного из основных курсов в системе подготовки по направлению «География и картография», состоит в том, чтобы дать общие и специальные знания о дешифрировании и обработке аэрокосмических снимков Земли, возможностях применения их для решения прикладных географических задач, выработать методические и практические навыки камеральной обработки космических снимков и аэрофотоснимков.

Задачи дисциплины:

  • познакомить с теорией и технологией применения аэрокосмических снимков для получения тематической информации о состоянии и изменениях географических объектов и картографирования, с основными свойствами аэрокосмических снимков и факторами, их определяющими;

  • сформировать представление о существующих методических приемах дешифрирования и оценки надежности результатов, обучить навыкам распознавания на снимках объектов земной поверхности;

  • научить конкретным практическим приемам дешифрирования изображений при решении прикладных географических задач;

  • познакомить студентов с программными комплексами по автоматическому дешифрированию данных дистанционного зондирования;

  • научить студентов использовать аэрокосмические снимки для создания и обновления топографических и тематических карт.

Перечень необходимых навыков, приобретенных студентами при усвоении дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • дешифровочные признаки объектов земной поверхности;

  • факторы, влияющие на надежность и достоверность дешифрирования;

  • параметры аэросъемки, влияющие на результаты дешифрирования;

  • сущность и особенности индикационного дешифрирования;

  • эталонирование объектов ландшафтов и виды эталонов;

Уметь:

  • создавать цифровые модели местности и использовать их для создания и обновления топографических и тематических карт;

  • выбирать наиболее подходящие съемочные материалы, распознавать на снимках географические объекты по их дешифровочным признакам, оценивать надежность результатов дешифрирования;

  • взаимодействовать с организациями – поставщиками космических снимков по их заказу и получению; уметь найти и получить необходимые снимки через Интернет.

Владеть:

  • навыками аналитической обработки материалов дистанционного зондирования и стереофотограмметрических измерений;

  • методическими приемами визуального и компьютерного дешифрирования снимков;

  • методами оценки пригодности снимков для решения конкретных проектных задач.

3. Тематический план

Таблица 1.

N

п/п

Раздел

дисциплины

Лекции

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Форма контроля

Итого количество баллов




Модуль 1
















1.

Введение.

2

-

1

Опрос

0 - 2

2.

Факторы, влияющие на дешифровочные свойства космоснимков.

6

6

6

Лабораторная работа

0 - 8




Всего

8

6

7




0 - 10




Модуль 2
















3.

Дешифровочные признаки.

6

8

7

Лабораторная работа

0 - 20

4.

Виды и методы дешифрирования в полевых условиях.

4

6

5

Лабораторная работа

0 - 20




Всего

10

14

12




0 - 40




Модуль 3
















5.

Генерализация при дешифрировании.

6

6

6

Лабораторная работа

0 - 15

6.

Автоматизация процесса дешифрирования.

6

6

6

Лабораторная работа

0 - 25

7.

Надежность результатов дешифрирования.

6

4

7

Контрольная работа

Лабораторная работа

0 - 10




Всего

18

16

19




0 - 50




Итого

36

36

38

зачет

0 -100


3. Структура и содержание дисциплины
Модуль 1.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Термины и определения, цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами картографического профиля, краткий исторический обзор.

2. Факторы, влияющие на дешифровочные свойства космоснимков.

Оптические характеристики объектов земной поверхности: коэффициент яркости, яркостный контраст, интервал яркости. Особенности фотографического воспроизведения объектов местности. Фотографические и геометрические параметры аэрофотосъемки, влияющие на результаты дешифрирования. Выбор оптимальных параметров и сроков аэрофотосъемки.
Модуль 2.

3. Дешифровочные признаки.

Изобразительные и информационные свойства снимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки. Индикаторы внутреннего строения ландшафта. Корреляционные связи между объектами местности. Дешифровочные эталоны.
4. Виды и методы дешифрирования в полевых условиях.

Топографическое, тематическое и полевое дешифрирование. Методы выполнения топографического дешифрирования: сплошное полевое и сплошное камеральное дешифрирование, маршрутное полевое дешифрирование с последующим камеральным, камеральное дешифрирование с последующей полевой доработкой, аэровизуальное дешифрирование. Приборы, применяемые при дешифрировании. Особенности тематического дешифрирования. Основные виды тематического дешифрирования: геологическое, сельскохозяйственное, лесохозяйственное, гидрологическое.
Модуль 3.

5. Генерализация при дешифрировании.

Определение количественных характеристик объектов. Материалы картографического значения, используемые при дешифрировании. Установление географических названий. Особенности дешифрирования различных объектов местности.
6. Автоматизация процесса дешифрирования.

Компьютерные методы дешифрирования: яркостные преобразования, определение индексов, компьютерная классификация. Приемы дешифрирования разновременных снимков. Автоматическое дешифрирование и векторизация в современных программных комплексах и векторизаторах.

7. Надежность результатов дешифрирования.

Особенности фотографического воспроизведения объектов местности. Фотографические и геометрические параметры аэрофотосъемки, влияющие на результаты дешифрирования. Выбор оптимальных параметров и сроков аэрофотосъемки.

4. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: Факторы, влияющие на дешифровочные свойства космоснимков.

Задание 1. Вычислить базис фотографирования "В" и высоту фотографирования "Н", которые относятся к геометрическим параметрам аэрофотосъёмки, влияющим на результаты дешифрирования. Формат аэрофотоснимков равен lx х ly = 13 х 18 см. Остальные исходные данные приведены для каждого варианта в таблице.

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Данные

m

14000

12000

18000

7500

25000

5000

18000

10000

4500

25000

fк, мм

100

70

140

210

100

350

70

350

210

140

Р %

65

60

63

64

68

66

70

62

67

69



Задание 2. Объяснить, каким образом высота фотографирования и базис фотографирования оказывают влияние на результаты дешифрирования.

Для вычисления использовать формулы, известные из курса фотограмметрии:

1. Н = fк * m, где

fк – фокусное расстояние съемочной камеры,

m – знаменатель масштаба аэрофотосъемки;

2. b = * (100 – Р %),

B = b*m,

где b – базис фотографирования в масштабе аэрофотосъемки,

Р % - продольное перекрытие.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ТеМА: Дешифровочные признаки
ЗАДАНИЕ 1. Изучение дешифровочных признаков объектов на аэро- и космических снимках.

Задание 2. Определение количественных характеристик объектов по аэроснимкам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

ТЕМА: Виды и методы дешифрирования
ЗАДАНИЕ 1 Дешифрирование функциональных зон городской территории по космическим снимкам сверхвысокого пространственного разрешения.

Обработка изображений проведена с использованием программного продукта ENVI 4.3. Исходные материалы представляют собой комплекты панхроматических и мультиспектральных изображений с  пространственным   разрешением  1 и 4 м соответственно. Исходные  снимки  с использованием технологии паншарпенинга (pan-sharpening) приведены к  пространственному   разрешению  1 м. Динамический диапазон изображений составляет 11 бит, размерность спектрального пространства  снимков  равна четырем (голубой, зеленый, красный и инфракрасный диапазоны съемки).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

ТЕМА: Генерализация при дешифрировании.
ЗАДАНИЕ. Определить длину, ширину и высоту постройки по измерениям, выполненным на аэрофотоснимках. Исходные данные для каждого варианта приведены в таблице.


№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Данные

m

10000

25000

50000

10000

50000

5000

10000

25000

50000

10000

fк, мм

100

100

100

140

140

140

70

70

70

210

δl, мм

-0,07

-0,06

-0,03

-0,07

-0,06

-0,03

-0,07

-0,06

-0,03

-0,07

Результаты измерений, мм

Длина

7,7

3,9

2,1

7,5

3,7

1,9

7,8

3,8

2,0

7,0

Ширина

2,5

1,3

0,6

2,0

0,6

0,3

2,2

1,0

0,5

1,8

Δp

1,5

1,0

0,7

1,4

0,8

0,7

1,8

1,2

0,9

1,7

b


60

60

60

64

64

64

66

66

66

62


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА: Автоматизация процесса дешифрирования.
Задание 1. Применяя компьютерные методы дешифрирования: яркостные преобразования, определение индексов, компьютерная классификация, провести исследования  снимков   сверхвысокого   разрешения.

Задание 2. Автоматизированное  дешифрирование  растительности и объектов гидрографии, анализ различных методов классификации с обучением, заложенных в ENVI (параллелепипедов, евклидова расстояния, расстояния Махаланобиса, максимального правдоподобия, спектрального угла) для этой задачи.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 ТЕМА: Надежность результатов дешифрирования.
ЗАДАНИЕ. На аэрофотоснимке 1:м = 1:5000 выполнить дешифрирование топографических объектов, указанных в таблице для каждого варианта. Результаты дешифрирования вычертить на аэрофотоснимке условными знаками. Объяснить, какие дешифровочные признаки использованы для опознавания объектов. Для выполнения работы потребуются условные знаки масштаба 1:5000.


№ варианта

Топографические объекты

№ варианта

Топографические объекты

1

Жилые строения

6

Нежилые строения

2

Древесная растительность

7

Декоративные посадки

3

а) Луговая растительность

б) Огороды

8

а) Башни водонапорные и силосные

б) Сады

4

Административные и производственные строения

9

а) Строящиеся здания

б) Сараи

5

Улицы с покрытием и без покрытия

10

а) Пруд и плотина

б) Высокотравье


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Дешифрирование антропогенных комплексов, по снимкам Quickbird, WorldView-1, WorldView-2, GeoEye-1.

2. Автоматическое и полуавтоматическое дешифрирование данных дистанционного зондирования в современных программных продуктах.


3. Дешифрирование классов бонитета и типов леса по цветным и черно-белым аэрофотоснимкам.

6.ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. История развития съемки Земли из космоса.

2. Развитие космической фотографической съемки

3. Сканерная съемка. Технология получения и особенности обработки изображений.

4. Специфика ПЗС-съемки. История развития и особенности изображений.

5. Спектральные характеристики компонентов природной среды (по выбору). Особенности дешифрирования.

6. Дешифрирование антропогенных объектов по данным дистанционного зондирования.

7. Индикационное дешифрирование и его применение при изучении природных и антропогенных объектов.

8. Роль аэрокосмических снимков в комплексных исследованиях природной среды и социально-экономической сферы.

9. Роль аэрокосмических снимков в геоэкологических исследованиях.

10. Дистанционные исследования динамики атмосферы.

11. Дистанционные исследования динамики вод океанов.

12. Исследования динамики дельт рек по космическим снимкам.

13. Дистанционные исследования изменений ледового покрова Земли.

14. Исследование динамики процессов рельефообразования по космическим снимкам.

15. Исследование и картографирование динамики лесов по космическим снимкам.

16. Аэрокосмические исследования динамики использования земель.

17. Синтезированные космические фотоизображения и фотокарты.

18. Сочетание свойств карты и космического фотоснимка при создании и использовании космических фотокарт.

7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Факторы, влияющие на дешифрируемость аэрокосмических снимков

2. Влияние условий съемки на дешифровочные свойства снимков

3. Спектральная отражательная способность природных объектов

4. Спектральная яркость растительности

5. Спектральная яркость почв

6. Спектральные свойства водных объектов

7. Пространственная отражательная способность природных объектов

8. Влияние сезонной изменчивости объектов земной поверхности дешифрируемость снимков

9. Прямые дешифровочные признаки

10. Геометрические дешифровочные признаки (форма, размер, тень)

11. Структурные дешифровочные признаки (текстура, структура, рисунок)

12.Яркостные дешифровочные признаки (фототон, яркость, цвет, спектральный образ)

13. Косвенные дешифровочные признаки. Индикаторы объектов, их свойств и движения

14. Индикационное дешифрирование

15. Классификация аэрокосмических снимков по способу их получения

16. Классификация аэрокосмических снимков по спектру регистрируемого излучения

17. Свойства радиолокационных снимков

18. Свойства тепловых инфракрасных снимков

19. Технологическая схема процесса дешифрирования

20. Полевое дешифрирование

21. Камеральное дешифрирование

22. Яркостные преобразования цифровых снимков. Синтез цветного изображения

23. Методы автоматизированного дешифрирования - кластеризация и классификация

24. Дешифрирование разновременных снимков

25. Надежность результатов дешифрирования
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Берлянт А. М. Теория геоизображений. - Москва: ГЕОС, 2006. - 262 с.

  2. Обиралов А. И., Лимонов А. Н., Гаврилова Л. А. Фотограмметрия и дистанционное зондирование: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 120301 "Землеустройство", 120302 "Зем. кадастр", 120303 "Город. кадастр"; Междунар. ассоциация "Агрообразование". - Москва: КолосС, 2006. - 334 с.;

8.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Брюханов А.В., Господинов Г.В., Книжников Ю.Ф. Аэрокосмические методы в географических исследованиях. М.: МГУ, 1982

  2. Геоинформатика / Под ред. В.С. Тикунова. Учеб. для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 173 с.

  3. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях. // Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Краснощеков А.Н.. М.: Академический проект 2005. 373 с .

  4. Пьянков С. В. Использование геоинформационных систем и технологий при решении пространственных задач. Пермь : Изд-во ПГУ, 2007. 164 с.

  5. Раклов В.П. Картография и ГИС: - М.: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ; Киров: Константа, 2011.-214 с.

  6. Справочник потребителя спутниковой информации/ Федер. служба России по гидрометеор. и мониторингу окр. среды, НИЦ космической гидрометеор. "Планета"; ред. В. В. Асмус, О. Е. Милехин. - Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 2005. - 114 с.

  7. Трифонова Т. А., Мищенко Н. В., Краснощеков А. Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по эколог. спец. - Москва: Академический Проект, 2005. - 352 с.

  8. Лабутина И.А. Дешифрирование аэрокосмических снимков: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 184 с.

8.3 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Программе обеспечение

- PHOTOMOD, Ракурс. Лицензионный продукт для обработки аэрокосмических материалов и оформления результатов.

- ERDAS Imagine, ESRI. Лицензионный продукт для обработки аэрокосмических материалов и оформления результатов

- MultiSpec. Purdue Research Foundation, Ink. http://cobweb.ecn.purdue.edu/~biehl/MultiSpec/ свободно распространяемый программный пакет для обработки растровых изображений

- ILWIS (Integrated Land and Water Information System) http://52north.org/downloads/ilwis свободно распространяемый программный пакет для обработки растровых изображений и создания векторных карт

- Графические программы (CorelDraw, Adobe Illustrator и т.п.)

Интернет-ресурсы

- Каталог Геологической службы США (http://earthexplorer.usgs.gov),

- Каталог портал центров НАСА (https://wist.echo.nasa.gov/~wist/api/imswelcome/)

- Каталог Совзонда (http://www.sovzond.ru)

- Генеральный каталог российского Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) (http://sun.ntsomz.ru/data_new/)

- Геопортал GoogleEarth (http://www.googleearth.com)

- Геопортал Космоснимки (http://www.kosmosnimki,ru)
9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий.

  • Компьютерный класс с доступом в Интернет.

  • Учебная аудитория, оснащенная оборудованием для ведения компьютерных практикумов, включая работу в стереорежиме.

  • Компьютеры: ОЗУ не менее 1 Гб, объем жесткого диска от 100 Гб, экран монитора с минимальным размером 17" и разрешением от 1024x768.

  • Лицензионные программы и материалы на электронных носителях информации;

  • Комплект аэро- и космических снимков на территорию Российской Федерации и мира разного пространственного охвата и разрешения.



ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение.

собеседование

подготовка сообщений к докладу

1

1

0-2

2.

Факторы, влияющие на дешифровочные свойства космоснимков

исследовательская работа

решение примеров

2-4

2

06

Всего по модулю 1:

3

0-8

Модуль 2
















3.

Дешифровочные признаки

исследовательская работа

решение примеров

5

3

0-4

4.

Виды и методы дешифрирования в полевых условиях

реферат

подготовка сообщений к докладу

6-7

3

0-6

Всего по модулю 2:

6

0-10

Модуль 3
















5.

Генерализация при дешифрировании.

исследовательская работа

решение примеров

8-9

3

0-9

6.

Автоматизация процесса дешифрирования

расчётно-графическая

решение примеров

10-11

2

0-7

7.

Надежность результатов дешифрирования

исследовательская работа

подготовка сообщений

12-13

2

0-5

Всего по модулю 3:

7

0-21

ИТОГО:

14

0-39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из...
Новохатин В. В. Теория геоизображений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «География...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 92 часов. Из...
О. А. Столярова. Основы социальной информатики: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500....
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из...
Чубарева И. С. Фотограмметрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «Картография...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПрограмма курса рассчитана на 400 часов. Из них: 106 ч лекций, 106ч...
...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 80 часов. Из...
Новохатин В. В. Глобальные системы позиционирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500....
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из...
Артемова Н. П. Правовые основы картографического производства. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 80 часов. Из...
Пупырев М. А. Дистанционное зондирование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 80801. 65 «Прикладная...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 90 часов. Из...
Новохатин В. В. Топография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология» очной...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 120 часов. Из...
Новохатин В. В. Топография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020804. 65 Гео экология очной...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 70 часов. Из...
Сунцова Е. Н. История земельных отношений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 80801. 65...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconРабочая программа ♫ Тематика и планы семинарских занятий ♫
Элективный курс «История западноевропейской музыки» читается студентам-культурологам IV года обучения. Программа предусматривает...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура...
Курс по выбору «сша: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров....
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconВысшая школа экономики
Курс рассчитан на студентов 3 курса Факультета мировой экономики, читается в течение 1 и 2 модулей и складывается из лекций, семинарских...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПравительство Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Дисциплина читается студентам магистерской программы «Демография». Курс по выбору. Продолжительность курса 40 учебных часов, в том...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconПрограмма курса Пояснительная записка
Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд ч., из них 42 ч лекций, 20 ч семинаров, с р. 64 ч.), читается на 4 курсе...
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из них: 18 ч лекций, 18 ч лабораторных занятий, 14 ч самостоятельной работы. Читается курс студентам дневного обучения, обучающихся по направлению «География и картография» iconКурс читается студентам 2 года обучения в магистратуре по направлению...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск