Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История»





Скачать 318.67 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История»
страница1/3
Дата публикации19.10.2014
Размер318.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

учебно-методический комплекс дисциплины

ГСЭ.В.4.1. США: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА


Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности 050401.65 «История»

(общий профиль)

Форма обучения – очная

Квалификация – учитель истории

Утверждено

на заседании кафедры

истории факультета

истории и социальных наук

протокол № 4 от 28.12.2012 г.
Зав. кафедрой

_______________________________

(В.В. Кузь)

Автор:

Ильичева М.Б., к.и.н., доцент

Рецензенты:

Шитарева М.В. – старший преподаватель кафедры английского языка

Дипломатической академии МИД России (Москва)

Кузь В.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории МГГУ
Пояснительная записка
Курс по выбору «США: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров. Курс читается в 6 семестре и включает 34 часа аудиторных занятий и 20 часов самостоятельной работы студентов. Общая трудоемкость составляет 54 часа.

Курс относится к страноведческим. Страноведение рассматривается как учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и др. знаний о странах Северной Европы, изучение которых расширяет кругозор и профессиональную компетентность студентов гуманитарного профиля. Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов более полное представление об одном из ведущих регионов Запада. Его особенность – междисциплинарный, интегративный характер

Курс призван дать студентам систематизированные знания об американском обществе в современный период и наиболее важных аспектах его культуры.

Структура курса включает краткий исторический обзор, основные характеристики географических условий проживания и жизнеобеспечения народа США, демографических параметров американского общества, показателей развития экономической сферы.

Важное место в курсе отдается изучению государственного строя и политических систем стран региона, их политического устройства. Студенты знакомятся с крупнейшими политическими партиями, общественными организациями и социальными институтами.

Значительное место в структуре курса занимает изучение менталитета, национально-культурных стереотипов, традиций и обычаев, образа жизни населения США.

Особое внимание уделяется изучению истории американской культуры.

Завершается курс рассмотрением региональных аспектов страноведения.
Целями освоения курса по выбору «США – общество и культура» являются: усвоение студентами знаний об основных тенденциях развития американского общества, его базовых социальных и политических институтов и культуре и содействие формированию у них на этой основе ценностных и мировоззренческих ориентиров.
Задачи курса:

  • Познакомить студентов с основными аспектами жизни современных США;

  • Способствовать формированию у студентов комплекса знаний по культуре Соединенных штатов;

  • Способствовать воспитанию толерантности и уважительного отношения к чужой культуре;

  • Содействовать развитию у студентов умений и навыков работы с современными информационными и компьютерными технологиями.


По завершении курса студент должен

Знать:

  • географическое положение и природные условия США, тенденции в развитии экономики страны; национальный и социальный состав населения; государственное устройство Соединенных штатов;

Уметь:

  • анализировать содержание социально-политических и социокультурных процессов,

  • пользоваться справочными изданиями; конспектировать и реферировать литературу страноведческого содержания, в том числе оригинальную, суммировать сведения из разных источников и давать необходимый комментарий;

Владеть:

  • навыками анализа текстов и работы со специальной научной литературой, умением делать на основании их самостоятельные выводы.

Иметь представление:

  • о современном состоянии общественно-политической жизни, экономике, культурных явлениях, событиях внутри страны, внешней и внутренней политике, положении Соединенных штатов на мировой арене, традициях, нравах и обычаях страны.

Содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

аудиторных

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа



050401.65 История

3

6

72

34

18

16




34

зачет


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)



наименование раздела/темы

количество часов

всего ауд. часов

ЛК

СМ

СР

1.

Введение в предмет. Общие сведения о стране. Историко-географический обзор.

4

2

2

2

2.

Население страны. Этносоциальная структура американского общества.

4

2

2

2

3

Американские ценности и национальный характер

4

2

2

2

4.

Государственный строй и политическая система.

4

2

2

2

5

Регионы США

2

2




2

6

Общая характеристика экономики страны

-







2

7

Американская культура

8

4

4

2

8

Наука и система образования.

4

2

2

2

9

Повседневная культура и образ жизни

4

2

2

2

10

США и мир.

-







2




Всего

34

18

16

20


Содержание разделов дисциплины
1. Введение в предмет. Общие сведения о стране. Историко-географический обзор.

Введение в предмет. Общие сведения о стране. Географическое положение, природно-климатические особенности региона.

Границы США. Географическое районирование США. Новая Англия, Средний Запад, Среднеатлантические штаты, Юг, Дальний Запад, Тихоокеанское побережье. Аляска. гавайские острова. Рельеф США. Горные системы: Аппалачи, Скалистые горы, Тихоокеанская горная цепь. Крупнейшие реки и озера. Плато, пустыни. Низменности. Разнообразие климатических условий на территории США. Особенности климата атлантического и тихоокеанского побережий, района Великих озер, юга, Аляски и других районов. Природно-климатические явления: торнадо, муссоны, засухи, наводнения, снежные бури и др. характер растительности в различных регионах США. Животный мир. Национальные парки и заповедники. Названия объектов флоры и фауны, типичных для США. Основные вехи американской истории: складывание нации и государства.

2. Население страны. Этносоциальная структура американского общества.

Численность и распределение населения США по территории страны. Наиболее и наименее населенные районы страны. Крупнейшие города. Этнический состав населения. Основные этнические группы: Whites, African Americans, Hispanics (Latinos), Native Americans, Asian Americans и др. Особенности формирования населения США в прошлом. Роль иммиграции как фактора формирования американской нации. Размещение основных этнических групп населения по территории страны. Этнорелигиозные общности. Проблемы иммиграции в современных США. Расовые и межэтнические отношения в современном американском обществе. Дискуссии по вопросу о равенстве этнических групп.

3. Американские ценности и национальный характер.

«Американская идентичность». Условия и факторы формирования национального характера. Картина мира. Особенности национального менталитета. Национальный характер. Черты национального характера американцев. Ценности американского общества. Личная свобода, стремление к успеху, семья, религия, патриотизм в системе ценностей американцев. Особенности межличностных взаимоотношений. Национальный характер как фактор политики и социальной жизни США. Американцы в восприятии других культур.

4. Государственный строй и политическая система.

Соединенные Штаты Америки как федеративное государство. Принцип разделения властей в государственном устройстве. Законодательная власть. Полномочия конгресса США: Палата представителей (House of Representatives) и сенат (Senate). Принципы формирования палат конгресса США. Исполнительная ветвь власти. Полномочия президента США. Администрация президента. Принципы избрания президента США. Судебная система США. Система «сдержек и противовесов» как принцип организации высшей политической власти в США. Местное самоуправление в США. Права штатов. Самоуправление на уровне городов и графств. Конституция США. Билль о правах (the Bill of Rights). Другие поправки к конституции.

5. Регионы США.

Новая Англия, Средний Запад, Среднеатлантические штаты, Юг, Дальний Запад, Тихоокеанское побережье. Аляска. гавайские острова. Своеобразие регионального развития. Центр и регионы.
5 Общая характеристика экономики страны.

Рыночная экономика США. Частный и государственный секторы экономики. Крупный и мелкий бизнес. Основные отрасли экономики США. Промышленность. Сфера услуг. Транспорт и связь. Сельское хозяйство. Важнейшие отрасли промышленности: машиностроение, автомобильная промышленность, нефтехимия, аэрокосмическая, легкая промышленность и др. Развитие сферы услуг. Туризм. Издательское дело. Индустрия развлечений. Автомобильный, морской и воздушный транспорт. Развитие информационных технологий и средств коммуникации. Фермерские хозяйства в США. Основные сельскохозяйственные культуры. Животноводство. Птицеводство. Экономическая специализация различных районов США. Крупнейшие компании и корпорации США. Система финансов. Крупнейшие банки. Внешняя торговля США. Экспорт и импорт. Участие США в международных экономических отношениях.

6. Американская культура

Факторы формирования культуры США. Образы и стереотипы американской культуры. Специфика культуры в исторической перспективе. Американская литература: идеи и образы. Крупнейшие представители современной американской культуры, кино, живописи и других видов искусства. Массовая культура. Средства массовой информации и их роль в обществе.
7. Наука и система образования.

Место «скандинавской модели» в политической системе стран Северной Европы. Сущность понятия, подходы к его интерпретации. «Скандинавская модель» и «государство всеобщего благосостояния». Характерные черты «скандинавской модели» и ее национальные особенности. Роль социал-демократии в формировании североевропейской модели общественного развития. Социал-демократия, рабочее движение и профсоюзы в странах региона. Система социальной защиты. Гендерная политика Экономическая демократия. Кризис «скандинавской модели». Дебаты по вопросу перспектив скандинавского типа социальных отношений.
8. Наука и система образования.

Достижения американской науки Выдающиеся ученые. Ведущие научные центры и школы.

Школьное образование. Система высшего образования в США. Типы учебных заведений высшего образования. Университеты. Особенности организации учебной деятельности в американских колледжах и университетах. Принципы образовательной политики. Частные и государственные высшие учебные заведения. Типы образовательных программ. Non-degree, bachelor’s programs, master’s and Ph.D. programs. Система оценивания знаний студентов. Виды стипендий. Fellowships. Scholarships. Престижные университеты и колледжи США. Международные программы американских ВУЗов. Высшие учебные заведения США на мировом рынке образовательных услуг. Подготовка профессиональных историков в университетах США. Особенности исторического образования и профессиональной деятельности историка в американском обществе.

9. Повседневная культура и стиль жизни

Американские манеры и особенности поведения. Повседневный и деловой этикет. Особенности быта и образа жизни. Досуг. Спорт в жизни американцев.

Национальные (государственные) и народные праздники народов Скандинавии и Финляндии. Народные традиции и обычаи.
10. США и мир.

США в ХХ веке: основные факторы эволюции. Превращение в великую державу. Приоритеты американской внешней политики и ее основные характеристики. США и Европа. Отношения с Россией. Другие направления международной политики. Роль США в современном мире в оценках историков и политологов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая...
Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В северная Европа: история,...
Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов...
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная...
Автор программы: к п н., старший преподаватель кафедры географии и экологии Александрова Е. Ю
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье...
Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика...
Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск