Скачать 318.67 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) учебно-методический комплекс дисциплины ГСЭ.В.4.1. США: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401.65 «История» (общий профиль) Форма обучения – очная Квалификация – учитель истории Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук протокол № 4 от 28.12.2012 г. Зав. кафедрой _______________________________ (В.В. Кузь) Автор: Ильичева М.Б., к.и.н., доцент Рецензенты: Шитарева М.В. – старший преподаватель кафедры английского языка Дипломатической академии МИД России (Москва) Кузь В.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории МГГУ Пояснительная записка Курс по выбору «США: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров. Курс читается в 6 семестре и включает 34 часа аудиторных занятий и 20 часов самостоятельной работы студентов. Общая трудоемкость составляет 54 часа. Курс относится к страноведческим. Страноведение рассматривается как учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность экономических, социально-политических, исторических, географических и др. знаний о странах Северной Европы, изучение которых расширяет кругозор и профессиональную компетентность студентов гуманитарного профиля. Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов более полное представление об одном из ведущих регионов Запада. Его особенность – междисциплинарный, интегративный характер Курс призван дать студентам систематизированные знания об американском обществе в современный период и наиболее важных аспектах его культуры. Структура курса включает краткий исторический обзор, основные характеристики географических условий проживания и жизнеобеспечения народа США, демографических параметров американского общества, показателей развития экономической сферы. Важное место в курсе отдается изучению государственного строя и политических систем стран региона, их политического устройства. Студенты знакомятся с крупнейшими политическими партиями, общественными организациями и социальными институтами. Значительное место в структуре курса занимает изучение менталитета, национально-культурных стереотипов, традиций и обычаев, образа жизни населения США. Особое внимание уделяется изучению истории американской культуры. Завершается курс рассмотрением региональных аспектов страноведения. Целями освоения курса по выбору «США – общество и культура» являются: усвоение студентами знаний об основных тенденциях развития американского общества, его базовых социальных и политических институтов и культуре и содействие формированию у них на этой основе ценностных и мировоззренческих ориентиров. Задачи курса:
По завершении курса студент должен Знать:
Уметь:
Владеть:
Иметь представление:
Содержание дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Содержание разделов дисциплины 1. Введение в предмет. Общие сведения о стране. Историко-географический обзор. Введение в предмет. Общие сведения о стране. Географическое положение, природно-климатические особенности региона. Границы США. Географическое районирование США. Новая Англия, Средний Запад, Среднеатлантические штаты, Юг, Дальний Запад, Тихоокеанское побережье. Аляска. гавайские острова. Рельеф США. Горные системы: Аппалачи, Скалистые горы, Тихоокеанская горная цепь. Крупнейшие реки и озера. Плато, пустыни. Низменности. Разнообразие климатических условий на территории США. Особенности климата атлантического и тихоокеанского побережий, района Великих озер, юга, Аляски и других районов. Природно-климатические явления: торнадо, муссоны, засухи, наводнения, снежные бури и др. характер растительности в различных регионах США. Животный мир. Национальные парки и заповедники. Названия объектов флоры и фауны, типичных для США. Основные вехи американской истории: складывание нации и государства. 2. Население страны. Этносоциальная структура американского общества. Численность и распределение населения США по территории страны. Наиболее и наименее населенные районы страны. Крупнейшие города. Этнический состав населения. Основные этнические группы: Whites, African Americans, Hispanics (Latinos), Native Americans, Asian Americans и др. Особенности формирования населения США в прошлом. Роль иммиграции как фактора формирования американской нации. Размещение основных этнических групп населения по территории страны. Этнорелигиозные общности. Проблемы иммиграции в современных США. Расовые и межэтнические отношения в современном американском обществе. Дискуссии по вопросу о равенстве этнических групп. 3. Американские ценности и национальный характер. «Американская идентичность». Условия и факторы формирования национального характера. Картина мира. Особенности национального менталитета. Национальный характер. Черты национального характера американцев. Ценности американского общества. Личная свобода, стремление к успеху, семья, религия, патриотизм в системе ценностей американцев. Особенности межличностных взаимоотношений. Национальный характер как фактор политики и социальной жизни США. Американцы в восприятии других культур. 4. Государственный строй и политическая система. Соединенные Штаты Америки как федеративное государство. Принцип разделения властей в государственном устройстве. Законодательная власть. Полномочия конгресса США: Палата представителей (House of Representatives) и сенат (Senate). Принципы формирования палат конгресса США. Исполнительная ветвь власти. Полномочия президента США. Администрация президента. Принципы избрания президента США. Судебная система США. Система «сдержек и противовесов» как принцип организации высшей политической власти в США. Местное самоуправление в США. Права штатов. Самоуправление на уровне городов и графств. Конституция США. Билль о правах (the Bill of Rights). Другие поправки к конституции. 5. Регионы США. Новая Англия, Средний Запад, Среднеатлантические штаты, Юг, Дальний Запад, Тихоокеанское побережье. Аляска. гавайские острова. Своеобразие регионального развития. Центр и регионы. 5 Общая характеристика экономики страны. Рыночная экономика США. Частный и государственный секторы экономики. Крупный и мелкий бизнес. Основные отрасли экономики США. Промышленность. Сфера услуг. Транспорт и связь. Сельское хозяйство. Важнейшие отрасли промышленности: машиностроение, автомобильная промышленность, нефтехимия, аэрокосмическая, легкая промышленность и др. Развитие сферы услуг. Туризм. Издательское дело. Индустрия развлечений. Автомобильный, морской и воздушный транспорт. Развитие информационных технологий и средств коммуникации. Фермерские хозяйства в США. Основные сельскохозяйственные культуры. Животноводство. Птицеводство. Экономическая специализация различных районов США. Крупнейшие компании и корпорации США. Система финансов. Крупнейшие банки. Внешняя торговля США. Экспорт и импорт. Участие США в международных экономических отношениях. 6. Американская культура Факторы формирования культуры США. Образы и стереотипы американской культуры. Специфика культуры в исторической перспективе. Американская литература: идеи и образы. Крупнейшие представители современной американской культуры, кино, живописи и других видов искусства. Массовая культура. Средства массовой информации и их роль в обществе. 7. Наука и система образования. Место «скандинавской модели» в политической системе стран Северной Европы. Сущность понятия, подходы к его интерпретации. «Скандинавская модель» и «государство всеобщего благосостояния». Характерные черты «скандинавской модели» и ее национальные особенности. Роль социал-демократии в формировании североевропейской модели общественного развития. Социал-демократия, рабочее движение и профсоюзы в странах региона. Система социальной защиты. Гендерная политика Экономическая демократия. Кризис «скандинавской модели». Дебаты по вопросу перспектив скандинавского типа социальных отношений. 8. Наука и система образования. Достижения американской науки Выдающиеся ученые. Ведущие научные центры и школы. Школьное образование. Система высшего образования в США. Типы учебных заведений высшего образования. Университеты. Особенности организации учебной деятельности в американских колледжах и университетах. Принципы образовательной политики. Частные и государственные высшие учебные заведения. Типы образовательных программ. Non-degree, bachelor’s programs, master’s and Ph.D. programs. Система оценивания знаний студентов. Виды стипендий. Fellowships. Scholarships. Престижные университеты и колледжи США. Международные программы американских ВУЗов. Высшие учебные заведения США на мировом рынке образовательных услуг. Подготовка профессиональных историков в университетах США. Особенности исторического образования и профессиональной деятельности историка в американском обществе. 9. Повседневная культура и стиль жизни Американские манеры и особенности поведения. Повседневный и деловой этикет. Особенности быта и образа жизни. Досуг. Спорт в жизни американцев. Национальные (государственные) и народные праздники народов Скандинавии и Финляндии. Народные традиции и обычаи. 10. США и мир. США в ХХ веке: основные факторы эволюции. Превращение в великую державу. Приоритеты американской внешней политики и ее основные характеристики. США и Европа. Отношения с Россией. Другие направления международной политики. Роль США в современном мире в оценках историков и политологов. |
Учебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая... Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая... Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В северная Европа: история,... Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Геополитика основная... Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная... Автор программы: к п н., старший преподаватель кафедры географии и экологии Александрова Е. Ю | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье... Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика... Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» |