Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург





НазваниеСовременные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург
Дата публикации17.07.2013
Размер48.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете
Долгов М.А., Чиркова Е.Н.

ОГУ, Оренбург
Так называемая постиндустриальная эпоха в истории человечества теперь проявилась своим информационным содержанием. Революционные перестройки в стране и многочисленные реформы в идеологии и образовании привели к хаосу в мировоззрениях, к осложнениям в общем образовании, а последние реформа в высшем образовании резко ухудшили возможности его совершенствования.

Вместе с тем, новейшие достижения Мировой науки, распространения информационно-коммуникативных технологий, нарастающий темп реальной жизни современного человека вступает в противоречие с его относительно консервативной биологической составляющей и соответственно приводит к учащению дистрессов, ухудшающих здоровье населения. Все это требует модернизации преподавания биологии со смежными дисциплинами, особенно физиологии.

Так за последние годы были реализованы следующие методологические и методические аспекты.

Во вводном разделе физиологии, его мировоззренческой части базовая структура мироздания дополнена информационной составляющей соответственно это включено в программу физиологии, в особенности высшей нервной деятельности, новой науки - информациологии.

Пересмотрены некоторые разделы онтологии человека, в частности на основе новой систематизации его потребностей в противовес представлениям Маслоу, высказано новое толкование их роли в философии смысла жизни и счастья [1].

Также изменена структура онтологии человека, в частности:

  1. Тело состоит из трех компонентов:

1.1 Опорно-двигательный аппарат, подчиненный воле человека

1.2 Вегетативно-висцеральный - обеспечивающий поддержания гомеостаза – постоянства внутренней среды, и не подчиненный сознанию человека

1.3 Биоэнергорезонансный компонент на основе биофизики – широко спекулируемый вездесущей рекламой, но фактически определяющей состояние человека во взаимодействии с природой и с другими живыми существами.

    1. 2. Душа – включает в себя:

    2. 2.1 Информационно-когнитивный компонент;

    3. 2.2 Виртуальный компонент;

    4. 2.3 Психо-эмоциональный компонент, формирующий поведение человека.

3. Регуляторный компонент - включает весь комплекс механизмов регуляции всех функций на всех уровнях системной организации человека и животных, формирующий валеогенез, а при дистрессе - дезадаптации - патогенеза.

В изложении физиологии высшей нервной деятельности введены основные положения информациологии и когнитологии в сопоставлении с информатикой, сохраняя учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева о нейрофизиологических механизмах ВНД и распространении их на психологию. В процессе преподавания физиологии ВНД используются широко применяемые в мировой практике психологический тест Айзенка для определения известных со времен Гиппократа типов темперамента, а по И.П. Павлова типов ВНД у каждого студента.

Современные достижения нейрофизиологии, анализ клинических наблюдений позволяют пересмотреть трактовку понятий сознания и бессознательного. Сознание как высшая форма абстрактно-логического мышления проявляется в бодрствующем состоянии человека и в его поведении. Бессознательное состояние в норме имеет место лишь во сне, а в парадоксальной фазе сна проявляется непроизвольным движениями. Во всех остальных случаях бессознательное состояние и поведение это патология коры головного мозга (отравление алкоголем, наркотиками, состояние комы, эпилептические припадки и т.п.)

В книге «Психология» статья «Подсознание» отнесена в «Бессознательное» [2]. Еще в 1987 г. П.В. Симонов бессознательное делил на 3 группы: досознание, подсознание и сверхсознание [3]. А в 2003 г. Вышла книга «Сила вашего подсознания» [4].

Это свидетельствует о том, что досознание, подсознание и сверхсознание - это самостоятельные формы сознания.

И еще один психологический аспект физиологии высшей нервной деятельности. Как известно, психология в переводе с греческого - это наука о душе. Поскольку душа не материальна, а идеальна и является продуктом абстрактно-логического мышления, то проявляется рано или поздно в поведении человека. Еще И.М. Сеченов указывал, что мысль это задержанный рефлекс [5].

В начале XIX века параллельно с древней наукой - психологией человека возникла зоопсихология как наука о психической деятельности животных и соответственно их поведении. Однако теперь понятно, что психика, т.е. душа у животных быть не может, т.к. у них нет второй сигнальной системы, соответственно не возможно абстрактно-логическое мышление, значит они не могут осмыслить и понять поступающую информацию, хотя на базе первой сигнальной системы могут зафиксировать биологическое значение этих сигналов, привыкания. и т.п.

С середины XX сформировалась самостоятельная полноценная наука – этология – о поведении животных, включающей ВНД животных; наблюдения и исследования животных удивляют людей высокой их умственной способностью – это данные К. Лоренца, Тинбергана - лауреатов Нобелевской премии. Поэтому вместо зоопсихологии должна преподаваться этология в курсе «Зоология». В этом курсе должны быть представлены не только врожденные безусловно-рефлекторные инстинкты, но и моменты поведения животных, выработанные после рождения на основании условно-рефлекторных компонентов, здесь имеются в виду воздействие внешней среды, окружения подобных, воспитание родителями.

В целях совершенствования преподавания физиологии человека и животных по мере развития ее в университете стали использоваться такие средства как печать и оттиск контурных схем пищеварительной системы. Аналогичные контурные карты подготовлены по ЦНС. В перспективе подготовки цветных копий из книги Рабкина по исследованию цветного зрения и выявлению возможных отклонений. Сейчас используются различные компьютерные программы для проведения практических занятий по физиологии, которые адаптированы для биологических вузов.

Внедрению таких новейших педагогических методик, таких как интерактивные технологии и т.п. мешает стесненность учебных площадей. Кафедра не может выделить отдельный кабинет для оборудования специальной аппаратурой и материалами по физиологии (на первых порах совместно с морфологией), т.к. в закрепленные аудитории очень часто присылаются преподаватели и студенты других небиологических специальностей. В таких условиях просто не сохраняются выставленные приборы и методические материалы. Кроме того, затруднена дополнительная лабораторная работа студентов, особенно в период подготовки дипломных работ.

Тем не менее, совершенствование методики преподавания физиологии в целях ее модернизации и, даже в рамках новых стандартов, процесс необходим и будет продолжаться. Но для осуществления методики творческой креативной деятельности свойственной университетскому статусу необходимы возможности сверх этих стандартов.
Список литературы
1.Долгов,А.М. Детерминстко-потребностная концепция философии смысла жизни и счастья/ А.М. Долгов, М.А. Долгов // Вестник ОГУ. - 2011.- № 7(126).- С. 100-106.

2.Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. Политиздат. 1990. - 424 с.

3.Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М. Аспект. Пресс. 1990. - 373 с. – ISBN 5-7567-0220-2

4. Мерфк Дж. Сила вашего подсознания / Дж. Мерфк. - Ростов на Дону. 2003. - 325 с.

5. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. - М. 1953. - 333 с. - ISBN 3222-03031-8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconР. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию,...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 034300....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 034300....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2011 года. Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных. Протокол №1 «29» августа 2013 года. Соответствует требованиям...
Современные направления совершенствования преподавания физиологии человека и животных в университете Долгов М. А., Чиркова Е. Н. Огу, Оренбург iconВ. А. Сапожников 2010 г
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск