Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л





Скачать 167.51 Kb.
НазваниеР. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л
Дата публикации25.06.2013
Размер167.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы


98.Нуруллин, Р.А. Метафизические основания научной картины мира / Р.А.Нуруллин // Вестник ОГУ. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2011. – №7(126)/июль. – С.186–191. – 0,8 п.л.
УДК 11/12

Нуруллин Р.А.

Казанский государственный технологический университет

E-mail: nurulla958@mail.ru
МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Современную онтологию можно назвать научной картиной мира, ко­торая представляет собой целостное видение мира на основе достижений науки. Но наука более озабочена вопросом «Как?» нежели – «Почему?». Последнее целиком ложится на плечи философии и прежде всего – метафи­зики.

Ключевые слова: метафизика, онтология, первичное пространство, пустота, кот­рредукция, возможность, квантованность, небытие, виртуальность, актуальная бесконечность.
Любая онтология рано или поздно упирается в метафизику. Под онтоло­гией понимают целостное представление о мире, построенное на основе беско­неч­ной экстраполяции (абсолютизации) общенаучных понятий, которые явля­ются отражением уже познанной действительности, и явлений которые в прин­ципе могут быть познаны в будущем. Что касается метафизики, то в отличие от он­тологии, она включает в себя и те стороны бытия, которые в принципе недос­тупны для рационального познания до конца. Любое рациональное берет свое начало с иррационального, поэтому метафизика включает в свой круг исследо­ваний также исходные, априорные суждения.

Диалектически подвижному реальному бытию вещей в качестве основания противопоставляется неизменное умопостигаемое действительное бытие, по­этому действительность есть идеальное бытие, которое отражается в человече­ском сознании в форме идеальных образов, теорий и моделей. Действитель­ность отражает необходимым образом многовариантность реальных процессов. Здесь под действительностью понимается ее онтологический статус, то есть ее объективное существование, независимое от нашего сознания (уровня позна­ния). Если в мире вещей господствует случайность, то в мире идей (в действи­тельности) – необходимость. Онтологизируя бытие идей имеем, что неограни­ченный мир сущностей реализуется посредством ограниченных вещей. Вещи возникают и исчезают в бытии бесконечно существующей (не исчезающей и не возникающей) действительности. Если бы действительность реализовывалась бы в вещах полностью до телоса, то мир был бы фатально предопределен необ­ходимостью, и в итоге получили бы спинозовскую модель бытия. Логически, в мире непрерывной необходимости реальность вообще не смогла бы никогда ак­туализоваться. Это следует еще из античных представлений – апорий Зенона, поэтому любое движение требует дискретной организации пространства. Если существование идей требует непрерывности, то существование вещей дискрет­ности. Как осуществить синтез того и другого?

Здесь нам приходиться прибегать к образу, так называемого, первичного пространства, так как с точки зрения теории относительности Эйнштейна ре­альное пространство представляет собой явление. В физике явление определяет пространство (какое явление, такое и пространство). Но все же, эти представ­ления проблему определения первичного пространства (назовем его эфиром или реальным небытием) как возможности явлений не снимает.

Из физики известно, что реальное пространство-время возникает в резуль­тате, так называемого, «Большого взрыва» вселенной из сингулярности, что требует ответа на вопрос: «Откуда вселенная возникает и куда она движется?» Явления в мире не существуют изолированно друг от друга, и одно явление осуществляет свое бытие в пространстве другого явления, и такую обусловлен­ность явлений можно продолжать до бесконечности. Любое явление заявляет о себе через движение, изменение в пространстве-времени, а пространство-время само представляет собой явление.

Попытка ответить на вопрос: «Как возможно вообще движение?» приводит к необходимости существования первичного пространства как возможности, по которому могло бы осуществляться реальное движение вещей, включая и Ме­тагалактику. Данный подход к исследованию явлений тождественен такому системному методу, как контрредукция [1,с.83–84]. Контрредукция предписы­вает рассматривать все системы во вселенной подсистемами а priori принятой гипотетической высокоорганизованной системы, которая имманентно опреде­ляет поведение своих подструктур, включая вселенную. Контрредукция явля­ется методологическим принципом, позволяющим выходить к метафизике [3,с.41–52].

Таким образом, мы приходим к необходимости обоснования «пустого» от вещей пространства, которое металогически должно удовлетворять противоре­чивым требованиям. С одной стороны, первичное пространство должно обес­печивать реальное движение вещей, а с другой – гарантировать сохранность (инвариантность) необходимых законов. Если движение вещей требует дис­кретности первичного пространства, то условием устойчивости необходимых законов природы является свойство хранения. Именно благодаря памяти дли­тельность можно устремить к бесконечности, то есть к вечности. Эту вечность можно представить в качестве образа времени. Отсюда, возникает возможность рассматривать время (само по себе) в качестве действительного основания ре­альной длительности; где под длительностью понимается временность сущест­вования вещей.

Все это говорит о необходимости задания некоторого «нулевого» уровня бытия, «снизу» от которого распространялось бы реальное бытие вещей, а «сверху» – мнимое (мыслимое, неощущаемое) бытие необходимых законов. Причем, слова «вверх–вниз», «справа–слева» на реальном уровне бытия имеют метафизический, умозрительный, условный (виртуальный) характер, который необходимо понимать как границу пролегающую одновременно везде и нигде.

Попытаемся разобраться с возможностью движения, которая требует дис­кретной организации пространства как такового. Дискретность первичного пространства упирается в доказательство рядоположенности, так называемых, метафизических «реальных нулей» [3,с.161–163]. Здесь необходимо выяснить: «Как возможно существование рядом двух и более тождественных друг к другу единиц (реальных нулей) пространства?» Для этого обратимся к теореме А.Пуанкаре, из которого следует, что ряд а,в,с яв­ляется непрерывным, когда можно написать: а=в, в=с, ас [4,с.165]. Другими словами, непрерывность воз­можна лишь в точке, которая представляется единством множества как бы вло­женных друг в друга тождественных «единиц». Все это говорит, что первичное пространство как сосуществование рядом абсолютно одинаковых элементов (пусть даже и нулевых) невозможно. Это возможно только в точке.

Приходим к противоречию: с одной стороны, движение (или существование вещей) требует квантованности первичного пространства, а с другой – это абсо­лютно невозможно на уровне реального бытия, по Пуанкаре. Если конечно при­знавать лишь существование одной реальности. Другими словами, исходя из при­знания только реального бытия вещей, невозможно провести доказательство су­ществования самих вещей, что не выводит к их основанию. Преодоление этого противоречия подводит к предположению, что реальное пустое первичное про­странство как рядоположенность нулей есть ограниченное бытие, и оно должно быть обеспечено некоторым основанием. Здесь под ограниченностью необходимо понимать то обстоятельство, что первичное пространство на реальном уровне бы­тия лишь кажется пустым, то есть пустота не сама по себе, а лишь по отношению к вещам. А такая пустота требует своего основания, то есть причины. Говоря дру­гими словами, существование дискретной структуры первичного пространства, составленного из рядоположенности в реальном плане «нулей», должно обеспе­чиваться чем-то другим, несуществующим в реальном плане. Такая постановка вопроса нас выводит к проблеме небытия, которая активно разрабатывается ка­занским философом Н.М.Солодухо во многих его работах и в частности в его мо­нографии: «Философия Небытия» (2002) [см.5]. Решение этой про­блемы через введение «матрицы памяти» нами более основательно представлена в моногра­фии: «Метафизика виртуальности» (2009) [см.3].

Если ограничиться онтологией, то мир упрется в неподвижный мир проти­воположных субстанций. В зависимости от выбора субстанциональных начал мира европейской философией за всю историю своего существования было предложено множество метафизических конструкций бытия: от моноонтиче­ских до полионтических. Существование множества метафизических концеп­ций организации бытия говорит об их ограниченности знаниями своего вре­мени. В эпоху постнеклассической науки попытаемся преодолеть эту ограни­ченность созданием новой метафизики на основе идей виртуалистики. Конечно, мы понимаем, что и она будет ограниченной и будет когда-то отрицаемой. Но это вовсе не означает того, что от метафизики следует отказываться.

Мысленно двигаясь в этом направлении, спрашивается: как выйти из этого диктата первоначал, которые как по отдельности, так и вместе не дают на сего­дня удовлетворительного представления об устройстве мира? Если встать на позицию объективного идеализма и признать существование некоторой сис­темы идей, то она оказывается на рациональном уровне способной объяснить существование порядка в мире. В то же время, априорное задание порядка в мире оказывается неспособной обосновать реализацию идей в вещи. За суще­ствованием субстанций приходиться за ними признавать активное энергетиче­ское начало (движение). Другими словами, возникают сложности в объяснении энергетической причины реализации идей в процессы? Эти причины должны быть обусловлены либо внешними обстоятельствами, приводящими к призна­нию, так называемых, «относительных субстанций», (например, к призна­нию существования множества миров иного уровня или существования «кон­стант­ных реальностей» разного уровня в виртуалистике), либо считать что все явле­ния обусловлены внутренними причинами, (например, все законы имма­нентно определяются Богом), что опять приводит к теологическому (идеали­стиче­скому) образу мира.

Субстанцию определяют как противоположность вещи. Вещь есть то, что имеет причину в другой вещи. В противоположность определению вещи полу­чаем понятие субстанции как то, что обусловливает саму себя и существует как сама себе причина. Если признать в качестве субстанции Логос (мировой поря­док) бытия, то приходим к теологическому решению вопроса. Теология ищет причины порядка в верхних этажах мира, где этот уровень задается априорно, и познается человеком через интуицию Бога. Если перейдем к онтологическим моделям на основе существования субстанции как материи, то они позволят как-то объяснить наличие в мире движения, приводящего к жизни всю систему бытия вещей, но не смогут объяснить наличие законов и порядка в мире. Наука причины порядка всегда ищет последнюю в нижних этажах организации мира [2,с.17]. Но поиск причин в нижних этажах организации материи не дает ответа на возникновение эмерджентных свойств в развитии систем.

С точки зрения науки (физики), энергия стремится сосредоточиться как можно в меньшем объеме пространства. Чем дальше наука проникает в глубину форм организации материи, тем с большими значениями энергий ей прихо­диться иметь дело. Поэтому нам думается, что энергия в точке представима. Наука для исследования явлений микромира создает различные ускорители частиц материи, для того чтобы разогнать их до больших кинетических энергий соизмеримых с энергиями связи, обеспечивающих целостность этих частиц. Через характер высвобождения энергии судят о структуре и устройстве все бо­лее «мелких» форм материи. В то же время, при движении познания в более мелкие структуры организации материи, наблюдается упрощение их форм (на­пример, потеря индивидуальности на уровне физики), что свидетельствует об уменьшении количества информации, конечно, если понимать под информа­цией меру организованности системы.

С идеалистических позиций бывает трудно объяснить переход от порядка к беспорядку. Например, как Бог – символ абсолютного добра (порядка) допус­кает зло (беспорядок и разрушение)? Если подходить с материалистических по­зиций, то возникает трудность противоположного плана, а именно, как хаос способен породить порядок. Синергетика, конечно, устанавливает диалектиче­скую взаимосвязь случайности и необходимости в развитии самоорганизую­щихся систем, но не способна заранее предсказать сам характер становящейся новой необходимости в изменившихся условиях окружающей среды бытия этой системы. Связано это с тем, что необходимость в своей основе имеет слу­чайный характер, а для случая, как известно, нет закона. Синергетика, как лю­бая другая наука, описывает, а не обосновывает. Наука не может ответить на вопрос: «Почему законы природы именно такие, и не могут быть другими?»

Данные наблюдения реальных процессов нам говорят об одновременном существовании процессов в обоих направлениях как от порядка к хаосу, так и от хаоса к порядку. Самоорганизация наиболее многогранно проявляется, ко­нечно же, в мире живого, но и в неживой форме тоже можно наблюдать нели­нейные эф­фекты, например в осциллирующей хи­мической реакции Белоусова–Жабо­тинского. По крайней мере, видимую вселенную можно представлять в двух планах. С од­ной стороны, вселенная деградирует в тер­модинамическом смысле. Об этом свидетельствует тот факт, что в наблю­даемом мире энергия более высокого порядка переходит в энергию более низкого порядка. Напри­мер, ядерная энергия звезд переходит в электромаг­нитную, а последняя – в теп­ловую. Конечно, рас­пределение энергии – про­цесс неравномерный, скорее, по­вторяющийся. Распад объ­ектов вселенной происходит в несколько этапов. На­пример, из остатков звезд первого поколения благодаря гравитации могут со­средотачи­ваться в точках пространства новые центры масс, и при дости­жении критической ве­личины этих масс могут возникать новые звезды второго, третьего и следующих по­колений. Но, несмотря на это, в стратегическом плане общий термодинами­ческий вектор изме­нения всей системы, в конечном счете, ведет к гибели глобаль­ной системы Метагалактики. С другой стороны, именно это по­стоян­ный поток рассеяния энергии распада и ведет к развитию, следова­тельно, к возникновению все более сложных систем от эволюции на химиче­ском уровне до возникновения человече­ства, а возможно, систем еще более вы­со­кого порядка. Таким образом, мы видим, что условием развития одних сис­тем является дегра­дация других систем, в пространстве влияния которых нахо­дятся развивающиеся системы.

Интересные результаты в исследовании самоорганизации системных отно­шений в оппозиции понятий «иерархия–неиерархия» были предложены казанским философом Э.М.Хакимовым во множестве своих работ и в монографии: «Диалек­тика иерархии и неиерархии в философии и научном знании» (2007) [8,с.249]. Вы­ход к новому порядку (иерар­хии) всегда прохо­дит через беспорядок, хаос, разру­шение ста­рого, то есть через неие­рархию. Можно сказать, что в своем разви­тии система идет от одного уровня неиерархии к другому. При этом уровни неие­рархии в некотором смысле тождественны в своих проявлениях, но все же это качественно разные уровни, так как на определенной ступени иерархии на пути к новому уровню неирархии благодаря контр­редукции системных отношений элементы из всего многообра­зия реально-возможных своих состояний актуализируют все новые свойства, поэтому выход системы на новый уровень ие­рархии системных отноше­ний всегда будет иной, нежели преж­ний уровень организации. Система, двигаясь от одного уровня иерархии к другому, все время подвергается про­верке на проч­ность (на живучесть, на устойчивость) во вре­мени [3,с.250].

В традиционной онтологии реальное бытие вещей находится как бы между двумя бесконечностями: с одной стороны, она ограничена сверху актуальной бесконечно-большой величиной (б.б.в.) (Единицей–вселенной), а с другой – снизу актуальной бесконечно-малой величиной (б.м.в.) (нулем–материей). Диа­лектически единичному можно противопоставить множественность предель­ных нулей. Как выяснили ранее, два абсолютно-тождественных нуля (и вообще, что угодно) рядом существовать не могут. Отсюда следует, что образование ре­ального гомогенного первичного пространства из рядоположенности точек с необходимостью требует в качестве своего основания гетерогенность. Здесь го­вориться о гомогенности первичного пространства как о необходимом условии организации реального движения вещей, причем эта гетерогенность должна быть реализована не на реальном уровне вещей, а на информационном уровне виртуального бытия. Здесь под виртуальным имеется в виду некий уровень бы­тия, который фундирует и имманентно определяет мир вещей, но на уровне вещей виртуальный уровень бытия имеет трансцендентный характер, о котором можно только мыслить.

Виртуальный уровень бытия отвечает за инвариантность необходимости процессов в мире и фундируется матрицей памяти. О характере свойств этой матрицы можно получить из диалектического противопоставления реальной временности существования вещей. Это противопоставление тоже можно про­изводить по-разному. В зависимости от того к какому основанию сводить вре­менность (длительность) существования реальных (чувственно-ощущаемых) вещей можно прийти к различным моделям бытия.

Исторически одним из первых подходов сведения основания ограничен­ных вещей (как по пространству, так и по времени) под бесконечное основание бы­тия идей была предпринята Платоном. Здесь временность бытия вещей обеспе­чена вечными идеями. Временности существования вещей Платон про­тивопос­тавил вечность идей, но пространственная ограниченность не имела строго ло­гического фундамента, так как космос в античном представлении был большим, но не бесконечным. Под космосом понимается весь доступный для чувствен­ного восприятия мир.

Отсюда проистекает трудности в согласовании онтологических представле­ний Античности и Средневековья, которые нашли свое умозритель­ное разре­шение в эпоху Возрождения. Платоновскую онтологию можно проил­люстриро­вать подобно тому, как Единый трансцендентный космос через мно­жество ре­ально существующих совершенных идей определяет множество несо­вершен­ных вещей. Здесь единица есть символ совершенства и законченности, которая порождает беспредельный несовершенный мир вещей. В философии Средневе­ковья вместо единого космоса занимает бесконечно совершенный Бог, который творит единичные несовершенные (ограниченные) вещи.

Долгое время мыслители Средневековья не могли умозрительно соединить единый космос с бесконечным Богом. Эту задачу решил Николай Кузанский. Он эту вечность свел к актуальной бесконечно-большой величине (б.б.в.). Ку­занский «переработал под влиянием неоплатонизма поня­тия христи­анской фи­лософии в учении о Боге как макси­муме бытия, стоящем выше противополож­ностей, в которых ограниченный рассудок мыслит вещи при­роды. В Боге сов­падают все противоположности: конечного и бесконечного, наимень­шего и наибольшего, единичного и множественного и т.д.» [6,с. 298]. Если для антич­ного мировоззрения единица, предел воспринимались как символы совершен­ства и законченности, а множественность – несовершенства, то в эпоху Возро­ждения эту функцию на себя берет актуальная бесконечность. Актуальная бес­конечность (максимум) есть самое большое конечное (Бог) по отношению к ко­торому все единичные вещи (минимумы) становятся неразличимыми между собой бесконечно-малыми величинами (б.м.в.), так как неважно из чего состав­лена эта бесконечность из единичек, двоек, n-ок. Бесконечность не может быть больше бесконечности.

Все это приводит к пантеистическим представлениям, что есть позиция крайнего реализма, то есть приводит к признанию существования универсалий (общих понятий) до вещей в божественном разуме. При таком подходе, оказы­вается следующее: чтобы не происходило в мире вещей их идеальные формы (эйдосы) в разуме Бога–космоса уже заранее существуют.

Противоположный подход находим у М.Хайдеггера. Он в качестве основа­ния существования ограниченных вещей предлагает бесконечно-исчезающий миг, что, в нашем понимании есть, по сути, актуальная б.м.в. Эта установка да­лее позволяет С.Хоружийю обосновать виртуальное бытие, как бытие зачина­тельных усилий форм, которые заранее (a priori) однозначно не определены [9,с.53–68]. Бытие в этом подходе представляется как со-бытие, что тождест­венно единовременному сосуществованию всех процессов в мире в настоящем. Если будущего еще нет, прошлого уже нет, то оказывается есть только настоя­щее как одновременное сосуществование друг с другом явлений. Отсюда все есть со-бытие [7,с.391–401].

Итак, мы пришли к тому, что форма и материя представляют собой край­ние субстанциональные уровни бытия мира, между которыми как бы зажат ре­аль­ный мир вещей. Если предельные формы – сущности представить в качестве актуальной б.б.в., то материю можно будет интерпретировать как актуальную б.м.в.

В нашем понимании, можно выделить три уровня бытия возможного, дей­ствительного и реального. Эти уровни не существуют изолированно друг от друга, а как бы входят друг в друга. Бытие возможного дифференцируется на виртуальную действительность и виртуальную реальность, но и реальность пронизывает все уровни бытия. Реальность – это мир вещей. Традиционное оп­ределение вещи есть то, что имеет причиной другую вещь. Мир вещей – это причинно-обусловленное бытие. Онтологически действительное бытие в пла­тоновско-аристотелевском понимании есть бытие феноменов космоса (Бога), которые тоже не могут существовать, не обусловливая друг друга, так как если это не имело бы места, то нельзя было бы говорить о движении познания чело­веком от сущности первого рода к сущностям высших порядков. Именно через теоретическое познание человеку становится доступным действительное бытие законов, по которым изменяется реальный мир вещей. Мир уровня действи­тельного бытия общих понятий, идей, феноменов, как мыслей космоса, миро­вого разума (пантеистического бога), Бога (неважно как называть) так же есть взаимообусловленное бытие, а следовательно, реально онтологически сущест­вуют.

Таким образом, мир виртуальной действительности (как действительной возможности) и виртуальной реальности (как реальной возможности) стано­вятся диалектическими противоположностями, и следовательно, взаимно обу­славливают друг друга. Сводить эти две разновидности бытия возможного то к одной крайности, то к другой было бы неверным. О действительной и реальной возможности можно говорить как о формальной и реальной. Если формальная или безусловная возможность для своего бытия не требует никаких условий, то реальная – требует стечения определенных условий. Если формальная возмож­ность имеет явно вневременный характер своего бытия, то реальная – имеет ха­рактер временности.

Мы в своей метафизике попытались построить синтез этих крайних кон­цептуальных позиций на основе матрицы памяти. На сегодняшний момент сложились два подхода к понима­нию вирту­альности – синергетический и фе­номенальный. Первый подход на языке фило­софии описал С.Хоружий как не­аристотелеву реальность, а второй – подпадает под понимание реальности ари­стотелевского типа. Наша концепция претендует на синтетический тип пони­мания виртуальности на основе возврата к аристоте­левскому понима­нию воз­можного со всеми досто­инствами синергетики. Пер­вый тип (неаристотелева ре­альность) соответствует пониманию вир­туальности как реальной возможности (которая может реализо­ваться в будущем, если по­зволят внешние обстоятель­ства), а второй – как формальной возможности, ко­торая определена изна­чально. Например, из семени дуба может вырасти только дуб, поэтому дуб в семени имеет виртуальный статус. Первые свя­зывают воз­можность с формой, а дейст­вительность – с материей. Например, есть мате­риал, который возможно станет (при опре­деленных условиях) вещью (то есть приобретет форму). Вто­рые свя­зывают возможность с материальным, а дейст­вительность – с фор­мальным на­чалом. Например, есть идея, и она может реали­зоваться во множество вещей. Для сторонников первой концепции виртуально­сти – это все системы, которые эволюционируют через хаос к порядку, а сто­ронники второй концепции к вир­туальным относят лишь те системы, которые через порядок определяют уро­вень неопределенности, выводя­щий на новый уровень организации. Для первых будущий по­рядок не определен, так как субъект не знает a priori всех гра­нич­ных (краевых) условий развития сис­тем и требует определенных зна­ний a postriori, для вторых он изначально a priori оп­ределен предельной систе­мой. Первый определяет научный подход, а второй – метафизи­ческий. Первые и вторые должны где-то встретиться в синтезе мета­физики с онтологией (то есть с научной картиной мира). Таким образом, с точки зрения науки мы должны охватывать все уровни организации реальных сис­тем, так как наука имеет дело с виртуальными реальностями (различными ти­пами неопределенности). Мета­физика, на наш взгляд, имеет дело с «реаль­ными» отношениями как бы внутри матрицы, лежащей за реальным миром ве­щей и определяющий их возможность и порядок, то есть с виртуальной дейст­вительностью.

Если включать в рассмотрение в качестве виртуальных все иерархи­че­ские уровни систем только реального бытия, осуществляющие свое бытие через хаос и порядок, то мы получим предель­ный уровень рассмотрения на­учной картины мира, то есть онтоло­гию, а не метафизику. Если онтология – это предельное мышле­ние с помощью категорий философии и общенаучных по­нятий о вещах реального мира, то метафизика нами трактуется, вслед за Кан­том, как инвари­ант философского мышления за пределами науки; и имеет дело с формальной возможностью, безусловно оп­ределяющей все процессы ре­ального существо­вания [3,с.468–469].

---------------------------------------------------------

Список используемой литературы:

1. Курашов, В.И. Начала философии науки / В.И.Курашов. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 516 с.

2. Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н.А.Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.

3. Нуруллин, Р.А. Метафизика виртуальности: монография / Р.А.Нуруллин. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. – 544 с.

4. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онто­логии / Ж.-П. Сартр. – М.: Рес­пуб­лика, 2000. – 639 с.

5. Солодухо, Н.М. Философия Небытия / Н.М.Солодухо. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2002. –146 с.

6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: По­литиз­дат, 1991. – 560 с.

7. Хайдеггер, М. «Время и бытие» / М.Хайдеггер – М.:Республика,1993. – 447 с.

8. Хакимов, Э.М. Диалектика иерархии и неиерархии в философии и научном знании / Э.М.Хакимов. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2007. – 288 с.

9. Хоружий, С.С. Род или недород? Заметки к онтологии вирту­ально­сти / С.С.Хоружий // Во­просы философии. – 1997. – № 6. – С.53–68.

Статья публикуется впервые Р.А.Нуруллин
26.01.2010 г.


Nurullin R.A.

Kazan state technological university

E-mail: nurulla958@mail.ru
METAPHYSICAL BASIS

OF THE SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
Abstract:

We can the modern ontology named is the scientific picture of the world, which presents itself as the holistic vision of the world, based on scientific progress. But science is anxious wits question «as?» more than – «why?». The latter wholly lies on shoulder philosophy and first of all – metaphysics.

The keywords: metaphysics, ontology, primary space, emptiness, not-existence, possibility, quantization, nonexistence, virtus, actual infinity.
Тhe list of the used literature:

1. Kurashov V.I. Begin philosophy science. – Kazan, 2004. – 516 p.

2. Nosov N.A. Virtual psychology. – Moscow, 2000. – 432 p.

3. Nurullin R.A. The metaphysics virtus: monografiya. – Kazan, 2009. –544 p.

4. Sartre Jean-Paul The existence and nothing: experience phenomenology ontology . – Moscow, 2000. – 639 p.

5. Solodukho N.M. Philosophy nonexistences. – Kazan, 2002. – 146 p.

6. The philosophical dictionary. – Moscow, 1991. – 560 p.

7. Heidegger M. Time and existence. – Moscow,1993. – 447 p.

8. Hakimov E.M. Dialectics of the Hierarchy and Not- Hierarchy in philosophy and scientific knowledge. – Kazan, 2007. – 288 p.

9. Horuzhy S.S. The sort or poor harvest? The marks to ontologies virtus. Journal Questions philosophy. – 1997. – № 6. – P.53–68.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconРешение редакционно-издательского совета огти (филиала) гоу огу от 17. 02. 2011 г
Информацию о научно-методическом журнале «Инновации. Инициатива. Опыт» и сборнике научных трудов «Вестник совета молодых ученых»...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconСовременные направления совершенствования преподавания физиологии...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconZвоспитание гибкости у студентов-легкоатлетов на основе хатха-йоги...
...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconПояснительная записка настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на факультет «Документоведения и педагогического образования», и составлена...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconПовышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной...
«Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л icon«Оренбургский государственный университет» (огу) положение
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики дошкольного воспитания
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconОгу орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
О порядке обеспечения конфиденциальности при обработке информации, содержащей персональные данные
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconПрограмма практики «Учебная практика»
Программа практики «Учебная практика» / сост. Т. М. Ожерельева, А. А. Верколаб. Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011 41с
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconЕ. В. Лёвкина экология человека
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом бгти (филиала) огу в качестве учебно-практического пособия для студентов...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconЕ. В. Лёвкина методика преподавания биологии
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно – технологического института (филиала) огу в качестве...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconПрограмматора
В соответствии с графиком учебного процесса на 2014-2015 уч год, на основании Положения об организации и проведении государственной...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconИнформационное сообщение министерство образования и науки Российской...
...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л icon1. Общая ситуация в сельском хозяйстве России
«Вестник Московского Университета, серия 6 "Экономика", №4», июль-август, 2006, д э н. С. В. Киселев, к э н. Р. А. Ромашкин
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано ученым советом бгти (филиала) гоу огу в качестве учебного пособия для студентов очного и заочного обучения, обучающихся...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconО проведении областного конкурса
Просим Вас передать конкурсные работы, оформленные строго по положению, в римк до 23 апреля или самостоятельно направить работы в...
Р. А. Нуруллин // Вестник огу. Оренбург: Изд-во огу, 2011. №7(126)/июль. С. 186-191. 0,8 п л iconО проведении смотра-конкурса «Лучшее подразделение в организации...
Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск