Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург





Скачать 63.78 Kb.
НазваниеПовышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург
Дата публикации12.08.2013
Размер63.78 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
100-bal.ru > Банк > Научно-исследовательская работа
ПОВЫШЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

ДЗЮБАН С.В.


ОГУ, г. Оренбург,
Современный банковский бизнес предъявляет все более новые требования к подготовке специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но владеющими современными методиками менеджмента, анализа и оценки процессов и отношений. Современный специалист, используя новые методы и методики, должен уметь разрабатывать стратегию деятельности организации и ее подразделений, базируясь на экономической диагностике, моделировании элементов программы перспективного развития бизнеса.

Вузовская система подготовки студентов должна уделять особое внимание формированию научных знаний в области методологии научных исследований, применению навыков анализа и оценки деятельности кредитных организаций.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу позволяет решить целый ряд общественно-значимых задач:

- формирование исследовательской культуры и профессиональной компетентности студентов путем привития навыков научных исследований для оценки ситуаций и разработки стратегии;

- повышение конкурентоспособности ВУЗа, привлечение дополнительных источников финансирования НИРС;

- выполнение социального заказа по подготовке студентов на основе отраслевых и региональных потребностей.

Опыт подготовки специалистов банковского дела показывает на существование жесткого отбора кадров для кредитных организаций уже в процессе обучения в ОГУ, при прохождении практики студентов. Вместе с тем существуют возможности проявления способностей студентов в процессе научно-исследовательской работе совместно с преподавателями в научных кружках, при подготовке статей в издания, участия в конкурсах и др.

Научно-исследовательская работа студентов представляет комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методическго характера, направленных на повышение качества образовательного процесса на основе привития навыков научных исследований по специальности. НИРС включает следующие формы:

- работу, проводимую в учебное время (УИРС), которая предусматривает изучение студентами методологии исследовательской деятельности, закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования. УИРС предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения ( семинирах, практических и лабораторных работах, при выполнении курсовых и дипломных работ, на практике и даже в лекционных курсах).

- НИРС, выполняемую во внеучебное время – это работа студентов в научных кружках и семинарах, научно-исследовательских лабораториях студентов, участие в выполнении договорных работ кафедры.

- организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС – внутривузовские, городские, региональные, межвузовские конференции, конкурсы, олимпиады, выставки и др.

На наш взгляд, процесс вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу необходимо проводить поэтапно.

На первом этапе проводится работа со студентами 2-го курса. В ходе семинарских и лекционных занятий выявляются ребята, желающие принимать участие в работе банковского клуба, на конференциях студентов, в конкурсах. Основной формой работы в рамках подготовительного этапа является работа с рефератами и докладами студентов. Задача преподавателя – сформировать навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно-публицистической литературой, в т.ч с использованием информационных технологий. В ходе занятий УИРС важно активизировать разработку сквозных заданий. Работа данного этапа не ограничивается аудиторными рамками и предполагает активное участие студентов в научных мероприятиях с участием старших курсов.

На втором этапе организации НИРС предусмотрено закрепление студентов за научным руководителем кафедры. Работа по выполнению курсовой работы начинается за 5-7 мес. до ее сдачи, в третьем семестре, что позволяет ознакомится не только с литературой по теме, но в большей степени с основами научных исследований. К сожалению, в ОГУ не предусмотрен спецкурс, знакомящий студентов основами науковедения. Такой курс необходимо ввести в 1 семестре для студентов всех экономических специальностей. При написании курсовых, дипломных работ возникает ряд проблем, связанных с выбором темы исследования (а не изложения общеизвестных фактов, чем собственно занято большинство студентов). Студенты зачастую ко второму курсу не владеют умениями и навыками по анализу информации и ее источников, не умеют разграничивать предмет и объект исследования, цели и задачи работы, часто не связывают свою работу с теоретическими исследованиями, проведением эксперимента, выдвижением собственных гипотез, анализом результатов.

Всю эту работу приходится проводить в рамках руководства курсовой работой, на которую предусмотрено 2 часа для преподавателя.

На третьем этапе работа по НИРС предусматривает проведение конференций, конкурсов по результатам написания курсовых работ.

Таким образом, третий этап организационного процесса предусматривает вовлечение студентов в работу научных кружков для обсуждения результатов самостоятельной работы.

Опыт показывает, что НИРС во внеучебное время должна организовать кафедра, выявляя и привлекая к интересным видам работ наиболее инициативных ребят. Вместе с тем задача кафедры и ее преподавателей состоит не в навязывании собственных тем для обсуждения на научных кружках, конференциях студенческих работ, а в организации и направлении в нужное русло инициативы студентов. Объединение для работы в научном кружке – «банковском клубе» студентов разных курсов позволяет выявить организаторов, выбрать Президента клуба. Опыт МБИ (Международного банковского института) указывает на приоритет в выборе Совета экономического научного общества из числа студентов, преподавателей и представителей кафедр, руководства НИР ВУЗа, председателем Совета избирается студент. Этот опыт может быть применен и в ОГУ.

Заинтересованность студентов заниматься научно-исследовательской работой обусловлена внутренней, личностной склонностью, но должна быть мотивирована кафедрой, ВУЗом. Мотивацией повышения престижа является присвоение почетного звания «Студент года».

Кафедрой банковского дела ведется работа по формированию ежегодного «Альманаха» научных работ аспирантов и студентов, установлены прочные связи с работодателями, представители ГУ ЦБ по Оренбургской области, Ассоциации региональных банков Оренбуржья принимают активное участие в проведении презентаций дипломных работ на ГАК, курсовых работ по спецпредметам. Новым направлением развития научной работы студентов стали совместные встречи банковских работников с магистрантами и студентами кафедры. Большой интерес вызывает работа ребят 4 и 5 курса по специальным заданиям ОСБ №8623 г.Оренбурга по внедрению новых кредитных продуктов и проведению хронометража в операционной части ОСБ. Научная и самостоятельная работа в ОСБ приносит положительные результаты при освоении сложной темы «Операционные риски и методы их снижения».

Перспективными направлениями НИРС сегодня должны выступить научные студенческие лаборатории. Практики очень часто обращаются за помощью кафедры в проведении исследований рынка. Такая работа носит эпизодический характер. В рамках НИРС она могла быть поддержана ВУЗом. Результаты обработки информации публикуются в научных отчетах студентов.

Опираясь на опыт МЭСИ, студентам предлагаются наборы заданий исследовательского характера, оцениваемые по бально-рейтинговой системе. Такой опыт дает возможность не только преподавателю, но и сокурсникам оценивать научную деятельность студента. Эта система (case study) предусматривает самостоятельное изучение проблемных вопросов, изложение ответов в режиме форума с сокурсниками и преподавателем, обсуждение ответов и рецензии преподавателя. В таком режиме можно изучать не только вопросы теоретического характера, но и предлагать к решению аналитические, ситуационные задания. Работа по технологии (case study) позволяет повысить качество подготовки специалистов, расширить сферу самостоятельной работы студентов, усилить заинтересованность в НИРС, сформировать профессиональные навыки и умения.

Вместе с тем новые стандарты ООП требуют модернизации системы оценки не только учебной, но и самостоятельной, научно-исследовательской работы студентов и бакалавров, магистрантов. Опыт преподавания дисциплин «Основы банковского дела», «Банковский менеджмент», «Антикризисное управление банками» и др. показывает, что необходимым условием получения специальных профессиональных умений, знаний и навыков является формулирование единого комплекса заданий для самостоятельной научной работы в связи с лабораторным практикумом, коллективными и индивидуальными исследованиями. В начале изучения курса необходимо предоставить план-график самостоятельной работы и ознакомить с методикой оценки, и контрольными датами сдачи заданий. Сейчас в обучении мы максимально приблизились к бально-рейтинговой системе контроля. Итоговая оценка составляется из суммы таких компонентов как, активность в учебном процессе, подготовка эссе (реферата), подготовка и защита лабораторных работ, тестирование по темам, подготовка и защита коллективной творческой работы, индивидуальное научное исследование темы, участие в научно-практических исследованиях в коммерческих банках. Каждое представленное направление НИРС, СРС и учебной работы студента оценивается каждым преподавателем индивидуально. Насущной необходимостью является объединение усилий в создании единых требований к оценке ОК и ПК по спецдисциплинам.

Активизация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов приблизит нас к поэтапному выполнению требований Болонского соглашения, важнейшим элементом которого является формирование профессионально-личностных компетенций студентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconО подготовке и проведении районной
В целях развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconУчебной дисциплины «Основы банковского дела» цикла специальных дисциплин...
Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим основам банковского дела и формирование у них современных фундаментальных...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconДата 25 марта 2014г место проведения
Цель мероприятия: выявление одарённых детей, повышение образовательного уровня учащихся по предмету «английский язык», приобщение...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентами...
Цель самостоятельной работы студентов состоит в обучении студентов навыкам работы с научно-теоретической литературой, практическими...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основы банковского дела»
Основы банковского дела: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconДоклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской...
Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconАшенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика
При подготовке специалистов пожарной охраны важное значение имеет знание отечественной истории в ее взаимосвязи и взаимообусловленности...
Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов при подготовке специалистов банковского дела дзюбан с. В. Огу, г. Оренбург iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск