Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика





НазваниеАшенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика
Дата публикации30.06.2015
Размер156 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > История > Самостоятельная работа




Академия государственной противопожарной службы МЧС РФ.
Кафедра истории и экономической теории.
Ашенкампф Н.Н. Петухова М.В.

Методика


самостоятельной работы слушателей

факультета заочного обучения

по курсу «Отечественная история».

МОСКВА - 2003


Введение.

При подготовке специалистов пожарной охраны важное значение имеет знание отечественной истории в ее взаимосвязи и взаимообусловленности с историческим развитием мировой цивилизации.

Историческая реальность сложна, многогранна и представляет собой комплекс разнообразных явлений и фактов, имевших место в экономической, политической социальной и культурной жизни нашей страны. Без знания отечественной истории и глубокого ее понимания невозможно формирование чувства гражданина многонациональной России.

Изучение курса «Отечественная история» призвано содействовать выработке у слушателей навыков публичных выступлений, умения участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения на происходящие в стране и мире события. Поэтому самостоятельное овладение знаниями всегда было и остается основным видом учебного труда слушателей.

Самостоятельное изучение Отечественной истории позволяет приобретать знания непосредственно из источников, способствует выработке методоло­гических навыков научного исследования, творческого мышления.

Естественно, самостоятельная работа, как сложный и основной вид умственного труда, имеет свои законо­мерности, методику организации и определенную взаимо­связь между ее составными частями. Оказать помощь слу­шателю в организации самостоятельной работа, предос­теречь от возможных ошибок и излишней, непроизводи­тельной траты времени, дать необходимые рекомендации - такова цель предлагаемой брошюры.

При изучении курса «Отечественная история» следует руководствоваться рабочей программой, тематикой рефератов и рекомендациями к ней.

В основе самостоятельной работы лежит изучение исторической литературы, которая подразделяется на:

  1. учебники и учебно-методические пособия, хрестоматии.

  2. монографии и сборники трудов

  3. статьи в научных журналах – «Вопросы истории», «Новая и новейшая история» и других

  4. публикации в периодической печати

  5. публикации воспоминаний участников исторических событий

В рабочей программе к каждой теме курса представлен примерный перечень литературы по ней.

Как работать на лекции по Отечественной истории


Самостоятельная работа слушателя-заочника по изучению предмета в высшей школе начинается о прослушивания лекции. Именно она является одной из важнейших форм учебного процесса. Слушателям-заочникам в начале учебного года читаются установочные, а перед экзаменационной сессией - обзорные лекции по курсу Отечественной истории.

Цель каждой лекции - помочь слушателям овладеть определенной системой знаний и содействовать выработке рациональных способов изучения источников.

В этой связи важную роль играют способы конспектирования учебной лекции. Правильное ведение записей способствует лучшему запоминанию услышанного на лекции материала, учит умению обращаться о фактами, делать вывода и обобщения.

Для определенной части слушающих лекцию характерны следующие ошибки:

1. Попытки законспектировать лекцию дословно. Это приводит к тому, что не остается времени для обдумывания материала.

2. Отказ от каких-либо записей на лекции. Эта группа слушателей полностью полагается на свою память. В результате через некоторое время первые могут воспроизвести около 1/5 изложенного материала, а вторые - не более 1/20.

Наилучший способ конспектирования - запись лекции своими словами, кратко передающими суть высказанных лектором мыслей. Усваиваемость материала в этом случае составляет около 90%.

Основная задача при слушании лекции – учиться мыслить, анализировать, понимать идеи и положения, высказываемые лектором. Необходимо обратить внимание на тот факт, что лекция в отличие от чтения письменного источника должна восприниматься целостно, а не частями, т.к. лектор, охарактеризовав одну проблему, переходит к другой и к предыдущей, как правило, уже не имеет времени вернуться. Поэтому от слушателя требуется известный навык воспринимать лекцию в течение всего времени, на нее отведенного.

Слушание и конспектирование лекции требует определенной подготовки, которая заключается в следующем:

1. Необходимо заранее просмотреть записи предыдущих лекций.

2. Ознакомиться с основными вопросами очередной темы по содержанию Программы курса.

3. Если материал предшествующей лекции отсутствует, его следует воспроизвести по тексту учебника.

В момент слушания лекции главное при ее конспектировании - четко сформулировать и выделить тезисы, отделить их от аргументов. Те аргументы, которые хорошо известны, записываются в тетрадь кратко, малознакомые - подробнее. Цифровой материал, примеры заносятся в конспект частично. При необходимости пополнить текст следует обращаться к источнику, который укажет лектор.

При конспектировании следует иметь ввиду, что можно сокращать слова, пользоваться условными знаками. В тетради для конспектов лекций необходимо оставлять поля дня заметок, а также интервалы между строками, чтобы можно было внести необходимые исправления, дополнения при последующем чтении конспекта во время самостоятельной работы.

Записи в тетради лучше вести на правой стороне листа, оставляя меньшую, левую, чистой для последующих дополнений, уточнений, цитат. Последние полностью записывать за лектором не обязательно. Достаточно указать источник - в каком издании опубликован, страницу

и главную мысль цитаты.

После лекции требуется обработка записи. Нужно проверить правильность написания отдельных терминов, заполнить пропуски, внести необходимые дополнения, подобрать и записать новые аргументы, раскрывающие ту или иную сторону теоретического положения лекции.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА.

Одним из основных видов самостоятельной работы слушателя-заочника является выполнение реферата.

Кафедра обращает внимание на то, что текст реферата должен выполняться каждым слушателем самостоятельно, на основе материалов законспектированных источников и глубокого творческого изучения литературы, рекомендованной к теме. Механическое списывание материалов из учебника и какой бы то ни было другой литература при написании реферата недопустимо. В нем должны быть освещены с достаточной полнотой все вопросы плана, не должно быть декларативных бездоказательных положений. Не следует особенно увлекаться цитированием. Цитата уместна лишь тогда, когда она убедительно подтверждает мысль, высказанную автором работы, служат исходным пунктом критических замечаний по тому или иному вопросу, дает точную формулировку или содержит научное определение.

Реферат должен быть представлен на кафедру в установленные учебным планом сроки. Его объем должен составлять 20 – 25 страниц размера А4, считая с титульным листом. Реферат может быть исполнен как в рукописном, машинописном, так и в компьютерном вариантах. Не допускаются к рецензированию, а значит не могут быть зачтены, ксерокопии текстов и рефераты заимствованные в интернете. Текст реферата должен быть разборчив и не содержать грамматических ошибок.

Тема реферата определяется рекомендацией в приложении к Тематике рефератов по курсу «Отечественная история».

Наиболее распространенными ошибками при написании реферата являются следующие:

1. Отсутствие или недостаточное использование в тексте работы изученных и законспектированных источников.

2. Неумение самостоятельно излагать материал, переписывание соответствующих разделов из брошюр или учебных пособий.

3. Отсутствие выводов по каждому разделу темы и

всей работе в целом.

4. Недостаточная связь изучаемого материала с современностью.

5.Серьезные нарушения в оформлении научного аппарата реферата.

В целях избежания указанных ошибок каждый слушатель-заочник должен изучить предлагаемые в брошюре рекомендации.

Следующим и важнейшим этапом самостоятельной работы является изучение и конспектирование источников, необходимых для написания, реферата.

Приступая к этому виду работы, необходимо избегать характерных ошибок, которые допускаются слушателями:

I. Конспектирование источника без предварительного прочтения. В этом случае затрудняется отбор основного материала, отсутствует план и система в этом материале.

2. Неумение выделить главное и правильно использовать фактический материал. Это порождает поспешность в работе над источником, отрывочное списывание текста бессвязное нагромождение цитат.

3. Неточная, искажающая смысл источника, запись.

4. Повторение отдельных отрывочных положений про-

изведения.

5. Конспектирование источника не до конца.

6. Плохое оформление конспектов: не указывается автор и название произведения, выносные дачные.

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо учесть предложенные советы.

Исходным материалом в самостоятельной работе с источником является материал учебника, справочная и методическая литература. Знакомство с такой литературой лучше подготовит, к работе с источником.

С чего начинать работу над источником?

Работа с книгой долина строиться по определенной системе, согласно намеченного плана, списка литературы, который предстоит изучить для усвоения темы работы.

Произведения нужно изучать целиком, серьезно и вдумчиво.

Можно считать понятой до конца главу или книгу в целом только в том случае, если удалось продумать, обобщить основные ее положения.

Необходимо обязательно прочитать предисловие, т.к. в нем в сжатой форме раскрываются главные идеи произведения, характеризуется историческая обстановка в период его написания.

В конце работ часто имеется заключение, в котором автор сжато формулирует выводы, подводит итоги изложенному.

Особое внимания нужно уделить так называемому "рабочему аппарату" книги, т.е. вспомогательному материалу, который облегчает изучение книги.

В книгах имеются предметные указатели. На наличие этих материалов следует обращать внимание и пользоваться ими при изучении труда.

После предварительного просмотра книги и ознакомления с ее структурой, можно переходить к чтению. Чтение должно быть активным, осмысленным.

При работе с произведением главное – разобраться в изучаемом материале, т.е. осознать смысловую связь положений, идей, событий, фактов, понять логику рассуждения автора. Глубокое понимание изучаемого материала - основа для его запоминания.

При работе над источником необходимо установить, какие положения являются основными, вокруг которых группируется весь остальной материал, какие мысли доказывают основные положения работ, а какие факты их дополняют, иллюстрируют. Надо уметь связывать доказательства с выводами, факты с обобщениями, сравнительные данные анализировать в т.д.

Таким образом, в ходе чтения необходимо анализировать прочитанный текст и уметь сделать из него необходимый вывод.

При первом чтении трудного текста иногда не удается сразу понять его с достаточной глубиной. Это не должно смущать: то, что было не понятно при первом чтении, станет ясно при повторной работе над текстом. Опыт показывает, что книгу можно читать по-разному. Одни лучше усваивают, когда прочитывает и продумывают целые главы, другие - когда останавливаются на небольших частях текста. Однако, части прочитанного текста должны при этом представлять собой смысловое целое, а не отрывки. При этом следует помнить следующее правило: изучать произведение необходимо полностью, а не по отдельным цитатам и теоретическим положениям.

В процессе чтения текста могут встретиться непонятные слова, термины. Их следует выписать, а затем выяснить их значение. Для полного выяснения неясного слова или определения нужно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедией.

Следует иметь в виду, что сейчас в нашем распоряжении имеются: Толковый Словарь русского языка, Словарь иностранных слов, философский словарь, Политический словарь, энциклопедии и другие справочные издания.

Как работать с книгой с технической точки зрения?

Если книга собственная, то в ней можно подчеркивать карандашом , делать разнообразные пометки, выделять слова в рамки, скобки и т.д.

При этом, конечно, каждый пользуется своими приемами работы с книгой. Если книга библиотечная и, следовательно, никаких пометок делать нельзя, необходимо пользоваться бумажными закладками, а на них вкратце указывать, на что нужно обратить внимание (отрока, абзац, раздел, слово и т.п.).

Подчеркивая и выделяя текст, делая пометки или используя закладки, мы уже в известной мере анализируем материал, отделяем главное, существенное от второстепенного. Такая система помогает ориентироваться в материале, находить быстро нужные места в тексте, облегчает конспектирование.

Как же анализировать текст, содержание прочитанного?

Текст любого произведения, как правило, слагается из следующих основных частей:

а) главные мысли, положения, определения;

б) доказательства, рассуждения, с помощью которых

автор обосновывает, доказывает основные идеи, мысли;

в) конкретный фактический, цифровой материал, разъясни-

тельный аппарат в виде отдельных примеров, схем, чертежей и т.д.;

г) итоги, выводы, обобщения, заключение.

При анализе содержания прочитанного необходимо, во-первых, расчленить слоеный текст на логические самостоятельные, законченные по смыслу части. Как правило, они начинаются с отдельных абзацев.

Во-вторых, в каждой части нудно найти и выделить главное, основные мысли и положения.

Между основными мыслями необходимо установить логическую взаимосвязь.

В-третьих, нужно выделить весь приводимый к основным положениям подчиненный материал: рассуждения, аргументацию, доводы, цифры, факты и т.д.

Нахождению подсобного материала в известной мере помогают такие важные внешние признаки в тексте, как олова "во-первых", "во-вторых", "наконец", пунктуация: точка о запятой, запятая и пр.

В-четвертых, найти обобщения, итоги, вывода, заключения. Они обычно начинаются со слов; "итак", "таким образом", "следовательно". Только после того, как произведение будет прочитано, хорошо обдумано, содержание понято и уяснено, четко определен план изложения составных вопросов, можно приступать к записи прочитанного.

Конспектирование произведения.

Особое значение имеет умение правильно конспектировать изучаемое произведение. Это способствует углубленному усвоению его содержания. Вместе с тем конспектирование содействует выработке умения ясно, четко, сжато выражать свои собственные мысли, включая элементы самостоятельной творческой работы.

Конспект - это сжатый, краткий пересказ прочитанного.

Записи нужны не только для усвоения материала. Конспекты необходимы для восстановления в памяти усвоенных положений, при изучении последующего материала. Следовательно, это в высшей степени нужная и полезная работа.

До начала конспектирования желательно составить план прочитанного раздела, дающий возможность установить последовательность основных мыслей и связь между ними.

План может быть простым и сложным.

Простой план - это последовательный перечень основных вопросов, рассматриваемых в данном произведении. В сложном плане раскрываются пункты простого плана, т.е. при составлении сложного плана (или развернутого) каждый пункт простого плана подразделяется на подпункты.

Каждый вырабатывает свою форму конспектирования. Но существует несколько общих правил, которыми следует руководствоваться при конспектировании.

Существует три типа конспектов: текстуальный, свободный и смешанный.

Текстуальный конспект представляет собой ряд выписок из произведения в определенной последовательности, т.е., из произведения берутся только саше существенные мысли и опускается второстепенное. Однако, таков конспект не является самой удобной формой.

Приемлемым считается свободный конспект: изложение мысли автора своими словами. Таков вид конспекта намного сложнее, но он развивает творческую способность самостоятельно излагать материал.

Наиболее распространенной формой является смешанный конспект, включающий в себя и свободное изложение, и цитаты. Важнейшие определения нужно переписывать дословно.

Помимо цитат в текст конспекта необходимо включать даты, цифровой материал.

При конспектировании нужно пользоваться общепринятыми сокращениями (например, сельское хозяйство - с.х.). Каждый может выработать и свою форму сокращений.

Конспект необходимо вести в отдельной тетради, оставлять поля для дополнительной записи, указания страниц, заголовков, использовать красную строку.

Черновой вариант реферата и все выписки из источников следует сохранять, т.к. они обязательно пригодятся при подготовке к сдаче зачета по Отечественной истории и для воспитательной работы с личным составом.

Важным звеном самостоятельной работа слушателей является подготовка докладов, рефератов и выступление с ними на теоретической конференции слушателей.

Реферат, как один из методов глубокого самостоятельного изучения отечественной истории, помогает выработке собственного подхода к общественным явлениям, формирует навыки учебной исследовательской работы.

Реферат - это самостоятельное изложение какого-либо теоретического или практического вопроса.

Для написания реферата слушатели по избранной теме изучают важнейшие источники, а также монографические исследования, журнальные статьи и другую историческую литературу.

Оформление реферата предполагает наличие титульного листа (приложение № 1). В начале реферата дается план (приложение № 2), а в его конце дается список использованной литературы по избранной теме (приложение № 3). Страницы реферата нумеруются.

Написанием реферата руководит назначенный кафедрой преподаватель. Он может оказать помощь слушателю в период установочной сессии, письменной консультацией по методике работы над рефератом, выбору темы и т.п.

Подготовка рефератов состоит из следующих этапов:

1. Подбор литературы по теме реферата и ее изучение.

Работа над рефератом начинается с подбора литературы и составления библиографии по теме. В этой работе слушателю поможет и рекомендованный список литературы по темам рефератов, составленный кафедрой. Слушатель знакомится с литературой по теме реферата: книгами, брошюрами, статьями, откуда обычно берется фактический материал. Конкретные материалы дают также местные архивы и краеведческий музей .

После глубокого изучения соответствующих источников наступает ответственный этап работы, когда слушатель вычленяет основные вопросы темы и составляет план, обдумывает содержание реферата и его выводы.

План реферата включает в себя введение, 3-4 вопроса, связанных друг с другом внутренней логикой содержания материала и заключение.

II. Написание текста реферата.

Введение. Слушатель объясняет актуальность темы, ее место в истории того периода, к которому она относится, дает краткую характеристику источников и обзор использованной литературы.

Содержание основных вопросов предполагает не простое описание собранных фактов, а их систематизацию, оценку. В конце каждого вопроса должны быть четкие обобщения и выводы.

Ценность реферата значительно возрастает, если он тесно связан с жизнью, с профилем избранной им специальности. При изложении содержания реферата автор на основе изучения источников должен стремиться к тому, чтобы показать, что полученные знания глубоко усвоены, что они стали его собственными убеждениями.

Заключение делается на основании содержания реферата. В конце реферата прилагается перечень (список) использованных источников и литературы.

Стиль реферата должен быть четким, ясным, понятным. Надо избегать общих фраз. При этом все подчеркнутые положения, взятые факты, цифры, сведения подтверждаются ссылками на источники и литературу. Ссылки должны даваться в подстрочнике.

В предложенной брошюре освещены основные виды самостоятельной работы слушателей. Имеются и другие виды этого рода учебной деятельности.

Заключительным этапом в изучении курса отечественной истории является сдача зачета.

Приложение № 1.

Примерный образец оформления

титульного листа

Академия государственной противопожарной службы МЧС РФ.

Кафедра истории и экономической теории.
Реферат

по курсу «Отечественная история»

на тему: «Либеральные реформы Александра II».

Выполнил:

слушатель 1-го курса

факультета заочного обучения

лейтенант внутренней службы

Петров Петр Петрович

Зачетная книжка № _______
Рецензент:

к.и.н. доцент Петухова М.В.


Москва – 2003



Приложение № 2.

ПЛАН




Введение……………………………………………………………….3 – 4


I. Аграрная реформа 1861 г. и ее последствия для России………….5 – 12

II. Судебная и земская реформы……………………………………13 – 17

III. Военная реформа начала 70-х годов XIX в…………………….18 – 20

Заключение …………………………………………………………..21 – 22

Литература……………………………………………………………23

Приложение № 3.
Литература.
История России 9-20 вв. (Под ред. Б.В.Леванова). –М., 1996.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России. Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.

Троицкий Н.А. Россия в 19 в. Курс лекций. – М., 1997.

История Отечества . Очерк истории России 9 – начала 20 в. М., 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconПетухова Татьяна Борисовна Должность Учитель физики
Данный учебный монопроект является информационным. Разработан для учащихся 11-ого
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconТемы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные...
...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconКонспект урока отдел Водоросли, их значение фио (полностью) Петухова...
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМетодика профессионального обучения Лекции
Методика – это совокупность методов для достижения какой-либо образовательной цели
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconПетухова Светлана Алексеевна г о. Жигулевск гбоу сош №10 учитель...
Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв, каллиграфические навыки письма, умения анализировать,...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМетодика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconМетодика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...
Ашенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск