Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 412.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации13.03.2014
Размер412.78 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс
  1   2   3   4
Занятие «Идеология как средство легитимности власти»1.

Обществознание, 9 (11) класс.

Авторы: Крицкая Н.Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы № 37), Петухова М.В. (учитель истории и обществознания школы № 37), г. Киров.

Целевая аудитория: Придание политической системе легитимности крайне важная задача, - в прошлом, и в настоящем времени. Поэтому в этом занятии расширяется понятие легитимности, понимание идеологии как одного из средств утверждения легитимности власти. В ходе работы участники анализируют исторические справки, документы. Тема может изучаться в курсе политологии (профильный курс, элективный курс), 9 класс, 11 класс – обществознание (профильный уровень). Ориентировочное время занятия - 90 минут.

Для сравнения особенностей формирования и проявления различных идеологических учений в разных странах Европы и мира необходим хороший уровень подготовки по истории зарубежных стран. Этот вопрос был облегчен тем, что можно было использовать любые известные примеры проявления идеологии в жизни общества (любые страны и партии, исторические периоды).

Предлагаемое занятие актуально и в связи с повышением активности политической деятельности партий различных идеологических течений в современной ситуации подготовки и проведения выборов в местные органы власти (март, 2007).
Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия участники смогут:

-назвать не менее 4-х идеологических течений;

- анализировать документы, выделять основные положения, устанавливать причинно-следственные связи, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий;

- работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии внутри малой группы, представлять результаты работы публично.
В результате проведения занятия участники смогут:

- сформулировать понятие «идеология», различать идеологические течения, характеризовать основные положения идеологических течений в историческом и современном контексте, привести примеры проявления различных идеологии в конкретной исторической ситуации в разных государствах в разное время;

-проанализировать тексты, документы для определения характерных черт идеологических течений в разных странах и в разные исторические эпохи, сравнить их, выделяя общее и находя различия;

-сформулировать собственное мнение по вопросам: 1. Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны? 2. Какова цена и преимущества придания легитимности власти на основании идеологии?
Основные понятия: легитимность, идеология, власть, консерватизм, либерализм, коммунизм, фашизм, религия, теократия, доктрина/ догма.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.

1. Содержательная часть.

Участникам занятия предлагается прослушать гимн Российской империи «Боже, царя храни». Определить основные идеи, которые утверждаются в гимне. Ответить на вопрос: Создание гимна являлось государственным заказом царя. Определите цель такого действия?

2. Организационная часть.

Возможные варианты: основные идеи – это приоритет важнейших ценностей (власть царя, религиозность, православие, божественное провидение, единство царя и народа, т.д.). Цель - единение общества, утверждение названных ценностей, распространение признания ценностей в обществе, т.д.

Вывод: То есть для того, чтобы подтвердить убеждение в своей легитимности, власть должна обратиться к идеологии или религии, как средствам достижения поддержки конкретной системы ценностей, защищаемой этой властью.

Исходя из возможных вариантов ответов формулируется тема занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

Постановка проблемы: предлагается сформулировать понятие «идеология», определить функции идеологии и содержание основных идеологических течений современного общества. Сформулировать ответ на вопросы:

1. Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?

  1. Какова цена и преимущества придания легитимности власти на основании идеологии?

В процессе обсуждения вопроса совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы.
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

В ходе небольшой лекции преподаватель дает характеристику идеологии, представляет её структуру, определяет функции идеологии в политической сфере общества.

Материалы для работы: лекционный материал

Идеология – это система идей и убеждений о природе общества и роли власти в нем. Политическая идеология выражает базовые ценности политической партии, класса, группы или нации. Идеология дает объяснения тому, как общество пришло к современному состоянию и какое будущее у него должно быть (цели, к которым следует стре­миться политикам и обществу в целом). Для того, чтобы достигнуть это будущее, идеология говорит о том, как нужно жить и что нужно делать. Идеология предоставляет критерии для определения того, что есть истина и что ложь, какие аргументы правильные и какие неверные. Идеологии, таким образом, объясняют, предсказывают, предписывают.

Когда идеология используется для легитимизации власти, она начинает нести черты религии. Религия и идеология предоставляют догматическое собрание идей и убеждений, претендующих на абсолютную истину, которым люди безусловно должны верить и следовать. В этом случае политическая идеология несет черты государственной религии. Она придает исключительное значение вере в Бога, предназначению или законом развития общества. В дискуссии приверженцы определенной идеологии зачастую ссылаются на непреложность положений их идеологии.

В истории общества наиболее ярко использовали идеологию для легитимизации своей власти крайне левые и крайне правые партии. Коммунистические и фашистские режимы доминировали в мировой политике в середине 20 века, который часто называют Веком идеологии. Но идеология играла и играет свою политическую роль также у социалистов и сторонников капитализма, либералов и консерваторов, даже анархизм, это не что иное, как убеждение в вредоносности центральной государственной власти.

Термин был введен в политический оборот в 1795 году французским философом XIX в. Антуаном Луи Клод Дестют де Траси (1754-1836) для обозначения учения об идеях, позво­ляющих установить твердые основы для политической жизни. Образованный дворянин, де Трасу хотел создать новую академическую дисциплину, изучающую системы идей. Он назвал эту будущую науку идеологией или наукой об идеях.

Ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как она формирует политическое мировоззрение, дает определенные ориентиры в политической жизни, делает их участие в политике осмысленным.

В настоящее время используются три значения термина идеология. Ученые политологи, работающие в традиции де Траси, используют этот термин в научном, формальном смысле. Для них идеология – нейтральная концепция, которая может использоваться как инструмент при изучении набора базовых убеждений и ценностей, разделяемых группой людей или целым народом. В 20 веке научное значение термина было заслонено его политическим использованием для манипуляции целыми народами, искренне верящими в правоту идей правых или левых политических течений. Поэтому в своем третьем значении термин используется теми, кто осуждает политические злоупотребления, связанные с идеологией.

Подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества:

  1. Системный подход (Т. Парсонс): идеология - важный функцио­нальный элемент политической системы общества, а именно, система ценностей, определяющая основные направления развития данного обще­ства и поддерживающая существующий общественный порядок.

  2. Марксистский подход рассматривает природу и функции идеоло­гии двояко. Буржуазную идеологию и идеологию пролетариата (наиболее прогрессивную).

  3. Культурологический подход (К. Манхейм): идеология представляет собой форму ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью вве­дения в заблуждение людей и возможностей для манипулирования ими.

Критический подход (Р. Арон, Э. Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», то есть мало связанную с ре­альностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социаль­ных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Структура и функции идеологии*

(рассматривается при высоком уровне подготовки участников занятия)

1. Теоретико-концептуальный. Образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства либо группы приверженцев определенного направления поли­тического развития (например, реформаторы, консерваторы).

2. Программно-политический. Социально-философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствующие принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению свя­занных с ними действий.

3. Актуализированный. Составляют осознанные гражданами конкретные политические цели,а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.

Связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеоло­гия направляет политическую деятельность и политическое развитие об­щества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения.

Функции идеологии:

1. Ориентационная. Идеология включает в себя основные представ­ления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осо­знанные политические поступки.

2. Мобилизационная. Предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь.

Интегративная. Она стремится сформулировать общенациональ­ные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей.

Амортизационная (то есть смягчающая). Объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую ре­альность, идеология тем самым способствует снятию социального напря­жения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государст­венной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан.

Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса. Например, марксистская идеология претендует на от­стаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т. д.

Рассмотрение проблемы. Работа в малых группах.

Организация работы в группах. Деление на группы по вопросам (см. приложение 4)

Раздаточные материалы (приложение 1) и сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами. Итогом работы станет заполнение таблицы ( Приложение 2).

В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы, соответствующая раздаточным материалам, в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу. (таблица 1).

Основные идеологические течения

Таблица 1

Критерии сравнения

консерватизм (группа 1)

либерализм (группа 2)

коммунизм (группа 3)

Фашизм (Группа 4)

Возникновение идеологии, основоположники













Основные ценности













Возможная форма правления
Политический режим
Национальный вопрос
Отношение к собственности














Обсуждение. Выступление представителей групп, представление подготовленных работ, заполнение общей таблицы по итогам работы групп.

Вопросы: 1. назовите средства распространения (утверждения ) идеологии.

2. определите общие и особенные черты идеологических течений

3. Для продолжения работы необходимо обратиться к принципу деления на группы и ответить на вопрос: «Какому идеологическому течению соответствует тип легитимности?» (таким образом, группа 1, работавшая по материалам «Консерватизм», должна определить, какой идеологии соответствует в большей мере рационально-правовая власть и т.д. Так группы осваивают материал, представленный в ходе работы по первой части таблицы).

4. Представьте результаты работы группы, приводя исторические примеры (публичное выступление) - продолжение работы в таблице.

5. Сделайте вывод об общих тенденциях проявления идеологии в разных странах. Определите черты различия. Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?

6.Ответьте на вопрос: Какова цена и преимущества придания легитимности власти на основании идеологии?

Общее и различное в проявлении идеологических учений в разных странах

Таблица 2.

Критерии сравненеия

Консерватизм

(группа 1)

либерализм (группа 2)

коммунизм (группа 3)

Фашизм (Группа 4)

Исторические примеры проявления идеологии (страны, партии)













Различное в проявлении идеологии в разных странах













Общее в проявлении идеологии в разных странах




(для выполнения 2 части необходима хорошая подготовка по историческим темам, соответствующим тематике занятия).

IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Прим Аналитический блок не является структурно вычлененным компонентом, поскольку этот этап работы фрагментарно представлен после завершения работы групп по заполнению таблицы (часть 1) и продолжается после завершения 2 части групповой работы (часть 2).

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов.

Подведение общих итогов занятия.

Формулировка ответа на вопрос: Какая идеология вам кажется наиболее предпочтительным и почему? Какой тип идеологии кажется вам наиболее соответствующим современному политическому режиму нашей страны?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск