Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение»





Скачать 126.84 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение»
Дата публикации27.10.2014
Размер126.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет
Факультет прикладной математики и кибернетики


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета прикладной математики и кибернетики, профессор

_________А.М. Горцев
"1 " марта 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

«Системное и прикладное программное обеспечение»

Направление подготовки: 010400 – Прикладная математика и информатика

Квалификация выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

Томск

2011 г.

1. Цели освоения дисциплины:
Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными технологиями, принципами и методами разработки системного и прикладного программного обеспечения. Формирование устойчивых навыков объектно-ориентированного анализа, проектирования и программирования (OOA/OOD/OOP).
2. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла Б.3, читается в 5 семестре.

Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь предварительную подготовку по дисциплинам: основы информатики, языки и методы программирования.

Данная дисциплина необходима для изучения следующих дисциплин: введение в распределенные вычисления, инженерия программного обеспечения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Способность владения навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОК-14); способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15).

Способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2); способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3); способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6); способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9); способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать: современные технологии и принципы построения объектно-ориентированных систем; знать базовые шаблоны проектирования в разработке программного обеспечения; знать современные методологии разработки программного обеспечения; знать современные методологии управления проектами разработки программного обеспечения.

• Уметь: применить изученные методы и шаблоны проектирования на практике в процессе разработки программного обеспечения.

• Владеть: практическими навыками объектно-ориентированного анализа, проектирования и программирования.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,3 зачетных единиц, 120 часов.
4.1. Распределение часов курса по темам и видам работ

№№

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

1.

Объектно-ориентированный подход к разработке ПО.

5

1

2







Тест

2.

Основные понятия и принципы построения объектно-ориентированных систем. Теории классификации.

5


2-3


4


16


16


Тест

3.

Паттерны проектирования – общий обзор. Порождающие паттерны. Структурные паттерны. Паттерны поведения.

5


4-8


10


8


16


Тест

4.

GRASP паттерны.

5

9

2

8

8

Контрольная работа

6

Методологии разработки программного обеспечения – общий обзор.


5

10

2








Тест

7

Rational Unified Process (RUP)

5

11-14

8







Тест

8


Microsoft Solutions Framework (MSF)

5


15


2








Тест

9

Методологии управления проектами.

5

16

2








Зачет

Итого










32

32

40

16

4.2. Перечень разделов курса
Тема 1. Проектирование программных систем – общий обзор. Объектно-ориентированный подход к разработке ПО.

Тема 2. Контрактная модель программирования. Основные понятия и принципы построения объектно-ориентированных систем. Теории классификации в объектно-ориентированном анализе. Классическая категоризация. Концептуальная кластеризация. Теория прототипов

Тема 4. Паттерны проектирования – общий обзор. Порождающие паттерны. Структурные паттерны. Паттерны поведения.

Тема 5. GRASP паттерны. Паттерны для решения общих задач по назначению обязанностей классам и объектам.

Тема 6. Методологии разработки программного обеспечения – общий обзор.

Тема 7. Методология разработки программного обеспечения Rational Unified Process (RUP) .

Тема 8. Методология разработки программного обеспечения Microsoft Solutions Framework (MSF).

Тема 9. Методологии управления проектами.

4.3. Лабораторный практикум на ЭВМ
Тема 1. Применение принципов ООП на практике. Обработка исключений в языке C++. Реализация шаблонных классов. На примере класса Stack.

Тема 2. Модульность. Стандартная библиотека типов (STL). Потоки ввода вывода. Порождающие паттерны проектирования. На примере реализации классов Person и PersonKeeper.

Тема 3. Стандартные контейнеры. Динамические библиотеки в Win32-системах и способы их взаимодействия. Порождающие паттерны проектирования. RUP. На примере реализации шаблона рефлексия.

Тема 4. Паттерны поведения. RUP. На примере реализации шаблона наблюдатель.

Тема 5. GRASP паттерны. RUP. Комбинирование разработанных модулей для построения сложной системы.

4.5. Курсовой проект (курсовая работа)
Курсовой проект не предусмотрен.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Все необходимое учебно-методическое обеспечение по дисциплине представлено в печатном или электронном виде в библиотеке ТГУ, а также в электронном виде в сети Интернет на сайте кафедры программирования или ИДО ТГУ.

В конце 5 семестра сдается зачет.
5.1. Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Понятие объектной модели. Характеристики объектной модели (абстрагирование, инкапсуляция, …(7 штук)). Контрактная модель программирования

  2. Паттерн Singleton. Цели и задачи структура, результаты

  3. Понятие класса и объекта. Отношения между объектами, отношения между классами. Система обозначений.

  4. Паттерн Prototype. Цели и задачи структура, результаты

  5. Теории классификации

  6. Паттерн Reflection. Цели и задачи структура, результаты

  7. Понятие RUP, характеристика, архитектура (статическая и динамическая составляющие). Понятие циклов, стадий, итераций. Для каждой стадии знать цели. Суть итеративного подхода и водопада.

  8. Паттерны Abstract Factory, Factory Method. Цели и задачи структура, результаты

  9. Поток работ деловое моделирование. Цели, артефакты, система обозначений, методики проведения.

  10. Паттерн Builder. Цели и задачи структура, результаты

  11. Поток работ деловое моделирование. Цели, артефакты, система обозначений, методики проведения.

  12. Поток работ требования. Цели, артефакты. Анализ проблемы

  13. Паттерн Adapter. Цели и задачи структура, результаты

  14. Поток работ требования. Понимание потребностей заинтересованных лиц

  15. Паттерн Composite. Цели и задачи структура, результаты

  16. Поток работ требования. Определение системы, управление масштабом, уточнение определения системы

  17. Паттерн Decorator. Цели и задачи структура, результаты

  18. Управление изменениями

  19. Паттерн Facade. Цели и задачи структура, результаты

  20. Поток работ анализ и проектирование

    1. Анализ: цели, артефакты

    2. Проектирование: цели, артефакты

  21. Управление проектом: цели и задачи, риски, метрики, двухуровневое планирование (план проекта и план итерации)

  22. Паттерн Flyweight. Цели и задачи структура, результаты

  23. Реализация: цели и задачи, конструкции, интеграции, прототипы, артефакты, технологический процесс

  24. Паттерн Bridge. Цели и задачи структура, результаты

  25. Тестирование: цели и задачи, классификация тестов, этапы тестирования, типы тестов, артефакты, технологический процесс.

  26. Паттерн Proxy. Цели и задачи структура, результаты

  27. Паттерн Iterator. Цели и задачи структура, результаты

  28. Развертывание: цели, типы распространения, артефакты, технологический процесс

  29. Паттерн Mediator. Цели и задачи структура, результаты

  30. Паттерн Observer. Цели и задачи структура, результаты

  31. Понятие класса и объекта. Отношения между объектами, отношения между классами. Система обозначений.

  32. Паттерн State. Цели и задачи структура, результаты

  33. Паттерн Strategy. Цели и задачи структура, результаты

  34. Паттерн Template Method. Цели и задачи структура, результаты

  35. Паттерн Command. Цели и задачи структура, результаты

  36. Поток работ деловое моделирование. Цели, артефакты, система обозначений, методики проведения.

  37. Паттерн Chain of Responsibility. Цели и задачи структура, результаты

  38. Паттерн Interpreter. Цели и задачи структура, результаты

  39. Паттерн Memento. Цели и задачи структура, результаты

  40. Паттерн Visitor. Цели и задачи структура, результаты

  41. Паттерны Expert, Low Coupling, High Cohesion. цели и задачи, описание, результаты

  42. Паттерны Pure Fabrication, Don’t talk to Strangers. цели и задачи, описание, результаты


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Литература и Web-источники

1. Object Management Group, UML 2.1 Superstructure Specification,

OMG document ptc-06-04-02.pdf

2. UML. Классика CS. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж., Орлов С.А. 2-е

изд. 2005 год. ISBN 5-469-00599-2

3. International Standard ISO/IEC 14482. Programming Languages – C++.

4. Бьерн Страуструп. Язык программирования C++.

Издательство Бином. Москва. 1999. ISBN 5-7989-0127-0.

5. James Gosling, Bill Joy, Guy Steele, Gilad Bracha. The Java™ Language

Specification. Third Edition. ISBN 0-321-24678-0

6. Standard ECMA-334 3rd Edition / June 2005 C# Language Specification

7. Rational Unified Process 2003

8. Ф. Кратчен. Введение в RUP

9. К. Бек. Экстремальное программирование

10. Грэди Буч, Майкл У. Энгл, Роберт А. Максимчук. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. издательство "Вильямс" 2008 г. ISBN: 5-8459-1401-9, 978-5-8459-1401-9

11. Грэди Буч. Объектно - ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ (2-е издание). издательство "Бином" 1998 г. ISBN: 5-7940-0017-1

12. Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования = Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software. — СПб: «Питер», 2007. — С. 366. — ISBN 978-5-469-01136-1 (также ISBN 5-272-00355-1)

13. Крэг Ларман Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования = Applying UML and Patterns : An Introduction to Object-Oriented Analysis and Design and Iterative Development. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 736. — ISBN 0-13-148906-2

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Для проведения лабораторных занятий – компьютерные классы. А также аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.
8.2. Требования к специализированному оборудованию

Рабочие места преподавателя и студентов должны быть оснащены оборудованием не ниже: Pentium |||-800/ОЗУ-256 Мб / Video-32 Мб / HDD 80 Гб / СD-ROM – 48x / Network adapter – 10/100/ Мбс / SVGA – 15”.
8.3. Требования к специализированному программному обеспечению

При использовании электронных учебных пособий каждый обучающийся во время занятий и самостоятельной подготовки должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и корпоративную сеть факультета. Лаборатории (компьютерные классы) должны быть обеспечены необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 010400 – Прикладная математика и информатика
Автор: ст. преподаватель А.Г. Плешков

Рецензент: ст. преподаватель А.А. Мирютов

Программа одобрена на заседании ученого совета ФПМК

от “24” февраля 2011г, протокол № 282.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconСистемное программное обеспечение реферат студента 1 курса экономического факультета
ПО. Программное обеспечение современных компьютеров включает миллионы программ — от игровых до научных. Все программное обеспечение,...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрикладное программное обеспечение реферат студентки 1 курса экономического факультета
«телом», то программное обеспечение (software) – это его «мозг». Именно правильно подобранное и грамотно установленное программное...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconРеферат по информатике тема: Прикладное и системное программное обеспечение
Гост 19781-90). Также, это совокупность программ, процедур и правил, а также документации, относящихся к функционированию системы...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconРабочая программа учебной дисциплины «Системное программное обеспечение»
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: рассмотреть программное обеспечение компьютера и прикладное программное обеспечение компьютера
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconРабочая программа учебной дисциплины системное программное обеспечение
Ос вычислительных процессов в современных ЭВМ. При изучении дисциплины основное внимание уделяется анализу структуры и характеристик...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПроектирование базы данных реферат студента 1 курса экономического факультета
«телом», то программное обеспечение (software) – это его «мозг». Именно правильно подобранное и грамотно установленное программное...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconРабочая программа дисциплины “Физическая культура” для специальности...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconСистемное программное обеспечение гр. З – 8391
Алгоритмы архивации данных (сжатие способом кодирования серий rle, алгоритм Хаффмана)
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины “Системное программное обеспечение” для подготовки инженеров
Целью данной дисциплины является изучение общих принципов организации и программных интерфейсов операционных систем (ОС) и базового...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления...
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconТема: Программное обеспечение компьютера
Цель: будут уметь различать программное обеспечение компьютера, знать о назначении прикладного по, системного по, Систем программирования,...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Рабочая программа дисциплины «Системное и прикладное программное обеспечение» iconРоссийской федерации
Целью курса является формирование устойчивых навыков применения основных прикладных программных средств (гис, сапр, офисное программное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск