Скачать 114.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель департамента образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования _________________________________ Л.С.Гребнев "___" __________________________ 2000 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации по специальности 030100 Информатика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс вводит слушателей в круг одного из разделов современной информатики. Основная цель курса - сформировать представление об информационных системах как хранилищах информации, снабженных процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Подготовка специалиста по информатике, работающего в сфере образования, подразумевает ознакомление с назначением, принципами функционирования и работой классических информационных систем: информационно-справочных систем; систем автоматизации документооборота и учета; автоматизированных систем управления; систем автоматизации научных исследований; систем автоматизированного проектирования; геоинформационных систем. Учитывая высокий профессиональный уровень и сложность указанных систем, задача развития навыков их разработки для студентов той категории, которой адресован данный курс, не ставится. Эта задача может частично реализовываться в спецкурсах. На практических занятиях достаточно ограничиться ознакомлением студентов с простыми системами указанных категорий (локализованными либо сетевыми). Наилучшим выходом является использование простых программ-имитаторов классических информационных систем, назначение которых ограничивалось бы сферой обучения. Значительную роль в освоении материала данного раздела могут сыграть рефераты и курсовые работы. Поскольку основу любой информационной системы составляют базы данных (БД), то значительная часть курса посвящена изучению их проектирования и практическим приемам разработки. При этом следует учитывать, что, благодаря школьному курсу информатики и дисциплине «Программное обеспечение ЭВМ», входящей в образовательные программы подготовки учителя информатики, студенты имеют начальные сведения о базах данных и простые навыки работы с офисной СУБД. В ознакомительном порядке необходимо рассмотреть вопрос о защите данных в информационных системах. После изучения дисциплины студент должен знать: - модели представления данных в БД; - методы проектирования и работы с информацией в реляционных базах данных; должен обладать навыками: - проектирования, наполнения и использования информации баз данных учебного назначения; - составления структурированных запросов к информационным ресурсам локализованных и распределенных баз данных; - объектно-ориентированного программирования в среде баз данных. 2. Объем дисциплины в виде учебной работы
3. Содержание дисциплины
4. Содержание разделов дисциплины 1. ПОНЯТИЕ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (АСИО) Назначение АСИО. Виды информационных систем. 2. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ Структура и функции банков данных. Информационно-поисковые системы. Информационно-поисковые языки. 3. КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ Информационные технологии построения автоматизированных систем управления (АСУ). Принципы автоматизации организационного управления. АСУ-Вуз и АСУ-школа. Назначение, структура и функции: автоматизированных систем научных исследований (АСНИ); систем автоматизированного проектирования (САПР); геоинформационных систем; экспертных систем. 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ (БД). РЕЛЯЦИОННЫЕ БД. CASE-ТЕХНОЛОГИИ Концептуальная модель предметной области. Логическая модель предметной области. Определение взаимосвязи между элементами баз данных. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы. Физическое описание модели. Словарь данных. Технология моделирования CASE (Computer-Aided Software/system Engineering). Модели процессов и модели данных. Язык объектного проектирования UML (Unified Modeling Language). 5. ВВЕДЕНИЕ В СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ЯЗЫК ЗАПРОСОВ SQL (STRUCTURED QUERY LANGUAGE) Структура языка запросов SQL. Операторы языка: CREATE, INSERT, UPDATE, DELETE, ALTER, SELECT. Использование SQL для выборки данных из таблицы: операторы в условиях IN, BETWEEN, LIKE, IS NULL; определение выборки – предложение WHERE; создание SQL- запросов. Поддержка целостности запросов: внешние и родительские ключи. Определение прав доступа к данным. SQL- сервер. 6. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ Обзор возможностей и особенностей различных СУБД. Методы хранения и доступа к данным. Работа с внешними данными с помощью объектной технологии ODBC- DAO, RDO (BDE). 7. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ БАЗ ДАННЫХ Объекты для работы с данными. Объекты для управления работой приложений и оформления интерфейса. Объекты- контейнеры. Объекты OLE. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных. 8. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ. СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ Использование технологии «клиент-сервер». Разработка пользовательских программ в среде баз данных. Параллельные операции над БД и распределенные БД. Параллельные операции: понятие транзакции, блокировки, бесконечные ожидания и тупики, сериализуемость, простая модель транзакции, модель с блокировками для чтения и записи, модель "только чтение/только запись", защита от отказов. Распределение БД: архитектура распределенных СУБД, стратегии распределения данных, распределение сетевого справочника данных, однородные и неоднородные БД, проектирование распределенной БД, дифференциальные файлы. Целостность данных и безопасность доступа. Уровни доступа к отношению. Идентификация и подтверждение подлинности. Управление доступом. Секретность в статистических БД. 5. Учебно-методическое обеспеченье дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература 1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. /Изд. 2-е. М.: Наука, 1987. 2. Горев А. Ахаян Р., Макарашипов С. Эффективная работа с СУБД – СПб.: Питер, 1997. 3. Грабер М. Введение в SQL – М.: Sybex, 1994 4. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание /Пер. с англ. – СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 5. Дунаев С. Доступ к базам данных и техника работы в сети. Практические приемы современного программирования. – М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000. 6. Каратыгин С., Тихонов А., Долголаптев В. Базы данных: простейшие средства обработки информации, электронные таблицы, системы управления базами данных. В 2-х томах. М.: ABF, 1995. 7. Котов Р.Г., Якунин Б.В. Языки информационных систем. — М.: Наука, 1979. 8. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. — М.: Картгеоцентр «Геоиздат», 1993. 9. Крамм Р. Системы управления базами данных dBASE II и dBASE III для персональных компьютеров. — М.: Финансы и статистика, 1988. 10. Маклаков С.В. BPwin и Erwin. CASE–средства разработки информационных систем. – М.: ДИАЛОГ МИФИ, 2000. 11. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М., Академия, 1999. 12. Монастырский И.М. Информационно-поисковые системы. — М.: Экономика, 1983. 13. Морозов В.К., Долганов А.В. Основы теории информационных сетей. М.: Высшая школа, 1987. 14. Назаров С.В., Першиков В.И. и др. Компьютерные технологии обработки информации. М., Финансы и статистика, 1995. 15. Овчинников В.Г. Автоматизированные системы информационного обеспечения. М.: Энергия, 1977. 16. Овчинников В.Г. Автоматизированные системы информационного обеспечения. М.: Энергия, 1977. 17. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. — М.: Радио и связь, 1989. 18. Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика — их взаимодействие. — М.: 1990. 19. Системы автоматизированного проектирования. /Под ред. И.П.Норенкова. — Минск: Высшая школа, 1997. 20. Системы автоматизированного проектирования. /Под ред. Дж. Аллана. — М.: Мир, 1985. 21. Системы автоматизированного проектирования. /Под ред. Д.А.Аветисяна. — М.: Мир, 1985. 22. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы. — М.: Радио и связь, 1983. 23. Советов Б.Я. АСУ. Введение в специальность. — М.: Высшая школа, 1989. 24. Советов Б.Я. Информационная технология. — М.: Высшая школа, 1992. 25. Фурунжиев Р.И., Гугля В.А. САПР, или как ЭВМ помогает конструктору. — Минск: Высшая школа, 1997. 26. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. — М.: Финансы и статистика, 1998. 5.2. Средства обеспечения дисциплины 1. Персональные компьютеры IBM PC (модели не ниже 386) или Pentium. 2. Система управления базами данных (СУБД): Access, FoxPro, Oracle, dBase, Paradox. 3. Сетевые СУБД: Sybase, MS SQL Server, Oracle, Infomix 4. Банки данных: АСУ-ВУЗ, АСУ-ШКОЛА и т.п. 5.3. Примерный перечень лабораторных работ 1. Реляционная модель данных: Уровни представления предметной области в моделях данных. Структуры: множество сущностей, множество связей, роль, множество значений, атрибут. Представление интенсионала БД: ER-диаграмма. Представление экстенсионала БД: графы, таблицы. Ограничения целостности: ключ сущности, ключ связи, зависимость существования. 2. Структуры: отношение, кортеж, домен, степень отношения, мощность отношения, атрибут. Ограничения целостности: ключ, триггер. Навигационные операции: сканирование отношения. Спецификационные операции: реляционная алгебра - основные и дополнительные операции. 3. Система управления базами данных (СУБД): создание таблиц, ввод и редактировавние данных, запросы, формы, отчеты, макросы. 4. Язык запросов SQL. Создание SQL – запросов. 5. Объектно-ориентированный язык СУБД. Программирование в среде баз данных. 6. CASE-технология: создание модели процессов в EPwin; создание модели данных в ERwin; связывание модели процессов и модели данных. 7. Автоматизация процессов управления в школе и вузе на основе использования информационных систем и банков данных. 5.4. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Структуры хранения и методы доступа к информации: файлы, страницы, индексы, хеши. 2. Технологии сжатия информации. 3. Совместное использование реляционного и объектно-ориентированного подходов. 4. Иерархические модели баз данных. 5. Сетевые модели баз данных. 6. Языки программирования баз данных. 7. Технологии баз данных при проектировании и разработке педагогических программных средств. 5.5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Создание объектно-ориентированных распределенных приложений на базе Java-технологий. 2. Реализация баз данных учебного назначения. 3. ODBC-технология в реализации информационных систем. 4. Администрирование баз данных управления вузом. 5. Администрирование баз данных управления школой. 5.6. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу. 1. Назначение АСИО. Виды информационных систем. 2. Структура и функции банков данных. Информационно-поисковые системы. Информационно-поисковые языки. 3. Принципы автоматизации организационного управления. АСУ-Вуз и АСУ-школа. 4. Назначение, структура и функции: автоматизированных систем научных исследований (АСНИ). 5. Концептуальная модель предметной области. Логическая модель предметной области. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных. 6. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы. 7. Физическое описание модели данных. Словарь данных. 8. Модели процессов и модели данных. 9. UML -язык объектного проектирования. 10. Структура языка запросов SQL. Операторы языка. 11. Обзор возможностей и принципы работы СУБД. 12. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных. 13. Принципы работы SQL-сервера. 14. Параллельные операции над БД и распределенные БД. 15. Защита информации в среде баз данных. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 030100 - "Информатика" Программу составили: Московский педагогический государственный университет к.п.н., профессор С.А.Жданов Пермский государственный педагогический университет д.ф.-м.н., профессор Е.К. Хеннер Баранаульский государственный педагогический университет к. ф.-м.н., профессор С.Д. Каракозов Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по информатике протокол № 3 от 23 ноября 2000 года. Председатель Совета УМО по специальностям педагогического образования, Ректор МПГУ, чл.-корреспондент РАН, академик РАО В.Л. Матросов |
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | ||
Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины правовое обеспечение профессиональной деятельности Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |