Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности





Скачать 90.18 Kb.
НазваниеРеспублики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности
Дата публикации08.11.2014
Размер90.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования городского округа город Агидель

МОБУ СОШ № 1


Диагностика уровня сформированности

общеучебных умений и навыков школьников
Фаизова Н.Р.

Выступление на методсовете

2012 год


Агидель – 2012 год

Диагностика уровня сформированности общеучебных

умений и навыков школьников


Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получения и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) являются специфическими для каждой учебной дисциплины.

О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных программ не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для совершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Выделяется несколько уровней развития к сформированности умственных способностей и общих учебных умений и навыков.

У детей, относящихся к высокому уровню, развиты и сформированы общие способности (внимание, память, мышление) и специальные (математические, организаторские и т. д.). Дети этого уровня, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют большой интерес к изучаемому материалу.

Детей со средним уровнем развития способностей можно разделить на две группы. У первой группы общие способности развиты лучше специальных (единичные способности), у второй – специальные преобладают над общими (групповые способности). Здесь преобладают дети со средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать согласно с инструктажем, т. е. по готовому образцу, только иногда могут прибегнуть к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом.

У учеников с низким уровнем развития способностей плохо сформированы и общие и специальные способности (разрозненные элементы). Дети пассивно вовлекаются в учебную деятельность, требуется специальная помощь со стороны учителей.

Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний как фундамент, на котором вырабатываются специальные умения.

Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

• учебно-организационные;

• учебно-интеллектуальные;

• учебно-информационные;

• учебно-коммуникативные.

Рассмотрим их в том порядке, в каком они названы выше.

Учебно-организационные умения Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним, в частности, относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:

• умение планировать работу,

• четко ставить систему задач, вычленять среди них главные,

• умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,

• умелый и оперативный контроль за выполнением задания,

• умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу,

• умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

Два очень важных умения, с которых мы начнем наш перечень, строго говоря, не являются общелогическими. Но без их тщательной отработки сформировать интеллектуальные умения ученика невозможно.

Первое - умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.

Второе - умение красиво и скоро писать.

Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

А далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития.

Уровень интеллектуального развития школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

• диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

• сравнивать объекты, факты, явления;

• классифицировать материал;

• обобщать, делать резюме;

• абстрагировать;

• выделять главное, существенное;

• синтезировать материал;

• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

• выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-информационные умения Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся каталог, словари, энциклопедии, справочники, оглавления, комментарии; печатные и технические средства массовой информации. Кроме того, ученик должен уметь составлять картотеку, план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

• работать с учебником и дополнительной литературой;

• составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

• осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;

• владеть различными видами пересказа.

Учебно-коммуникативные умения

Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом. Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета. Выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.

В соответствии с задачами исследования план педагогического мониторинга включает три этапа:

первый этап – диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков в начале учебного года (сентябрь);

второй этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце первого полугодия (декабрь);

третий этап – диагностика уровня развития ОУУН в конце учебного года (май).

На каждом этапе - статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, теоретическое осмысление, обобщение и оформление результатов, формулировка выводов и рекомендаций по совершенствованию процесса формирования общеучебных умений и навыков.

Наблюдая за учениками можно заметить, что дети начинают обращать больше внимания на свою устную речь. Если устный ответ записан на магнитофон и ребенок слушает собственную устную речь как чужую, то возникает возможность ее исследовать и корректировать. Дети начинают корректировать свое поведение и деятельность в социальных ситуациях (тон, интонацию, силу голоса, выбор лексики; а в случае применения видео – мимику, жестикуляцию, позу и т. п.).

Существенно улучшается качество домашней подготовки. И соответственно, усиливается эффективность обучения, происходит обучение исследовательской деятельности, самоанализу; обучение умению критически относиться к своим действиям. У детей появляется опыт, а затем и навык практической работы над коррекцией и организацией собственной устной речи (редактирование, планирование) и деятельности (проектирование, планирование).

На основании анализа результатов диагностики уровня развития общеучебных умений и навыков у учеников 5 класса можно сделать следующие рекомендации:

1. Учитель должен учить детей:

а) осознавать и мотивировать свою учебную деятельность;

б) внимательно воспринимать информацию;

в) рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами).

2. Применять такие виды самостоятельной деятельности, как:

а) составление плана ответа;

б) озаглавливание отдельных абзацев;

в) составление тезисов прочитанного;

г) краткое изложение текста 2-3 предложениями;

д) ведение конспекта, написание реферата;

е) выписывание цитат;

ж) изложение, сочинение.

3. Обучать учащихся использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно", "обобщая сказанное".

4. Развивать самостоятельность мышления следующими способами:

а) создавать ситуацию споров;

б) стимулировать свободное изложение материала своими словами;

в) признавать вариативность формулировок;

г) использовать выражения "докажите" и другие подобные.

5. Учить пользоваться:

а) учебником,

б) справочниками, словарями, энциклопедиями,

в) картотекой, каталогом,

г) техническими источниками информации.

6. Учить вести наблюдения.

7. Учить осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

8. Учить вести познавательную деятельность:

а) индивидуально,

б) в паре,

в) группе,

г) в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенно важны следующие общеучебные умения и навыки, формированию которых следует уделять особое внимание:

• осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);

• выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;

• описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

• видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

• вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа город Агидель республики Башкортостан»
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconМбоу до «Научно-информационно-методический центр» городского округа...
...
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится Управлением образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальным бюджетным...
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconО ходе исполнения Целевой программы «Молодёжь городского округа город...
Целью данной Программы является создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий социального становления,...
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconКафедра методики начального образования
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредителями городского конкурса «Самый классный классный 2010» (далее Конкурс) являются отдел образования городского округа города...
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПоложение о IX научной конференции обучающихся Калининского района...
Начальник отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconАналитический отчет Отдела образования Администрации городского округа...
Отдела образования Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан за 2011/2012 учебный год
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconРоспотребнадзора Советского района городского округа по Республике...

Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconОтчет о результатах самообследования деятельности маоу гимназия №93...
Маоу гимназия №93 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПубличный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа
Публичный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2011-2012 год
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПортрет Газиза Альмухаметова. Использованная литература
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconЗа отчетный период 2012 года всеми видами деятельности было охвачено 19 900 человек, из них
О ходе выполнения Программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городском округе город Салават...
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПонимание текста как фактор развития коммуникативных навыков
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город Агидель мобу сош №1 Диагностика уровня сформированности iconПрограмма «Школа2100»
Публичный доклад директора мбоу сош №125 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2012-2013...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск