Скачать 185.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ИНЖЕНЕРНАЯ ШколА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Основы научных исследований. Направление — 210700.68 Инфокоммуникационные технологии и системы связиФорма подготовки – очнаяИнженерная школа Электроники и средств связи курс 1 семестр 1 лекции 10 час. практические занятия 24 час. лабораторные работы – не предусмотрено учебным планом всего часов аудиторной нагрузки 34 час. самостоятельная работа 74 час. контрольные работы курсовая работа (проект) работы – не предусмотрено учебным планом зачет 1 семестр экзамен – не предусмотрено учебным планом Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 238 от 29 марта 2010 г.) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Электроники и средств связи, протокол от 29 августа 2012 г. № 6 Заведующая кафедрой Л.Г. Стаценко Составитель _ Л.Г. Стаценко I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Дисциплина «Основы научных исследований» входит в вариативную часть общенаучного цикла направления 210700.68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» всех профилей.Появление курса «Основы научных исследований» было вызвано бурным развитием отрасли инфокоммуникаций, увеличением объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемостью и обновлением знаний. На данном этапе возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах, имеющих высокую и общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе. Эти специалисты должны не только хорошо ориентироваться в новых научных разработках и исследованиях, но и уметь внедрять в производственный процесс результаты данных исследований, используя инновационную составляющую. Курс «Основы научных исследований» включает в себя: философские аспекты; изучение структуры НИР в России; методологические основы научного познания; изучение этапов НИР. Кроме того курс изучает методы теоретического исследования, затрагивает вопросы моделирования в научных исследованиях и позволяет производить выбор направления научного исследования. При изучении курса студенты учатся производить поиск, накопление и обработку научной информации, а также проводить, обрабатывать и оформлять экспериментальные исследования. Для успешного освоения данной дисциплины студентам необходимо иметь знания в пределах образовательных программ курсов «Физика (электродинамика)», «Высшая математика (интегро-дифференциальное счисление, спецфункции)», «Теория вероятности и математическая статистика», «Электрорадиоизмерения», «Экономика отрасли инфокоммуникаций», «Сетевые технологии», «Системы радиосвязи и радиодоступа». Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» являются: – освоение студентами методологии научного познания как основ научного творчества. - освоение студентами теоретических основ статистической обработки экспериментальных данных. - приобретение практических навыков по измерению параметров устройств связи. Задачи дисциплины: 1.Ознакомление с основными методиками оценки экономической эффективности выполненного исследования; 2. Приобретение теоретических знаний по вопросам планирования эксперимента для исследования процессов распространения сигнала; исследование антенн, звукового вещания, телевещания, видеотехники. 3. Овладение практическими навыками по вопросам метрологического обеспечения процессов в инфокоммуникационных системах; 4. Приобретение теоретических знаний основных принципов организации и управления научным коллективом. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Дисциплина формирует следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Тема 1. Наука. Основные положения. Организация научных исследований в России. Методология научного познания (2 часа)
1.5. Структура и организация научных учреждений 1.6. Управление, планирование и координация научных исследований 1.7. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России 1.8. Ученое звание и ученая степень 1.9. Факты, их обобщение и систематизация 1.10. Научное исследование и его методология 1.11. Основные уровни научного познания 1.12. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования. Тема 2. Определение темы. Этапы проведения научного исследования (2 часа) 2.1. Методы выбора и оценки тем научных исследований 2.2. Классификация и этапы научно-исследовательских работ 2.3. Актуальность и научная новизна исследования Тема 3. Виды хранения научной информации, ее поиск и обработка. Электронные формы информационных ресурсов (2 часа) 3.1. Документальные источники информации 3.2. Анализ документов 3.3. Виды документов с точки зрения целевого назначения. 3.4. Анализ источников информации. 3.5. Научные документы. 3.6. Поиск научной информации 3.7. Накопление научной информации 3.8. Базы данных 3.9. Обработка научной информации, ее фиксация и хранение 3.10. Отбор и оценка фактического материала. Тема 4. Разработка методики теоретического и экспериментального исследования (2 часа). 4.1. Теоретические методы исследования 4.2. Методы системного анализа. 4.3. Модели исследований 4.4. Экспериментальные исследования 4.5. Роль эксперимента в научном познании. 4.6. Методология эксперимента. 4.7. Планирование эксперимента Тема 5. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРИЗ (2 часа) 5.1. Функции ТРИЗ 5.2. Структура ТРИЗ 5.3. Простейшие приемы изобретательства - Аналогия - Инверсия - Эмпатия - Фантазия - Мозговой штурм - Морфологический анализ 5.4. Законы развития технических систем 5.5. Законы организации технических систем. 5.6. Закон полноты частей системы 5.7.Закон избыточности частей системы
Занятие 1. Составление рабочих записей (2 часа). Производится освоение следующих видов рабочих записей: разметка, выписки, тезисы, аннотация, реферат, резюме , конспект. Занятие 2. Изучение научно-справочного аппарата книги (2 часа). Производится освоение следующих видов научно-справочного аппарата книги: 1. Информационная часть: сведения о названии; сведения об авторе (авторах); функциональное назначение источника; сведения об издателях; краткая характеристика (аннотация); выходные данные – условный печатный лист.
3. Поисковая часть: принятые сокращения; указатели; содержание. Занятие 3. Изучение метода фокальных объектов (2 часа), в виде представления и защиты презентаций студентами по следующим вопросам:
Занятие 4. Изучение метода мозгового штурма, обратный мозговой штурм (2 часа). Занятие проходит в форме «мозгового штурма».
Занятие 5. Метод морфологического анализа (2 часа) в виде представления и защиты презентаций студентами по следующим вопросам:
Занятие 6. Метод контрольных вопросов (2 часа).
Занятие 7. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности с перебором вариантов. Решение научных и исследовательских задач (4 часа). Занятие 8. Разработка методики теоретического и экспериментального исследования (4 часа).Занятие проходит в форме выступлений студентов с презентациями разработанной методики. Занятие 9. Классификация и этапы научных исследований (4 часа). Первая часть занятия проходит в форме активного обсуждения студентами темы занятия, вторая часть предполагает решение задач различной сложности.
В течение семестра для контроля знаний студентов проводятся контрольные работы по отдельным блокам дисциплины. Вопросы к КР №1
Вопросы к КР №2
Вопросы к зачету
Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины... Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла |