Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»





Скачать 262.29 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»
Дата публикации21.11.2014
Размер262.29 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №11 ___________________

от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________
Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»

по направлению подготовки

030100 Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)

Составитель: к.ф.н. Кириллов А.А.

Ростов-на-Дону

2011

Содержание





1.Пояснительная записка


2.Учебно-тематический план курса


3. Учебный модуль 1.

4. Учебный модуль 2.

5. Учебный модуль 3

6.Методические рекомендации для выполнения самостоятельных видов работ


7. Контрольные вопросы

8. Литература ко всему курсу


Пояснительная записка.

Структура курса «Информационные технологии в науке и образовании» включает три модуля: «Формирование научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий», «Информационные технологии в современном культурном пространстве», «Информационные технологии в современном гуманитарном образовании и науке». В первых темах раскрывается панорама социально-философской проблематики и направления научных дискуссий о природе коммуникативных процессов в обществе и влиянии на них новых информационных технологий. В последующих темах осуществляется аналитический, исторический и методологический обзор основных теоретических систем коммуникации и стратегий информатизации, с учетом особенностей их формирования.

Такая структура позволяет наиболее эффективно решать основные задачи курса:

1. ознакомление студентов с особенностями формирования научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий;

2. развитие у студентов навыков научного исследования с активным привлечением информационные технологий в современном образовательном пространстве науки и техники.

3. формирование навыков научно-исследовательской работы в процессе подготовки докладов и рефератов, участия в научных конференциях.

Цели курса обусловлена необходимостью изучения студентами-бакалаврами различных сторон применения современных информационных технологий в образовательном цикле, как области, охватывающей теоретические и методические основы, разработки и создания технологий информационной индустрии. Связанной со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов научной и образовательной информации.

При подготовке к занятиям рекомендуется пользоваться указанными в списке основной литературы учебными пособиями, для уяснения основных понятий курса необходимо обращаться к словарям и справочникам. Для получения более подробной информации по каждой теме нужно обращаться к дополнительной литературе, списки которой приводятся в соответствии с тематическими разделами. Использование дополнительной литературы особенно необходимо для подготовки докладов и рефератов. Список тем докладов и рефератов представлен в конце данного пособия.

Поставленные задачи могут быть решены в полной мере при условии систематической работы студента, как под непосредственным руководством преподавателя, так и в самостоятельной форме путем изучения учебного материала.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы развитие и формирования научно-методических основ глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний и создание персонально доступных предметно-ориентированных технологий информационного обмена и производства знания.
Уметь: использовать информационные технологии (ИТ), реализованные в виде систем, продуктов и сервисов ИТ, как, например: информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, информационные содержания (контенты), электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения; иметь представление о функциональных возможностях наиболее распространенных продуктов ИТ, а также необходимые умения по их использованию;
Владеть: навыками работы на различных типах ЭВМ; знаниями и навыками, достаточными для самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области прикладной информатики, а также разработки и использовании новых ИТ продуктов; владеть научно-методическими основами и стандартами в области ИТ, применять их при разработке с новыми ИТ, создании и интеграции систем, продуктов и сервисов ИТ; владеть современными технологиями автоматизации проектирования систем, продуктов и сервисов ИТ; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных ИТ; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Информационные технологии в науке и образовании»





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

№№

Название модулей и тем

Количество часов







Лекции

Семинары

Контроль самостоятельной работы




Модуль 1. Формирование научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий.










1

История информационных технологий. Мир в докомпьютерную эру; история развития компьютеров, программного обеспечения, сетевой телеобработки, пионеры информационных технологий

4 часа






2

Основные современные подходы к пониманию природы информационных технологий

2 час.







3

Теоретические модели коммуникации – от Г. Лассуэла до Дж. Урри.

2 часа





4

Базовые социально-философские концепции «информационного общества» - Д. Белл, Ё. Масуда, Зб. Бжезинский.

2 часа





5

Социальные и этические трансформации общества в концепциях М. Маклюэна и Э. Тоффлера: «глобальная деревня» и «цифровой коттедж».

2 часа










Модуль 2. Информационные технологии в современном культурном пространстве










6

Этика в информационном обществе, социальные  последствия внедрения информационных технологий

2часа







7

Влияние ИТ и телекоммуникации на социальные процессы: рост сети Интернет, организация управления сетью Интернет и доступа к ее ресурсам; международное сотрудничество и межгосударственные практики регулирования

4 часа







8

Преступления в сфере информационных технологий. Риски, связанные с применением компьютерных систем; примеры отказов и нарушения безопасности ПО; проблемы, связанные со сложностью ПО; управление рисками и оценка рисков

2 часа




Коллоквиум 2 часа




Модуль 3. Информационные технологии в современном гуманитарном образовании и науке










9

Основные подходы к использованию ИТ в современном образовательном пространстве

2 часа







10

Специфика гуманитарного пространства образования и ИТ

2 час







11

Концепция дистанционного обучения на основе оболочки «Moodle»

2 час






12

Работа с открытыми информационными базами

2 час




Тренинг по одной из баз

2 часа

13

Работа с электронными подписными изданиями ЮФУ

2 часа




Тренинг по одной из баз

2 часа

Итого:




30 часов




6 час
















ПРОГРАММА КУРСА

Модуль 1. Формирование научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий.

Тема 1.1 История информационных технологий

Мир в докомпьютерную эру, традиционные способы коммуникации – вербальные, невербальные, исторические условия возникновения письменности и социальные последствия распространения дескриптивной технологии в сфере власти и знания. Роль символических практик в формировании культурного пространства взаимодействия. Формирование искусственных языков, сакральных, научных, служебных, технических. История развития компьютеров, программного обеспечения, сетевой телеобработки, пионеры информационных технологий.

Тема 1.2

Основные современные подходы к пониманию природы информационных технологий и формирования коммуникативного пространства взаимодействия. Научно-технические революции 20-21 вв., становление техногенной цивилизации – её признаки, характеристики и параметры. Роль техники и технологического роста в процессе развития информационных технологий. Понятие информационной революции, технологическая модернизация информационной сферы общества в 20-начале 21 вв.

Тема 1.3 Теоретические модели коммуникации

Теоретическая модель коммуникации Г. Лассуэла – политическая коммуникация, понятие «пропаганда» и «политический миф» в концепции Г. Лассуэла. Массовая коммуникация, медиасреда и формирование в 30-40-х годах 20 века в США академической традиции коммуникативистских исследований. Линейная, кодовая модель коммуникации К. Шеннона и У.Уивера, её модернизация У. Мартином и Н. Винером. Инференционная модель коммуникации Герберта Пола Грайса, многообразие представлений о интеракционной модели коммуникации в науке (Шиффрин, Дитц, Харрис, Богушевич и др.). Информационная модель коммуникативного пространства знания – «акторные сети» Бруно Латура. Социологическая модель коммуникации Дж. Урри – «номадическое общество», и природа социального трафика.

Тема 1.4 Базовые социально-философские концепции «информационного общества»
Формирование в США и Японии научного интереса и исследовательской традиции по изучению информационной сфере современного общества Базовые социально-философские концепции «постсовременного», «технотронного» и «информационного общества», в исследованиях Д. Белла, Ё. Масуда, Зб. Бжезинского, работа «футурологических комиссий США», как начало научной проблематизации сферы информационных технологий. Социальные и этические трансформации общества в концепциях М. Маклюэна и Э. Тоффлера: «глобальная деревня» и «цифровой коттедж» - параметры двух моделей развития информационного общества: прогнозы, сценарии и факты.
Модуль 2. Информационные технологии в современном социо-культурном пространстве

Тема 2.1 Этика в информационном обществе, социальные  последствия внедрения информационных технологий

Этика в информационном обществе, социальные  последствия внедрения информационных технологий. Общественные ценности и законы этики; сущность профессионализма; ступени профессиональной подготовки и их оценка; роль профессионалов в социальных процессах; уверенность в будущем; этические кодексы и их осуществление на практике (IEEE, ACM, SE, AITP и пр.); недоверие и дискриминация; всеобъемлющая информатизация и повсеместное использование ИТ. Этические и законодательные основы личной безопасности; конфиденциальность персональной информации в базах данных; технологические решения для обеспечения конфиденциальности; свобода самовыражения в киберпространстве; влияние на интернациональность культуры. Риски, связанные с применением компьютерных систем; примеры отказов и нарушения безопасности ПО; проблемы, связанные со сложностью ПО; управление рисками и оценка рисков.
Тема 2.2 Влияние ИТ и телекоммуникации на социальные процессы

Влияние ИТ и телекоммуникации на социальные процессы: история возникновения и распространения сети Интернет, организация управления сетью Интернет и доступа к её ресурсам. Международное сотрудничество и межгосударственные практики регулирования. Международные программы, регулирующие сферу использования информационных технологий и коммуникационной среды – «Обсерваторий информационного рынка», план «Электронная Европа 2002-2004» (eEurope 2002Action Plan), Лиссабонская декларация 2000, «Директива об авторских правах в информационном обществе», «Соглашение о безопасности», ЕС – США, «Луденские принципы» паневропейского проекта «Go digital!». Основные стратегии формирования «общества знания»: американская, континентальная – европейская и дальневосточная (Япония, Ю. Корея, Тайвань и т.д.) модели. Основные параметры «общества знания» - электронная демократия, электронная экономика, электронное образование, и т.д. Основы интеллектуальной собственности, права собственности, понятие «патент», «коммерческая тайна». Феномен компьютерного пиратства в области ПО, история и способы борьбы с компьютерным пиратством. Использование патентование ПО, понятие интеллектуальной собственности в международном праве.
Тема 2.3 Преступления в сфере информационных технологий

Компьютерная информация, как объект правовой защиты и криминального интереса, понятие «киберпреступности». Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому уголовному законодательству. Анализ составов Компьютерных преступлений  по ряду статей УК РФ: «Неправомерный доступ к компьютерной информации», «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ», «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Отечественная особенность преступлений в сфере информационных технологий. Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями.
Модуль 3. Информационные технологии в современном гуманитарном образовании и науке

Тема 3.1 Основные подходы к использованию ИТ в современном образовательном пространстве

Различные виды виртуальной коммуникации: электронная почта, сайты, рассылки, форумы, чаты, онлайн-общение, блоги и т.д. Сетевые роли. Различные виды сетевой коммуникации: деловые контакты, знакомства, развлечение, хобби, общение ради общения. Противоречивость их характеристик: анонимность и самовыражение, скрытность и раскрепощённость, избирательность и универсальность. Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации.
Тема 3.1 Специфика гуманитарного пространства образования и ИТ

Интернет-журналы и Интернет-публикации. Распространение научных данных в сети. Научные порталы. Виртуальные библиотеки: принципы функционирования. Интернет-конференции, их виды, особенности организации и правила участия. Научное рецензирование и редактирование в сети. Научные контакты через Интернет. Нормы этики науки в сетевом сообществе учёных. Новые возможности образования в связи с появлением Интернета: мультимедийность, интерактивность, передача большого объёма информации на неограниченные расстояния. Дистантное обучение, виртуальное образование, сетевые курсы как виды Интернет-образования; их сильные и слабые стороны. Этические аспекты Интернет-образования: виртуальное и реальное общение, дифференциация аудитории по уровню обеспеченности и владения компьютерной техники, ограниченные возможности практики, экологические рамки и т.д.

Тема 3.2 Концепция дистанционного обучения

Концепция дистанционного обучения на основе оболочки «Moodle». Работа с открытыми информационными базами. Работа с электронными подписными изданиями ЮФУ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 1. Феномен коммуникации в современном обществе

1. Общая характеристика основных теоретических моделей коммуникации.

2. Особенности кодовой модели коммуникации – аппаратные характеристики и взаимосвязь с кибернетикой.

3. Кибернетика – наука об управлении.

4. Сходство и различия основных теоретических моделей коммуникации.

Литература:

  1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

  2. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., ИТДГК «Гнозис», 2003.

  3. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

  4. Маклюэн Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: «Ника-Центр», 2004.

Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
Тема 2. Этические и правовые аспекты информационных технологий в современном обществе

1. Социальные  последствия внедрения информационных технологий.

2. Профессиональная этика в использовании информационных технологиях.

3. Этические и законодательные основы личной и коллективной безопасности в ИТ.

4. Статус и конфиденциальность персональной информации.

5. Понятие «киберпреступности» и средства борьбы.

Литература:

  1. Беляев В.С. Безопасность в распределительных системах. М., 1995.

  2. Ведеев Д.В. Защита данных в компьютерных сетях. М., 1995.

  3. Гайкович В.Ю «Основы безопасности информационных технологий», Москва, Инфо-М, 1998.

  4.  Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.

  5. Копылов В.А. Информационное право. М., Юристъ, 1997.

  6. Мелюхин А.И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

  7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1999.

  8. Рязанцева Т.И. Теория и практика работы с гипертекстом (на основе английского языка). М., 2008.

  9. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000.


Примерные темы докладов и рефератов по всем темам курса

  1. Коммуникация как предмет социальной философии.

  2. Проблема искусственный интеллект: основные направления исследования

  3. Социальные и этические аспекты исследований искусственного интеллекта.

  4. Модели анализа этических и социальных последствий активного внедрения ИТ.

  5. Что такое киберпространство – средство, цель, место или среда?

  6. Виртуальная реальность: проблема исследования.

  7. Понятие киберпространство: характеристика и свойства.

  8. Сетевое пространство Интернет: история становления и роль в формировании облика современного общества.

  9. Интернет в России: развитие и этические проблемы.

  10. Моральное сознание и Интернет: взаимное влияние.

  11. Понятие «компьютерная этика» и «информационная этика».

  12. Этика в пространстве сетевого общения.

  13. Интернетэтика.



Методические рекомендации

Самостоятельная работа осуществляется в форме написания реферата по проблематике одной из заявленных в списке тем: «Феномен коммуникации в современном обществе» и «Этические и правовые аспекты информационных технологий в современном обществе».

Требования к написанию реферата:

Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов. Написание реферата предполагает формулировку проблемы исследования, изучение литературных источников, анализ и описание различных точек зрения по проблеме, разработку и аргументацию собственной позиции автора.

Структура реферата:

Введение

Написание данного раздела включает постановку проблемы в рамках выбранной темы, обоснование актуальности темы, формулировку задач, которые предполагается решить в процессе исследования. Объем «Введения» составляет 1/10 часть работы

Основная часть

В данном разделе раскрывается тема и решается основанная проблема исследования. Основная часть разбивается на главы в соответствии с логикой изучения проблемы. Здесь последовательно раскрываются пункты плана, анализируются различные точки зрения на проблему, выдвигается позиция автора. В каждой главе должна решаться определенная задача, сформулированная во Введении, глава должна завершаться краткими выводами.
Заключение

В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы по результатам исследования проблемы, делаются авторские обобщения с учетом рассмотренных точек зрения. Объем Заключения должен соотвествовать объему Введения.
Список литературы

Список литературы приводится в конце работы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Иностранные источники указываются в конце списка.

Пример:

Номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек). Название издательства. Место (город) издания. Год издания. Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

В реферате могут содержаться Приложения в виде схем, графиков, таблиц и т.д. Приложения следует поместить в конце реферата.
Правила оформления реферата

1. Титульный лист. Необходимо указать название учебного заведения, название изучаемой дисциплины, тему, фамилии автора и руководителя исследовательской работы, место и год выполнения.

2. Содержание. Указывается название разделов и соответствующие им начальные страницы.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы

7. Приложения

Объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Поля страницы: левое - 3 см., правое – 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль. Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Номера страниц ставятся верху в середине листа. На титульном листе номер не ставится.

При цитировании в ссылках необходимо указать фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. Ссылки на источник помещаются в конце реферата.

Сноски располагаются под чертой внизу страницы. Нумерация сносок является сквозной для всей работы.
Вопросы для контрольных работ по результатам освоения содержания модулей:

  1. Что представляют собой современные ИТ?

  2. Место и роль ИТ в образовательной, научной и социальной деятельности?

  3. Охарактеризуйте особенности развития и основные этапы становления ИТ.

  4. Какова роль коммуникативных исследований в становлении ИТ?

  5. Каково влияние ИТ на социальные процессы?

  6. Каковы основные подходы к использованию ИТ в современном образовательном пространстве?

  7. Каковы основные элементы дистанционного образования?

  8. Коммуникация как предмет социальной философии.

  9. Проблема искусственный интеллект: основные направления исследования

  10. Социальные и этические аспекты исследований искусственного интеллекта.

  11. Модели анализа этических и социальных последствий активного внедрения ИТ.

  12. Что такое киберпространство – средство, цель, место или среда?

  13. Виртуальная реальность: проблема исследования.

  14. Понятие киберпространство: характеристика и свойства.

  15. Сетевое пространство Интернет: история становления и роль в формировании облика современного общества.

  16. Интернет в России: развитие и этические проблемы.

  17. Моральное сознание и Интернет: взаимное влияние.

  18. Понятие «компьютерная этика» и «информационная этика».

  19. Этика в пространстве сетевого общения.

  20. Интернетэтика.

  21. Что такое информационные базы?

  22. Как структурно организованны данные базы?

  23. Чем отличается открытые и закрытые информационные базы?

  24. Профессиональная этика работников в сфере массовой коммуникации.

  25. Кодексы компьютерной этики, их ценностная основа.

  26. Информационная цивилизация: этическое осмысление.

  27. Информационная культура.

  28. Международные кодексы о свободе доступа к информации: их моральное и социокультурное значение.

  29. Виртуальное пространство, его характеристики с точки зрения этики.

  30. Моральные оценки Интернета в современных философских и культурологических исследованиях.

  31. Сетевая и социальная этика: точки соприкосновения.

  32. Сетевой этикет: основные правила.

  33. Интернет и авторские права: специфика определения и защиты.

  34. Компьютерные преступления: виды, причины появления и возможности противодействия.

  35. Виды виртуальной коммуникации; их положительные и отрицательные черты с точки зрения моральной оценки.

  36. Научная работа в Интернете с точки зрения этики науки.

  37. Образование в Интернете: виды и социокультурная значимость.

  38. Как осуществляется работа с электронными подписными изданиями ЮФУ?

  39. Какие англоязычные и русскоязычные электронными подписные изданиями ЮФУ Вам известны?

  40. Специфика гуманитарного информационного образовательного пространства.

  41. Профессиональная ответственность и профессиональная этика в использовании ИТ.

  42. Возможные риски, связанные с применением компьютерных систем.

Литература:

основная литература:


  1. Алексеева И.А. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992.

  2. Батурин Ю.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М., 1991.

  3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Стр. 330.

  4. Беляев В.С. Безопасность в распределительных системах. М., 1995.

  5. Ван Дюн Дж. Роль человеческого фактора в совершении преступлений в сфере компьютеров // Компьютеризация общества и человеческий фактор: Реф.сб. М, 1988.

  6. Ведеев Д.В. Защита данных в компьютерных сетях. М., 1995.

  7. Виртуалистика: экзистенциональные и эпистемологические аспекты. М., 2004.

  8. Гаврилов А. Как размножаются ежики // Независ. газ. Ex libris. 1999. № 43(115). - 4 ноября.

  9. Гайкович В.Ю «Основы безопасности информационных технологий», Москва, Инфо-М, 1998.

  10. Галина М. Интернет, ядерная бомба и клонирование// Лит. газ. 2000. № 1-2 (5772). 1-12 января.

  11. Галинская И.Л. Как украсть миллион. Этика и психология компьютерной жизни. // Гармония. М., 1991.

  12. Галинская И.Л. Компьютерная этика. М., 1986. 5. Галинская И.Л. Компьютерная этика и компьютерное право в США и Австралии. М., 1989.

  13. Галинская И.Л. Экологическая этика и взаимоотношение “человек - животный мир” // Человек: образ и сущность. Ежегодник. Биосфера, ноосфера и экология. - М., 1999.

  14. Горбатов В.С., Полянская О.Ю., «Доказывание в судебных делах по компьютерным преступлениям», Москва, МИФИ, 1997.

  15. Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. М., 1963.

  16. Джерджен К. Обыденное, оригинальное и достоверное. Минск, 2005. С.56.

  17. Законы Мэрфи. М., 1997.

  18. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.

  19. История информатики и философия информационной реальности. М., 2007

  20. Карелина М.М. Преступления в сфере компьютерной информации, Москва,1998.

  21. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.

  22. Кононов И.А. Человек в информационно-техническом обществе // Филос. и педагогич. антропология. - Екатеринбург; Нижневартовск, 1998.

  23. Копылов В.А. Информационное право. М., Юристъ, 1997.

  24. Крылов В.В. Информационные компьютерные преступления. М., ИнфраМ-Норма, 1997.

  25. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7/0 и Delphi. СПб., 1998.

  26. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М., 1999.

  27. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

  28. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., Жуковский: «Канон -пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.

  29. Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: «Ника-Центр», 2004.

  30. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

  31. Мелюхин А.И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

  32. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1999.

  33. Поппель Г., Б. Голдстайн. Информационная технология – миллионные прибыли: Пер. с англ. и авт. предисл. В.В. Симаков. М., Экономика, 1990.

  34. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.

  35. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

  36. Ракитов А.И. Информатизация общества: состояние, структура, перспективы // Перспективы информатизации общества. М., 1990.

  37. Рязанцева Т.И. Теория и практика работы с гипертекстом (на основе английского языка). М., 2008.

  38. Современная философия науки. Хрестоматия. М., «Наука» 1994 г. Вступительная статья А.А. Печёнкина.

  39. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики (пилотный курс лекций). Томск, 2000.

  40. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М, 2001.

  41. Чумаков В. Схватка в Паутине: Шимомура прощает Кевина // Лит. газета. М., 2000. - 26 янв. - 1 февр.

  42. Эшби У.Р. Что такое разумная машина? // Кибернетика ожидаемая и неожиданная. М., 1968.

  43. Юсупов Р.М., В.П. Заболотский. Научно-методические основы информатизации. СПб., Наука, 2000.

  44. Ямпольский М. Интернет и постархивное сознание // Новое литературное обозрение. 2002. № 51. С.71.


дополнительная литература:

  1. Баев О.Я., Мещеряков В.А. Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере компьютерной информации, Защита информации. Конфидент, № 5, 1998.

  2. Домашний компьютер, № 6 1996, «Краткий курс истории процессора Intel»

  3. Ичбиа Д., Кнеппер С. Сотворение Microsoft, пер. Мовшовича Д.Я., Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.

  4. Компьютера, № 37-38 1995 «Как арифмометр превратился в арифмометр счеты». Мир ПК, № 3 1998, «ПК завтрашнего дня».

  5. Компьютера, № 46 1996 «Кто был первым».

  6. Крылов В.В. Информационные преступления – новый криминалистический объект // Российская юстиция, 1997 г., N 4.

  7. Крылов В.В. Информация как элемент криминальной деятельности // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 4.

  8. Печерский Ю.Н. Этюды о компьютерах, Штиинца, Кишинев, 1989.

  9. Пятибратов А.П., А.С.Касаткин, Р.В.Можаров. «ЭВМ, МИНИ-ЭВМ и микропроцессорная техника в учебном процессе».

  10. Пятибратов А.П., А.С. Касаткин, Р.В. Можаров. «Электронно-вычислительные машины в управлении. Computerworld Россия, № 46,47,48 1997 «Транзистору - 50»

  11. Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция, 1996, N 10.

  12. Соловьев И.Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет // Налоговый вестник, 2001 г. № 4.

  13. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя, ИНФРА-М, Москва,1995.

  14. Фоменков Г.В. О безопасности в Internet. Защита информации. Конфидент, № 6, 1998.

  15. Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1999, N 1.

Интернет-ресурсы:

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

Философский портал http://www.philosophy.ru

Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

Портал «Библиотекарь.ру» www.bibliotekar.ru/index.htm

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Britannica - www.britannica.com

Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

http://www.biblioclub.ru/

Информационно-образовательный портал «Университетская библиотека онлайн»

http://www.lanbook.ru/

Электронно-библиотечной системы Издательства «ЛАНЬ»

http://www.knigafund.ru/

Электронно-библиотечная система "КнигаФонд"

http://plants.jstor.org/

JSTOR Plant Science

http://elibrary.ru/

Журналы издательства Эльзевир на платформе elibrary.ru

Cambridge University Press

 http://www.journals.cambridge.org/archives.

Institute of Physics


http://journals.iop.org/

SCOPUS®


http://www.elsevier.ru/products/electronic/polythematic/Scopus/

Научная Электронная библиотека


http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_free.asp?

Библиотека диссертаций РГБ


http://diss.rsl.ru/

Oxford Journals. Oxford University Press


http://www.oxfordjournals.org

Sage Publication


http://online.sagepub.com/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «компьютерные технологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в бухгалтерском учете
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе»
Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании»
Магистерская программа «Микро и нанотехнологии в производстве изделий электронной техники»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии...
Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconВычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013)
Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск