Скачать 262.29 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ На заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол №11 ___________________ от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. _________________________ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» по направлению подготовки 030100 Философия (степень «магистр») Форма обучения (дневная) Составитель: к.ф.н. Кириллов А.А. Ростов-на-Дону 2011 Содержание
Пояснительная записка. Структура курса «Информационные технологии в науке и образовании» включает три модуля: «Формирование научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий», «Информационные технологии в современном культурном пространстве», «Информационные технологии в современном гуманитарном образовании и науке». В первых темах раскрывается панорама социально-философской проблематики и направления научных дискуссий о природе коммуникативных процессов в обществе и влиянии на них новых информационных технологий. В последующих темах осуществляется аналитический, исторический и методологический обзор основных теоретических систем коммуникации и стратегий информатизации, с учетом особенностей их формирования. Такая структура позволяет наиболее эффективно решать основные задачи курса: 1. ознакомление студентов с особенностями формирования научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий; 2. развитие у студентов навыков научного исследования с активным привлечением информационные технологий в современном образовательном пространстве науки и техники. 3. формирование навыков научно-исследовательской работы в процессе подготовки докладов и рефератов, участия в научных конференциях. Цели курса обусловлена необходимостью изучения студентами-бакалаврами различных сторон применения современных информационных технологий в образовательном цикле, как области, охватывающей теоретические и методические основы, разработки и создания технологий информационной индустрии. Связанной со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов научной и образовательной информации. При подготовке к занятиям рекомендуется пользоваться указанными в списке основной литературы учебными пособиями, для уяснения основных понятий курса необходимо обращаться к словарям и справочникам. Для получения более подробной информации по каждой теме нужно обращаться к дополнительной литературе, списки которой приводятся в соответствии с тематическими разделами. Использование дополнительной литературы особенно необходимо для подготовки докладов и рефератов. Список тем докладов и рефератов представлен в конце данного пособия. Поставленные задачи могут быть решены в полной мере при условии систематической работы студента, как под непосредственным руководством преподавателя, так и в самостоятельной форме путем изучения учебного материала. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные этапы развитие и формирования научно-методических основ глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний и создание персонально доступных предметно-ориентированных технологий информационного обмена и производства знания. Уметь: использовать информационные технологии (ИТ), реализованные в виде систем, продуктов и сервисов ИТ, как, например: информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, информационные содержания (контенты), электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения; иметь представление о функциональных возможностях наиболее распространенных продуктов ИТ, а также необходимые умения по их использованию; Владеть: навыками работы на различных типах ЭВМ; знаниями и навыками, достаточными для самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области прикладной информатики, а также разработки и использовании новых ИТ продуктов; владеть научно-методическими основами и стандартами в области ИТ, применять их при разработке с новыми ИТ, создании и интеграции систем, продуктов и сервисов ИТ; владеть современными технологиями автоматизации проектирования систем, продуктов и сервисов ИТ; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных ИТ; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Информационные технологии в науке и образовании» ПРОГРАММА КУРСА Модуль 1. Формирование научной традиции исследования феномена коммуникации и информационных технологий. Тема 1.1 История информационных технологий Мир в докомпьютерную эру, традиционные способы коммуникации – вербальные, невербальные, исторические условия возникновения письменности и социальные последствия распространения дескриптивной технологии в сфере власти и знания. Роль символических практик в формировании культурного пространства взаимодействия. Формирование искусственных языков, сакральных, научных, служебных, технических. История развития компьютеров, программного обеспечения, сетевой телеобработки, пионеры информационных технологий. Тема 1.2 Основные современные подходы к пониманию природы информационных технологий и формирования коммуникативного пространства взаимодействия. Научно-технические революции 20-21 вв., становление техногенной цивилизации – её признаки, характеристики и параметры. Роль техники и технологического роста в процессе развития информационных технологий. Понятие информационной революции, технологическая модернизация информационной сферы общества в 20-начале 21 вв. Тема 1.3 Теоретические модели коммуникации Теоретическая модель коммуникации Г. Лассуэла – политическая коммуникация, понятие «пропаганда» и «политический миф» в концепции Г. Лассуэла. Массовая коммуникация, медиасреда и формирование в 30-40-х годах 20 века в США академической традиции коммуникативистских исследований. Линейная, кодовая модель коммуникации К. Шеннона и У.Уивера, её модернизация У. Мартином и Н. Винером. Инференционная модель коммуникации Герберта Пола Грайса, многообразие представлений о интеракционной модели коммуникации в науке (Шиффрин, Дитц, Харрис, Богушевич и др.). Информационная модель коммуникативного пространства знания – «акторные сети» Бруно Латура. Социологическая модель коммуникации Дж. Урри – «номадическое общество», и природа социального трафика. Тема 1.4 Базовые социально-философские концепции «информационного общества» Формирование в США и Японии научного интереса и исследовательской традиции по изучению информационной сфере современного общества Базовые социально-философские концепции «постсовременного», «технотронного» и «информационного общества», в исследованиях Д. Белла, Ё. Масуда, Зб. Бжезинского, работа «футурологических комиссий США», как начало научной проблематизации сферы информационных технологий. Социальные и этические трансформации общества в концепциях М. Маклюэна и Э. Тоффлера: «глобальная деревня» и «цифровой коттедж» - параметры двух моделей развития информационного общества: прогнозы, сценарии и факты. Модуль 2. Информационные технологии в современном социо-культурном пространстве Тема 2.1 Этика в информационном обществе, социальные последствия внедрения информационных технологий Этика в информационном обществе, социальные последствия внедрения информационных технологий. Общественные ценности и законы этики; сущность профессионализма; ступени профессиональной подготовки и их оценка; роль профессионалов в социальных процессах; уверенность в будущем; этические кодексы и их осуществление на практике (IEEE, ACM, SE, AITP и пр.); недоверие и дискриминация; всеобъемлющая информатизация и повсеместное использование ИТ. Этические и законодательные основы личной безопасности; конфиденциальность персональной информации в базах данных; технологические решения для обеспечения конфиденциальности; свобода самовыражения в киберпространстве; влияние на интернациональность культуры. Риски, связанные с применением компьютерных систем; примеры отказов и нарушения безопасности ПО; проблемы, связанные со сложностью ПО; управление рисками и оценка рисков. Тема 2.2 Влияние ИТ и телекоммуникации на социальные процессы Влияние ИТ и телекоммуникации на социальные процессы: история возникновения и распространения сети Интернет, организация управления сетью Интернет и доступа к её ресурсам. Международное сотрудничество и межгосударственные практики регулирования. Международные программы, регулирующие сферу использования информационных технологий и коммуникационной среды – «Обсерваторий информационного рынка», план «Электронная Европа 2002-2004» (eEurope 2002Action Plan), Лиссабонская декларация 2000, «Директива об авторских правах в информационном обществе», «Соглашение о безопасности», ЕС – США, «Луденские принципы» паневропейского проекта «Go digital!». Основные стратегии формирования «общества знания»: американская, континентальная – европейская и дальневосточная (Япония, Ю. Корея, Тайвань и т.д.) модели. Основные параметры «общества знания» - электронная демократия, электронная экономика, электронное образование, и т.д. Основы интеллектуальной собственности, права собственности, понятие «патент», «коммерческая тайна». Феномен компьютерного пиратства в области ПО, история и способы борьбы с компьютерным пиратством. Использование патентование ПО, понятие интеллектуальной собственности в международном праве. Тема 2.3 Преступления в сфере информационных технологий Компьютерная информация, как объект правовой защиты и криминального интереса, понятие «киберпреступности». Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому уголовному законодательству. Анализ составов Компьютерных преступлений по ряду статей УК РФ: «Неправомерный доступ к компьютерной информации», «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ», «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Отечественная особенность преступлений в сфере информационных технологий. Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями. Модуль 3. Информационные технологии в современном гуманитарном образовании и науке Тема 3.1 Основные подходы к использованию ИТ в современном образовательном пространстве Различные виды виртуальной коммуникации: электронная почта, сайты, рассылки, форумы, чаты, онлайн-общение, блоги и т.д. Сетевые роли. Различные виды сетевой коммуникации: деловые контакты, знакомства, развлечение, хобби, общение ради общения. Противоречивость их характеристик: анонимность и самовыражение, скрытность и раскрепощённость, избирательность и универсальность. Нравственные принципы виртуального общения: свобода слова, открытость, толерантность, равноправие сторон, вежливость. Их особенность в зависимости от вида виртуальной коммуникации. Тема 3.1 Специфика гуманитарного пространства образования и ИТ Интернет-журналы и Интернет-публикации. Распространение научных данных в сети. Научные порталы. Виртуальные библиотеки: принципы функционирования. Интернет-конференции, их виды, особенности организации и правила участия. Научное рецензирование и редактирование в сети. Научные контакты через Интернет. Нормы этики науки в сетевом сообществе учёных. Новые возможности образования в связи с появлением Интернета: мультимедийность, интерактивность, передача большого объёма информации на неограниченные расстояния. Дистантное обучение, виртуальное образование, сетевые курсы как виды Интернет-образования; их сильные и слабые стороны. Этические аспекты Интернет-образования: виртуальное и реальное общение, дифференциация аудитории по уровню обеспеченности и владения компьютерной техники, ограниченные возможности практики, экологические рамки и т.д. Тема 3.2 Концепция дистанционного обучения Концепция дистанционного обучения на основе оболочки «Moodle». Работа с открытыми информационными базами. Работа с электронными подписными изданиями ЮФУ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Тема 1. Феномен коммуникации в современном обществе 1. Общая характеристика основных теоретических моделей коммуникации. 2. Особенности кодовой модели коммуникации – аппаратные характеристики и взаимосвязь с кибернетикой. 3. Кибернетика – наука об управлении. 4. Сходство и различия основных теоретических моделей коммуникации. Литература:
Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., Жуковский: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. Тема 2. Этические и правовые аспекты информационных технологий в современном обществе 1. Социальные последствия внедрения информационных технологий. 2. Профессиональная этика в использовании информационных технологиях. 3. Этические и законодательные основы личной и коллективной безопасности в ИТ. 4. Статус и конфиденциальность персональной информации. 5. Понятие «киберпреступности» и средства борьбы. Литература:
Примерные темы докладов и рефератов по всем темам курса
Методические рекомендации Самостоятельная работа осуществляется в форме написания реферата по проблематике одной из заявленных в списке тем: «Феномен коммуникации в современном обществе» и «Этические и правовые аспекты информационных технологий в современном обществе». Требования к написанию реферата: Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов. Написание реферата предполагает формулировку проблемы исследования, изучение литературных источников, анализ и описание различных точек зрения по проблеме, разработку и аргументацию собственной позиции автора. Структура реферата: Введение Написание данного раздела включает постановку проблемы в рамках выбранной темы, обоснование актуальности темы, формулировку задач, которые предполагается решить в процессе исследования. Объем «Введения» составляет 1/10 часть работы Основная часть В данном разделе раскрывается тема и решается основанная проблема исследования. Основная часть разбивается на главы в соответствии с логикой изучения проблемы. Здесь последовательно раскрываются пункты плана, анализируются различные точки зрения на проблему, выдвигается позиция автора. В каждой главе должна решаться определенная задача, сформулированная во Введении, глава должна завершаться краткими выводами. Заключение В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы по результатам исследования проблемы, делаются авторские обобщения с учетом рассмотренных точек зрения. Объем Заключения должен соотвествовать объему Введения. Список литературы Список литературы приводится в конце работы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Иностранные источники указываются в конце списка. Пример: Номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек). Название издательства. Место (город) издания. Год издания. Может быть указано количество страниц или конкретные страницы. В реферате могут содержаться Приложения в виде схем, графиков, таблиц и т.д. Приложения следует поместить в конце реферата. Правила оформления реферата 1. Титульный лист. Необходимо указать название учебного заведения, название изучаемой дисциплины, тему, фамилии автора и руководителя исследовательской работы, место и год выполнения. 2. Содержание. Указывается название разделов и соответствующие им начальные страницы. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список литературы 7. Приложения Объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Поля страницы: левое - 3 см., правое – 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль. Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Номера страниц ставятся верху в середине листа. На титульном листе номер не ставится. При цитировании в ссылках необходимо указать фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. Ссылки на источник помещаются в конце реферата. Сноски располагаются под чертой внизу страницы. Нумерация сносок является сквозной для всей работы. Вопросы для контрольных работ по результатам освоения содержания модулей:
Литература: основная литература:
дополнительная литература:
Интернет-ресурсы: Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/ Философский портал http://www.philosophy.ru Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru Портал «Библиотекарь.ру» www.bibliotekar.ru/index.htm Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Britannica - www.britannica.com Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/ http://www.biblioclub.ru/ Информационно-образовательный портал «Университетская библиотека онлайн» http://www.lanbook.ru/ Электронно-библиотечной системы Издательства «ЛАНЬ» http://www.knigafund.ru/ Электронно-библиотечная система "КнигаФонд" http://plants.jstor.org/ JSTOR Plant Sciencehttp://elibrary.ru/Журналы издательства Эльзевир на платформе elibrary.ruCambridge University Presshttp://www.journals.cambridge.org/archives.Institute of Physicshttp://journals.iop.org/ SCOPUS®http://www.elsevier.ru/products/electronic/polythematic/Scopus/ Научная Электронная библиотекаhttp://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_free.asp? Библиотека диссертаций РГБhttp://diss.rsl.ru/ Oxford Journals. Oxford University Presshttp://www.oxfordjournals.org Sage Publicationhttp://online.sagepub.com/ |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных... Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «компьютерные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в бухгалтерском учете При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе» Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:... | ||
Реферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально... Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» Магистерская программа «Микро и нанотехнологии в производстве изделий электронной техники» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии... Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с | ||
Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013) Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |