Скачать 81.56 Kb.
|
Шадур Александр Львович, alshadur@mail.ru, ashadur@fa.ruФинансовый университет при правительстве РФ, МоскваПроблемы создания тестов по экономической информатике для бакалавров по профилю «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Статья подготовлена для круглого стола на тему «Развитие тестовых технологий как фактор повышения качества образования» (Часть 1), октябрь 2011 года. Организатор — Центр тестирования Финансового университета.
Компетенции — знания, умения, навыки в профессиональной области. Тест — компьютерная модель оценки компетенций.
Так что же хотели сказать эти мудрецы? Мне кажется следующее [2]: Он дал нам возможность служить Новому завету, не букве, а духу, ибо буква убивает, а дух животворит. Это призыв не путать реальные задачи и их модели, например задачи оценки и тестирования способностей.
Возможными причинами подобных ошибок являются следующее.
Эйнштейн был странным человеком. Например, по словам Планка, он не знал даже скорости звука в воздухе (провал на ЕГЭ). Поражённому Планку он ответил: Есть же справочник. При общении Эйнштейн производил впечатление тугодума (медленно воспринимал информацию).
Эйнштейна интересовали скорее научные задачи, чем продвижение по службе. Он не стремился понравиться учителю, начальнику и т.п. Это довольно обычное явление. Например, Винер после защиты докторской диссертации 10 лет работал ассистентом на кафедре. И, вообще, многие вершины в науке, искусстве достигнуты на чистом энтузиазме. Так, Тим Бернерс-Ли не стал патентовать создание HTML. У тех же, кто хотел заработать на своих идеях, часто, это не получается (За мудрость не дают в дни наши ни гроша [3]).
Эйнштейн отвергал идеи, выходящие за пределы его интересов. Например, он не признавал вероятностные модели квантовой механики (Бог не играет в кости [4]). Но это тоже обычное явление: Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий [5]. В частности, у Пушкина были проблемы с геометрией (тройка в аттестате). Ленин не мог одолеть логику (четвёрка в аттестате, видимо, поэтому эту науку перестали изучать школе). Итак, нельзя оценивать способности формально — по скорости приёма и объёму накопленных данных, уровню амбиций, успехам в областях, не интересных для учащегося и т.п. Главная задача оценки учащегося — определение и развитие творческих способностей.
Опять мы сталкиваемся с неправильной оценкой творческих способностей. Хотя очевидно, что нет прибыли без инвестиций. А инвестиции снижают текущую рентабельность. Поэтому оценивать менеджера нужно по конечной рентабельности за достаточно длительный период.
Таким образом, можно сделать вывод, что тесты определяют не компетенции учащихся, а их соответствие уровню знаний автора тестов. Удивительно, но факт — за более чем полвека никому не пришло в голову протестировать тесты отца тестологии. Чтобы снизить количество подобных ошибок, требуется, на мой взгляд, следующее.
Затем американцы использовали подобный тест при создании своей армии во время войны за независимость. Армия формировалась в основном из малограмотных фермеров. Для выделения из них кандидатов на должность младшего воинского чина, нужен был тест, соответствующий уровню этого контингента и предметной области. Подобные простые тесты широко используют при оценке студентов. Например, в сборнике [6 , с. 12] есть тестовые задания такого типа. Сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, — это: а) рынок недвижимости, б) рынок ценных бумаг, в) рынок драгоценных камней и драгоценных металлов. Правильный ответ: б). Это, пожалуй, слишком простой, примитивный тест, поскольку он проверяет в основном умение читать (ответ является частью вопроса).
29 января руководителю предприятия пришла телеграмма от делового партнёра, содержащая следующую информацию: «Встречайте представителя 30 января вагон 16». Информации присущи следующие свойства: А. Ясность. Б. Полнота. В. Актуальность. Г. Ценность. Выберите вариант ответа с перечислением свойств, которыми обладает указанная информация.
Верный ответ: 2) А В Г (информация не обладает полнотой — Б). Автор не поясняет правильный ответ, отсылая учащегося к своему учебнику (полагая, видимо, что и так всё ясно). Однако, среди студентов бывают умники, утверждающие, что свойства информации взаимосвязаны. Например, неполнота информации снижает её ценность, превращая даже в дезинформацию. Ведь, как известно, самая лучшая пропаганда и ложь — это правда, но специально препарированная (Геббельс). Список подобных затруднений с этим тестовым заданием можно продолжить.
Написать формулу для оценки приведённого значения аннуитета. Параметры и знаки действий заданы следующими обозначениями: PV и FV — приведённая и будущая стоимости, CF — размер периодического платежа, R — годовая процентная ставка, N — срок операции в годах, P — период платежей в году (квартал, месяц и т.п.), Знаки действий: плюс +, минус - (дефис), делить /, умножить *, возведение в степень ^. Пробелы между знаками не ставить.
Итак, очевидно, что оценка компетенций сложная задача. Кроме того, не секрет, что студенты, используют шпаргалки при подготовке ответов. Поэтому тестов должно быть достаточно много — тысячи [11]. Тем не менее, ясно, что тестирование — это только начальный этап оценки компетенций. Качественно оценить фактический уровень компетенций можно только непосредственно в контакте с учащимся.
Литература
|
Проблемы подготовки бакалавров по дисциплине «Экономическая информатика»... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение борисоглебского городского округа борисоглебская средняя общеобразовательная... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент... Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Колосов Сергей Константинович Московский государственный университет приборостроения и информатики, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономист по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Международные стандарты... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» | Рабочая учебная программа по дисциплине «статис тика» Специальность... ... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109... | Учебно-методическая разработка по дисциплине «Контроль и ревизия»... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Рабочая программа экология специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |