Формы и виды контроля в дистанционном обучении





НазваниеФормы и виды контроля в дистанционном обучении
Дата публикации24.12.2014
Размер76.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Формы и виды контроля в дистанционном обучении.

Бубнова Анна Викторовна, заместитель директора по УМР,

учитель математики МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева

г.о. Жуковский, Московская область.

Век живи - век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

Козьма Прутков.
С технологической точки зрения в Интернете можно разместить, практически любые по форме представления учебные материалы: текст, графические иллюстрации, анимационные и видеосюжеты, компьютерные модели. Также стало возможным осуществить доступ обучаемых к различным информационным ресурсам Интернета: базам данных с доступом он-лайн, информационно-поисковым системам, тематическим телеконференциям и сайтам. Таким образом, дети-инвалиды, обучаемые дистанционно, хорошо ориентирующиеся в информационном пространстве Интернета, уже сегодня имеют реальную возможность заниматься самообразованием в сети или же получать знания дистанционно с помощью преподавателя.

Но как обучаемому проверить свои знания и умения? Как учителю, проводящему дистанционное обучение, проконтролировать учебный процесс и провести самую обыкновенную контрольную работу? Эти проблемы на сегодняшний день остаются актуальными для дистанционного обучения.

Суть проблемы заключается в специфике общения через Интернет. Еще совсем недавно пользователям Интернета был доступен лишь один способ связи друг с другом: через электронную почту (один на один) или ее разновидность - телеконференции (многие ко многим). Позднее появился так называемый чат - общение в режиме реального времени. Электронная почта, телеконференции и чат позволяют достаточно оперативно обмениваться сообщениями, однако при этом способе общения собеседники не видят друг друга, т. е. существует проблема идентификации адресата. Если преподаватель отправляет контрольные вопросы и задания своему ученику по электронной почте, то, получив через некоторое время ответ, он не может узнать, самостоятельно ли тот выполнил задания или ему кто-то помогал.

За последние два-три года, в связи с массовым развитием средств мультимедиа в Интернете, ситуация стала меняться. Теперь можно подключить к компьютеру небольшую видеокамеру и видеть ребенка в процессе беседы он-лайн.

На выбор форм контроля учебной деятельности в дистанционном обучении влияют такие факторы, как

- продолжительность контрольных мероприятий;

- оперативность (чем быстрее учитель получит ответ от обучаемого, а обучаемый от учителя, тем эффективнее процесс обучения);

- доступность (выбор технических устройств, программного обеспечения и средств связи и их совместимость);

- наличие обратной связи (после проведения контрольного мероприятия обучаемый должен получить ответ от учителя с комментариями и оценками);

- соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля нужно использовать);

- достоверность (учитель должен знать, кто выполнял контрольное задание).

Итак, проверять выполненные задания может преподаватель, компьютерная программа или тесты.

Когда проверку осуществляет учитель, то это самый удобный вариант осуществления контроля, поскольку здесь происходит личный контакт преподавателя и обучаемого. Преподаватель следит за успехами ученика и направляет его учебную деятельность. В своей практике я использую веб-камеру, так можно проводить устный опрос, выполнять задания с комментированием.

Иногда для контроля используется компьютерная программа. Поскольку многие контрольные задания, которые должны выполнить учащиеся при дистанционном обучении, являются более или менее стандартизированными, то обрабатывать их может специально подготовленная компьютерная программа. При этом самым простым (но малоэффективным!) способом может быть выведение на экран пользователя заданий с вариантами ответов. После выбора правильного, по мнению обучаемого, варианта ответа, компьютер сообщает результат.

Более интересным вариантом выдачи контрольных заданий является предъявление заданий в случайном порядке, когда ребенок не сможет подстроиться к этим заданиям и в случае необходимости их повторить. Особенно эффективен этот прием, когда существует целый банк заданий, на основе которого компьютер здесь и теперь формирует вариант, который намного превышает по мощности численность заданий в отдельном варианте.

Компьютер может ограничивать время, затрачиваемое обучаемым на ответ, или измерять это время и учитывать полученную информацию при оценке результатов.

Психология человека, выполняющего проверочную работу на компьютере, такова, что ему необходимо знать, сколько времени в запасе у него еще есть для обдумывания ответа. Наиболее широко для этого используются динамические графические счетчики времени (песочные часы, тающие по мере убывания времени на решение) или цифровые хронометры, показывающие, сколько времени осталось. В своей практике я использовала программы «Определение коэффициентов квадратного уравнения», «Нахождение корней по теореме Виета» и «Решение квадратного уравнения по общей формуле»; их разработал Кривоногов Виктор Владимирович. В процессе тренировки ведется учет правильных и неправильных попыток и обучаемому выставляется оценка. [4]

Тесты в образовании используются уже давно, конечно, их можно использовать для контроля знаний и в дистанционном обучении. Чаще всего на образовательных сайтах можно увидеть тесты, работающие в режиме реального времени. В этом случае тестируемый отвечает на вопросы в режиме прямого диалога с компьютерной программой удаленного сервера. Тесты включают вопросы и варианты ответов (один из которых, как правило, верный, а другие – ложные). Ребенку-инвалиду, которому порой бывает даже тяжело сидеть за компьютером, не нужно записывать ответ, достаточно только щелкнуть курсором мыши по нужной строке. В большинстве тестов на проверку знаний дается 4 – 5 различных ответов на одно задание. После выполнения тестов на экране появляется результат – комментарии, оценка, рекомендации по дальнейшей работе и т.д.

Тесты в целом предъявляют менее высокие требования к уровню активности и прочности усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного узнавания или интуитивного угадывания. Грамотно составленные тесты учитывают это и заманивают обучаемого в ловушки, специально предлагая им ложные ответы.

В компьютерном тесте счет заданий всегда идет на десятки. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным. Хороший тест включает, как правило, не менее 30 заданий.

С одной стороны, чем больше заданий выполняет обучаемый, тем лучше, но ведь если на каждое задание ребенок должен потратить не менее одной минуты, то для выполнения теста из 30 вопросов потребуется 30 минут нахождения в сети Интернет, что, безусловно, очень тяжело обучаемому с ослабленным здоровьем.

Тесты важны для организации дистанционного обучения, но ими нельзя ограничиваться. Они должны быть обязательно дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Это связано с тем, что тесты имеют свою специфику. С одной стороны, они представляют возможность для стандартизации процедуры контроля и обеспечения объективности оценки знаний, а также позволяют организовать количественный учет знаний, сравнивать результаты и количественно описывать прогресс. С другой стороны, с помощью тестов трудно оценить глубину, системность и прочность знаний обучаемого, ведь как правило они контролируют лишь приобретение частных навыков. Таким образом, тесты малоприменимы, для выявления системы знаний ребенка, они не показывают, может ли он применить знания в новых условиях, логически обосновать свое решение. Высокий тестовый балл не указывает, как правило, на степень умения самостоятельно и творчески мыслить. [1]

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

  2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы такие дополнительные меры стимулирования, как, например, совместный разбор результатов теста.

  3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. [3]

В своей практике я использую программу «My testХ». Во-первых, в этой программе учитель может составлять тесты из того количества вопросов и ответов, которые он предполагает, учитывая особенности состояния здоровья ребенка. Во-вторых, после прохождения теста сразу виден результат. Но учитывая все выше сказанное, повторюсь: результат малоприменим для выявления системы знаний. Хотя следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов.

Контрольные и самостоятельные работы, также можно проводить с помощью сканера: отсканировать контрольную или самостоятельную работу и отправить обучаемому по электронной почте. Он выполняет работу и таким же образом высылает ее обратно.

Письменные отчеты и рефераты используются при изучении какой-либо темы, когда обучаемый получает задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на представленные в Интернете или в традиционных изданиях первоисточники. По итогам самостоятельной работы ребенок передает по электронной почте в установленные сроки работу. Существуют разновидности работы-отчета: индивидуальные (ребенок готовит работу самостоятельно и передает по электронной почте своему учителю) и групповые (обучаемые готовят работы совместно, обмениваясь по сети (например на сайте: www.vacad.ru ) своими материалами и составляют коллективную работу. [5]

Оценивать знания и умения обучаемого при дистанционном обучении можно также в рамках проектной деятельности. Это дает возможность учителю лучше узнать ребенка, детально проверить уровень его подготовки. Контроль проектной деятельности учащегося во многом субъективен, основан на прямом личном контакте всех участников дистанционного обучения: учителя, обучаемого, куратора дистанционного обучения в школе и завуча. Вместе с тем эта форма экспертной оценки дает возможность оценить такие виды интеллектуальных умений, которые не поддаются контролю со стороны автоматизированных средств.

Среди форм контроля проектной деятельности учащихся, можно выделить:

- написание реферата по заданной теме (индивидуально, или совместно с другими обучаемыми, работающими по одному проекту);

- оценку работы другого слушателя, изучающего ту же тему;

- личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);

- оценку работы слушателя равными по положению, т.е. другими слушателями;

- оценку независимых экспертов по презентации и защите проекта;

- самооценку работы слушателя.

Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности очень хорошо реализуются в условиях сети Интернет.

Литература:


  1. http://www.scriru.com/12/93354794385.php

  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. Пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

  3. http://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm

  4. http://m.softportal.com/get-9186-kvadratnie-uravneniya-win.html

  5. http://www.vacad.ru/workgroups/group/101/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconПоложение о дистанционном обучении в мбоу «Лицей №89» Общие положения
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconМетодические рекомендации по разработке индивидуальных учебных планов...
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Института непрерывного образования
Формы и виды контроля в дистанционном обучении icon«Формы и виды контроля знаний учащихся по химии»
С помощью контроля устанавливается степень достигнутости целей и осуществляется управление обучением. Главное требование к контролю...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconОценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Ной дисциплине «Уголовное право» выстраивается в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющем виды...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconМетодические рекомендации по подготовке докладов (рефератов) Для...
Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconРабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» ивключает в себя организационно-методический...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconРабота над ошибками
Модуль Обзор интеллектуальных ресурсов иос начального образования: государственные коллекции цор, открытые цор в Интернете, цор к...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconСовременные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации...
Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconКонтроль навыков и умений в обучении немецкому языку
В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconМетодические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconСодержание практического раздела профессиональной подготовленности...
Статья посвящена вопросам дистанционного обучения с использованием информационных технологий в высшей школе. Показана модель дистанционного...
Формы и виды контроля в дистанционном обучении iconФормы и методы контроля и оценки результатов обучения (для разработки...
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по профессиональному модулю)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск