Скачать 154.73 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Стратегический и инновационный менеджмент в сфере информационных технологий для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Н.Ю.Журавлева, к.с.н., доцент, nzhuravleva@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Э.А.Бабкин Рекомендована секцией УМС «Информатика» «___»____________ 2012г. Председатель А.Н.Визгунов Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080700.62 Бизнес-информатика, подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО по направлению «Бизнес-информатика. Образовательной программой направления 080700.62 "Бизнес-информатика" подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.62 «Бизнес-информатика» 2012-2013 г., курс 4.
Цель освоения дисциплины («Стратегический и инновационный менеджмент в сфере ИТ») - сформировать у студентов представление об особенностях стратегического анализа деятельности предприятия, изучить технику анализа внешней среды и строить на этой основе стратегию организации, а также иметь представление о инновационной деятельности в сфере информационных технологий.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Маркетинг в области информационных технологий». На знание основ настоящей дисциплины студенты опираются в процессе прохождения преддипломной практики и написании ВКР.
6.1. Критерии оценки знаний, навыковДля всех указанных форм контроля студент должен продемонстрировать знание основных теоретических понятий, моделей и закономерностей стратегического и инновационного менеджмента, умение применять их при выборе ответов на тестовые вопросы и решении задач, способность грамотно и четко формулировать их содержание (при выполнении зачетной работы). Зачет проводится письменно, одновременно у студентов всех групп потока. Зачетная работа включает решение проблемных ситуаций и краткие ответы на теоретические вопросы, охватывающие основные положения стратегического и инновационного менеджмента, изученные в ходе курса. 7. Теоретическое содержание программы учебной дисциплины Тема 1. Основные концепции стратегического менеджмента. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Предмет и метод стратегического менеджмента. Ключевые стратегические понятия. Развитие стратегического видения и миссии компании. Определение целей организации. Основная литература: 1.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М: Вильямс, 2009 2. П.Дойль Маркетинг-менеджмент и стратегии, СПБ, 2007 3. Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент, Минск: БГЭУ, 2009 4. Дафт Л. Менеджмент, СПБ, 2007 Дополнительная литература: 1.Рингланд Д. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии. 2-е издание.– Москва: Диалектика, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 3.И.Н.Иванов Менеджмент организации. Учебник. М., Инфра-М. 2004 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой, А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 Тема 2. Инструменты стратегического управления. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Бостонская матрица. SWOT-анализ. Пять сил конкуренции по Портеру. Матрица Ансоффа. Матрица «Продукт-рынок». ПЭСТ-анализ. Cценарное планирование. Основная литература: Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М:ИНФРА-М, 2009 2.Белошапка В. На пути к эффективному менеджменту: живая модель управленческой результативности. М; Изд-во А.Капусты, 2005 3.Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.:Дело, 2006 Дополнительная литература: 1.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 3.И.Н.Иванов Менеджмент организации. Учебник. М., Инфра-М. 2006 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой,А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 Тема 3. Анализ деятельности предприятия. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Системный анализ. Анализ среды. Оценка и анализ отрасли. Основная литература: 1.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М: Вильямс, 2009 Дополнительная литература: 1.Рингланд Д. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии. 2-е издание.– Москва: Диалектика, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой, А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 Тема 4. Разработка стратегии. Реализация стратегии. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Этапы разработки и внедрения стратегии. План реализации стратегии. Конкурентные стратегии. Cтратегии компании. Глобальные стратегии. Реализация стратегии. Функциональные стратегии. Cтратегический контроль и аудит. Типичные стратегические ошибки. Основная литература: Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М:ИНФРА-М, 2009 Дополнительная литература: 1.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой,А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 Тема 5. Общетеоретические вопросы управления инновациями. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Основные определения. Инновации. Инновационный процесс. Инновационная деятельность. Цели и виды инноваций. Классификация инноваций и их специфика. Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники. Стимулирование применения инноваций в производства. Формы государственной поддержки малых инновационных предприятий. Характеристика инновационной инфраструктуры. Виды инновационной инфраструктуры. Классификация инновационных предприятий. Основная литература: 1.Инновационный менеджмент : Учебник для вузов ./Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева, 2-е изд., перераб., доп. М.Изд. "Вузовский учебник", 2008. Дополнительная литература: 1.Инновационный менеджмент .: Учебник для студентов ВУЗОв. Под ред. С.Д. Ильенковой, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА,2008. 2.Экономика предприятия : Учебник для вузов, изд. 5-е, перераб. и доп. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. М. - ЮНИТИ- ДАНА,2008. Тема 6. Организация инноваций. Планирование инновационной деятельности. Лекция – 4 час., практика – 4 час. Организационные формы инновационных предприятий. Понятие организации инноваций. Особенности и задачи организации инновационных процессов. Развитие организационных форм ИП. Типы организационных структур инновационных предприятий. Сущность и принципы формирования организационных структур ИП. Классификация организационных структур инновационных предприятий. Особенности формирования и совершенствования структур ИП. Организация осуществления и внедрения инноваций. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов. Организация внедрения и трансфера инноваций. Сущность планирования инноваций. Задачи планирования инноваций. Принципы планирования инноваций. Система внутрифирменного планирования инноваций. Виды планирования инноваций на предприятии. Процессы внутрифирменного планирования инноваций. Организация планирования инноваций на предприятии. Методы внутрифирменного планирования инноваций. Научно-техническое прогнозирование. Продуктово-тематическое планирование инноваций. Объемно-календарное планирование инноваций на предприятии. Производственное планирование инноваций. Основная литература: 1.Инновационный менеджмент : Учебник для вузов ./Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева, 2-е изд., перераб., доп. М.Изд. "Вузовский учебник", 2008. Дополнительная литература: 1.Инновационный менеджмент .: Учебник для студентов ВУЗОв. Под ред. С.Д. Ильенковой, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА,2008. 2.Экономика предприятия : Учебник для вузов, изд. 5-е, перераб. и доп. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. М. - ЮНИТИ- ДАНА,2008.
При реализации лекционных занятий используются интерактивные технологии, при реализации практических занятий по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор кейсов, тренинговые упражнения, круглые столы, дискуссии.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. .Пять задач стратегического менеджмента 2. Структура внешней среды организации и значение ее рассмотрения в рыночной экономике. 3. Сущность, процесс, особенности стратегического управления.
6. Методы разработки стратегий (матрица БКГ, SWOT-анализ и другие). 7. Характеристики механистических и органических организационных систем и сферы их эффективного применения. 8. Базовые стратегии по Портеру
10. Процесс принятия стратегических решений. 11. Ключевые факторы стратегического потенциала организации 12. Анализ дальнего окружения (экологическая среда организации). 13. Анализ ближнего окружения (рабочая среда организации). 14. Методы оценки стратегического выбора. 15. Модели управления изменениями. Методы преодоления сопротивления изменениям. 16. Разработка стратегии 17. Стратегии низких издержек 18. Стратегии дифференциации 19. Сфокусированные стратегии 20. Стратегии слияния и поглощения 21. Стратегии вертикальной интеграции 22. Корпоративная стратегия 23. Бизнес-стратегия 24. Функциональная стратегия 25. Операционная стратегия 26. Инновации. Инновационный процесс. Инновационная деятельность. Цели и виды инноваций. Классификация инноваций и их специфика. 27. Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники. Стимулирование применения инноваций в производства. Формы государственной поддержки малых инновационных предприятий. 28.Характеристика инновационной инфраструктуры. Виды инновационной инфраструктуры. 29.Классификация инновационных предприятий. 30.Организационные формы инновационных предприятий. Понятие организации инноваций. Особенности и задачи организации инновационных процессов. Развитие организационных форм ИП. Типы организационных структур инновационных предприятий. Сущность и принципы формирования организационных структур ИП. 31 Классификация организационных структур инновационных предприятий. Особенности формирования и совершенствования структур ИП. Организация осуществления и внедрения инноваций. 32.Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов. Организация внедрения и трансфера инноваций. Сущность планирования инноваций. Задачи планирования инноваций. Принципы планирования инноваций. Система внутрифирменного планирования инноваций. Виды планирования инноваций на предприятии. 33.Процессы внутрифирменного планирования инноваций. Организация планирования инноваций на предприятии. 34.Методы внутрифирменного планирования инноваций. Научно-техническое прогнозирование. Продуктово-тематическое планирование инноваций. Объемно-календарное планирование инноваций на предприятии. 35. Производственное планирование инноваций
Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях по активности студентов в дискуссиях, в ответах на вопросы, в деловых играх, рассмотрении кейсов. Оценки за работу на лекционных и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка показателя активности Оаудиторная определяется по совокупности данных за весь период обучения по данной учебной дисциплине. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,5·Оаудиторная +0,2· Одом.задание + 0,3· Ок/раб Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,2·Оэачет + 0,8·Онакопленная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. 12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература1.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер.с англ. М: Вильямс, 2009 Дополнительная литература1.Рингланд Д. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии. 2-е издание.– Москва: Диалектика, 2008 2.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2008 4.Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М.2008 5.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В.Красновой, А.Привалова. М.:Эксмо, 2008 6.Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент, Минск: БГЭУ, 2009 7.Инновационный менеджмент .: Учебник для студентов ВУЗОв. Под ред. С.Д. Ильенковой, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА,2008. 13. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля лекций и семинаров используются мультимедийные технологии. Для проведения деловых игр, тренинговых упражнений, разбора кейсов используется раздаточный материал, распечатки тестов. Автор программы: _________________________________доцент Журавлева Н.Ю. |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |