Скачать 0.86 Mb.
|
Министерство просвещения молодежи и спорта Республики Молдова Главное управление воспитания, науки, молодежи и спорта примэрии муниципия Кишинев Лицей имени Дмитрия Кантемира Методическая работа по теме: Инфрмационные технологии на уроке истории. Автор Хоменская В.Ф. I дидактическая степень, Кишинев, 2006 год План.
1. Цели исследования. На современном этапе один из главных вопросов образования, которые обсуждаются на всем постсоветском пространстве в различных периодических изданиях, средствах массовой информации, Интернете, практически на всех "около технологических" конференциях звучит приблизительно одинаково: "Внедрять или не внедрять? Быть или не быть компьютеризации образования»? У компьютеризации много противников и сторонников. Несколько лет я занимаюсь проблемой внедрения информационных технологий в школе, на уроках и во внеурочной деятельности. В своей работе я попытаюсь ответить на вопросы, которые волнуют общество:
Именно эти вопросы и есть цели моего исследования. 2. Субъекты исследования. Термин "информация" в настоящее время исключительно популярен. Если не пытаться дать ему четкое определение, а применять в общепринятом бытовом смысле, мы действительно входим в "информационную эпоху". В советской школе материалистической философии сформировалось представление об информации как некоей третьей (вместе с веществом и энергией) форме проявления материального мира, отражающей изменчивость материи. Не углубляясь во внутри философские проблемы, воспользуемся таким подходом, не очень отличающимся от подходов других школ1. 1 В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// http://galactic.org.ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm Информация по Винеру – это приращение знания, изменение модели окружающего мира, возникающее в процессе взаимодействия самоуправляющейся системы с окружающей средой. Назовем ее "информация воздействия"2. Самоуправляющаяся система – субъект – всегда включает в себя в какой-то форме модель внешнего мира – "знание". Субъектом может быть человек, коллектив, организация, государство, в пределе - все человечество. В моей работе субъектами исследований выступают ученики, индивиды и коллективы, родители и учителя. Объектом является само информационное поле и порожденные им информационные технологии. Таким образом, предметом исследования является влияние объекта на субъекты, воздействие внешней среды на самоуправляющуюся систему, которое приводит к изменению модели – к приращению знания. II. Обоснование работы с компьютером, как основной формы работы на уроках истории. 1. Характеристика информационного общества. Различные аспекты кризиса образования, который наблюдается в неравной мере во всех странах мира, во многом связаны с рассогласованием в обществе, основанном до сих пор на принципах переработки материальных ресурсов эпохи становления индустриальной среды. Между тем как на смену должны прийти принципы деятельности сегодняшнего цивилизованного общества, базирующегося на новейших информационных технологиях3. Сегодня информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования. Особенно растет объем научных знаний. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, к 1970 году - каждые 5 лет, а к 2000 году - каждые 2 - 3 года4. 2 Н.Винер. Кибернетика. Сов. радио, 1958.// В. Б. Кравченко. Информация - объект или субъекты исследования? Тезисы доклада на заседании Межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г.// http://galactic.org.ua/Prostranstv/pr_kiber7.htm 3Ахметзянов А. Информационные ресурсы и образование // Высшее образование в России. - 1996. - N 2. - С. 34-37 [4]. Свифт Дж. Путешествие Лемюэля Гулливера. - М.: Правда, 1979. – стр. 303. Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура - информационное общество. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими доступ к информации и производство информационных ресурсов, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности[5]Распространилось потребление новых медиа таких, как видео, спутниковые каналы и телекоммуникационная технология. В целом возросло число медиа-технологий, при этом старые формы медиа соединились с использованием микрокомпьютеров. Изображение, звук и текст объединились, аудиовизуальная культура стала частью повседневной жизни. Активное внедрение технологий информатизации общества не могло не коснуться и системы образования. Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы. Эти факторы способствуют образованию новой информационной структуры - обучающей среды, которая характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми средствами представления и доставки информации потребителю, специализированными технологиями и средствами организации процесса обучения и контроля знаний учащихся, централизацией учебно-методического и лабораторного оснащения. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий является одним из важнейших направлений информатизации современного общества [6] Современный "Психолого-педагогический словарь" определяет медиаобразование как "направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной [5]. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - N 2. – стр. 5-13. [6]Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288 информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий". Другими словами обучить подрастающее поколение компьютерной грамотности. Так что же такое компьютерная грамотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г.[7], толкование компьютерной грамотности было дано не столько из технических, сколько из дидактических соображений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас. Следующий уровень компьютерной грамотности связан с умениями искать, накапливать и перерабатывать в ЭВМ информацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и получать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач. Эти умения и образуют то, что было названо информационной культурой.
Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Поэтому представляется интересным сделать подробный анализ использования информационных технологий для целей образования именно в развитых зарубежных странах. [7] (В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. Педагогика, 4-1990, с70). [8]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.// Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288 2. Использование информационных технологий в западных странах. В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали создаваться национальные центры педагогической документации и информации. Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в организации и проведении педагогических исследований, разработке учебных и аудиовизуальных средств обучения, подготовке и переподготовке учителей, школьных библиотекарей и информационных работников, выполняют функции библиотек. Еще 10—15 лет назад работа с компьютером требовала квалификации программиста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, работа с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержании компьютерной культуры произошли определенные изменения, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. Широкое внедрение персонального компьютера позволяет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить любого человека индивидуальными средствами для решения сложных задач различного предметного содержания[9]. Начиная с 60-х годов в ведущих странах мира (Великобритания, США, Канада, Австралия, Франция и др.) начали делать особую ставку на медиа образование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиа культуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать так называемые медиа тексты. Так, в канадской провинции Онтарио с 1987 года медиа образование стало обязательным предметом в 5 тысячах средних школ (7 - 12 классы), в Австралии с 1990 года эта дисциплина изучается с 1 по 12 класс (и даже в детских садах) В отличие от собственно медиакультуры медиаобразование в США поначалу развивалось не столь интенсивно, как, к примеру, во Франции или Канаде, однако к 90-м годам уже можно было говорить о сложившейся системе американского медиаобразования, которая с помощью сайтов сети Интернет, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны. В США активно действует несколько крупных ассоциаций медиаобразования: Центр медиаобразования (Center for Media Education) в Вашингтоне, 9 Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288 Центр медиаграмотности (Center for Media Literacy) в Лос-Анджелесе, движение "Граждане за медиаграмотность" (Citizens for Media Literacy) в Северной Каролине и многие другие. Рост авторитета медиаобразования привел к тому, что в 90-х годах 12 штатов США включили в свои образовательные стандарты разделы по медиаобразованию и медиаграмотности. В образовательных учреждениях США получили широкое распространение мастер-классы - специальным образом оборудованные учебные классы (аудитории) с широким диапазоном технологических возможностей. Учитель мастер-класса имеет доступ к текстовой и мультимедийной базе данных в реальном масштабе времени, к программному обеспечению учебного курса, к средствам программного обеспечения всех видов, к обслуживанию в режиме Оn-line, к электронной почте – к любым ресурсам, доступным через подсоединение к местным региональным сетям, к сети Интернет, к национальной научной и образовательной сети (NREN). Таким образом, реальная сила мастер-класса заключается в его возможности обеспечения интерактивной многофункциональной информационной системы. Если говорить об уровне компьютеризации в образовательных учреждениях США, то в среднем три из четырех общих классных комнат имеют, по крайней мере, один компьютер, предназначенный для группового использования, восемь из десяти образовательных учреждений имеют локальную вычислительную сеть, 54% всех классных комнат соединены с локальной вычислительной сетью. Ярким примером комплексного использования информационных технологий в образовании является создание Кибершколы в штате Орегон США, использующей технологию интерактивного обучения. Интерактивные технологии способствуют появлению нового типа потребителей образовательных услуг. Интерактивное обучение как модель будущего позволяет людям научиться взаимодействовать на расстоянии независимо от языковых, религиозных, социальных отличий10 Американские исследователи отмечают, что образование, полученное с использованием информационных технологий, гораздо более объемно, оно дает возможность понять принцип или концепцию, почувствовать взаимосвязь различных концепций, учит анализировать ситуации и проблемы. Компьютерные [10]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288 учебные материалы требуют гораздо большей гибкости мышления и соответственно усилий для развития. Особого эффекта применение информационных технологий достигает при использовании методов активного обучения, а также тогда, когда учащийся находится во взаимодействии с товарищами по учёбе, в соревновании, в сотрудничестве. Британская ассоциация поддержки образования (Besa - British Educational Suppliers Association) регулярно проводит ВETT-выставки. ВЕТТ по праву считается крупнейшей в мире выставкой, посвященной образовательным информационным технологиям. Причиной интереса к ВЕТТ является позиция правительства Великобритании по отношению к информационным технологиям в системе образования. в 1995 г. правительство включило использование информационных технологий при изучении различных дисциплин в качестве обязательного компонента в Национальный учебный план. К каждому учителю стали предъявляться требования владения навыками использования информационных технологий в учебном процессе. По данным международной статистики, в настоящее время около 30% учителей Великобритании применяют информационные технологии регулярно и достаточно эффективно для обучения. Число компьютеров в британских школах превысило 1 миллион. Корпорация Intel в целях изучения потребительского спроса уполномочил организацию Angus Reid исследовать проблему использования компьютера для домашней работы канадскими учениками. Обзор проводился в семьях с детьми в возрасте от 12 до 17 лет. Согласно результатам исследования, эта возрастная группа третью часть домашних заданий и самостоятельной работы выполняет за компьютером. Более 80% канадских респондентов полагает, что компьютеры и современные технологии имеют положительное влияние на канадское образование. Компьютер был выбран как наиболее важное средство для качественного выполнения домашних заданий (52% респондентов выбрали для этой цели компьютер, 26% - выбрали калькулятор, 8% - энциклопедию и 6% - словарь). Компьютеры всё больше проникают в школу. Доклад департамента торговли США сообщает, что среди детей в возрасте от 3 до 17 лет более 90% используют компьютер дома и/или в школе. Выделяются следующие виды компьютерного программного обеспечения, используемого в школе :
Меня заинтересовали эти цифры, и я провела подобные исследования в своем лицее среди 5-х, 11-12 классов. Так я выяснила, что
примечание: все старшеклассники показали, что имеют постоянный доступ к компьютеру у родственников, на работе родителей или в Интернет-кафе.
Таким образом, исследование показывает, что количество домашних компьютеров у младших школьников преобладает над количеством ПК у старшего звена. Это свидетельствует о том, что и дети, и родители понимают, что умение пользоваться компьютером необходимо для дальнейшей жизни и работы и считают, что учиться работать на ПК нужно с юных лет. Однако, исследования показывают, что умения и навыки работы с компьютером преобладают у 11-12 классов, что вполне естественно, так как в среднем звене в школьную программу включен такой предмет, как информатика. И практически все 100% опрашиваемых школьников в той или иной мере знакомы с компьютером через игры и владеют достаточными навыками работы в on-line[11] [11]. Тенденции развития образования в современном информационном обществе. Кречетников К.Г.//Пермский виртуальный августовский интернет-педсовет http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=288 3. Компьютер как средство конструирования среды учебного процесса. Надо отметить, что с середины 80-х годов началось формирование новой среды обучения (информационной среды обучения), где принципиально новым элементом стал персональный компьютер, как индивидуальное средство обучения. Использование термина "информационная среда обучения" стало актуальным в связи с качественными изменениями в характере использования обществом информационной среды. В термин "информационная среда" автор данной работы вкладывает следующий смысл: это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, систематизации и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения. Применение компьютера изменяет отношение к образованию, которое из "стартового толчка" все больше превращается в регулярное занятие человека. Выше уже сказано, что практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерную технологию обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что обучение без применения информационных технологий не прогрессивно, и, во-вторых, тем, что резко возрос объем информации, необходимой обучаемому.[12] При этом уровень развития высоких технологий увеличивает степень опосредованности общения преподавателя с учащимися через компьютер. Подобное в истории развития педагогической практики наблюдалось, когда появился учебник. Начиная с Яна Коменского, учебник является одним из средств конструирования среды учебного процесса. В.П. Беспалько пишет: "Ян Коменский еще не решается полностью отделить книгу от учителя и рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство ведения учебного процесса"[13]. М.Н. Скаткин пишет: "в учебнике в той или иной мере запрограммирована и методика обучения: в этом смысле учебник представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения"[14]. [12] Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. http://www.riis.ru/PS/Publ_www/Kriv/PROBUN.htm [13]. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988. С. 11.// http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2 [14] Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). (М., 1986. -30с.) // http://ppf.uni.udm.ru/science/programm.rtf.doc В.П. Беспалько в указанной выше работе систематизирует эти взгляды: учебник рассматривается как средство, с помощью которого моделируются основные свойства системы, а затем, соответственно модели реализуются как определенный педагогический процесс. Имеются и используются другие способы моделирования педагогических систем: учебная программа, методическое пособие учителю, сборник различных дидактических материалов и т.п.. Учебник доступен не только учителю, но и обучаемому, который самостоятельно пользуется представленной методической концепцией. Роль учителя в реализации этой концепции очень велика, поскольку вербальная форма представления знаний для большей части учебника является вторичной, и учитель нужен для того, чтобы обеспечить их преобразование в форму, соответствующую концепции учебника. В то же время определенная часть материала учебника, при чтении, оказывает прямое воздействие на обучаемого. Например, такими материалами являются исторические справки, интересные факты, вставленные в текст учебника, или иллюстрации. Появление компьютера породило новое информационное поле - поле программных продуктов. На сегодняшний день обучающие программы поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:
В Национальном докладе Российской Федерации, представленном на II Международном конгрессе ЮНЕСКО, под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения. Содержания обучения, которое предусмотрено [15]А.В. Овчаров «Компьютерная информационная среда обучения», Барнаульский государственный педуниверситет, Барнаул // http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2 учебными программами, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей[16]. "Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров"[17]. Главной отличительной особенностью компьютерной технологии обучения от традиционной системы является то, что компьютер применяется в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания. Следовательно, требуется программное обеспечение для развития компьютерной технологии. Кривошеев А.О. так определяет этот термин: «под программным обеспечением учебного назначения (ПОУН) будем понимать компьютерную программу многократного применения, специально разработанную или адаптированную для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым»[18]. В качестве синонимов этого термина используются следующие:
Суть данного термина заключается в том, что программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирования знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это ее основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов). 4. Классификация ПОУН В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного (в некоторых публикациях - [16]. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" // Информатика и образование. 1996. © 5. С. 1-20. [17]. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник. Под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. Киев, 1992. [18]. Кривошеев А.О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов первого научно-практического семинара "Оценка качества программных средств учебного назначения". М., 1995. С. 5-12. педагогического) назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин различный смысл или, наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. В настоящее время существует много компьютерных программ, разработанных для совершенствования и поддержки учебного процесса. В соответствии с двумя основными видами познавательной деятельности (учение или обучение), выделяемыми психологами, обучающие средства подразделяют на два больших класса – учебные среды и обучающие программы. Глобальная педагогическая цель учебных сред – развитие творческих способностей обучаемого путем создания благоприятной среды, исследуя которую обучаемый приобретает нужные знания, а практическая задача - тренинг в решении задач определенного класса. Обучающая программа должна обеспечить реализацию следующих педагогических целей:
Четко очерченной границы, с точки зрения выполняемых методических функций, между учебными средами и обучающими программами нет. Единственное различие между обучающими средствами этих классов – отсутствие контроля фискального типа в учебных средах и наличие его в обучающих программах. В перспективе данная компонента все равно будет присутствовать и в тех, и в других. Поле программных продуктов дает возможность организовать интеллектуальную компьютерную информационную среду, которая позволяет изменить обеспечение учебного процесса. Обучение при любых его формах становится более интерактивным. "Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта"[19]. В традиционном обучении ведущий (преподаватель, учитель) играет роль "фильтра", пропускающего через себя учебную информацию, а в интерактивном - роль помощника в [19]. Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. © 7. С.12. // www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2 работе, одного из источников информации. В интерактивном обучении меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя – создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не пассивными "обучаемыми", но полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. В традиционной системе обучения учитель выступает в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения. Он не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика. Компьютерная информационная среда обучения содержит модели изучаемых знаний и является самостоятельным объектом обучения в варианте, возможном без участия учителя, реализуя парадигму: ученик – учебная среда – технологии. Поскольку здесь информационные объекты не могут рассчитывать на их активизацию и воспроизведение учителем, то и требования к ним должны предъявляться другие, чем в системе учитель – учебная среда - ученик:
В этом, очевидно, большое преимущество компьютерных средств обучения. Их средства управления и пользовательского интерфейса обязаны соответствовать уровню искусственного интеллекта, возлагая на себя часть функций учителя. Таким образом, печатные и компьютерные средства в системе обучения ученик – учебная среда – технологии должны соответствовать системному подходу. Особые свойства компьютеров можно использовать для подкрепления процессов обучения по целому ряду параметров.
Доступ. Включая различные вспомогательные элементы в процесс обучения, можно расширить доступ для тех, кто не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера. [20] В работе Ю.Г. Коротенкова "Логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования и системах предметного обучения" рассматривается логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования: технологии дистанционного обучения являются составной частью компьютерной информационной среды обучения, которая добавляет к традиционной следующие возможности:
[20]А.В. Овчаров «Компьютерная информационная среда обучения», Барнаульский государственный педуниверситет, Барнаул // http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html#_ftn2
5. Характеристика мультимедийной продукции. Тем не менее, проблема эффективного использования ПК в процессе преподавания остается чрезвычайно острой. За редким исключением машины используются для проведения уроков ОИВТ. Случаи регулярного применения ПК в преподавании общеобразовательных дисциплин крайне редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ. С предметами гуманитарного цикла ситуация обстоит сложнее. Программного обеспечения (ПО), пригодного для систематического использования в процессе обучения, нет. В начале 90-х годов некоторые компьютерные фирмы, следуя за опытом западных разработчиков, начали выпуск энциклопедий на компакт дисках. При всем уважении к проделанной ими работе, можно с большой долей уверенности утверждать, что этот тип ПО для использования в школе не годится и может в лучшем случае найти применение в качестве источника для домашней подготовки учащихся. Причины этого лежат в следующем:
Учитывая эти проблемы, разработчики ПО начали создавать продукты, не имеющие аналогов в мире. К этой категории продуктов я могу отнести «Компьютерный учебник «История России XX век» (КЛИО-СОФТ), «Компьютерный задачник «История Древнего Мира. Загадки Сфинкса». (МедиаХауз), «История. 5 класс» (Просвещение), «История мировых [21]. Ю.Г. Коротенков (канд.физ.-мат.наук, с.н.с. ИОСО РАО, отд. Информатики) "Логическое место системы дистанционного обучения в общей системе образования и системах предметного обучения" // http://www.ioso.ru/distant/library/publication/Kor.htm цивилизаций. Доиндустриальная эпоха» (Лаборатория мультимедиа ТюмГУ)», «Энциклопедия истории России. 862 - 1917 г.» (Просвещение) и другие (более 100 наименований CD-ROM только по истории и мировой культуре). Казалось появление Компьютерного учебника с его мультимедийными возможностями должно приобщить к применению ПК на уроках десятки и сотни преподавателей истории. Тем не менее, этого не произошло. Если проанализировать некоторые CD-ROM, то можно объяснить такое положение целым рядом причин:
Поэтому, с моей точки зрения, многие CD должны позиционироваться как ПО для домашней подготовки учащихся. Некоторые программные продукты, например, «Загадки Сфинкса», при всех своих достоинствах и явной направленности на развитие пользователя, не учитывают возрастные особенности пятиклассников. В силу всего вышесказанного встает вопрос – а для чего ПК может пригодиться гуманитарию на уроке? Ответ оказывается банально простым – если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как заменителя преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучения (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти ПО, которое бы отвечало потребностям учителя. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. 6. Проектирование урока. Одним из основополагающим моментом в использовании компьютера и ИКТ-технологий на уроке является проектирование самого урока. |
Закон республики молдова о гражданстве республики молдова Гражданство Республики Молдова определяет постоянные политико-правовые отношения между физическим лицом и государством Республика... | Кб «Молдова-Агроиндбанк» sa г. Кишинев, Республика Молдова Новости экономики Молдовы Год стал рекордным для молдовы в области инвестиций а евросоюз основным торговым партнером | ||
Спорта Республики Молдова Педагогический Колледж имени Алексея Матеевича,... Ключевая цель: сформировать у учащихся понятия «традиции» и «обычаи», помогая интегрироваться в | О деятельности министерства по делам молодежи и спорта республики тыва за 2013 год Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва на 2013 год, исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства... | ||
Информация о месте нахождения представительств и представителей фмс россии за рубежом Адрес: 2004, г. Кишинев, пр-т Штефана чел Маре, д. 153, Посольство РФ в Р. Молдова | Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Министерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство... Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | Постановление об утверждении Положения о мобильных группах Таможенной службы Во исполнение части (2) статьи 189/1 Таможенного кодекса Республики Молдова n 1149-xiv от 20 июля 2000 г. (Официальный монитор Республики... | ||
Программа Краткие сведения о Программе Фонд поддержки авиации и космонавтики, патриотического воспитания молодёжи и развития спорта имени дважды Героя Советского Союза... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185, Уставом мбоу лицей имени В. Г. Сизова, с учётом мнения... | ||
Доклад директора нтц «Интернавигация» Минске состоялось заседание Межгосударственного совета «Радионавигация». Присутствовали полномочные представители Республики Беларусь,... | Р еспублика Молдова Общая информация Датой создания Республики Молдова считается 27 августа 1991 г. – день провозглашения государственной независимости (узаконена после... | ||
Доклад о деятельности мбоу дод «Дворец творчества детей и молодежи»... Дворец творчества детей и молодежи. 7 сентября 2007 года прошло торжественное открытие дтдиМ им. И. Х. Садыкова после реконструкции... | Формирование у детей и молодежи гражданско-патриотических чувств... Всероссийский турнир по боксу класса «А» среди юниоров 1995- 1996 г р памяти полковника милиции А. Т. Каюмова | ||
Главное управление Главное управление мчс россии по Оренбургской области проводит конкурсы на замещение вакантных должностей федеральной государственной... | Иванова Лариса Юрьевна Научные публикации Актуальные проблемы физической культуры и спорта, физического воспитания и оздоровления учащейся молодёжи: материалы научно-практической... |