МОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа» План работы школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. Задачи школьной библиотеки. 1.Обеспечение участников образовательного процессов – обучающимся, педагогическим работникам (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечное – информационных ресурсов.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, содействие в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала.
3.Формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно – информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. Направления деятельности библиотеки
Работа с обучающимися:
- уроки культуры чтения;
- библиотечные уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- литературные и музыкальные часы;
Поддержка общешкольных мероприятий:
- День Знаний
- День Учителя
- День Матери
- Неделя здоровья
-День Земли
- День Победы
- Рождество, Масленица
- общественные акции: профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и др.
Работа с учителями и родителями:
- выступления на заседаниях педсовета;
- обзоры новинок художественной, научно-популярной, учебно-методической и учебной литературы;
- отчёты о работе и планирование деятельности библиотеки;
- информационные обзоры на заданные темы;
-индивидуальная работа с учителями-предметниками по созданию заказа на учебники и учебно-методического комплекта;
- выступления на родительских собраниях;
- обзоры публикаций периодической печати для педагогов(1раз в четверть)
4. Пополнение банка педагогической информации.
5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
6. Создание условий обучающимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя.
Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию учащихся.
Деятельность по формированию фонда библиотечно – информационного центра школьной библиотеки
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Работа с
фондом учебной литературы.
| В течение года
| 1.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности обучающихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году.
| Сентябрь-октябрь.
|
| - работа с перспективными библиографическими изданиями ( прайс-листами, каталогами, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и региональным комплектом учебников);
- составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники;
|
| 2.
| - подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
- осуществление контроля выполнения сделанного заказа;
|
|
| -приём и обработка поступивших учебников:
- оформление накладных,
- запись в книгу суммарного учёта,
-штемпелевание,
-оформление картотеки
| По мере поступления
| 3.
| Диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками
| сентябрь
| 4.
| Приём учебников
| май
| 5.
| Выдача учебников
| август- сентябрь
| 6.
| Оформление выставки «Знакомьтесь: новые учебники»
| сентябрь
| 7.
| Списание фонда с учётом ветхости и смены учебных программ.
| октябрь-ноябрь
| 8.
| Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)
| два раза в год (в конце полугодия)
|
| 2. Работа с фондом художественной литературы
|
| 1.
| Своевременное проведение обработки и регистрация изданий. Создание каталога поступающей литературы.
| По мере поступления
| 2.
| Обеспечение свободного доступа в библиотечно- информационном центре библиотеки;
- к художественному фонду (для обучающихся 1-4-х классов);
- к фонду периодики (для всех обучающихся и сотрудников)
| постоянно
| 3.
| Выдача изданий читателям
| постоянно
| 4.
| Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
| постоянно
| 5.
| Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
| постоянно
| 6.
| Ведение работы по сохранности фонда
| постоянно
| 7.
| Создание и поддержание комфортных условий для работы с читателей
| постоянно
| 8.
| Оформление выставки «Эти книги вылечили сами».
| в течение года
| 9.
| Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением обучающихся
| Один раз в четверть
| 10.
| Периодическое списание фонда с учётом ветхости и морального износа
| декабрь, июнь
|
| 3. Комплектование фонда периодики
|
| 1.
| Оформление подписки на первое и второе полугодия
| октябрь. апрель
|
| Справочно-библиографическая работа
|
| 1.
| Электронная каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы
| по мере поступления
| 2.
| Электронная каталогизация учебников по авторам, предметам, классам
| в течение года
|
| Работа с читателями
|
|
| Индивидуальная работа
|
| 1.
| Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, технического персонала школы, родителей
| постоянно
| 2.
| Рекомендательные беседы при выдаче книг
| постоянно
| 3.
| Беседы со школьниками по прочитанному.
| постоянно
| 4.
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку
| по мере поступления
| 5.
| Выставка одной книги «Это новинка!»
| по мере поступления
| 6.
| «Десять любимых книг» – рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)
| май
|
| Работа с библиотечным активом
|
| 1.
| Заседание школьного библиотечного актива
| один раз в четверть
| 2.
| Организация работы актива «Школьные библиофилы»
| в течение года
|
| Работа с педагогическим коллективом
|
| 1.
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах
| Периодически ( на совещаниях)
| 2.
| Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году
| апрель
| 3.
| Участие в подготовке Дня Учителя (подбор материалов. разработок, музыкального оформления)
| сентябрь
|
| Работа с обучающимися школы
|
| 1.
| Обслуживание обучающихся школы согласно расписанию работы библиотеки
| постоянно
| 2.
| Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до классных руководителей.
| один раз в месяц
| 3.
| Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики
| постоянно
| 4.
| Оформление и периодическое обновление стенда – рекомендации «Я – книга! Я – помощник твой!»
| август
| 5.
| «Летнее чтение с увлечением» - подбор списков литературы на лето для дополнительного изучения истории, литературы, биологии, географии и физики
| май
| 6.
| «Чтобы было легче учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в новом учебном году.
| май
| 7.
| Привлечение школьников к ответственности за причинённый ущерб книге, учебнику, периодическому изданию.
| По мере необходимости
|
Библиотечно- библиографические и информационные
знания – обучающимся школы
1-й класс
Тема №1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятие «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу?
| февраль
| Тема №2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приёмам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт).
| май
| 2-й класс.
Тема №1.Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
Тема №2.Структура книги. Кто и как создаёт книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.
| ноябрь
январь
| 3-й класс.
Тема №1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель- формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы).
Тема №2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полке.
| ноябрь
совместно с библиотекарем сельской библиотеки февраль
| 4-й класс.
Тема №1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материалов. Алфавитные указатели, предметные указатели.
Тема №2.История книги. Знакомство детей с историей книги от её истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.
| декабрь
апрель
| 5-й класс.
Тема №1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними.
Тема №2.Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью
| декабрь
апрель
| 6-й класс.
Тема №1. Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог. Картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке.
| в сельской библиотеке
ноябрь
| 7-й класс.
Тема №1.Выбор книг. Понятие «библиография», её назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний учащихся о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею.
| совместно с библиотекарем сельской библиотеки
декабрь
| 8-й класс.
Тема №1.Справочно-библиографический аппарат библиотеки: структура. Назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЕ), отраслевые ( историческая, литературная, физическая и др.) Поиск литературы с помощью систематического каталога.
| совместно с библиотекарем сельской библиотеки
апрель
| 9-й класс.
Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.
| февраль
|
Массовая работа
1.
| Выставка учебных изданий и научно- популярной литературы «За страницами школьного учебника» к предметным неделям.
| По предметным неделям
| 2.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей
| В течение года
| 3.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам зарубежных писателей
| В течение года
| 4.
| Выставка книг-юбиляров
| В течение года
|
| Конкурсы чтецов:
|
|
| - К юбилеям С.Орлова, Н.А. Некрасова
| сентябрь, ноябрь
|
| -«Рождественская звезда» (к Рождеству))
| декабрь
|
| - Стихи о войне, об армии, Родине. « Это праздник со слезами на глазах…( К Дню Победы)
| май
|
| Краеведение
|
| 1.
| Выставка к 90- летию со дня рождения Сергея Орлова
| сентябрь
| 2.
| Выставка «Наши писатели – детям»
| январь
| 3.
| Выставка газетно-журнальных материалов к Дню памяти Героя России С.Преминина.
| ноябрь
| 4.
| Конкурс открыток, поздравлений, поделок «Подарок Деду Морозу»
| декабрь
|
| «Детская книга»
|
| 1.
| Обзор книжек-новинок.
| сентябрь
| 2.
| Выставка книг к юбилеем детских писателей
| декабрь
|
| Экологическое воспитание
|
| 1.
| Презентация книги Н.М.Радченко « Заповедные территории Вологодчины» Просмотр фильма о Дарвиновском государственном природном биосферном заповеднике и Национальном парке «Русский Север»
| октябрь
| 2.
| Устный журнал «Экологические журналы» для обучающихся 5-7 классов.
| март
| 3
| Выставка «Здоровье планеты -твоё здоровьё»
| апрель
|
| «Эрудит»
|
| 1.
| Обзор журналов «Эрудит», «Чудеса и приключения детям»
| декабрь, апрель
| 2.
| Мультимедийная презентация «Поклонник вечной красоты – Ф.И.Тютчев» (для обучающихся начальной школы)
| ноябрь
| 4.
| Интеллектуальная игра о Н.А.Некрасове (к юбилею поэта)
| ноябрь
| 5.
| «Великие россияне»- выставки к юбилейным датам учёных.
| В течение года
| 6.
| «Интернет» - мультимедийная презентация для 8-9 классов.
| ноябрь
| 7.
| «Всё о реферате» - информационный час для 6-9 классов.
| март
|
| Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
|
| 1.
| «Память сердца» - беседы, книжные выставки, посвящённыё памятным датам Великой Отечественной войны.
| В течение года
| 2.
| Оформление стендов «Писатели- фронтовики» и «Дети и война»
| май
| 4.
| Просмотр фильма «Заповедные территории Вологодчины»
| октябрь
| 5.
| «Не смейте забывать учителей...» Выставка газетных, журнальных публикаций, книг ( к Дню Учителя)
| октябрь
| 6.
| «Никто не забыт. Ничто не забыто». Выставка к Дню юного героя – антифашиста.
| февраль
| 7.
| Просмотр кинофильмов «В бой идут одни старики», «Два бойца» и др.
| апрель
| 8.
| Литературно – музыкальная гостиная « Песням тех военных лет - поверьте!»
| май
| 9.
| Устный журнал «Комсомольцы- добровольцы»
| февраль
|
| Школа безопасности. Здоровый образ жизни.
|
| 1.
| Выставка книг, газетных и журнальных публикаций о здоровом образе жизни
| декабрь
| 2.
| «Каша – кормилица наша». Познавательная программа с дегустацией каш
| октябрь
| 3.
| «Курильщик – сам себе могильщик»» (Выставка газетных и журнальных материалов о профилактике курения)
| декабрь
| 4.
| «О сколько их упало в эту бездну…» Выставка к декаде профилактики наркомании
| апрель
|
|
Повышение квалификации
|
| 1.
| Работа по самообразованию:
- участие в семинарах методического объединения; индивидуальные консультации
-освоение информации из профессиональных изданий;
-использование опыта лучших библиотекарей
| В течение года
постоянно
| 2.
| Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
| постоянно
| 3.
| Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приёмов владения библиотечной программой «Марк».
| В течение года
| 4.
| Прохождение курсов повышения квалификации
| октябрь
| Массовая работа
1.
| Выставка учебных изданий и научно- популярной литературы «За страницами школьного учебника» к предметным неделям.
| По предметным неделям
| 2.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей
| В течение года
| 3.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам зарубежных писателей
| В течение года
| 4.
| Выставка книг-юбиляров
| В течение года
|
| Конкурсы чтецов:
|
|
| - К юбилеям О.А. Фокиной, С. В. Михалкова, А.Я. Яшина.
| сентябрь, март.
|
|
|
|
| Краеведение
|
| 1.
| Выставка к 75- летию со дня рождения О.А.Фокиной «Храни огонь родного очага…»
| сентябрь
| 2.
| Литературно-музыкальная композиция, посвящённая юбилею О.А,Фокиной для 5-9 кл. ( совместно с сельской библиотекой)
| сентябрь
| 3.
| Выставка «Литературная Вологда»
| сентябрь
| 4.
| Выставка книг и газетно-журнальных материалов к юбилею В.И.Белова
| октябрь
| 5.
| Выставка к юбилею И.С.Конева, Героя Советского Союза.
| декабрь
| 6.
| Конкурс открыток, поздравлений, поделок «Подарок Деду Морозу» к дню рождения Деда Мороза.
| ноябрь
| 7.
| Мультимедийная презентация «Семь чудес Вологодчины»
| март
|
| «Детская книга»
|
| 1.
| Обзор книжек-новинок.
| ноябрь
| 2.
| Выставка книг к 130-летию Б.Житкова.
| сентябрь
| 3.
| Выставка книг к 110-летию со дня рождения Е.Пермяка
| октябрь
| 4.
| Праздник в Простоквашино для 1-5 классов (к юбилею Э.Н.Успенского)
| декабрь
|
| Экологическое воспитание
|
| 1.
| Выставка книг и фотографий «Эти забавные животные» (к Всемирному дню животных)
| октябрь
| 2.
| «На лесной опушке» ( познавательная игра для 1-5 кл.)
| октябрь
| 3
| КТД к Международному Дню Земли.
| апрель
|
| «Эрудит»
|
| 1.
| Обзор журналов «Эрудит», «Чудеса и приключения детям»
| декабрь, апрель
| 2.
| Мультимедийная презентация- викторина «Но страницам фольклора»
| ноябрь
| 4.
| Викторина о Бородинском сражении
| сентябрь
| 5.
| «Великие россияне»- выставки к юбилейным датам учёных.
| в течение года
| 6.
| Турнир знатоков русского языка» для 7-9 кл.
| октябрь
| 7.
| «Как написать реферат» - информационный час для 6-9 классов.
| март
| 8.
| «У кого спросить, у кого узнать?» -библиотечно-библиографический урок для 6-7 классов.
| январь
| 9.
| Библиотечно- библиографический урок «Книга и её создатели» для обучающихся 7 кл.
| февраль
| 10.
| К 150-летию со дня рождения В.Вернадского. Информационный час.
| март
|
| Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
|
| 1.
| «Память сердца» - беседы, книжные выставки, посвящённыё памятным датам Великой Отечественной войны.
| В течение года
| 2.
| Оформление стендов «Труженики тыла и фронтовики – наши земляки»» и «Дети войны»»
| май
| 4.
| Просмотр фильма «Северная лавра» (о Кирилло- Белозерском монастыре)
| октябрь
| 5.
| «Учителями славится Россия….» выставка газетных, журнальных публикаций, книг ( к Дню Учителя)
| октябрь
| 6.
| Просмотр кинофильма «Уроки французского»
| октябрь
| 7.
| Мультимедийная презентация к Дню героя – антифашиста «Юные безусые герои»
| февраль
| 8.
| «Без матери нет ни поэта, ни героя. Познавательная программа к Дню Матери.
| ноябрь
| 9.
| Литературно – музыкальная гостиная «Знакомьтесь, наши земляки»!
| май
|
| Школа безопасности. Здоровый образ жизни.
|
| 1.
| Выставка книг, газетных и журнальных публикаций о здоровом образе жизни
| декабрь
| 2.
| «Секреты здорового питания» (занятие-мастерская)
| ноябрь
| 3.
| «Наследство Жана Нико»» (Выставка газетных и журнальных материалов о профилактике курения)
| декабрь
| 4.
| Выставка к декаде профилактики наркомании
| апрель
|
|
|
|
|
Повышение квалификации
|
| 1.
| Работа по самообразованию:
- участие в семинарах методического объединения; индивидуальные консультации
-освоение информации из профессиональных изданий;
-использование опыта лучших библиотекарей
| В течение года
постоянно
| 2.
| Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий
| постоянно
| 3.
| Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приёмов владения библиотечной программой «Марк». Создание электронного каталога.
| В течение года
| 4.
| Прохождение курсов повышения квалификации
| октябрь
| |