Скачать 261.68 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Юридического института_____________/_И.В. Шишко_____/ «_____» _____________200__ г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в социальной сфере Дисциплина ___ Информационные технологии в социальной сфере__________________ Укрупненная группа ___040 000 Социальные науки_________________ (номер и наименование укрупненной группы) Специальность ___ 040101 Социальная работа_____________________ Институт_________ Юридический _____________________ Кафедра __ Кафедра теории и методики социальной работы___________ Красноярск 2008 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Цель курса - формирование целостной системы знаний в области современных информационных технологий, их возможностях и особенностях использования в социальной сфере, при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, в управлении сферами труда, занятости и социальной защиты населения, при подготовке специалистов отрасли; привитие навыков использования современных программно-инструментальных средств обработки данных при решении практических задач в социальной сфере; ознакомление со структурой и содержанием информации в базах социальных данных, а также с технологиями работы с этими базами; ознакомление с базовыми информационными технологиями ведущих социальных учреждений. Учебная дисциплина «Информационные технологии в социальной сфере» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, формирует его социально – личностные компетенции, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Студенты в результате освоения курса должны знать и уметь применять на практике:
1.2 Задачи изучения дисциплины:
1.3. Межпредметная связь Курс «Информационные технологии в социальной сфере» относится к числу дисциплин из цикла естественнонаучных дисциплин и носит статус дисциплины по выбору. Учебный курс «Информационные технологии в социальной сфере» является логическим продолжением и расширением базового курса «Информатика», «Работа с компьютерными базами данных», «Информационное обеспечение социальной работы», «Компьютерные базы данных» в области профессиональной подготовки специалиста. Курс направлен на освоение методологии и методики применения информационных технологий в социальной сфере, позволяет сформировать профессиональные качества специалиста, необходимые для эффективной работы в современной информационной среде. Данная дисциплина является одной из основных для освоения таких дисциплин как «Прогнозирование и проектирование в социальной работе». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. Теоретико-методологические основы информатизации социальной сферы Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к информатизации социальной сферы Тема 1.Информационное общество Подходы к понятию информация. Понятие и черты информационного общества. Определения понятия «информатизация» Основные этапы развития процесса информатизации общества. Цели информатизации. Элементы информатизации. Теоретико-методологические подходы к информатизации общества. Последствия информатизации общества. Проблемы информатизации общества. Информационный образ жизни в условиях информатизации. Тема 2. Значение информационных технологий в социальной сфере Понятие социальной сферы. Структура социальной сферы. Функции социальной сферы. Понятие информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий. Свойства информационных технологий. Роль информационных технологий в социальной сфере. Критерии эффективности информационных технологий. Тема 3. Информационная безопасность социальной сферы Понятие «информационная безопасность». Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Информационная безопасность социальной сферы. Механизмы обеспечения информационной безопасности. Модуль 2.Информационные технологии в социальной сферы Раздел 2. Применения информационных технологий в социальной сфере Тема 4. Информационные технологии в органах и учреждениях социальной сферы Информационные технологии в деятельности пенсионного фонда: автоматизированные системы «Система персонифицированного учета», «Страхователи», «Пенсионное обеспечение», «Система персонифицированного учета»; информационные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений (программный комплекс «Электронная планерка»); информационные технологии, направленные на предоставление информации объектам социальной защиты (технология организации клиентских служб, технологии информирования застрахованных лиц - использование банков – трансферагентов; использование SMS-центров компаний сотовой связи; использование информационных киосков; автоматизация документационного обеспечения (автоматизированная система «Обращения граждан»). Информационные технологии в деятельности органов социальной защиты населения: автоматизированные системы «Адресная социальная помощь», «Пособия», «Муниципальные служащие», «Статистические отчеты», «Кадры», «Делопроизводство», «Реестры организациям». Информационные технологии в деятельности службы занятости населения: базы и банки данных; автоматизация внутреннего документооборота; информационные технологии, направленные предоставление информации о вакансиях Тема 5. Информационно-аналитические службы в деятельности органов и учреждений социальной сферы Понятие информационно-аналитической службы. Классификация информационно-аналитических служб. Принципы функционирования информационно-аналитических служб. Цели и задачи информационно-аналитических служб. Основные направления информационно-аналитических служб. Роль информационно-аналитических служб в прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой. Опыт деятельности информационно-аналитических служб в органах и учреждениях социальной сферы. Тема 6. Технология работы с базами и банками социальных данных Понятие базы и банков данных. Классификация баз данных (фактографическая, документальная, полнотекстовые, реферативные и т.д.). Функции баз данных. Преимущества баз социальных данных. Структура баз данных. Организация хранения и доступа к социальным данным. Программное обеспечение систем управления базами социальных данных. Методы и технология работы с базами данных при решении задач социальной сферы. Перспективные направления в создании баз социальных данных. Банки социологических данных как перспективное направление развития банков социологических данных. Перспективы развития баз и банков данных в России и за рубежом. Тема 7. Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов социальной сферы Понятие дистанционного обучения. Предпосылки развития дистанционного обучения. Особенности дистанционного обучения. Функции дистанционного обучения. Модели дистанционного обучения. Методы и технологии дистанционного обучения. Средства поддержки дистанционного обучения. Дистанционный курс как средство дистанционного обучения. Типология дистанционных курсов. Структура дистанционного курса. Применение интернет-технологий в создании курса дистанционного курса. Технология создания мультимедийного учебного курса как средства дистанционного обучения. Возможности дистанционного обучения при подготовке и повышении квалификации специалистов социальной сферы. Тема 8. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой Основы теории прогнозирования. Социальные процессы как объект исследования. Информационные технологии в прогнозировании процессов общественной жизни. Возможности информационных технологий при разработке стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Методы автоматизированного долгосрочного прогнозирования социальных процессов. Автоматизация процессов принятия решений в социальной сфере. Применение информационных технологий при проведении мониторинга социальной сферы региона. Автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения. Тема 9. Информатизация и автоматизация документационного обеспечения управления социальной сферы Информационные технологии подготовки документов. Информационные технологии хранения информации и организации доступа к ней. Технология баз данных в системе документационного обеспечения управления. Системы автоматизации делопроизводства: автоматизация регистрации документов и контроля его исполнения; документальные полнотекстовые системы; информационный архив. Комплексный подход к автоматизации документационного обеспечения управления. |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка» Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | Учебная программа дисциплины современное отечественное литературоведение... Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к ф н., доцентом каф русской литературы | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) |